Психологические игры для детей 3 5 лет. Психологические игры и упражнения с дошкольниками

Психологическая игра для детей«Еслинравитсятебе, тоделайтак!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей«Ябросаютебемяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должендостойно ответить.

Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

Нет такого человека, чтобы век без греха

Всякая неправда – грех

От судьбы не уйдешь

Риск – благородное дело

Денег наживешь – без нужды проживешь

Когда деньги говорят – правда молчит

И с умом воровать – беды не избежать

Раз украл - навек вором стал

Кто сильнее – тот и прав

С кем поведешься - от того и наберешься

Умная ложь лучше глупой правды

Убежал – прав, а попался - виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями«продаю»и«покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей«Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение«Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей«МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

Психологическая игра для детей«ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку - 3 конфеты, на вторую - 2, на третью - 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей«НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка - 1 особь, прищепки - много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Игры, развивающие коммуникативные навыки

Поймай, если сможешь

Развиваем наблюдательность, умение воспринимать невебральные сигналы, внимание

Описание: это командная игра рассчитана на большое количество участников.

В начале игры выбирается ведущий, который будет начинать первый раунд. Все остальные участники выстраиваются в одну линию. Когда ребята выстроились, ведущий берет в руки игрушку и начинает ходить за ними, пытаясь кому-нибудь из них вложить ее в руки. Тот участник, которому он все-таки отдаст, должен тут же выбежать из строя. В это время остальные участники должны внимательно следить за ведущим, так как им нужно будет поймать игрока, в руках которого окажется игрушка. Причем сделать это они должны, не выходя за пределы линии. Если им удается поймать убегающего участника, то он должен возвратиться на свое место. Если этому игроку все- таки удалось убежать, он становится ведущим, в то время как предыдущий занимает его место.

Какой-нибудь небольшой предмет, который можно передавать из рук в руки (это может быть мячик или любая другая игрушка).

Расследование

Развиваем внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность

Описание : все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше деталей его внешнего вида (цвет глаз, волос, во что он одет, какая у него прическа и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет.

Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.

Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так пни смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше деталей.

Материалы и наглядные пособия для игры

Занавеска.

Веселая сороконожка

Развиваем коммуникативные способности координацию, внимание, наблюдательность

Описание: в этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.

Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и ведущим. Ребята должны наблюдать за ведущим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие- то замысловатые движения. Например, прыжки на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка.

Кто твой друг?

Развиваем коммуникативные навыки, внимание

Описание : эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней и совмещаться с другими играми. В ней могут принимать активное участие даже взрослые.

Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. Его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать.

После этого каждый участник игры должен вести себя по отношению к тайному другу так, чтобы он смог догадаться, какую роль играет его партнер. Следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.

Материалы и наглядные пособия лая игры

Чистые листы бумаги, карандаш.

Лесные братья

Развиваем коммуникативные, артистические способности, внимание.

Игра способствуй общению и взаимопониманию детей

Описание : в начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Игрокам можно просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, г общительный и т. д.).

Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.

Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой.

Если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая веселая музыка.

➢ В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.

Поменяйся местом

Развиваем коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности

Описание : эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.

Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. Те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять освободившийся стул. Тот участник, которой не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.

Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стулья для каждого участника, кроме одного.

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности

Помоги дедушке!

Учим ребенка внимательному отношению к окружающим его людям, доверию друг к другу, сосредоточенности

Описание: ведущий предлагает участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Затем «дедушкам» завязывают глаза (детям нужно объяснить, что «дедушка» очень плохо видит) и с остальными ребятами придумывают маршрут, по которому нужно будет провести «слепого дедушку». Будет лучше, если придется обходить деревья, кусты на природе или какую-нибудь мебель в квартире. Пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет этот путь.

Игру можно усложнить правилом, согласно которому до «дедушки» нельзя будет дотрагиваться, а руководить его движением можно только словами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Секундомер, негромкая музыка.

Запретные слова

Расширяем словарный запас решка, развиваем внимание. целеустремленность, хорошую и быструю реакцию, уверенность в себе

Описание: выбираются слова, которые будут считаться запретными (например «да» и «нет»). Сама игра проходит в форме беседы. Участники ходят по комнате и стараются друг с другом завести разговор.

Главная цель — добиться от соперника того, чтобы он произнес одно из запретных слов. Тот, кто нарушил запрет, считается проигравшим, и отдает 1 жетон тому, кто задал этот каверзный вопрос.

У того, кто раздумывает над вопросом более 1 минуты, тоже отнимается жетон. Тот, кто потерял все жетоны, считается выбывшим из игры.

Материалы и наглядные пособия для игры

Пять жетонов для каждого участника игры (в качестве жетонов можно использовать бусины, пуговицы или другие небольшие предметы).

Что мне в себе нравится и что не нравится

Учим ребят адекватно оценивать себя и окружающих, умению тактично высказывать свое мнение о другом человеке, даже если он не очень симпатичен; развиваем аналитические способности, уверенность в себе

Описание : игра будет своевременной, если вы заметили, что кто-то из детей начал комплексовать по какому-то поводу и замыкаться в себе.

Каждому участнику дается лист бумаги и карандаш (будет лучше, если сначала в этой игре будет принимать участие небольшое количество детей). Каждый лист подписывается и делится на 2 колонки: в первой ребята выписывают те качества, которые каждому из них в себе нравятся, во второй — качества, которые не нравятся. Затем эти листочки собирают и раздают другим ребятам. Они на обратной стороне этого листка выписывают те положительные и отрицательные качества, которые, по их мнению, имеет хозяин этого листка.

Затем листы сдают ведущему (взрослому). Он зачитывает эти записи, все вместе анализируют их. Так выясняется, какие положительные и отрицательные качества действительно есть в каждом ребенке, а какие он сам себе придумал.

Материалы и наглядные пособия для игры

Листы чистой бумаги и карандаши по числу участников.

«Тренинг общения» - цикл психолого-педагогических занятий для дошкольников (для детей 6 - 7 лет)

Пояснительная записка:

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни в жизни детей. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис. Связанный с необходимостью адаптироваться в школе.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: их дошкольника он превращается в ученика.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью . Следует отметить также то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязано» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка и – хочет он или не хочет, готов или не готов, - он обязан и вынужден сменить свои занятия и, по существу, весь «способ жизни».

В - третьих, психологи отмечают, что важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе, в коллективе среди сверстников.

В - четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снижать психоэмоциональное напряжение и обучать методам саморегуляции. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия, а также необходимо развивать навыки эффективной коммуникации со сверстниками и со взрослыми.

В связи с этим, необходимо вводить игровые методы развивающего и психокоррекционного характера в старших группах детского сада, для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.

Цель занятий – развитие навыков социально-психологической адаптации старших дошкольников и тем самым обеспечить всестороннее развитие их личности, эмоциональный комфорт.

Основные задачи:

1. Развитие навыков социального поведения, навыков общения, чувство принадлежности к группе.

2. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

3. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброта).

4. Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение саморегуляции.

5. Обучение адекватным способам выражать негативные чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

6. Развитие умение ориентироваться в своих и чужих переживаниях.

Ключевые понятия: поддержка, взаимопомощь , понимание, сотрудничество.

Концептуальные основы: Принцип гуманизма и природосообразности.

Формы и методы работы: игра, дискуссия, творческие проекты, театрализация, пантомима.

Целевая аудитория: занятия рассчитаны для детей (6-7лет) –старших дошкольников, имеющими затруднения в социальной адаптации.

Планируемые результаты: Система занятий позволит детям повысить навыки социальной адаптации, сформировать навыки коммуникации, снизить тревожность и скорректировать поведение. Отслеживание результатов через диагностическое обследование на входе и выходе данной программы.

Методы диагностики : наблюдение, проективные методики: «Рисунок семьи», оценка произвольного внимания Д. Векслер «Корректурная проба» и «Графический диктант» по; определение умения способности обобщать и оценка мыслительных операций анализа и синтеза, умение устанавливать логические связи и закономерности, оценка зрительной памяти по; определение школьной зрелости по тесту Керна-Иерасека; диагностика развития социального интеллекта; диагностика игровой и учебной мотивации по.

Направление: «Социально-психологической адаптации старших дошкольников» подразумевает следующие шаги:

· индивидуальные консультации с семьей;

· просветительская работа с родителями и педагогами в форме лекций и семинаров-тренингов.

· тренинговые занятия по формированию эффективных коммуникативных навыков;

· индивидуальные занятия с детьми «группы риска»

Индивидуальная работа:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

Оборудование:

· фонотека

· магнитофон

· предметные игрушки

· кубик настроения

· Мягкая игрушка-ёжик

Продолжительность занятий : программа занятий рассчитана на учебный год с октября по май, с периодичностью один раз в неделю по 40 минут. Рекомендуемое количество человек в группе: 10 - 15чел.

Тематический план занятий:

Тема дискуссии

Список игр

Знакомство

Ритуал приветствия, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Мороженое»; «Тряпичный человек», «Хрюк по кругу», «Три лица», ритуал прощания.

Ритуал приветствия, «Какой я сегодня», «За что я себя люблю», «Чей это голос»; «Снеговик», «Три лица», Ритуал прощания.

Ритуал приветствия, «Я мечтаю», «Создаем мультфильм», «СМС сообщение», «Эхо», Ритуал прощания

Творчество

Ритуал приветствия, «Путаница», «Отгадай животное», «Где мы были мы не скажем»,

Границы. Мое пространство. Пространство других

Ритуал приветствия, «Мое пространство», «Зеркало», «Смеяться запрещается», «Можно к вам в гости?» «Мои боюськи», «Дрожжим, злимся, смеемся», «Рубим дрова», ритуал прощания

Мы команда

«Принцесса, дракон и принц», «Шел король по лесу», «башня из рук», ритуал прощания

Вместе веселее

«Это про меня», «Комплименты», «Пауки, птицы, блохи», «Принц на цыпочках», ритуал прощания

Завершение

Ритуал приветствия, вспоминаем запомнившиеся игры и играем в те игры, которые назовут дети, ритуал прощания.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия – создание эмоционального настроя в группе

2. Игры на развитие коммуникативных навыков

3. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

4. Ритуал прощания – рефлексивный этап, подведение итогов занятия

Конспект занятия для детей 6-7 лет

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад» №3

Цель занятия – развитие навыка сотрудничества со сверстниками в парах.

Основные задачи:

· Развитие навыков общения, чувство принадлежности к группе.

· Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение произвольной саморегуляции.

· Обучение адекватным способам выражать чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия: на занятие приносится игрушка – ёжик – символ нашего тренинга общения. Поздороваться с ёжиком.

2. Игра: «Имя и движение»

Цели: Детям легче почувствовать свою принадлежность группе, когда они могут задействовать свое тело. Также эта игра помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравиться, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становиться все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становиться Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом показывать, какой вы сегодня, то есть делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им, стараясь почувствовать состояние. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)

Анализ упражнения:

Чьи движения тебе понравились больше других?

3. Игра "Охотник"

Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения.

Слова

Действия

Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и

пошел по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

Хлопают по коленям.

Устал. «Уфффф!» Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.

По лесной тропинке, через бревно

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

пошел по дороге.

Топают ногами.

Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел

по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по лесной тропинке через бревно

Хлопают по коленям, показывают бревно.

Если играющие не устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А мой-то охотился на медведя!» и так далее.

А маленький сынишка подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»

При этом темп игры можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.

4. Упражнение: “Три лица “

Цели: Все дети любят сюрпризы. Эта игра дарит детям сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения выражения лица. Если это удаётся, дети начинают гордиться и спрашивать себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать, чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведём брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…

Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнёмся и прижмём руку к сердцу…

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое и счастливое…

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте ещё раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трёх, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям ещё немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четвёрки. Каждая пара в четвёрке должна шёпотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даёте команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьётся на две больших команды.

5. Упражнение: «Зеркало»

Дети делятся на пары. Танцуем в парах, один в паре – зеркало, отражение он повторяет все движения партнера. Затем меняемся ролями. Через определенное время психолог останавливает музыку, проверяя, как отражает зеркало. Есть ли кривые зеркала?

6. Театрализованная игра "Насос и мяч"

Цель: Расслабляет максимальное количество мышц тела.

Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

7. Упражнение: построить «башню из рук».

Цель: взаимодействие и слаженность действий детей в группе. Сотрудничество и кооперация.

Инструкция: задача – всем вместе построить башню из ваших рук. Один из вас зажимает руку в кулачек и отодвигает большой палец вверх; другой обхватывает большой палец сверстника своим кулачком и также отодвигает большой палец для другого кулачка. Важно: не сжимать палец сильно, иначе будет больно, не качать башню, иначе она развалится, а для этого важно замереть на какое-то время и ждать, когда все присоединятся к нашей башне.

8. Ритуал прощания: складываем ладошки друг на друга, образуя цветочек, смотрим друг на друга и говорим: «До свидания!»

Ольга Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки

© Издательство «Генезис», 2003

Введение

Предлагаемая книга – сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы по мочь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу.

Воспитатели и учителя могут включать предложенные игры в уроки, что способствует повышению эмоционального тонуса детей, снимает утомление, повышает работоспособность.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах. Эти упражнения могут послужить началом долгого совместного пути ребенка к самопознанию, укреплению своего Я.

Родители найдут в этой книге задания, которые можно выполнять с ребенком дома. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка, удивиться богатству и одновременно хрупкости его души. А некоторые игры можно использовать при организации праздника, причем не обязательно детского.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5–9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1–2 классов школы. Это – тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Программа адресована педагогам и психологам, работающим с детьми.

Какие трудности могут возникнуть при выполнении тех или иных заданий из этой книги? Есть ли тут какие-нибудь «подводные камни»? Безусловно. Прежде всего это возрастные особенности детей.

Дети 3 -4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырехлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.

Дети 5 -6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.

Дети 7 -8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения.

Дети 9 -10 лет находятся в предподростковом возрасте. Они сами стремятся исследовать внутренний мир, зато гораздо менее открыты. Им трудно выполнять задания, требующие прикосновений к другим, особенно если это представители противоположного пола.

Обычно занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность занятий определяется возрастом детей.

Самые младшие дети (3 -4 лет ) обычно могут работать не более 14–20 минут.

С дошкольниками 5 -6 лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками – 45-минутные.

Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7–8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14–15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.

Дошкольников удобнее посадить «парашютиком», так, чтобы все могли хорошо видеть взрослого. Взрослый в этом случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся в разные стороны.

Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.

Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами.

Есть ли какие-то специальные требования к ведущему, использующему в своей работе предлагаемые процедуры? Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если он сам получает удовольствие от игры, не считая ее второстепенным и ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все это у ведущего есть, то занятия с детьми обязательно будут успешными и эффективными. Дети будут кричать, что психология – это их любимый урок, а ведущий – любимый взрослый.

Мне трудно найти слова для того, чтобы выразить всю глуби ну благодарности моим удивительным коллегам – Перминовой Ю. Б. и Козловой Е. М. – за помощь в подготовке этой книги, студентам Московского открытого социального университета и факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета за большую помощь в нашей работе и созданные ими светлые и теплые сказки.

Спасибо всем им. А также вам, читающим эту книжку, спасибо!

Раздел I. Психологические игры и упражнения

Часть 1. «Я». Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности

1. «Здравствуй, я котик!»

Цель

Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».

2. «Котик ласкает»

Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.

Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласка ют друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

3. «Раз-два-три, заяц, замри!»

Цель

Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы буде те превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» – вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь – «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».

4. «Превратись в пластилинчик»

Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.

Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

6. «Покажи чувства язычком»

Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;

♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.

7. «Кто в домике живет?»

Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.

Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.

Развивающие игры для детей хорошо использовать в период подготовки ребенка к школе и во время его адаптации к школе. В статье предложено несколько таких игр. Это игры на развитие произвольного внимания, умения взаимодействовать со сверстниками, на корректировку актуальных эмоциональных состояний ребенка.

Игра. Зеркало
Цель:
дать возможность проявить активность пассивным детям

Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Игра. Путаница
Цель:
игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Один человек выбирается ведущим и перед началом игры выходит в соседнюю комнату (отворачивается). Остальные участники, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Затем нужно, не размыкая рук, как можно сильнее запутать цепочку. Для этого можно выворачиваться, переступать через руки, поворачиваться, пролезать под руками других игроков и т.д. Главное условие – нельзя отпускать руки соседей. После того, как все перепутались, зовется ведущий. Задача ведущего «Путаницы» - распутать получившийся «клубок» обратно (опять же, не размыкая ничьих рук), постаравшись не вывихнуть и не сломать конечности участников!

Игра. Дракон кусает свой хвост
Цель:
развитие коммуникативных навыков, произвольности.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Игра. Белые медведи
Цель:
развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, корректировка эмоционального состояния.

Ход игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Ход игры. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра. Разведчики
Цель:
развивать наблюдательность, развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

Игра «Четыре стихии»
Цель:
развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра. Комплименты
Цель:
освоение навыков конструктивного взаимодействия и выражения поддержки, а также ее получение.

Ход игры. Все участники садятся в круг. Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. Обращение по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: «А ты…» или «А у тебя…».

Игра. Европейский город
Цель:
развитие партнерских отношений между детьми, сплочение группы.

Ход игры. Участники группы «оказываются» на площади одного европейского города, имеющего прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды - спинами, а трижды - берут друг друга за плечи легко потряхивают. Каждое действие участники группы выполняют с новыми партнерами.

Игра. Шум дождя
Цель:
сплочение группы, развитие внимания и произвольности действий, работа с ритмом, релаксация.

Ход игры. Группа разделяется на мини-группы из 2 – 3 человек. Каждой подгруппе предлагается в определенном ритме выполнять одно из следующих действий: потирать ладони, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, постукивать ногами об пол, похлопывать ладошками по ногам и т.п. Мини-группы включаются постепенно, по сигналу ведущего. После этого продолжают действия с закрытыми глазами. В обратном порядке ведущий постепенно «выключает» каждую группу, например, прикосновением.

Игра. Сочиним сказку
Цель:
сплочение группы, освоение участниками новых ролей, развитие речи, воображения, мышления, корректировка актуальных эмоциональных состояний.

Ход игры. Участники садятся в круг. Первый рассказчик должен придумать фразу-начало сказки. После чего следующий рассказчик придумывает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Все игроки должны придумать по предложению (по 2 - 3 предложения). Далее можно провести обсуждение и разыграть сказку.

Игра. Паутинка
Цель:
развитие у детей большей открытости в общении, навыков взаимопонимания, выражение сдерживаемых ими чувств, мыслей, образов по отношению друг к другу, развитие речи детей.

Ход игры. Все участники группы садятся вокруг стола, на котором расположен достаточно большой лист бумаги. Каждый выбирает себе карандаш определенного цвета, отличающийся от остальных, и на близлежащем краю листа пишет свое имя. После этого начинается игра.

Один из участников «отправляется в гости» к кому-либо из участников группы. Для этого он проводит линию к его имени и задает интересующий его вопрос. Второй человек отвечает, после чего имеет возможность сделать то же самое по отношению к другому. Игра продолжается до тех пор, пока все вопросы не иссякнут.

В результате на листе бумаги получается своего рода паутинка, отражающая социометрическую ситуацию в группе. Далее следует обсуждение.

Игра. Поменяйтесь местами те, кто…
Цель:
создание эмоциональной непринужденной обстановки в группе, укрепление ее сплоченности, развитие внимания, наблюдательности, повышение скорости реакции.

Ход игры. Все участники сидят в кругу, а водящий стоит в стороне. Игра начинается со слов водящего: «Поменяйтесь местами те, кто…». И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков. Например, «… кто любит мороженное», «… у кого в одежде присутствует красный цвет», «…. у кого дома есть кошка», «… кто помогает маме», «… кто любит кататься на велосипеде» и т.п. Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, водящий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим водящим.

Игра. Осьминожка
Цель:
развитие произвольной регуляции деятельности, внимания, сплочение группы.

Ход игры. Сидя в кругу, участники кладут руки на колени находящихся рядом игроков. Получается так, что руки переплетаются между собой. Далее «осьминожка» поднимает по очереди каждую свою «ручку», не пропуская ни одной. Если кто-либо пропустил свою очередь, то эта рука на время исключается из игры. Осьминожка играет, пуская волны своими лапами.

Игра. Слепой и поводырь
Цель:
развитие доверия, закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.

Ход игры. Участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему руку на плечо. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы обеспечить его безопасность. Задача «слепого» быть внимательным к действиям «поводыря», траектории и скорости его движения.

Игра. Совместное рисование
Цель:
закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.

Ход игры. Участники в парах должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета, карандаша, так же, как и смена последнего, может производиться только невербально. Подсказывать словами друг другу нельзя. По окончании рисования - обсуждение.

Игра. Передай рядом сидящему
Цель:
развитие воображения, произвольности.

Ход игры. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего - точно показать предмет. Задача принимающего - угадать предмет.

Игра. Волшебный стул
Цель:
развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Дети сидят в кругу. В центр круга ставится стул. Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только самые добрые и приятные слова.

Игра. Летела корова…
Цель:
развитие произвольного внимания, речи.

Ход игры. Дети садятся в круг. Ладони кладут на ладони рядом сидящих детей так, чтобы своя правая ладонь лежала поверх левой ладони соседа, и соответственно, своя левая ладонь - под правой ладонью соседа. Дети произносят слова «Летела корова по синему небу, читала газету под номером N» так, что на каждое слово своей правой ладонью делают хлопок по правой ладони соседа, вместо N играющий называет любое число - номер газеты. Следующий играющий начинает счет, говорит: «Один», следующий - «Два» и т.д. пока не дойдет до N. Ребенок, произносящий номер газеты N должен успеть хлопнуть своей правой ладонью по правой ладони соседа, сосед, в свою очередь, должен успеть убрать свою ладонь. Если ребенок не успел убрать свою ладонь и по его ладони хлопнули, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 – 3 участника.

Более сложный вариант игры проводится со словами: «Летела корова по синему небу, сказала слово…..». Играющий называет любое слово, и это слово произносится по слогам. На последнем слоге соответствующему участнику игры нужно успеть убрать руку.

Похожие статьи

  • Почему имя Савва наделяет мудростью и силой своего обладателя?

    По ХигируИмя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен. Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок....

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...