Автоматические ворота с самодельным приводом: строим своими руками. Автоматизируем откатные ворота своими руками Схема релейных автоматических ворот своими руками

Видео процесса закладки электропроводки для откатных ворот:

Первое чего не нужно делать, это брать толстые провода - электрики "старой закалки" закладывают провода сечением 2,5мм2 и более, вплоть до 6мм2 меди, в том числе на фотоэлементы, кнопку-ключ, и прочую слаботочку. Единственный относительно толстый провод, который нужен для автоматики откатных ворот это кабель питания, и то не толще 1,5мм2.

На рисунке выше изображены типичные контакты-клеммы на плате управления автоматики ворот, максимальное сечение провода, которое можно зажать в них без дополнительных ухищрений 1,5мм, однако следует учесть, что некторые провода приходится скручивать вместе и после этого зажимать в клемму. На фотоэлементах эти клеммы еще меньше.
Итак, сначала рассмотрим схему электропроводки откатных автоворот.

На первый взгляд на ней ничего не понятно. Все в порядке - так и должно быть. Попробуем разобраться в ней, если мы хотим сэкономить свои деньги. Первое что нужно понимать это то, что все провода приходят к электроприводу на схеме он обозначен прямоугольником зеленого цвета, Свободные концы рекомендуется оставлять по 1-1,5м. Привод имеет смысл располагать сразу за роликовой кареткой той, что ближе к проему. Тем самым Вы уменьшите расход зубчатой рейки и не нужно будет отходить далеко от проёма, чтобы добраться до привода в случае надобности.
Итак, мы опредилились, что все провода идут к приводу и выходят в пластиковых гофрах с месте установки привода. На практике это реализуется так как показано на фото ниже:

Рассмотрим первый кабель идущий от привода - это питание 220В, его есть смысл делать кабелем ПВС 3х1,5. Этот провод идет от привода к розетке или автомату. На автоматику ворот рекомендуется устанавливать стабилизатор напряжения.
Второй кабель - от привода на сигнальную лампу, на схеме он обозначен 2х0,75 (можно взять и 2х0,5 и даже меньше, ампераж на лампе небольшой). Идет этот кабель от привода на верхушку столба ближнего к приводу, если есть возможность лучше спрятать его в столб. Если на вершине столба имеется декоративная "шляпка" выводите провод на лицевую плоскость столба прямо под "шляпкой".
Далее идет разводка кабелей фотоэлементов. Именно этот этап вызывает наибольшие затруднения, поэтому остановимся на нем подробнее. Проводку для фотоэлементов лучше всего выполнить "домофонным сигнальным кабелем" 4х0,22. Годится также вышеупомянутый ПВС 2х0.5, только не забудьте, что ближнему к приводу фотоэлементу требуется 4 жилы, а дальнему 2.
Первое, что вызывает затруднения это где устанавливать фотоэлементы. Фотоэлементы устанавливаются в торцах столбов, на одинаковой высоте 500-600мм от земли. См фото:

Ближний к электроприводу фотоэлемент (приемник, RX) требует 4-х жильного провода - 2 жилы питание, и еще 2 управляющие контакты. На схеме этот провод обозначен 4х0,35. Он идет от столба к приводу, Часто забывают, что нужен 4-х жильный кабели и кладут 2-х жильный, будьте внимательны. Этот кабель при возможности лучше спрятать в столб, оставив свободный конец 15-20 см. Если нет такой возможности нужно укрепить провод на столбе, благо крепежа для провода сейчас хватает. Часто этот провод прокладывают в швах между кирпичами, а потом заделывают раствором.
Фотоэлемент на дальнем от привода столбе (ТХ) требует 2-х жильного кабеля, на схеме он обозначен 2х0,35. Проводку лучше сделать опять же тем же самым сигнальным проводом 4х0,22, можно использовать 2 жилы, а можно использовать все жилы скрутив их попарно. Провод этого фотоэлемента проходит под проемом, поэтому предусмотрите, чтобы он был надежно защищен, ведь сверху будет проезжать автотранспорт.

Остались вопросы? Звоните, и наши менеджеры с удовольствием проконсультируют Вас по всем вопросам! Звоните или закажите консультацию.

Построить автоматические ворота своими руками – занятие непростое, требующее определённых навыков и знаний. И не верьте тем, кто будет уверять вас в обратном. Тем не менее, сделать ворота-автомат самому более чем реально. Об этом, собственно, и пойдёт речь в данном гиде. Хотите узнать о разновидностях и методах создания автоматических ворот? Читайте дальше!

В том, что современные автоматические ворота – штука невероятно удобная, никого убеждать не требуется. Они пользуются спросом, и, разумеется, рынок полон предложений. Однако всё многообразие имеющихся моделей легко делится на три основные группы:

  • распашные автоматические ворота;
  • откатные автоматические ворота;
  • гаражные автоматические ворота.

Изготовление этих ворот имеет свои особенности.

А теперь – подробнее.

Автоматические распашные ворота для загородного дома

Автоматические распашные ворота своими руками – бюджетно и удобно

Такой тип ворот является наиболее привычным и популярным из-за удобного и простого устройства. Необходимое условие – свободное пространство для открывания ворот.

В основном, каркас для таких ворот делают из профиля высокой жёсткости. Затем он обшивается сверху – например, деревянными или металлическими панелями.

Более дорогой вариант, но, безусловно, очень красивый – кованые резные решётки.

Автоматические кованые откатные ворота всегда смотрятся презентабельно

Распашные ворота – перечень составляющих:

  1. столбы для крепления;
  2. комплект петель;
  3. створки ворот;
  4. упоры: боковые и центральный;
  5. засов;
  6. ручки для открывания ворот;
  7. кронштейны для крепления электропривода к столбам и створкам.
  8. электроприводы (два).

Распашные ворота – анатомия

Столбы для крепления ворот удобно делать из стальной трубы. Если ворота получаются очень тяжёлыми, имеет смысл вместо столбов установить П-образный стальной каркас. Это гарантия того, что ворота со временем не поведёт.

В качестве несущей конструкции для установки основы распашных ворот (столбы или каркас) мы рекомендуем использовать фундамент стаканного типа.

Простая схема-подсказка по бетонированию ворот. Обратите внимание на котлован под «банкетку»

В последнее время для укрепления створок ворот к столбам применяются особые петли. Они идут в комплекте с подшипниками. В этом случае, ход ворот будет плавным и лёгким. Обычно, число петель, устанавливаемых на ворота, 4 или 6. Это зависит от массы ворот и их размера. Такие петли бывают двух видов: металлические и полимерные.

Полотно ворот (створки) состоят из каркаса и панели заполнения. Заполнение бывает трёх типов:

  • разреженное;
  • сплошное;
  • комбинированное.

Каркас ворот изготавливается из металлического профиля (углового и соединительного). Секции заполнения можно сделать из металлического штакетника, сендвич-панелей, а, также, алюминиевого роллетного профиля. Металлические детали ворот следует загрунтовать и покрасить.

Эскиз распашных ворот металлического штакетника с односторонней обшивкой: каменный столб-опора, стена, 3-внешний каркас, 5. боковые упоры, 6. центральный упор, 7. внутреннее ребро жёсткости, 8. линейный автоматический механизм открывания, 9. нижняя защёлка, 10. блок управления автоматикой

Боковые или центральные упоры – обязательные элементы конструкции. По сути, это металлические штыри-ограничители, которые не позволяют створкам ворот выходить за установленные пределы. Упоры могут быть как постоянными, так и съёмными.

Засов и ручки для открывания ворот также стоит отнести к необходимым элементам конструкции, ведь, при любом перебое с электричеством, которые у нас, увы, не редкость, запирать и открывать ворота вам придётся вручную.

Электроприводы и кронштейны для их укрепления, как правило, продаются в комплекте. Покупать их по отдельности мы не рекомендуем, т.к., приводы и кронштейны от разных производителей могут не подходить по параметрам.

Правильное крепление рычажного привода к кирпичной стене

Обзор автоматики

Купить комплект воротной автоматики сегодня не составит ни малейшего труда. Как правило, в комплект автоматики входят:

  • приводы правосторонние и левосторонние самозапирающиеся;
  • блок управления воротами (трансформатор и плата управления в одном корпусе);
  • комплект фотоэлементов (приёмник и передатчик, пульт дистанционного управления, фотоэлементы);
  • гайки, болты, втулки и ключи для аварийной разблокировки;
  • набор крепёжных пластин.

Так выглядит набор автоматики для откатных ворот

Для того чтобы выбрать автоматическое распашное устройство правильно, необходимо учесть несколько важных параметров.

  • вес и площадь створок;
  • интенсивность открывания;
  • лёгкость хода створок ворот.

Рассмотрим их детально.

Вес и площадь створок ворот – параметры, которые нельзя отделять друг от друга. Причина в следующем. На створку и привод действуют сильные ветровые нагрузки. Т.е., если мы поставим автоматику, рассчитанную на вес створок до 100 кг, и не учтём площадь, то первый сильный ветер порвёт дорогостоящее устройство как обезьяна газету.

Чтобы выбрать устройство правильно, нужно сделать простые расчёты.

Допустим, что средняя ветровая нагрузка в вашей местности составляет 50 кг/м. Если вы хотите установить стандартные ворота из профнастила с габаритами створки 2х2 м, то ветровая нагрузка составит 2х2х50 = 200 кг. Теперь прибавляем фактический вес одной створки (100 кг) и получаем итоговое значение, равное 300 кг. В этом случае, с учётом запаса прочности, необходимо установить привод, рассчитанный на створки весом от 400 до 800 кг и на аналогичную ветровую нагрузку. Тогда, ваши ворота будут служить долго.

Интенсивность открывания – выражается как отношение времени фактической работы за один час. Выражается в процентах. Например, 30% в час. Эти данные можно найти в техпаспорте.

Заметки на полях : Как правильно применять этот параметр? Предположим, на открывание створки ворот уходит, примерно, 20 секунд. Столько же – на закрывание. Итого, 40 секунд. Затем, выделяем 30% из 60 (количество минут в часе) и получаем, приблизительно, 18 минут. Теперь нам остаётся только одно – превратить 18 минут в секунды (1080) и разделить это значение на 40. Получаем, в итоге, число 27. Таким образом, эти ворота смогут за 1 час пропустить 27 машин. Для частного домовладения – более чем достаточно. А для кооперативного гаража – маловато будет.

Автоматические распашные ворота для гаража: снаружи практически невозможно отличить от обыкновенных. Автоматика видна только изнутри

Лёгкость хода створок ворот – этот параметр зависит, прежде всего, от правильности установки столбов и петель (без перекосов) и от величины силы трения в петлях (решается своевременной смазкой). Кроме того, на этот параметр влияют погодные условия: иней, снег, обледенение создают дополнительное сопротивление. Поэтому, следует выбирать привод с запасом мощности. Иначе, зимой придётся помогать воротам вручную, а это, согласитесь, не из мечты.

По типу работы автоматические устройства для распашных ворот делятся на:

  • Линейные – эти приводы называют, также, «червячными». Они работают по принципу удлинения/укорачивания штока, который приводится в действие червячной передачей;
  • Рычажные – принцип работы этих приводов похож на принцип действия человеческой руки. Длинный рабочий рычаг состоит из двух частей, соединённых подвижным шарниром.

Распашные ворота с линейными автоматическими приводами

Линейные приводы отлично подойдут для распашных ворот, створки которых открываются в обе стороны двора. Они просты в эксплуатации и относительно недорого стоят.

Рычажная автоматика позволяет открывать ворота, подвешенные на расстоянии от края столба 20-40 см. Этот тип автоматики можно устанавливать на каменные колонны, стоящие перед столбами каркаса ворот.

Что касается брендов, производящих автоматику для распашных ворот, то здесь важны только ваши предпочтения и плотность кошелька. Со своей стороны, мы советуем обратить внимание на продукцию итальянской фирмы «Came Group». Эта компания специализируется только на изготовлении электроприводов, а за 30 лет существования на рынке научилась это делать неплохо.

Кстати, Came – это первая фирма, которая придумала ворота с дистанционным управлением

Автоматические откатные ворота– конструкция и правила выбора фурнитуры

Именно этот вид ворот сейчас наиболее популярен. Да, если сравнивать с распашными воротами, то откатные будут посложнее за счёт необходимости применения специальной фурнитуры. Но в наше время купить можно, что угодно, и этот, в недавнем прошлом, дорогостоящий и редкий элемент конструкции, перестал быть диковинкой.

Каковы же достоинства откатных ворот? Их немало. Мы перечислим самые очевидные:

  • отсутствие направляющих как внизу проёма ворот, так и вверху – это снимает ограничения в высоте въезжающего транспорта;
  • четкая работа автоматики – это устраняет необходимость выходить из машины для открытия ворот;
  • неприхотливость в обслуживании.

Все, что нужно для изготовления откатных ворот – картинка-шпаргалка

Сделать самостоятельно сдвижные ворота не составит труда каждому, кто умеет обращаться с болгаркой и сварочным аппаратом. Однако, несмотря на всю свою модность, у них есть два существенных недостатка: более «кусачая» цена на автоматику и наличие свободного места для отката створки. В остальном же все здорово – эти ворота прослужат вам верой и правдой не один десяток лет. В среднем, эксплуатационная система откатных ворот рассчитана на 50 000 циклов открываний/закрываний.

Выбор материала для зашивки откатных ворот всецело зависит от вашей фантазии. Это может быть:

Ворота из поликарбоната смотрятся очень по-современному

По виду конструкции эти ворота делятся на 2 типа:

  • с цельным полотном;
  • со встроенной калиткой.

Набор фурнитуры для откатных ворот состоит из

  • роликовых кареток;
  • верхних поддерживающих роликов;
  • накатных роликов;
  • 2-х уловителей – верхнего и нижнего;
  • направляющего профиля;
  • резиновых заглушек.

На заметку : Цена комплекта фурнитуры зависит от веса ворот, длины направляющей и фирмы-производителя. Например, для ворот до 400 кг с направляющей в 5 м комплект фурнитуры нашего производства обойдётся, в среднем, в 5 700-6 000 р. Аналогичный набор для ворот до 800 кг будет стоить на 2 500-3 000 р дороже. Комплект заморской фурнитуры хорошего качества, например, Rolling Center (Италия) облегчит ваш кошелёк на 20 и более тысяч рублей.

Словом, «думайте сами, решайте сами».

Интересный вариант обшивки для ворот: ковка + поликарбонат

Делаем откатные ворота своими руками – пошаговая инструкция

Шаг №1 Определяемся с размерами ворот. Длина, ширина и высота подвижной створки определяет вес ворот, а, значит, и выбор фурнитуры. От размера ворот зависит, также, величина расстояния, необходимого для сдвигания створки. В идеале, оно должно быть в полтора раза больше, чем проём ворот.

Шаг №2 Устанавливаем опорные столбы. В качестве материала подойдут:

  • стальная профильная труба;
  • дубовый брус;
  • швеллер;
  • столб из бетона или кирпича.

Главное правило при установке – опорные столбы необходимо углубить в грунт на 1 метр. В противном случае, ближайшей зимой или весной опорный столб может сместиться по вертикали и испортить всю геометрию каркаса. А это негативно скажется на открывании ворот.

Так выглядит «банкетка» в сборке до заливки бетона в фундамент

Для правильной установки столба делаем следующее:

  • выкапываем яму глубиной около 120 см;
  • на дно укладываем “подушку” – отсыпку из песка и щебня толщиной 15 см, хорошо её утрамбовываем;
  • устанавливаем столб и заливаем его бетоном (марка цемента не менее М-300).

Шаг №3 Делаем фундамент для ворот. Это – основа всей конструкции. Во-первых, фундамент держит вес ворот, а он, согласитесь, не малый. Во-вторых, в фундамент закладывается “банкетка” – швеллер, по которому будет двигаться на роликах створка ворот.

Для закладки фундамента необходимо сделать следующее:

  • Выкопать и обустроить котлован.

Параметры:

  1. длина = 50% от размера воротного проёма.
  2. ширина (см) – 40-45;
  3. глубина (см) – 100-120.

Форма котлована П-образная, как показано на рисунке
После того, как котлован будет готов, нужно сделать отсыпку. Величина “подушки” – как при установке столбов.

  • Изготовить «банкетку». Требуется швеллер (ширина 20 см) и металлическая арматура (сечением 10-12 мм). Арматуру необходимо разрезать на “шпаги” длиной 100 см, затем приварить к полочкам швеллера;
  • Установить «банкетку» и залить бетоном.

Важно!

  • После заливки бетону нужно отстояться. Минимальное время для набора прочности 6-7 дней.
  • Верх «банкетки» устанавливается заподлицо с дорогой (т.е., на одном уровне).
  • Во избежание образования трещин бетон нужно ежедневно поливать водой.

На этом эскизе хорошо видна глубина закладки металлических опор – 120 мм. Это значение может меняться для регионов с большим показателем промерзания грунта

Шаг №4 Изготовление несущей рамы. Раму для откатных ворот удобно делать из профильной стальной трубы (т.н., профиль для ворот).

Этапы изготовления:

  • раскрой профиля на нужные по длине отрезки;
  • удаление с трубы ржавчины (понадобится болгарка с насадкой “металлическая щётка”);
  • обезжиривание трубы растворителем или бензином, нанесение антикоррозийного грунта;
  • сборка рамы при помощи сварки;
  • зачистка сварочных швов и чистовая антикоррозийная грунтовка всего каркаса.

Полезные советы:

  • Для внешнего контура рамы выбираем профтрубу сечением 50х50 мм или 60х40 мм.
  • Для рёбер жёсткости подойдёт труба 20х30 мм или 30х40 мм.
  • Элементы направляющей и каркаса собираем в шахматном порядке, потому что, от нагревания полотно ворот обязательно поведёт.

Распределение материала для изготовления каркаса откатных ворот

Шаг №5. Окраска каркаса и зашивка полотна ворот.

Окраску можно наносить сразу после высыхания грунта. Недорогой и практичный вариант – алкидная эмаль. Чтобы ворота выглядели богаче, рекомендуем нанести не менее 2-х слоёв краски. После нанесения каждого слоя краски, она должна высохнуть.

Выбор зашивочного материала – дело сугубо индивидуальное.

Крепить материал следует к внутренним трубам (рёбрам жёсткости каркаса). Для сборки используем саморезы или заклёпки.

Схема удобных и недорогих откатных ворот из металла

Шаг №6. Монтаж ворот.

Монтаж производится в следующей очерёдности:

  • устанавливаем на «банкетку» ролики и заправляем их в направляющую полотна ворот;
  • выставляем ворота строго по уровню (можно использовать как обычный двухметровый уровень, так и лазерный);
  • прихватываем к швеллеру сваркой нижние роликовые тележки;
  • привариваем верхние ролики (поддерживающий и концевой);
  • привариваем к опорным столбам нижний и верхний улавливатели;
  • устанавливаем автоматику;
  • испытываем ворота, хвастаемся соседям и гордимся собой!

Такие ворота обойдутся вам в полтора-два раза дешевле «магазинных».

Схема классических распашных ворот с кирпичными опорными столбами

Гаражные автоматические ворота – коротко о главном

Обычно в гаражи устанавливают ворота четырёх типов:

  • классические распашные;
  • секционные складные (с помощью систем пружин и направляющих поднимаются вверх);
  • подъёмно-поворотные;
  • роллетные.

Секционные автоматические гаражные ворота: вид изнутри

Для самостоятельного изготовления лучше всего подходят первые три типа.

Роллетные ворота сделать своими руками проблематично, т.к., они состоят из множества ламелей, которые делаются только в промышленных условиях.

Распашные гаражные ворота строятся по тому же принципу, что и внешние. Для изготовления секционных ворот вам понадобится множество деталей, которые придётся купить в магазине: полотна, направляющие, валы, петли, балансировочные пружины подвесов и т.д. Поэтому, такие ворота лучше заказывать в готовом варианте – это надёжнее и, как ни странно, экономичнее.

Подъёмно-поворотные гаражные ворота – обратите внимание: в этом примере автоматика смонтирована правильно

Подъёмно-поворотные ворота состоят из внешней рамы, цельного полотна и автоматики, которая поднимает полотно вверх, в «потолок». Это очень простые и эффектные ворота, главный недостаток которых – дорогая автоматика.

Распашные ворота из подручных материалов: видео мастерам на заметку

Наш вердикт: если вы очень хотите смастерить автоматические гаражные ворота самостоятельно, надёжно и недорого, обратите внимание на классику. Дерзайте!

Соорудить автоматические ворота самому непросто. Понадобятся определённые умения и знания. Однако если ответственно подойти к выполнению работы своими руками, то задача выполнимая.

Устройство автоматических ворот

Эти ворота с каждым днём пользуются всё большим спросом. Конструкции можно разделить на 3 главные группы:

  • откатные автоматические конструкции;
  • распашная конструкция с автоматикой;
  • автоматические конструкции для гаражей.

Каждые из типов ворот имеют свои особенности.

Раздвижные автоматические конструкции- это привычные для многих ворота, которые используется достаточно часто.

Распашные ворота требуют наличия свободного пространства в боковой части

Всё дело в дешевизне и простом устройстве. Недостаток заключается в необходимости наличия свободного места для открывания в боковых частях.

Каркас чаще всего изготавливается из жёсткого металлопрофиля. Далее конструкцию понадобится обшить. Обшивка может изготавливаться из дерева или металла. Другой вариант - использование кованых резных решёток для обшивки ворот.

Конструкция состоит из таких элементов:

  • створки ворот;
  • крепежные опоры;
  • набор петель;
  • засов;
  • один или несколько приводов;
  • рукоятки для открывания;
  • элементы для бокового упора;
  • центральный упор;
  • кронштейны для фиксации электрического привода к опорам и створкам.

Обязательными деталями конструкции являются боковые и центральные упоры. Это ограничители, которые не дадут возможности створкам выйти за определённые пределы. Упоры могут быть стационарными или съёмными.

К обязательным деталям конструкции относятся также рукоятки и засов.

Элементы нужны в случае, если пропадёт электричество

Если возникнут проблемы с электричеством, то ворота можно будет запереть и отпереть только вручную. Электропривод идёт в наборе с данными деталями. Приобретать по отдельности нежелательно, так как элементы могут быть несовместимы друг с другом.

По устройству автоматику можно разделить на:

  • привод, который осуществляет операции открытия и закрытия створок с закреплением требуемого положения;
  • автоматику, которая управляет работой основных деталей приводного механизма.

Все подвижные детали должны свободно передвигаться по направляющим. Хозяин должен периодически их контролировать. Важно регулярно проводить чистку и смазывание передвижных деталей конструкции. Если створки будут тяжело передвигаться, то может произойти увеличение нагрузки на привод и электрический двигатель. В таком случае могут возникнуть неполадки механизмов.

Конструкция откатных

Привод состоит из таких элементов:


Каждый тип ворот требует индивидуального привода, который сможет обеспечить определённый вид движения устройства на необходимые расстояния.

Конструкция распашных

По принципу функционирования они разделяются на:

  1. Рычажные. Состоят из набора блоков с рычажками.

    Рычажный привод ворот

  2. Линейные. Фиксируются в одной точке. Двигающийся кронштейн перемещается по ровной линии внутри корпуса. Чаще всего используется прокручивание винта по гайке, передачи с цепью или ремнями.

    Линейный привод автоматических ворот

  3. Гидравлические. Используются для тяжёлых конструкций, вес створок которых составляет 950 кг и более. Требуемая ширина створок - от 4,5 м. Элементы будут подвергаться интенсивной эксплуатации.

    Гидравлический привод необходим для конструкций, которые подвергаются большим нагрузкам

  4. Телескопические. Элементы разделяются на секции. Конструкция состоит из внутренних ползунков, которые обеспечивают раздвижение секций для передвижения конечного держателя.

    Телескопический привод автоматических ворот

Привод необходимо жёстко закрепить на основании. Не допускаются перекосы и щели при функционировании механизмов, поэтому углубление основания под ворота и автоматические устройства должно быть больше уровня промерзания земли в зимний период. Только в таком случае может быть гарантировано качественное функционирование ворот.

Чтобы автоматическое управление функционированием створок происходило надёжно, все устройства нужно отладить и проверить вручную. Данные работы выполняются на завершающей стадии строительных работ. Автоматические механизмы могут работать:

  1. Удалённо. На основе передачи команд по радиоволнам от пульта на принимающее устройство, которое управляет работой электрического двигателя и других деталей.
  2. От стационарного пульта, который расположен на стенке частного дома.
  3. От сочетания первых двух вариантов.

Управление на базе удалённого способа основывается на тех же принципах, что и для стационарно смонтированного пульта с обыкновенными кнопками включения и выключения простого электрического двигателя. Отличие в том, что в данном случае есть возможность решать вспомогательные технические задачи.

Принцип функционирования автоматики

Прежде всего будет рассмотрен метод работы автоматики от пульта. В данном случае используется незначительное дополнение предыдущей схемы. Оно заключается в подсоединении параллельно с клавишами управления электронного ключа. Он работает от сигналов принимающего устройства, которое получает команды по радиоволнам с передатчика в виде пульта. Приборы представлены в широком ассортименте и могут иметь различный функционал и внешний вид, однако принцип функционирования остаётся неизменным.

Размещение датчиков контроля и компонентов силового механизма будет зависеть от конструкции ворот и условий региона. К примеру, реализовать автоматику раздвижных ворот можно по такой схеме:

Реализовать автоматику в распашных воротах можно по этой схеме

Фотоэлементы будут контролировать качество рабочей поверхности. Для этого их понадобится смонтировать на столбах фиксации стоек, стенках и опорах. После этого их нужно настроить так, чтобы они могли чётко охватывать зоны въезда, контролировать достижение створками крайних позиций и исключение ими удара по людям, автомобилям или животным, которые могут внезапно появиться.

Привод каждой из створок должен быть установлен на опорных деталях.

Привод нужно размещать с внутренней стороны двора

Ключ для отключения конструкции располагается с внутренней стороны стенки возле ворот.

Сигнализирующая лампа нужна для освещения проезжей части.

Сигнальная лампа нужна для оповещения открывания ворот

Устройство приёма сигналов от передатчика, которое находится в блоке управления, вместе с отдельным приводом закрепляется на опоре стойки. Возле него следует расположить закрытую клеммную коробку с проводами, которые соединяют компоненты системы с фиксирующимся пультом и вводным щитком с защитным покрытием.

Электрическую проводку надо спрятать в специальных каналах и защитить от непредвиденных повреждений. Передатчиком команд, который встраивается внутрь пульта, можно управлять за счёт нажатия клавиш на корпусе.

Управлять воротами можно с помощью пульта

В результате передатчик будет выдавать в эфир через антенну зашифрованные радиосигналы установленной частоты, которые сможет воспринять только принимающее устройство, вставленное в основной блок управления.

После обработки принимаемые команды поступают на ключ и выполняются. Затем схема будет работать так же, как и в случае неподвижного блока управления.

Для удобства работы с пультом устройство рекомендуется предварительно настроить под различные алгоритмы. К примеру, открыть или закрыть створки ворот можно одиночным или двойным надавливанием на кнопку управления. Для этого принимающее устройство и передатчик понадобится включить и запрограммировать по определённому алгоритму нажатия кнопок на настроенном механизме. Электроника запомнит эту последовательность действий и в будущем будет её соблюдать.

В систему может быть встроена возможность отключения работы автоматического механизма для того, чтобы ворота управлялись только вручную. Для выполнения задачи следует использовать ручной замок и ключ блокировки. Детали должны быть размещены в удобном для эксплуатации, но недоступном для посторонних месте.

Если планируется изготовить автоматические откатные ворота, то места размещения привода и устройств для автоматизации несколько отличаются, однако принцип функционирования остаётся неизменным. Понадобится лишь учитывать условия конструкции, региона и запросы хозяина частного дома. Для откатной створки понадобится разместить всего 2 фотоэлемента безопасности. Остановка привода может быть обеспечена концевыми механическими устройствами для выключения.

Все схемы автоматики предусматривают систему повторения заданных процессов. Она позволяет резервировать функции защиты. К примеру, в случае отказа концевого выключателя для приостановки створок должна сработать защита от перегрузки двигателя. В итоге работа привода будет прекращена. Это позволяет предотвратить поломку всей системы.

Подготовка к постройке: чертежи и схемы

Монтаж автоматических ворот следует начинать с составления чертежа. При помощи карандаша на лист бумаги следует нанести схему ворот с учётом размеров. На схеме желательно указать основные размеры деталей.

Габариты автоматической конструкции нужно указать максимально точно. В процессе расчёта следует соблюдать такие требования:

  • при въезде транспортного средства в гаражное помещение с каждой из сторон должно остаться минимум 30 см;
  • чем больше данный показатель, тем легче будет въезжать на территорию участка;
  • ширина должна определяться с учётом вида транспортного средства.

Для обыкновенного легкового автомобиля хватает ширины 2,5 м и высоты 2 м. Для микроавтобуса высота должна составить порядка 2,5 м.

От стандартной распашной конструкции автоматическая отличается лишь наличием привода. На этом этапе следует определиться с видом устройства - будет установлено рычажное или линейное. Если планируется устанавливать раздвижные ворота, то чаще всего используется привод с рычагами. Линейный устанавливается в случае, если от крайней части опоры до петли минимальное расстояние. Если есть промежуток больше 15 см, то целесообразно использовать рычажное устройство.

Схема монтажа автоматики с указанием количества жил кабелей и их сечений

На раздвижные ворота будет оказывать влияние нагрузка от ветра, поэтому важно заранее позаботиться о защите устройств.

Если планируется выполнять монтаж гаражных автоматических ворот, то уровень потолка нужно снизить на 25 см. Это следует учитывать, так как для установки понадобится место под потолочной конструкцией.

Схема откатной автоматической конструкции практически ничем не отличается.

Схема расположения элементов автоматических откатных ворот

В данном случае будет необходим лишь один электромотор.

Решив выполнить монтаж автоматики, владелец частного дома предполагает, что она будет служить десятилетиями. Качественный набор может функционировать много десятков лет, однако некачественные комплектующие могут стать лишней «головной болью». Чтобы сделать правильный выбор, следует учитывать такие рекомендации:

Выбор изготовителя

Сегодня в строительных супермаркетах можно найти автоматику от китайских и европейских заводов. Китайские устройства нацелены на существенное снижение стоимости в ущерб качеству, однако есть исключения. Известные китайские компании предлагают качественные изделия для автоматизации ворот разных типов.

Из европейских производителей стоит отдавать предпочтение итальянской и немецкой фурнитуре, однако последняя стоит дороже. Независимо от того, какой производитель будет выбран, не следует покупать дешевые детали, о которой никто не слышал. Автоматические механизмы приобретаются на долгое время, поэтому не следует на ней экономить.

Выбор привода для ворот

Оптимальный вариант может порекомендовать специалист по монтажу автоматики, однако в данном вопросе нужно разбираться и самостоятельно. Как уже говорилось ранее, привод может быть червячным или рычажным. Выбор прежде всего нужно делать исходя из предпочтений к внешнему виду продукции. Также следует учесть, в какую сторону будет открываться конструкция - во двор или проезжую часть.

Червячный привод легко устанавливать, он прост в обслуживании и отличается длительным периодом службы. Данный вид механизма может быть установлен на ворота, которые открываются и внутрь здания, и наружу. Если конструкция открывается наружу, то есть ограничения: проём ворот уменьшится приблизительно на 30 см. Это связано с особенностями установки. Если свободного места нет, то такой привод не подходит.

При помощи привода с рычагами автоматизируются ворота, открывающиеся внутрь территории.

Рычажный привод может открывать ворота только внутрь

Рычажный механизм более совершенен в плане технологичности. Недостатком является высокая стоимость.

Соответственно, если ворота будут открываться внутрь территории, то можно выбрать привод любого типа. Если наружу, то допускается использование исключительно червячного механизма.

Выбор мощности привода

В процессе выбора автоматических механизмов надо учитывать вес створок. В технической документации указывается, на какой вес рассчитано устройство. Рекомендуется монтировать электрический привод, который рассчитан на больший вес. Рекомендуемый запас мощности - 30%. Если устройство будет работать на пределе мощности, то привод будет перегреваться. Это повлечет за собой выход из строя механизма раньше заявленного производителем срока.

Также следует учитывать нагрузку от ветра. Если ворота состоят из цельного полотна, то привод должен будет преодолевать воздействие ветра. Соответственно, понадобится более мощная конструкция.

Ещё одна проблема - перемены климата в холодное время. Летом конструкция может легко открывать ворота весом 250 кг, но в зимний период могут появиться сложности, так как привод будет функционировать в трудоёмких условиях. Обязательно нужно учесть, что в некоторых регионах в этот период падает напряжение электросети. Привода без запаса мощности в таком случае могут не включиться.

Наличие дополнительных функций

Производители выпускают большой выбор аксессуаров. Обязательно следует приобрести фотоэлементы, которые помогают прекращать процесс закрывания ворот, если появляются препятствия в зоне действия:

Также рекомендуется приобрести антенну, которая способна увеличить радиус действия пульта. Лампы для сигнала могут предупреждать окружающих об открытии ворот. Такая функция понадобится в случае, если выезд выходит на тротуар, по которому ходят люди.

Выбор дополнительных опций зависит от условий эксплуатации ворот.

Важно также учитывать технические параметры, которые применяются для классификации автоматических механизмов:

  1. Вращающий момент (Нм) – базовый параметр автоматики для рычажной распашной конструкции. Эта характеристика не используется для червячной автоматики. Вращающий момент может показать, конструкция с каким весом может открывать привод. Чем больше показатель, тем больше вес створок может открывать автоматический механизм. Для ворот весом до 800 кг оптимальный вращающий момент составляет 3000 Нм.
  2. Интенсивность (%) – параметр, который показывает максимальную интенсивность использования электродвигателя. Интенсивность является соотношение периода работы устройства к общему времени. Например, если параметр составляет 30%, то конструкция может работать 30% времени, при этом перерыв в работе составит 70% времени. Обычно такого значения достаточно для ворот стандартных параметров.
  3. Тяговое усилие (Н) – параметр покажет, с какой силой механизм давит на створки. Чем больше характеристика, тем мощнее привод. Оптимальное значение для ворот 6 м - 400 Н.

Параметр максимального веса створки не стоит принимать во внимание. Выбор нужно делать на основе тягового усилия и вращающего момента.

Расчёт материалов и список инструментов

В минимальный набор автоматики входят такие элементы:

  • зубчатая рейка;
  • концевики;
  • электропривод.
  • фотоэлементы;
  • лампа для оповещения;
  • дистанционная антенна.

Прокладку кабеля с напряжением 220 В на территории частного дома под землёй можно выполнять без дополнительной защиты провода от повреждений. Под проездом автомобиля нужно использовать дополнительную защиту кабеля. В этом месте провод должен прокладываться в футляре. Конструкцию можно соорудить из металлической или пластиковой трубы. Глубина прокладки провода - 0,8–1,2 м.

Прокладку кабеля под землёй лучше всего осуществлять в технических ПНД трубах

Подобные трубы стоят в 2 раза ниже стандартных, так как они не смогут выдержать того же давления, которое способны выдерживать обыкновенные трубы водопровода. Для прокладки электрокабеля будет достаточно труб толщиной 3 мм.

Чтобы сгибать трубы под углом, необходимы фитинги, переходы и фланцы.

Прокладка кабеля под землёй и соединение труб фитингами

Важно знать типологию проводов и их минимальное сечение:

Подключение антенны производится с помощью коаксиального провода RG58 с волновым сопротивлением 50 Ом.

Если планируется установить дополнительный домофон возле ворот, то от частного дома к конструкции нужно проложить 2 двухжильных провода 2х0,5 мм² или 2х0,75 мм².

Материалы для откатных ворот

Для монтажа автоматической откатной конструкции нужно также подготовить такие элементы:

  • каретки от велосипеда;

    Каретки от велосипеда можно применить в автоматических воротах

  • заслонки;
  • верхние подпирающие ролики;

    Верхние подпирающиеролики для ворот

  • направляющая планка;
  • накатные ролики;

    Накатной ролик для ворот

  • несколько уловителей;

    Уловитель для ворот

  • домкрат;
  • материал для покрытия (профилированные или железные листы, поликарбонат или дерево);
  • швеллер;
  • кирпич.

Также нужно подготовить неиспользуемую стиральную машинку, некоторые элементы понадобятся для автоматики.

Материалы для раздвижных ворот

Для автоматических ворот подобного типа надо подготовить такие элементы:

  • усиленные петли с подшипниками;
  • рукоятки;
  • центральный и боковые упоры;
  • задвижка;
  • стиральная машинка;
  • материал для покрытия;
  • профильные трубы;
  • каретки от велосипеда.

В отличие от откатной конструкции, в данном случае понадобится 2 электродвигателя.

Для сооружения привода откатных или раздвижных ворот нужно будет подготовить несколько кареток со звёздочками.

В качестве активатора движения могут использоваться моторы-редукторы различных типов. Если планируется выполнить монтаж небольших ворот с маленьким весом, то подойдёт электродвигатель шуруповёрта на аккумуляторе, привод автомобильного очистителя стёкол или стеклоподъёмника.

Также понадобится решить вопрос с муфтой сцепления для валов электромоторов. Для этого следует определить требуемый крутящий момент. К примеру, усилие закрывания створок может составить 13,5 кг. Каждый кг соответствует 9,8 Н. Соответственно, сила тяги составит 132,3 Н. Данное значение нужно разделить на диаметр приводного колеса.

Понадобятся такие инструменты:

  • электродрель;
  • изолента;
  • плоскогубцы;
  • метр;
  • молоток;
  • паяльник;
  • шуруповёрт.

Пошаговое руководство по изготовлению автоматики для ворот

Есть много вариантов изготовления привода своими руками из различных материалов.

Как соорудить привод для откатных ворот?

Можно сделать привод из двух кареток. Понадобится выполнить такие действия:

  1. Раму нужно обрезать так, чтобы вертикальная труба, которая исходит из оси, выступала над звездой на несколько см.
  2. С одной стороны надо демонтировать педаль, а с другой - снять педаль и шатун.
  3. Звёздочек должно быть 2. Их габариты и шаг зубцов должны быть одинаковыми, так как привод будет использовать единую цепочку.
  4. Каретки надо прикрепить сваркой к верхней части рамы. Звёзды, которые размещаются по углам, должны размещаться параллельно друг другу.
  5. Шатуны следует расположить на небольшом расстоянии от рамы.
  6. Штанги, которые соединяют шатуны с воротами, рекомендуется подбирать в соответствии с габаритами звёзд.
  7. Когда звёздочки передвигаются, штанга, которая соединяет створки с шатунами, будет двигать полотно.
  8. Точную длину штанги подобрать проблематично, так как есть различные модели велосипедов. Подходит конструкция диаметром М-8. Штангу можно изготовить из металлической полосы.
  9. Цепочку надо перекрестно надеть на звёзды. В результате они должны прокручиваться в разные стороны. Конструкция изготавливается из нескольких цепочек от велосипеда. Их понадобится скрепить друг с другом.
  10. Важно хорошо натянуть цепочку. Однако это не решит проблему с тем, что она может провиснуть или соскочить. Это можно устранить только путём приваривания к раме нескольких стальных полос, которые смогут поддерживать цепочку. Детали будут использоваться и в качестве направляющих. Другой вариант заключается в фиксации роликов большой ширины, по которым будет передвигаться цепочка.

Самодельный привод для ворот из велосипедной рамы в сборе

Цепь монтируется исключительно на закрытые ворота. После этого следует выполнить проверку конструкции. Для этого надо вытолкнуть одну створку. Вторая должна будет передвигаться симметрично первой. Если получается нахлест, то цепочку следует переместить на один зуб.

Как изготовить привод для раздвижных ворот?

Лёгкую створку можно привести в движение приводом из модернизированного механизма стеклоподъёмника. К преимуществам метода можно отнести простоту изготовления и работу практически без шума. В качестве привода могут использоваться такие стеклоподъёмники:

  • привод, который функционирует с помощью зубчатого колеса;
  • конструкция, в которой в качестве подвижного элемента используется рейка с зубцами.

В каждом случае приводную часть нужно установить на железной площадке, которая надёжно крепится к столбу. Металлическая планка должна двигаться параллельно основанию ворот и выдвигаться в их сторону.

Механизм стеклоподъёмника нужно доработать:


Вопрос автоматики для раздвижных и откатных ворот

На следующем этапе выполняется монтаж мотора для откатных ворот.

После изготовления привода понадобится выполнить монтаж автоматики для ворот

Чтобы открыть ворота, понадобится подтолкнуть одну створку или потянуть на себя цепочку. Чтобы автоматизировать конструкцию, можно установить электрический мотор и подсоединить его к редукторам от дворников автомобиля.

Электрический мотор понадобится подключить к редукторам дворников автомобиля

В качестве источника энергии может использоваться старый аккумулятор. За счёт этого устройства автоматика не будет зависеть от электроэнергии. Недостатком старого аккумулятора является то, что створки он будет открывать медленно.

Другой вариант - использовать электромотор от машинки для стирки. Средняя мощность устройства составляет 105–115 Вт, скорость прокручивания - 1500 об/мин. В качестве редуктора может использоваться винтовой домкрат для легковых транспортных средств. Домкрат понадобится усовершенствовать. Для этого за конической шестернёй надо установить шкив от машинки для стирки. Таким способом можно превратить домкрат в линейный редуктор.

Домкрат нужно приварить параллельно цепи так, чтобы во время движения бегунок оттягивал цепочку. Для скрепления деталей между собой используется железная проволока.

Важно знать: если электричество будет отключено, для открывания ворот придётся каждый раз разматывать проволоку.

Чтобы соединить электромотор со шкивом, будет необходим ремень от машинки для стирки. Обороты мотора будут снижены приблизительно 1:4, поэтому диаметр шкива должен быть минимальным.

Для удалённого управления воротами понадобится купить одноканальную автомобильную сигнализацию на 12 В и подключить её.

Подключить радиоуправление с помощью автомобильной сигнализации можно по этой схеме

Автоматика для раздвижных ворот состоит из таких же элементов. Разница лишь в том, что электромотора понадобится 2. Они располагаются в боковых частях ворот. Также понадобится установить рычаги. Сделать их можно из профильной трубы.

Как настроить автоматику?

Каждый механизм имеет свои особенности. Чтобы конструкция служила долго, понадобится корректно запрограммировать аппарат управления. У разных изготовителей есть разные параметры, однако чаще всего настраиваются следующие показатели:

  1. Чувствительность тока. Параметр отвечает за запуск защитного устройства. Если появилась преграда, ворота останавливаются.
  2. Изменение скорости. Скорость перемещения створок можно изменить путём снижения или увеличения мощности электродвигателя. Не рекомендуется устанавливать быстрый темп, так как это может привести к выходя из строя оборудования. Для увеличения скорости можно поднять напряжение до 38 В.
  3. Автоматическое закрытие. Чтобы реализовать эту функцию, в конструкции нужно предусмотреть наличие таймера. Деталь лучше всего приобретать в готовом виде.

Другие функции можно реализовать путём добавления соответствующих деталей в схему конструкции.

Чтобы эти ворота служили долгое время, нужно придерживаться следующим советам по использованию:

  1. Время от времени механизмы нужно обслуживать. Процесс заключается в смазывании подвижных элементов. Допускается использование только незамерзающей смазки.
  2. Периодически следует осматривать направляющие и чистить их от мусора. Если образуется лёд, то полотно может заклинить.
  3. Проверке подлежат и механизмы автоматики. Проверять детали нужно минимум раз в год. Если какой-то из элементов вышел из строя, то рекомендуется доверить ремонт специалистам.
  4. Нужно следить за полотном. Оно имеет антикоррозийное покрытие, однако часто его повреждают. Рекомендуется своевременно очищать ворота от грязи при помощи воды и мыльного раствора. Если какая-либо из секций погнулась или поцарапалась, то её следует обработать специальными средствами против коррозии или заменить.

Часто бывает так, что некоторые из деталей, сделанные своими руками, проще и дешевле заменить на другие.

Видео: автоматические ворота своими руками

Приступать к установке автоматики нужно после регулировки петель и положения ворот.

Изготовить автоматические ворота своими руками можно, однако необходимы хотя бы минимальные знания в подключении электроприборов.

Для изготовления автоматических ворот потребуются определенные навыки работы с техникой, не нужно верить тем, кто убеждает вас в обратном. Это неоднократно было доказано народными умельцами.

О видах автоматических ворот, а также о том, как изготовить автоматику для них, и пойдет речь в этой статье.

Популярность таких ворот повлияла на рост предложения, и многочисленные современные модели можно условно разделить на три большие группы:

  • распашные конструкции;
  • откатные;
  • гаражные.

Учитывая плюсы и минусы каждой группы, можно прийти к выводу, что лучшим вариантом являются именно распашные ворота.

Главными преимуществами распашной конструкции являются простота и удобство в эксплуатации, более того, при открытии не потребуется много свободного пространства. Именно этими положительными качествами и обусловлена популярность таких ворот.

Важно! Средняя продолжительност ь работы распашных ворот составляет примерно 50 тысяч циклов открывания/закры вания.

Что потребуется в работе

Вот перечень всех комплектующих, которые потребуются в монтаже:


Инструкция по изготовлению

Изготовление ворот нужно начинать с выбора материала.

Этап 1. Выбор материала

В данном случае все зависит исключительно от предпочтений и финансовых возможностей владельца участка. Для воротного полотна можно использовать:

  • профнастил;
  • поликарбонат;
  • железный штакетник;
  • стальной лист;
  • дерево;
  • ковку.

Этап 2. Размер

После выбора материала нужно определиться с размерами конструкции. Именно от размера зависят вес ворот и расстояние, которое потребуется для сдвигания створок.

Важно! Желательно, чтобы это расстояние было в 1,5 раза больше самого проема.

Этап 3. Опорные столбы

Для изготовления опорных столбов может быть использован один из следующих материалов:


При установке столбы должны уходить в землю минимум на метр, иначе зимой они сместятся по вертикальной оси, вследствие чего деформируется вся конструкция.

При установке опоры необходимо:


Этап 4. Фундамент

Фундамент – это основание ворот, выполняющее сразу две функции. Во-первых, оно будет выдерживать вес конструкции, притом немалый. Во-вторых, в него устанавливается швеллер для движения роликов.

Распашные наружу ворота — схема закладных элементов

Ниже приведена технология закладки фундамента.

Шаг 1. Вырывается П-образная траншея размером 45х100 см и глубиной 115-120 см, после чего засыпается щебневая «подушка» аналогичной толщины.

Шаг 2. Изготавливается швеллер для движения роликов (или «банкетка», как его еще называют). Для этого потребуется стальная арматура ø12 см и собственно швеллер шириной в 20 см. Из арматуры нарезаются метровые «шпаги» и привариваются к полочкам швеллера.

Шаг 3. «Банкетка» устанавливается и заливается бетоном.

Важно!

1. По окончании заливки бетон необходимо отстаивать минимум неделю.

2. В течение этого времени его необходимо ежедневно поливать, чтобы не появились трещины.

3. Верхняя часть «банкетки» устанавливается на одном уровне с дорогой.

Этап 5. Несущая рама

Для изготовления несущей рамы лучше использовать профилированную стальную трубу. Процедура изготовления проходит в несколько этапов.

Шаг 1. Профиль разрезается на куски необходимой длины.

Шаг 2. Трубы очищаются от ржавчины.

Шаг 3. Поверхность профиля обрабатывается растворителем, после чего наносится антикоррозийная грунтовка.

Шаг 4. Сваривается рама.

Шаг 5. Зачищаются сварочные швы, после чего вся конструкция еще раз грунтуется.

Несколько полезных советов.

  1. В качестве ребер жесткости можно использовать трубу сечением 3х4 см.
  2. Внешний контур изготавливается из профилированной трубы 4х6 см.
  3. Все комплектующие каркаса и направляющей следует собирать только в шахматном порядке. В противном случае при повышении температуры ворота обязательно «поведет».

Этап 6. Зашивка, окрашивание

Краска наносится после того, как грунтовка полностью высохнет. Рекомендуется использовать алкидную эмаль, притом наносить ее минимум в два слоя – так ворота будут выглядеть «богато». Между нанесением первого и второго слоев делают паузу, чтобы краска высохла.

Важно! Зашивочный материал выбирается исходя из пожеланий и финансовых возможностей.

Материал фиксируется на ребрах жесткости заклепками либо саморезами.

Этап 7. Монтаж

Собирается конструкция, к опорным столбам привариваются улавливатели, устанавливается автоматика (о ее изготовлении поговорим несколько позже). После этого проводится испытание ворот.

Важно! Подобная конструкция обойдется в несколько раз дешевле заводской модели. Еще больше можно сэкономить, изготовив автоматически привод самостоятельно.

Для изготовления привода потребуются две каретки от велосипеда с ведущими звездочками.

Шаг 1. Велосипедная рама обрезается таким образом, чтобы вертикальная труба, исходящая из оси, выступала над звездочкой на 2-3 см.

Шаг 2. С одной стороны нужно снять лишь педаль, в то время как с другой дополнительно снимается шатун.

Таких звездочек потребуется две штуки, главное, чтобы они были одного размера и с одинаковым шагом зубьев (для привода будет использоваться одна цепь).

Шаг 3. Каретки привариваются к верхней части рамы. Важно, чтобы звездочки, расположенные по углам, находились друг напротив друга. Шатуны располагаются параллельно раме, а штанги, соединяющие их с воротами, подбираются в соответствии с размерами звездочек. Когда последние вращаются, штанга, соединяющая створку ворот с шатуном, заставит полотно двигаться.

Важно! Точную длину штанги определить сложно, ведь существует достаточно много моделей велосипедов. Отметим лишь, что изделия диаметром М-8 будет вполне достаточно. Сама штанга изготавливается из стальной полосы.

Шаг 4. Цепь надевается на звездочки. Это нужно сделать перекрестно, чтобы они вращались в противоположные стороны. Для изготовления такой цепи потребуется сразу несколько велосипедных цепей – их соединяют друг с другом.

Цепь нужно хорошо натягивать, но даже после этого она будет провисать и, следовательно, соскакивать. Во избежание этого к раме приваривают еще пару металлических полос, которые будут поддерживать цепь и одновременно служить направляющими. Есть и другой вариант – зафиксировать широкие ролики, чтобы по ним двигалась цепь.

Важно! Цепь нужно надевать при закрытом положении ворот. Далее проводится проверка конструкции – выталкивается одна створка, при этом вторая должна двигаться симметрично первой. Если створки идут внахлест, то нужно передвинуть цепь на один зуб.

Установка электромотора

Итак, для открывания ворот нужно либо толкнуть одну створку, либо потянуть на себя цепь. В дальнейшем можно автоматизировать конструкцию – к примеру, установить электромотор и подключить его к редукторам от автомобильных дворников. Преимущество такого варианта в том, что в качестве источника энергии вполне применим даже старый аккумулятор, благодаря чему автоматика не будет зависеть от электричества. Но есть один недостаток: створки могут открываться слишком медленно из-за незначительной мощности аккумулятора.

Видео — Автоматические ворота своими руками

Помимо того, можно использовать мотор от стиральной машинки. Средняя мощность таких моторов составляет 110-115 Вт, скорость вращения – 1500 об./мин. Редуктором в данном случае послужит винтовой домкрат для легкового автомобиля. Домкрат нужно несколько модернизировать – установить за конической шестерней шкив от той же стиралки. Так домкрат превратится в линейный редуктор (или актуатор, как его еще называют).

Видео — Ворота автоматические распашные. Монтаж

Домкрат приваривается параллельно цепи таким образом, чтобы при движении его ползунок оттягивал за собой цепь. Для соединения последних между собой можно использовать обычную стальную проволоку.

Важно! При отключении электричества для открывания ворот каждый раз придется раскручивать проволоку.

Для соединения мотора со шкивом используется обычный ремень от стиральной машинки. Обороты мотора снизятся примерно 1:4, поэтому шкив желательно сделать самому, притом минимального диаметра.

Теперь ворота готовы к эксплуатации. Для более детального ознакомления с автоматикой можете посмотреть тематический видеоролик.

Видео – Самодельные распашные ворота

Частный дом современной планировки предполагает обустройство полноразмерных въездных ворот с шириной проема не менее четырех метров. Конструкция въездных ворот даже при использовании алюминия и пластика получается достаточно громоздкой и массивной. Чтобы не катать взад-вперед плиту весом в 300-500 кг, нужен электрический привод, и обязательно установить автоматику для ворот, чтобы не разбить мощным двигателем механизм и несущие стойки. Кроме того, потребуется хороший пульт для управления, иначе теряется весь смысл затеи с автоматикой и приводом.

Ворота с автоматикой, типы конструкций

В цивилизованном мире для оборудования въезда используют пять основных типов автоматических ворот:

  • Секционные и рулонные опускающиеся ворота с фирменной автоматикой и приводом. Если появилась идея установить подобную конструкцию, то лучше использовать привод с родной автоматической системой, а не изобретать велосипед. Разработчик точно подобрал тяговые параметры мотора и алгоритм работы, которые наобум или экспериментально определить очень сложно. Проще купить замечательную китайскую копию фирмы «АН МОТОРС со своей автоматикой, которая прослужит лет двадцать, не меньше;
  • Подъемно-поворотные системы ворот комплектуются своими блоками автоматики. Обладают высокой стойкостью к взлому, но в качестве ворот ограждения используются редко из-за сложного механизма, чувствительного к внешним факторам;
  • Распашные и откатные консольные ворота. Главным преимуществом является постоянство вращающего момента на двигателе при открытии-закрытии, а значит, система автоматики получается достаточно простой и надежной.

К сведению! Для последних двух схем можно сделать автоматику для ворот своими руками, потребуется лишь контроллер для управления двигателем, система датчиков положения и небольшая плата сопряжения командного блока с пультом дистанционного управления.

Многие фирмы предлагают распашные и откатные конструкции ворот, как в виде готовых комплектов, так и в виде наборов «сделай сам». Более того, можно собрать свой вариант с адаптированной автоматической системой управления. Такое решение позволяет выбрать из десятка различных решений и предложений самые удачные комплектующие детали, фурнитуру и собрать свой вариант автоматических ворот своими руками.

С автоматикой проблем быть не должно. В отличие от секционных или подъемно-поворотных ворот, привод рассчитан на постоянный во времени вращающий момент, а в качестве брелока для ворот использовать можно адаптированный вариант. Если фирменная конструкция не понравится своим оформлением, его всегда можно заменить универсальным пультом для ворот.

Нужно только уточнить используемые протоколы и форматы передачи данных, но, как правило, все пульты для ворот и шлагбаумов изготавливаются на одном чипе и на наборе микросхем командоаппарата, поэтому несостыковок быть не должно. Кроме того, потребуется найти инструкцию или специалиста, знающего, как запрограммировать пульт от ворот, иначе привод с самодельной автоматикой будет работать с «баггами».

Разумеется, для того чтобы сделать полноценную и надежную управляющую систему, например, автоматики для распашных ворот своими руками, потребуется:

  • Справочный материал по приводам и автоматическим системам;
  • Набор электромеханика, в том числе тестер для прозвонки цепей и проверки работоспособности электрических и электронных компонентов системы;
  • Желание разобраться в несложной работе всех элементов и деталей автоматики, особенно в настройке моментов срабатывания датчиков.

Примерно 70-75% всех конструкций автоматических ворот приходится на откатные модели, поэтому материалов по использованию фирменной автоматики или опыта изготовления самодельной на раздвижных системах больше всего.

Автоматика откатных ворот

Для того чтобы изготовить автоматическую систему для откатных ворот, потребуется время, а главное — желание и ресурсы. Откатные электрические ворота работают на срез, вес подвижной створки может достигать 500-800 кг, что может представлять определенную угрозу для жизни и здоровья человека. Поэтому качество проработки всех деталей и режимов работы блока автоматики должно быть максимальным. Разумеется, автоматику и привод для откатных ворот не обязательно пытаться изготовить своими руками, можно купить готовый блок деталей и собрать их своими руками.

Готовые блоки автоматики мировых брендов

Среди наиболее известных мировых производителей систем автоматики можно выделить следующие компании:

  • Итальянская «Rotelli», один из фаворитов в производстве сверхмощных и надежных откатных ворот. Бюджетные версии автоматики, например, SL500, рассчитанные на максимальную длину створки до 8 м, стоят 260EU. Наиболее мощная система автоматики для конструкции весом до 2 т и вылетом створки до 12 м стоит 490EU;
  • Компания Hörmann Linea Matic выпускает системы автоматики для относительно небольших ворот. Стоимость модели для откатных систем весом до 300 кг и вылетом до 6 м составит 330-350EU;
  • Китайский производитель Miller Technics предлагает блоки автоматики для откатных ворот весом до 1000 кг и длине створки до 12 м. Неплохое качество сборки и приемлемый уровень надежности автоматики оценивается в 250EU;
  • Итальянская компания CAME GROUP - один из наиболее известных и авторитетных производителей.

Основные характеристики привода для откатных ворот у всех перечисленных производителей примерно одинаковы, отличается в первую очередь аппаратная реализация электронных блоков и радиоканала.

Например, наиболее доступная линейка систем автоматики для ворот Сame BX включает в себя модели ВХ74 и ВХ78. Стоимость комплекта 335-350EU.

В комплект входят:

  • Фирменный привод ворот Сame со встроенным блоком управления и радиодекодером. Мощности асинхронного двигателя 240В достаточно для перемещения створки ворот Сame длиной до 14 м;
  • Зубчатая рейка М4 с длиной полотна до 4 м;
  • Пульт для ворот Сame модели ТОР 432Е, с собственной системой противодействия помехам и увеличенной до 25 м дальностью покрытия.

К сведению! При покупке блока автоматики важно приобретать привод вместе с пультом и рейкой.

Программирование ворот, а именно пульт и радиодекодер прошиваются на заводе-производителе под свою систему команд, что является хорошим способом защиты от несанкционированного включения или управления автоматикой ворот. В этом случае пульт управления воротами одновременно играет роль ключа от замка, коим является блок автоматики.

Параметры зубчатой рейки, например, модуль зуба и зазор в зацеплении подгоняют в соответствии с размерами приводной шестерни, посаженной на вал электромотора.

В качестве электродвигателя обычно используются асинхронные мотор-редукторы, рассчитанные на бытовую сеть 230В, или в дачном варианте может использоваться для откатных ворот электродвигатель постоянного тока 12В или 24В.

Чтобы правильно выбрать автоматику и привод для откатных ворот своими руками, нужно учесть размеры, вес подвижной створки ворот и необходимую мощность двигателя. Дело в том, что конструкция откатных ворот в идеале должна быть идеально выровнена в горизонтальном направлении. Любые отклонения создают добавочное сопротивление движению полотна, и автоматика может отключать двигатель из-за перегрузки.

Поэтому, если в планах строить систему своими руками, привод и двигатель для откатных ворот нужно выбирать с полуторным запасом мощности. Обычно на блоке автоматики указывают потребляемый ток и мощность привода. Реальное значение нагрузки можно определить только ваттметром, после того как ворота, блок автоматики и привод будут окончательно смонтированы.

Прибор покажет максимальную мощность, развиваемую двигателем при открытии ворот. Если результаты измерения покажут, что мотор и автоматика работают на пределе, то систему лучше заблаговременно заменить на более мощный вариант.

Изготовление автоматики своими руками

Простейший вариант блока автоматики и управления откатными воротами можно изготовить своими руками из деталей от электрооборудования легкового автомобиля, но в принципе подойдут любые комплектующие от систем автоматики станков, пускателей или любого другого промышленного оборудования.

Для изготовления потребуются:

  • Лифтовые концевые выключатели -2 шт. в защитном корпусе;
  • Электродвигатель постоянного тока любого исполнения, мощностью 150-200Вт и напряжением питания 12В;
  • Понижающий редуктор от болгарки;
  • Реле постоянного тока - 8шт;
  • Центральный замок автомобиля с коммутатором и приводным штоком;
  • Пульт центрального замка.

Совет! В качестве самодельного привода для откатных ворот можно использовать любой мотор редуктор мощностью не менее 150 Вт и оборотами 250-300 об/мин.

Также потребуются кнопки с фиксаторами и с отбрасывателем, жгуты проводов на 10А длиной не менее 15-20 м, металлический бокс для сборки системы автоматики. Стоимость изготовления автоматики для откатных ворот составляет 2,5-3 тыс. рублей.

Общее устройство откатных ворот приведено на фото.

Реле и кнопки спрятаны в водостойком боксе, на верхней плоскости выведены кнопки, дублирующие команды с пульта. На рейке закреплены два концевика с отражателями.

Схема автоматики приведена ниже. Вся автоматика собрана на реле, это важно, так как большинство фирменных систем изготавливаются на полупроводниковой базе, тирристорах и ключах.

Подробная дешифровка работы схемы автоматики приведена на видео

Левый ряд кнопок серого цвета отвечает за процессы открывания и закрывания. Левая крайняя серая кнопка отвечает за автоматическую остановку откатных ворот. Нижняя ветка схемы имеет встроенную пару концевых выключателей, которые обозначены, как центральная кнопка серого цвета.

В принципе, на концевиках построена вся работа автоматики. После нажатия кнопки на пульте разблокируются первое и второе реле питания схемы. Мотор начинает вращаться в сторону открытия дверей. При достижении крайнего положения отражатель нажимает на концевик, и автоматика выключает второе реле питания, вся схема остается под напряжением в 12В. После открытия ворот система находится в режиме ожидания до момента закрытия. Процесс закрытия выполняется аналогичным способом.

После того как срабатывает отражатель, выжимает концевик на закрытие полотна, вся система обесточивается. Есть в данной схеме автоматики дополнительная хитрость. Верхняя правая кнопка по схеме запускает блокировочное реле, которое не дает двигателю изменить направление вращения при движении створки. Такой режим означал бы полный выход из строя электромотора и обрыв привода.

Блоки автоматики для распашных конструкций ворот

Конструктивно блок управления и автоматики для распашных ворот ничем не отличается от систем, используемых для откатных схем. Основные отличия конструкций заключаются в расположении концевиков и механизме открывания распашных ворот.

Если в откатных системах для перемещения полотна применяется зубчатая рейка, ремень или цепь, то в распашных конструкциях используются более сложные системы;

  • Рычажный привод с парой электродвигатель-зубчатая линейка;
  • Мотор-редукторы с поворотным фланцем и рычагом;
  • Линейные приводы. Чаще всего это электромотор с вращающейся резьбовой втулкой и длинной шпилькой.

В качестве примера можно посмотреть комплект автоматики и привод для распашных ворот китайской компании Miller Technics, ее продукция пользуется спросом из-за очень неплохого качества, кроме того, цена на комплекты с линейным приводом стоят вдвое дешевле рычажных и моноблочных.

Комплект автоматики с линейным двигателем стоит около 500 EUR.

Одним из преимуществ автоматических систем с линейным двигателем является высокая устойчивость к ветровой нагрузке. Это продиктовано особенностью расположения точки крепления опорного кронштейна на створке ворот. В любых других системах рычаг крепится очень близко к оси вращения створки, поэтому любой удар по воротам может иметь катастрофические последствия для системы автоматики и подшипников привода.

Для примера можно рассмотреть систему Miller Technics4000 Standart.

В комплект входят следующие детали и узлы:

  • Два линейных электродвигателя;
  • Блок автоматики со встроенным радиодекодером;
  • Сигнальная лампа и комплект фотоэлементов;
  • Пульт для дистанционного управления на основе четырехканального приемо-передатчика и с обратной связью.

В модификациях MAXI устанавливаются дополнительные аккумуляторы, в модели SMART система автоматики имеет встроенный модуль GSM. Это повышает комфорт и безопасность работы систем автоматики и управления распашными воротами.

Система автоматики может устанавливаться на любые ворота - кованые, сплошные из профнастила или из сэндвич панелей с шириной проема не более 4 м. Кроме того, при выборе наиболее подходящего варианта для линейных типов привода нужно учитывать три базовых размера, которые влияют на работоспособность.

Схема выполнения замеров базовых расстояний приведена ниже.

Для линейных моторов Miller Technics4000 Standart расстояние D должно составлять не более 170 мм, в противном случае автоматика не сможет открыть распашные ворота до конца.

Автоматическая система недаром пользуется большей популярностью, чем рычажные модули. Во-первых, если питание выключено, линейные двигатели при закрытых воротах работают, как упоры. Вся нагрузка от ветра или удара приходится на линейные приводы.

Во-вторых, если по стечению обстоятельств дом и автоматическая система обесточены, это не значит, что открыть ворота невозможно. На опорной части привода можно открыть защелку и разблокировать винтовую пару специальным воротком.

В третьих, комплект из двух приводов и автоматика для распашных ворот работают очень комфортно и точно, нет ударов при открытии и закрытии створок, как это бывает при нарушении синхронности автоматического управления. Если правильно подобрать мощности привода и настройки автоматического блока, распашными воротами можно легко убирать снег перед въездом во двор.

Системы привода и автоматики САМЕ

К одним из наиболее удачных систем управления распашными воротами специалисты причисляют модель FROG-PLUS итальянской компании САМЕ.

В комплект входит два блочных мотор-редуктора мощностью по 1,2 кВт и крутящим моментом 800Н*м. По сути, этого достаточно, чтобы открыть шестиметровые ворота при ветре в 10 м/с. Основное преимущество модели - компактность прибора, его можно установить в основании ворот, что обеспечивает бесперебойную работу даже в зимнее время.

Корпус мотор-редуктора полностью герметичен, даже если основание ворот залило водой, автоматическая система все равно сохранит управление приводом.

В комплект автоматики входят блок, система из 2-х концевиков и фотоэлементов, два пульта управления и радиоуправляемый сигнальный фонарь.

Второй, не менее интересной конструкцией привода от компании САМЕ считается модель FAST.

Это специализированный блок-редуктор с вынесенным, сильно изогнутым рычагом. Вращающий момент модели всего 180Н*м, это немного, но популярность конструкции принесла встроенная возможность открытия ворот даже при очень больших опорных столбах. Подобная проблема встречается довольно часто на воротах с каменным забором или достаточно большим вылетом опор.

Комплектность систем автоматики у FAST такая же, как и у FROG-PLUS.

Самодельная система автоматики для распашных ворот

Наиболее простой вариант самодельной автоматической системы и привода можно изготовить по рычажной схеме на основе деталей и запчастей от современного автомобиля.

В качестве привода для распашных ворот своими руками можно использовать мотор с гребенкой от Газельки с зубчатым колесом или встроенным редуктором от любой легковой машины.

Сама по себе система не заработает, нужна автоматика от доводчика стекол при закрытии.

Чтобы установить систему на ворота, потребуется переходной кронштейн, сделать его можно из обрезка профильной трубы, который просто приварить к стойке на высоте не менее 200 мм над уровнем грунта. Привод необходимо ставить либо очень низко, либо на высоте не менее 180 см, чтобы проезжающий через ворота автомобиль не снес всю систему автоматики.

Из той же трубы можно изготовить плечо рычага. В любом случае, неважно, какой вариант крепления был выбран, необходимо добиться, чтобы ось вращения рычага и оси навесов створки ворот были параллельными. В противном случае при открытии ворот рычаг опустится или поднимется и заклинит двигатель, а система автоматики просто перегорит.

К системе обязательно добавляется пульт управления, можно использовать дистанционный блок автоматики для освещения.

По цене, если изготавливать привод и блок автоматики своими руками самостоятельно, то сборка модуля посредственного качества обойдется в 2500-3000 руб.

Если удастся купить готовый мотор-редуктор от промышленного оборудования, то можно построить систему привода и автоматики на рычажной основе. Принципиальной разницы с предыдущим вариантом нет, но привод промышленного изготовления получается более надежным в пользовании и защищенным от дождя и снега. Кроме того, при правильной настройке системы, а именно — расположения концевиков, можно добиться раскрытия створок распашных ворот более чем на 90 о. По сути, это единственный, но очень весомый аргумент в пользу рычажных систем.

Заключение

Кустарное изготовление системы автоматики, на первый взгляд, обходится дешевле, большую часть деталей можно купить или позаимствовать со списанной техники. Но выгодная дешевизна может обойтись серьезными проблемами, так как большинство самодельщиков пренебрегают установкой систем безопасности, которые есть в любой автоматической системе промышленного производства. Поэтому приходится приобретать дополнительный пакет фотоэлементов для ворот либо покупать качественные блоки автоматики.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...