К.Ушинский. Рассказы о животных

Константин Дмитриевич Ушинский

Рассказы и сказки

Сборник

1824–1870

К. Д. Ушинский

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить». – «Брюхо болит». – «Тит, иди кисель есть». – «А где моя большая ложка?»

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился сто восемьдесят лет назад, в 1824 году.

Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу. «Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящички самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки – солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнера за чуб… В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, еще не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплевывался, прежде чем начинал свой урок».

Но директор гимназии И. Ф. Тимковский – писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность – так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы – в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок была и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное – они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны около двухсот лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность и доброта.

Вл. Муравьев

Дети в роще

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

– Знаешь ли что? – сказал брат сестре. – В школу мы еще успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички; а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

– Поиграй-ка с нами, – сказали дети жучку.

– С удовольствием бы, – отвечал жук, – но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

– Поиграй с нами, – сказали дети желтой, мохнатой пчеле.

– Некогда мне играть с вами, – отвечала пчелка, – мне нужно собирать мед.

– А ты не поиграешь ли с нами? – спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток». Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог - тоже писал для детей. Его книжка "Детский мир. Хрестоматия" с пользой применяется в настоящее время.

Его произведения предназначались для чтения ученикам начальной школы. Ведь обучение начиналось с 9 лет. На этот возраст они и рассчитаны. Для самостоятельного чтения детям 6-7 лет подойдут короткие рассказы.

Адаптированное. Лапками цепляется. Хвостиком упирается. Носом постукивает. Мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Короткие рассказы для детей.

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

– Правда, - ответил ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка: служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Васька

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.

У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

Мышки

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки сверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: "Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?" Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.

Коровка

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у ней широк, уши в сторону, во рту зубов недочёт, зато рожища большие, хребет – остриём, хвост помелом, бока оттопырились, копыта двойные.

Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
– Выходи, хозяюшка, выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.

Мороз не страшен

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: "Приди-ка, помоги!"

Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Ворона и рак

Летела ворона над озером; смотрит – рак ползёт: цап его. Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

– Ай, ворона! Ворона! Знал я твоего отца и мать, что за славные птицы были!

– Угу! – говорит ворона, не раскрывая рта.

– И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!

– Угу! – опять говорит ворона.

– Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.

– Ага! – крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

– Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят они вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку таскает.

Лиса и гуси

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:

– Вот я сейчас всех вас съем!

А гуси говорят:

– Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!

– Нет! – говорит лиса, – не буду жалеть, всех съем!

Что тут делать? Тогда один гусь говорит:

– Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!

– Ну ладно, – говорит лиса, – пойте!

Стали гуси все в ряд и запели:

Га-га-га-га!

Га-га-га-га-га!

Они и теперь поют, а лиса ждёт, когда они кончат.

Орёл

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.

Раскраска рассказу"Орёл"

Худо тому, кто добра не делает никому

"Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш."

А Гришенька в ответ: "Носи свой, мой мне самому нужен".

"Гриша! помоги мне уложить книги в сумку".

А Гриша в ответ: "Книги твои, сам их и укладывай".

Любили ли Гришу товарищи?

Курица и утята

Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.

Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает - корма им ищет.

Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, - боится, что они утонут.

А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

Не разоряй гнезда, - сказал ему отец. - Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного подпортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.

Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.

"Видно наносила яичек и сидит теперь на них", - подумал мальчик. На самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро они сновали взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!..

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Он является литературным деятелем, талантливым писателем, автором многих педагогических и литературно-художественных произведений: стихотворений, рассказов, басен, очерков, рецензий, критико-библиографических публикаций. Ушинский сотрудничал во многих журналах, в том числе в «Современнике» - самом прогрессивном журнале того времени.
Отличное знание состояния теории воспитания и практической работы школы, глубокий анализ истории развития взглядов на цели и задачи воспитания, широкая ориентация в достижениях современной ему научной мысли (в различных областях знания) позволили ему создать многочисленные труды, отвечающие самым насущным потребностям русской школы, и выдвинуть ряд научных положений, имеющих непреходящую ценность. Его труды, в особенности его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово», пользовались огромной популярностью
Жанр и тематика литературных произведений К.Д. Ушинского многообразны и разнохарактерны. Особо из них выделяются художественные произведения для детей, интересные и содержательные для начинающих читателей. Ясным, простым языком написаны статьи, знакомящие детей с естествознанием, с природой, с бытовыми, жизненными вопросами.

ГУСИ И ЖУРАВЛИ

Гуси и журавли паслись вместе на лугу. Вдали показались охотники. Лёгкие журавли снялись и улетели, а тяжёлые гуси остались и были перебиты.

НЕ ЛАДНО СКРОЕН, ДА КРЕПКО СШИТ

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.

КУКУШЕЧКА

Серая кукушка — бездомная ленивица: гнезда не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: — — Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла.
А хвостатый муженёк, на берёзе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

ДЯТЕЛ

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.


— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.

ЛАСТОЧКА

Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят.

Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек. Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы.

Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.

ОРЁЛ

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат — молодецкая. В облаках орёл носится: добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, — только пёрушки посыплются…

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка… да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ

Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает: — Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек — сереньких зайчат…
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает…
Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору —
— то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьётся, невзвидишь света, пырскнешь из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги… Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши
Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошёл и утопился.

УЧЕНЫЙ МЕДВЕДЬ

— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть. Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,— покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт. Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.
Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь…

ОРЕЛ И ВОРОНА

Жила-была на Руси ворона — с няньками, с мамками, с малыми детками, с ближними соседками. Прилетели из дальних стран гуси, лебеди, нанесли яиц; а ворона стала их обижать, стала яички у них таскать.
Случилось сычу мимо лететь, и видит он, что ворона птиц обижает, полетел и сказал орлу: — Батюшка, сизый орёл! Дай нам праведный суд на воровку ворону.

Сизый орёл послал за вороной лёгкого посла, воробья. Воробей полетел, захватил ворону; она было упираться, а он давай её пинками и поволок-таки к орлу.
Вот стал орёл ворону судить:
— Ах ты, воровка ворона, глупая голова! Про тебя говорят, что ты на чужое добро рот разеваешь: у больших птиц яйца таскаешь.
Это всё слепой сыч, старый хрыч, про меня наврал.
— Про тебя сказывают, — говорит орёл, — что выйдет мужик сеять, а ты выскочишь со всем своим содомом — и ну его семена разгребать.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!
— Да ещё сказывают: станут бабы снопы класть, а ты со всем своим содомом выскочишь — и ну снопы ворошить.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!
Осудил орёл ворону в острог посадить.

ЛИСА И КОЗЕЛ

Бежала лиса, на ворон зазевалась, — попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козёл, умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козёл.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, а она ему:
— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

ПЕТУХ ДА СОБАКА

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
— Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.
— Уйдём, — говорит петух, — хуже не будет.
Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: "Ку-ку-ре-ку!" Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.
— А за каким делом? — спрашивает петух.
— Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. "Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два".
— Где же твой товарищ? — спрашивает она петуха. — Я и его в гости позову.
— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.
Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду — цап!.. Поймала и разорвала лису.

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей
реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день
веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а
вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не
было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши.
Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же
самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие
блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и
подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка".
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз
говорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней
показались голубые цветочки.
"У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни
на ком не видала".
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда
головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с
корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили
в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять
сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить,
сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна
летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным
гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня
подумала:
"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали
из него нитки прясть.
"Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?"
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна,
натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками,
и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу
расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали
водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры
рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег
рубашечки.

ПЛУТИШКА КОТ

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.
Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко, идёт да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь? Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
— Поделом вору и мука, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
А кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать. Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; приустали и порешили заночевать на скошенном лугу; а, на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал берёсты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: берёсточка так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился. Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит.
И видит он: идут семь волков серых, а один — белый. И прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать. Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка, серый лобишка, повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь его бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу снимает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так и запели они Лазаря. Еле живы выбрались волки из-под стога и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой:
— Полно, говорят, без пути таскаться, ещё не такую беду наживём.
А старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни и выдрали.

// Февраль 5, 2009 // Просмотров: 58 764 Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 09.11.2016 14:01 Просмотров: 2116

Константи́н Дми́триевич Уши́нский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, «учитель русских учителей».

К.Д. Ушинский (1823-1870) родился в Туле в дворянской семье. Начальное образование получил дома.

Учился в Новгород-Северской гимназии (в этот небольшой уездный город в Черниговской губернии был назначен судьёй его отец).
В 1844 г. он окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее.
Уже в это время молодой учёный стал задумываться о том, какими методами лучше учить простой народ грамоте. Но его демократические взгляды не разделяло руководство лицея, и молодой педагог был уволен. Пришлось устроиться мелким чиновником в департамент иностранных исповеданий, а также подрабатывать переводами и обзорами печати в журналах.
В 1854 г. он получил место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. С этого момента началась его яркая преобразовательская деятельность в педагогике. Она, конечно, вызвала противодействие консерваторов, последовал политический донос. В 1862 г. Ушинский был направлен с семьёй в командировку в Швейцарию для изучения там системы школьного образования. Вернувшись в Россию в 1867 г., Ушинский начал создавать труды по педагогике: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» и др. Главной задачей воспитания Ушинский считал формирование личности и подготовку человека к самостоятельной жизни. Он понимал, что учить надо так, чтобы у человека появилось желание самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский большое значение придавал детскому чтению и работал над составлением книг для чтения: «Детский мир», «Родное слово» (учебник русского языка, выдержавший 157 изданий).

Сказки К.Д. Ушинского

Сказки и рассказы К. Ушинского дидактичны. Но по-другому и быть не могло – писал их педагог с целью воспитания детей. Большинство сказок написано для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сказки невелики по размеру и имеют определённый источник – русский фольклор. Темы сказок разнообразны и поучительны. Некоторые из них имеют явно выраженный познавательный характер.
Сказки Ушинского написаны простым языком, близким к народному. Он часто вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.
А теперь обратимся к самим сказкам.

Сказка «Слепая лошадь»

Эта трогательная сказка о том, что человек всегда должен быть благодарным за добро, которое ему сделали и всегда быть в ответе за тех, кого приручил. О том, что нельзя нарушать данное слово, иначе можно стать предателем. О том, что добро должно побеждать зло.

У богатого купца Уседома была замечательная лошадь Догони-Ветер – так прозвали её за быстроту ног. «Не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади».
Однажды Уседом ехал вечером по лесу, и на него напали разбойники. Только быстрые ноги Догони-Ветра помогли купцу спастись от смерти. И тогда он пообещал всегда ухаживать за лошадью, что бы ни случилось.
Но в этот день ленивый работник не дал как следует остыть измученному животному и напоил раньше времени. Лошадь заболела, а потом ослепла. Хозяин сначала, как и обещал, ухаживал за ней и жалел её, но постепенно стал забывать о своей спасительнице и даже посчитал, что незачем тратить корм на ненужную лошадь, пусть сама добывает себе корм. И выгнал со двора.

Несчастное животное бродило по городу в поисках пищи и добралось до площади, «где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты». «Слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты».
Неблагодарного купца обязали содержать лошадь по-прежнему и кормить её до самой её смерти. «Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...»

Сказка «Ветер и Солнце»

Очень короткая сказка о том, как поспорили Ветер и Солнце, кто из них сильнее. Решили проверить свою силу на человеке – снять с него дорожный плащ. Ветер рвал и трепал, но ничего не смог сделать – человек только крепче сжимал руками одежду. А Солнце ласково пригрело, человек согрелся и сам снял плащ.
С помощью ласки и доброты можно добиться гораздо больше, чем силой и гневом.

Сказка «Два козлика»

Эта известная сказка – о двух козликах-упрямцах. Никто не хотел уступить при переходе по бревну через речку. В результате оба упали в неё. Мораль сказки ясна даже маленькому ребёнку: кто-то должен уступить первым, а упрямство – плохое качество.

Сказка «Два плуга» – о значении трудолюбия. От ничегонеделания даже железо ржавеет, а от работы становится ещё краше.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Сказки Ушинского о животных («Лиса и козёл» , «Петух да собака» , «Плутишка кот» , «Лиса и гуси» , «Ворона и рак» и др.) повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, безалаберности, предусмотрительности, доброте и т.д.

Интересны познавательные сказки Ушинского. Из них дети узнают о повадках животных, их предназначении, причём эти знания представлены очень лаконично и простым разговорным языком. В сказке «Не ладно скроен, да крепко сшит» два героя: зайчик и ёжик. Зайчик считает, что у ёжика очень некрасивое, колючее платье. Ёжик соглашается, но добавляет:

Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Больше ничего не скажешь. А ребёнку ясно, для чего ёжику колючки.

Из сказки «Лиса Патрикеевна» ребёнок узнает почти всё об этом животном: как она выглядит («у кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек); как она движется («ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает»); какие норы она роет («роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы»). А в заключение получит общую характеристику лисы : «Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса – хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика».

Так же легко и просто ребёнок узнаёт о предназначении собаки (сказки «Бишка» , «Храбрая собака» ), коровы (сказка «Коровка» ).

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей» рассказывают детям о том, как должны распределяться обязанности в семье. На важность авторитета отца указывает последняя строчка сказки «Козёл»: «Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!». В сказке «Петушок с семьёй» петушок является миротворцем, он не любит ссор и тут же устанавливает в семье мир и порядок: «Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Сказка «Жалобы зайки» учит детей доброте и снисходительности к тем, кто слабее и беззащитнее.

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей».Кроме того, Константин Дмитриевич Ушинский писал детям воспитывающие, научно-познавательные сказки и рассказы.

Сказка «Два козлика»

О том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

Сказка «Слепая лошадь»

О том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово - держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»

О том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»

О том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

Сказка «Лиса и козел»

— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым - очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье - мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

В сказке «Петух да собака» рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать

«Охотник до сказок»

— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу - время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»

О том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»

О том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь - людей…

Сказка «Козлятки и волк»

Сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

Сказка «Жалобы зайки».

А ответьте-ка мне сначала на такие вопросы:

Как выглядит заяц? (вставить зайца)

Умеет ли кролик рыть норы? А заяц?

Кто охотится на зайца?

Как заяц спускается с горки?

Где обычно прячутся зайцы?

Если вы не знаете ответа хоть на один из этих вопросов, откуда узнает ответы на них ваш ребенок? Так что, как видите, и вы можете узнать что-то новенькое из сказок Ушинского. А для того, чтобы знать ответы на эти вопросы, не стоит зарываться с носом в нудные энциклопедии! Стоит всего-то прочитать познавательную сказку Ушинского «Жалобы зайки». Правда же, намного интереснее для маленьких деток!? Уверена, что и вам самим понравилось. А как можно-то в интонации поупражняться при чтении!

Сказка "Лиса Патрикеевна"

А если вы прочитаете сказку «Лиса Патрикеевна», то узнаете ответы на следующие вопросы:

Как выглядит лиса?

Как она ходит?

Какие норы она роет?

Чем лиса любит питаться?

Сказка «Не ладно скроен, да крепко сшит»

Из сказки ваши дети узнают, для чего ежику колючки.

Очень короткое, но написанное с любовью и понятно, описание кота для самых маленьких деток - в сказке «Васька».

А из сказки«Бишка» можно будет узнать, чем занимается собака (причем хороша подача: от имени самой собаки!).

Очень веселая сказка«Храбрая собака», из которой мы узнаем, почему лает собака и почему она поджимает хвост.

О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками Ушинского!

Рассказ «Дети в роще»

Читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей - брат и сестра - решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке - собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»

Читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка»

Это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи»

Здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

Рассказ «История одной яблоньки»

Читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла»

Читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге - бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята»

О том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Чужое яичко»

Очень похож на рассказ «Курица и утята». И смысл в нем тот же.

Рассказ «Проказы старухи-зимы»

В интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»


Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...