Открытый урок по специальности классическая гитара. "работа над качеством звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе гитары"

Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.

Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:

  • для каждого учащегосястул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
  • фортепиано;
  • дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
  • Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор». Санкт- Петербург.
  • Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Время урока: 40 минут.

Количество учащихся: 6-8 человек.

ХОД УРОКА

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения.
Рассказ преподавателя Действия учащихся
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же, играя аккорды, обучитесь самостоятельно аккомпанировать под собственное пение.
Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой используются буквы, цифры и специальные символы.
Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов.
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна ли такая запись? Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.
С течением времени данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты;
– буквенное обозначение;
– табулатура.
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1 ).
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня».
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее:
– читать необходимо слева на право;
– шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары;
– вертикальная черта – это тактовая черта;
– арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки;
– короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3 . Рисунок 4) и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2 ).
Теперь возьмем «песенник». Что вы видите?
Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»):
– построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д.
– выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»;
– играем.
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты.
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий.
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре») :
1) читать необходимо сверху вниз;
2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую;
3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны;
4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской цифрой);
5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны.
6) каждый аккорд обозначен буквенно.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмем тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста, T, S, D.
Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте.
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов.
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm (где 6-ая струна «не используется») и E7.
Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания.
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров.
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла»
Вы снова прекрасно справились с заданием, которое поможет подобрать аккомпанемент к песне. Я предлагаю вам русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6).
А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами.
Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент.
Учащиеся разбиваются на пары и выполняют задание.
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент.

Родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке с уч-ся 1-ого класса Катмаковой Анной.

Тема нашего урока «Развитие слуха и работа над песенками с инструментом».

Цель урока: добиться образного, выразительного исполнения.

Наш урок начинается с выполнения доигровых упражнений. Внимательно следите за тем, чтобы мышцы ученика не напрягались. Помните, обучение - только в радость. Если ребенок устал или ему не интересно, переключите внимание на другое занятие.

«Потягушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, не останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.

С первых занятий необходимо приучить ученика внимательно контролировать качество звука, т. е. ясно представлять его характеристики: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука.

Способ звукоизвлечения апояндо надо организовать следующим образом:

Определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим это будет mf.

Играть ритмически организованно: вось-

мая-звучание, восьмая –пауза.

Темп - медленный, достаточный для осмысления исполнительской цепочки «слух-движение».На данном этапе научить ученика «поймать звук»,- не только слышать уходящий звук, но и бережно относиться к тишине, звучащему молчанию. Во времени это выглядит так: на «раз»-i извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и «прячет его в тишину».А в техническом плане в это же время ученик приучается к первоначальному чередованию пальцев i, m.

Теперь остановимся на работе с песенками. К этому времени ученик уже отличает восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми. и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

«Небо синее» (Небо синее, роща в инее, утро раннее всё румянее).

Песенка исполняется на открытой струне «соль»(приём вижу-слышу). Сначала лучше пропеть её со словами. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Описать образно картину, зимнего утра, синего неба, рощи, инея. Разучить песенку голосом и со словами. Обращаем внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребёнок правильно споёт, приступаем к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где всё подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению . Следует следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, ритмом и движениями пальцев.

Качество и характер звука, соответствие образному содержанию песенки зависят от контакта пальца со струной. В этой песенке кончики пальцев i, m поочерёдно НЕЖНО нажимают на струну. После звукоизвлечения палец расслабляется.

Сопровождение педагога воедино связано с образом мелодии. Аккомпанемент обогащает мелодию и помогает создать образ песенки.

«Смелый пилот»

Заостряем внимание ученика на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущая песенка. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно . Надо дать понять ученику, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, чётко. Активный контакт пальца со струной.

Динамические оттенки при исполнение муз. произведенийий на начальном этапе являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков и использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности её эмоционального и образного содержания.

Задачи перед учеником надо ставить чётко и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом--- всё проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Самостоятельно проработать над художественным образом заданной пьесы « Про Сашу».Повторить и закрепить полученные знания.

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.

Открытый урок

на тему:

«Работа с начинающими в классе гитары»

Преподавателя высшей категории

МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств

Сергея Васильевича Иванина

Локоть - 2012

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;

Игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;

Работа над этюдом;

Проигрывание ранее выученных пьес;

Проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.

Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.

Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.

Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.

Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:

Красев М. «Елочка»

Калинин В. «Вальс»

Проведение физкультминутки:

«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.

«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

Четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;

Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

Создание образного ряда (сравнения, ассоциации);

Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;

Слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...