Доверие богу - значение слова в православном словаре. Недоверие к людям и богу

Сегодня мне хочется воодушевить Вас тем, что времена года сменяют друг друга, обстоятельства постоянно меняются, но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Внезапно что-то может произойти в правительстве или мировой экономике, но Господь является нашей единственной постоянной величиной во всякое время; Он Скала, на которой мы можем стоять вечно; Он укрепляет нас, даёт нам сил, делает нас твёрдыми и стойкими, потому что мы взираем на Него (см. 1 Петра 5:10). Эта истина подтверждалась в нашей жизни неоднократно. Расскажу Вам о том, что происходило с нами сразу после переезда в эту часть мира, и Вы сами в этом убедитесь.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

Двадцать пять лет назад мы всей семьёй переехали в бывший Советский Союз. В день приезда мы поселились в заранее арендованном нами доме и отправились спать, поскольку нуждались в отдыхе. Проснувшись на следующее утро, мы услышали в выпуске новостей, что стоимость всех основных продуктов питания выросла в пять раз, прямо на следующий день после нашего приезда! Но и это ещё не всё. Пятидесятирублёвые банкноты были признаны недействительными; они просто-напросто превратились в бумажки, не обладающие никакой ценностью.

К сожалению, в день приезда мы обменяли тысячу долларов на рубли, чтобы у нас была валюта той страны, в которую мы прибыли, и чтобы у нас было на что жить здесь первое время. Всю нашу тысячу долларов поменяли как раз на пятидесятирублёвые купюры, которые внезапно обесценились. Вдобавок ко всему, магазины были опустошены, отсутствовали даже основные товары; в аптеках тоже было пусто; на полках хоть шаром покати. С трудом можно было найти заправочную станцию, где имелся бензин. Вся инфраструктура Советского Союза распалась.

БОГ ВЕРЕН

Люди боялись, что не смогут найти даже хлеба. И когда в магазин наконец привозили хлеб, тут же выстраивалась очередь на целый квартал. Такие основные продукты питания, как мука, сахар, молоко и яйца, можно было купить только в небольшом количестве и только при наличии продовольственных талонов, которые выдавала администрация города. Но эти талоны могли получить лишь граждане, поэтому наша семья не имела права на их получение.
И всё же, несмотря на трудности и потрясения, с которыми мы столкнулись с первых же дней, Бог предусмотрел, чтобы у нас всегда было всё необходимое. Более того, нас наполнял совершенный мир, потому что мы доверяли Ему.

ВАЖНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЧУТКОСТИ

В то время бывали дни, когда мы, словно охотники, выслеживающие добычу, искали заправочные станции, на которых был бы бензин, искали основные продукты питания, мы «охотились» даже на туалетную бумагу. Бывало и так, что в течение многих дней в пунктах обмена валюты не было рублей. А если нет рублей, то нет и возможности купить продукты, даже если их наконец удавалось найти. Как только в пунктах обмена валюты появлялись рубли, мы, помня о своей потере в тысячу долларов, обменивали лишь небольшую сумму долларов, чтобы больше не понести такие потери, как в тот раз. В тот период, довольно нестабильный и опасный, следовало быть очень чутким к Святому Духу, чтобы знать, когда и как действовать, дабы иметь возможность выполнять даже какие-то элементарные, повседневные дела.

ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВО

Сегодня условия жизни не такие ужасные, с которыми мы столкнулись, как только переехали в бывший Советский Союз. Но и сегодня во всём мире люди переживают большие финансовые трудности. Цены поднялись. Непонятно, в каком направлении движется экономика. Возможно, и Вы ощущаете тяжесть финансовой нестабильности. Но, вместо того чтобы поддаваться духу страха, твёрдо держитесь того, чему учил Иисус:
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Матфея 6:31-33

За годы нашей жизни и служения много раз было так, что мы с Дэнис не знали, как будем оплачивать затраты на то, что Бог сказал нам сделать. Однако мы усвоили: если прежде будем искать Божьего Царства, как и учил Иисус, то всё остальное у нас будет появляться по мере необходимости.

УЧИМСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ

В первое время нашей жизни в этой части мира – впрочем, как и каждый раз, когда Бог говорил нам сделать что-то, что превосходило финансовые возможности нашего банковского счёта, – мы особенно часто размышляли над словами Иисуса из 6-й главы Евангелия от Матфея, где Он учит доверять Богу в час нужды:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:31-33).

ЗАПРЕТ НА ТРЕВОГУ И ВОЛНЕНИЕ

Обратите особое внимание на крайне важную для нас с Вами фразу «не заботьтесь». Она употреблена в запретительном повелительном наклонении, выражающем запрет на совершение того или иного действия. Греческое слово merimnao – «забота» – также означает тревога, волнение, беспокойство и описывает человека, который сильно чем-то обеспокоен; применительно к контексту данного стиха это человек, беспокоящийся о восполнении своих основных потребностей. Употребив эту фразу в запретительном повелительном наклонении, Иисус буквально сказал: «Не беспокойтесь, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом».

БОГ ВЕРЕН ВСЕГДА

Я лично могу засвидетельствовать, что с самого начала Бог проявлял верность как в нашей жизни, так и в служении, и проявляет по сей день. Даже когда мы с Дэнис понятия не имели, каким образом будут удовлетворены наши основные потребности, Бог был верен и вовремя восполнял их все. А потребовав от нас предпринять колоссальные шаги веры, которые были за пределами наших финансовых возможностей, Он делал так, что у нас появлялись необходимые суммы; посредством Своего Духа Он совершал то, что не могли бы сделать мы сами.

БОГ ВПЕРЕДИ НАС

Позвольте также сказать, что тревоги, волнения и беспокойства никак не помогут восполнять нужды или продвигаться к цели. Это не означает, что я никогда не тревожился и никогда ни о чём не беспокоился. Но за все эти годы я не раз убеждался, что Бог прекрасно осведомлён о каждой нашей нужде и всегда знает, какая сумма нам требуется. Он далеко впереди нас – Он действует таким образом, каким мы и представить не можем, и заботится о том, чтобы всё необходимое появлялось у нас вовремя.

ПОСТАВЬ БОГА НА ПЕРВОЕ МЕСТО

Иисус сказал:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:33).

Мой сын Филипп перефразировал этот стих так: «Поставьте Бога на первое место, а всё остальное придёт к вам». Аминь – всё, что я могу на это сказать, потому что именно эту истину Иисус и хотел донести до нашего сердца и разума, произнося эти слова.

ДУМАЕТЕ, БЕСПОКОЙСТВО ПОМОЖЕТ?

Что по этому поводу можете сказать о себе Вы? Вы тревожитесь и беспокоитесь о том, чего изменить не в силах? Известно ли Вам, что Бог хорошо осведомлён о Вашей ситуации? Каким образом беспокойство может Вам помочь хоть в чём-нибудь? Оно ничего не изменит в лучшую сторону – вот почему Иисус сказал:
«НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом»
. Я призываю Вас возложить свои бремена, тревоги, беспокойства и заботы на Господа и прежде всего искать Его и Божьего Царства. Вы увидите, как Он будет предоставлять Вам то, в отношении чего Вы беспокоились и переживали. Бог верен. Он обеспечит Вас всем необходимым. Он Господь, и Его характер никогда не меняется (см. Малахия 3:6). А также Он не лицеприятен (см. Деяния 10:34). Это означает: что Он сделал для других, то сделает и для Вас.

СОМНЕНИЯ В БОГЕ БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ!

У нас нет никаких оснований сомневаться в Боге или Его верности. Он не человек, поэтому никогда не лжёт (см. Числа 23:19). Но если мы сосредоточиваемся на своих нуждах, которые кажутся нам слишком серьёзными и даже невосполнимыми, то упустим из виду Его верность и абсолютную честность. Мы можем и не знать, каким образом Бог придёт нам на помощь, но мы можем помолиться и возложить свои заботы на Него (см. 1 Петра 5:7), затем успокоиться и верить, что Он нам поможет.

ЧТО У ВАС НА СЕРДЦЕ?

Пожалуйста, сообщите мне о своих молитвенных нуждах! Если Вы хотите, чтобы я и моя команда молились за Вас, напишите сюда . Я и моя молитвенная команда считаем честью для себя представать перед Господом с Вашими молитвенными просьбами и вместе с Вами ожидать чудес в ответ на молитву.

Мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу ? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.

Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов...

Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо.

Мне легко «доверять Богу» , а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв.

Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский

Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание: это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4:18).

Кроме того, и в Ветхом, и в Новом Завете способность или неспособность человека сразу, не колеблясь довериться Богу – всегда проверка его веры как таковой. Это особенно хорошо видно на «отрицательных» примерах: пророк Иона бежит от лица Господня в Фарсис – как будто там, в Фарсисе, Бога нет (Ион. 1:3); Захария не верит Ангелу (Лк.1:11-25). Да и Симеон Богоприимец, по преданию, не поверил в свое время, что Дева может родить, после чего и ждал 300 лет... Все эти эпизоды обнаруживают слабость и несовершенство веры в людях, которые всегда считали себя верующими, конечно (а какими же еще?!), но которые при том не считали, оказывается, что Богу все возможно, то есть, ограничили Его всемогущество собственными рассудочными понятиями. Зададим себе еще один вопрос: наша вера не страдает ли этой слабостью, этим несовершенством? Моя страдает куда большей слабостью, легко догадаться.

Мы повторяем слова о доверии к Богу и бодримся, а на самом деле унываем, потому что наша вера слаба. В нас нет подлинного (не только словесного) доверия к Богу, потому что нет самоотвержения и способности подняться над собственными ограниченными представлениями о нашем благе.

Где есть вера, там, прежде всего, есть благоговение; а нам так не хватает благоговения перед волей Божией о нас! Отсюда – постоянные внутренние попытки сопротивления, спора, которые нас изматывают и потихоньку разрушают. Отсюда хроническая жалость к себе, подобная, как известно, соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. «Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою», – это слова из ежедневной молитвы святителя Филарета, митрополита Московского, но нам до этого далеко, оказывается.

Плохо еще и то, что словами о доверии к Богу мы нередко маскируем собственную беспомощность, инфантильность, безволие, лень, беспечность. Примеров можно было бы много привести. Ну, хотя бы – неспособность разрешить жилищный вопрос, потому что страшно. Страшно шагнуть из приятного интеллигентного и православного мира в мир хищных риэлторов, подозрительных покупателей, хитрых продавцов и многозначительных нотариусов, перед которыми ты чувствуешь себя уже не доцентом и не публицистом, к примеру, а вертикальной козявкой, статус которой определяется количеством квадратных метров и возрастом твоей хрущобы. Страшно шагнуть в мир, где ты – как бы уже и не ты, где всем правит не духовное, а материальное. Страшно иметь дело с документами, в которых ничего не понимаешь, надеть на себя петлю кредита... Страшно, и вот, мы заводим пластинку: «Я доверяю, пусть Он управит, я сам не буду делать ничего». И не понимаем, что проявляем на самом деле глубокое недоверие и малодушие. Да к тому же еще и гордость: страх унизиться, потерять значение.

Впрочем, это еще не худший случай. Худший был, когда ребенок погиб из-за беспечности молодой мамы, очень верующей, очень воцерковленной, и «доверявшей свое дитя Богу». Обойдемся без подробностей.

Ну так что же делать-то? Как научиться Богу доверять по-настоящему?

Хороший вопрос. Это ведь все равно, что научиться жить. Жить с Ним. У меня не получится. Никогда не смогу довериться по-настоящему и все принимать как исходящее от Него.

Но кому писал свои письма святитель Феофан Затворник, если не таким же, как я?

«Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно все встречающиеся неприятности, тот причастником бывает мученичества...».

Причастником мученичества – неужели так? Да. А мученик причастен Христу. «Какое счастье и какая бесконечная и неизживаемая радость быть хоть отчасти участником тех язв, которыми все исцелены...», – писал в одном из светлых своих писем священномученик епископ Герман (Ряшенцев) расстрелянный в сентябре 1937 года после долгой череды арестов, тюрем и ссылок. Нам того, что он нес, не вынести, пожалуй, а вот немножко причастными себя почувствовать – почему бы нет?

Только надо помнить – о чем, собственно, и пишет святитель Феофан – что для этого недостаточно просто страдать. Для этого надо переносить страдания благодушно (для чего современный язык так принижает слова, прежде высокие?). А если я не могу, значит, я недостойна собственного страдания, даже небольшого. Бог мне его посылает, а я, оказывается, не такова, чтобы его принять.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня наставь и поддержи меня так, чтобы видеть волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душею и с твердым упованием, что на все Святая воля Твоя». Это слова из молитвы Оптинских старцев. Изначально каждый из них был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Нас подстерегает опасность ложного смирения: мы читаем святых авторов и про себя говорим: «Ну, это ж были такие люди, не чета нам! Куда нам, жалким до них!» А это не они были – не чета нам, это мы теперь – не чета им, а возможности-то у нас те же, что и у них, как ни странно это звучит.

Чтобы научиться доверять Богу, нужно… учиться. Благо, уроки – каждый день, и учителей прекрасных предостаточно. И даже и самый неуспешный ученик – он все же ученик, и может когда-то помочь соседу по парте, делясь тем, что сумел-таки усвоить.

- Испытываешь ли ты чувство тревоги? - Я задавал этот вопрос очень многим людям, и большинство из них смотрели на меня, улыбались и отвечали:

Батюшка, это риторический вопрос? Естественно, все мы испытываем тревогу. Может быть, ты не тревожишься?

И тогда я оказался в трудном положении: когда я задал этот вопрос себе, то понял, что и во мне живет чувство тревоги. Все мы очень тревожимся. И сейчас, перед началом радиопередачи, я беспокоился и думал, смогу ли сказать то, что надо. Да, и я тревожусь.

Идешь в школу и видишь маленьких детей - оказывается, и у них присутствует в жизни напряженность, гонка, паника и неуверенность… Да, все мы беспокоимся. Невероятно, но это стало уже глобальной эпидемией. Всех нас охватывает это состояние.

Самое неприятное, что тревога - это то, что невозможно описать, не знаешь, что она собой представляет. Пытаешься подобрать слова - и не можешь. Что же это, в конце концов? Это - переполняющие душу страх, неуверенность, ощущение надвигающейся беды или мучительное воспоминание о том, что уже произошло. Так мы и живем: либо опасаемся того, что может случиться, либо то, что уже случилось, не отпускает, смущает и угнетает нас внутренне, ни на минуту не оставляя душу в покое.

Мы постоянно куда-то спешим, мы не умеем наслаждаться жизнью, которую нам даровал Господь. Мы постоянно находимся в погоне, постоянно ждем чего-то нового, отличающегося от того, что есть у нас сегодня. И возникает вопрос: а когда мы будем радоваться сегодняшнему дню? Когда им насладимся? Ведь то, что тут и сейчас, в твоих руках, так быстро исчезает. Время летит. Я говорю, и время пролетает, проходит. Настоящее постоянно ускользает от нас, мы постоянно живем в другом времени - между прошлым и будущим - и не замечаем настоящее. Сейчас часы показывают начало второго, но мы живем не этим часом, а завтрашним или послезавтрашним днем, думаем о том, что произойдет через месяц, какими мы будем. И туда, в будущее, мы заглядываем не созидательно и творчески, а с чувством тревоги. Постоянное ожидание чего-то и размышления об этом делают нас больными, и мы теряем способность радоваться.

Например, сейчас ты занимаешься какой-то работой, которая доставляет тебе удовольствие, но чуть позже она перестанет радовать тебя, потому что ты начнешь думать о следующих задачах, а потом - о следующих, и так бесконечно. Мы никогда не живем сегодняшним днем, не живем здесь и сейчас - а ведь это является единственно надежным и безопасным. Это то, что тебе принадлежит, благодаря чему ты можешь наслаждаться тем величайшим даром Божиим, который называется жизнью. И тем не менее, тревога не покидает нас, мы мечемся между тем, что было в прошлом, между воспоминаниями, переживаниями, событиями и тем, что теоретически может случиться в будущем. Таким образом проходит жизнь, летят годы и мы заболеваем. Не радуемся, не наслаждаемся, у нас неспокойные лица, неспокойные сердца, мы не умеем улыбаться, не можем вникнуть в происходящее и сказать: «Слава Богу!» Мы не можем остановиться. Становится страшно, если подумать, куда мы так спешим: мы спешим к концу своей жизни. Как будто торопимся побыстрее умереть.

Если умеешь жить настоящим, то понимаешь, что сейчас у тебя все хорошо, потому что в действительности у тебя не так много проблем, как предсказывало тебе твое тревожное воображение. Представим себе такой разговор:

Я плохо себя чувствую.

Что-то случилось?

Нет, но я встревожен.

Почему? Мы сидим и разговариваем. Тебе холодно?

Жарко тебе?

Нет, все в порядке.

Может быть, ты голоден? Давай, я дам тебе что-нибудь поесть?

Нет, спасибо!

Может быть, ты хочешь воды?

Значит, ты не голоден, не испытываешь жажды, тебе не жарко, не холодно. Но, может быть, тебе кто-то угрожает, может быть, есть человек, который тебя преследует?

Нет, у меня все хорошо.

Итак, с точки зрения условий жизни у тебя все хорошо, у тебя все есть. Представь, если бы кто-то из космоса мог увидеть тебя, живущего на планете Земля, хорошо одетого, сытого, то он непременно бы удивился, увидев беспокойство на твоем лице, тогда как сейчас у тебя все есть. В этот момент у тебя нет проблем.

Понимаю. Но дело в том, что я не знаю, как послезавтра пройдут экзамены, которых я жду, поэтому волнуюсь.

Но ведь это же будет послезавтра! А ты мне сейчас на вопрос: «Что с тобой?» - отвечаешь: «Я плохо себя чувствую, я встревожен, я беспокоюсь о том, что случится».

Твоя проблема заключается в том, что у тебя все хорошо, но ты не понимаешь, что у тебя все в порядке, не радуешься этому, сам ищешь себе повод и причину для беспокойства. Думаешь о том, что произойдет после экзаменов, что будет с тобой через несколько лет, кто будет заботиться о тебе в старости, что случится после твоей смерти, как будут жить твои дети, как распределишь свое наследство. Но скажи мне: разве это сейчас произойдет? Если бы ты ощущал каждую секунду своей жизни, как дар, который сейчас дает тебе Господь, тогда бы ты беспокоился о каждой проблеме только один раз. Когда, спросишь ты? Тогда, когда возникнет проблема, конечно. А сейчас что ты делаешь? Постоянно переживаешь, а ведь волнующая тебя ситуация, в конечном счете, может и не возникнуть. Пойми, ты тревожишься и терзаешься намного больше, чем Господь хотел бы для тебя.

Бог допускает,чтобы мы встретились с болью, но тревога явлается нашей собственной глупостью, нашим безумием, тревога - это ложь, которую мы сами создаем, с которой живем, и которой терзаемся. Боль является спасительной, в жизни надо пройти через страдания, притеснения, болезни, и это отведет тебя в рай. Господь допускает боль, чтобы дать тебе радость. Ту настоящую радость, которую мы потеряли из-за больного наслаждения, удовлетворения нашего эгоизма, и теперь только через страдания, через боль мы можем приблизиться к Богу. Но тревогу Господь не создавал. Тревога не является той избавляющей, творческой болью, которую Господь посылает нам и допускает ее пережить. Тревога - это мучительное состояние, которое мы сами себе придумали, благодаря ей мы стареем раньше времени, терзаемся сами и терзаем других. Попробуй, заставь свой ум работать, удержи свое воображение, это оно виновато во всех сценариях, которые ты придумываешь, рисуя в своей голове события, которые еще не произошли.

Произойдет землетрясение, говорят некоторые. И ученые не могут сказать, когда это будет, потому что и они не знают с точностью. Когда это случится, через пять недель или через пять месяцев? По всей Греции говорят о том, что нельзя спать в домах, под крышей, вдруг это случится ночью. Все ждут. Ждут и боятся. Паника, которая возникает вокруг землетрясения, в результате может привести к более гибельным последствиям, чем само землетрясение.

Все это происходит, потому что мы не имеем настоящей веры. Если ты по-настоящему веришь в Бога, то тебя не мучает тревога о том, что случится завтра или послезавтра. То, что тебе необходимо знать, Господь тебе уже сказал. Сказал не только о том, что будет завтра, но и что будет, когда наступит конец света, сказал тебе о Втором пришествии, все сделал, чтобы ты не беспокоился и знал, что существует Царство Божие, которое, я надеюсь, тебя ожидает; знаешь ты и о том, что существует место пребывания далеко от Бога - это место называется ад. Господь сказал тебе то, что нужно и полезно, а о другом тебе знать не надо. Почему?

Потому что Бог милостив и человеколюбив. Он знает и понимает нас, потому что Сам был Человеком. Значит и ты должен быть человечным, понимать другого и не обременять его, потому что Господь нас не обременяет, не загружает нас Своими заботами и Своим знанием, потому что мы не можем их перенести. Он дает нам лишь то, что мы можем вынести и не хочет создавать в нас тревогу. Господь не сказал нам, когда произойдет второе пришествие, потому что знает, что это нас растревожит. Бог хочет, чтобы мы знали с чем мы можем столкнуться в жизни, чтобы всегда были готовы подвизаться спокойно, мирно, смиренно, с доверием, и когда Он придет, могли бы встретить Его с радостью. Если каждый прожитый день приближает тебя к Богу, то, что бы ни произошло, пусть происходит.

Какой странной стала наша жизнь! Вместо того чтобы ее сделать раем, мы превратили ее в ад. У нас есть все, но мы все время переживаем; если в доме одна машина - тревожатся за одну, если больше - тревога возрастает пропорционально количеству машин, припаркованных у дома. Имеешь дачу - еще одна тревога: чтобы ее не ограбили. Сигнализацию поставил, и снова беспокоишься: что будет, не откажет ли? У нас в домах идеальные замки, электронные системы слежения, сигнализация, собаки, которые следят и охраняют наш балкон, сад, автостоянку… А сколько сейчас страховых компаний! Вы можете застраховать все, что угодно. И все же наша душа тревожится, мы не можем спать спокойно. Мы чувствуем постоянный дискомфорт, с нами что-то происходит. У многих возникают физические проблемы от постоянного стресса. Они чувствуют тяжесть на сердце, их артериальное давление поднимается, им нечем дышать. Все это - болезни души, которые отражаются на теле. Когда душа смущена, она смущает и тело. Когда тело неспокойно, то и душа мучается. Все это взаимосвязано.

Когда сумеешь понять, что то, что тебя беспокоит, не так важно, как кажется, то перестанешь тревожиться. Ведь тревогу испытываешь, когда думаешь, что то, что тебя волнует, является проблемой мирового значения. Каждый день ждешь и говоришь: «Это обязательно должно случится!» И если ожидаемое событие не произойдет, ты заболеешь. Например, ты очень хочешь пойти на прогулку. Прекрасно, но ведь эта прогулка не является смыслом всей твоей жизни. Обстоятельства могут сложиться так, что ты не сможешь выбрать время для прогулки. Но если ты вложишь в нее душу, и будешь добиваться прогулки любой ценой, то будешь мучительно переживать, если этого не произойдет. А ведь так просто сказать себе: «Не получилось, ну, ничего страшного, в следующий раз!» Если наша душа станет настолько гибкой, что мы спокойно, не упорствуя, сможем менять свои планы, изменять свои решения, тогда, чтобы ни случилось, мы научимся принимать это спокойно, говоря: «Прекрасно, мне это Господь послал! Я хотел одного, но Бог мне дал другое. Значит, так было угодно Богу!»

Мы же, в основном, предпочитаем всего добиваться силой, проявляем упорство, настаиваем на своем, и очень переживаем свою неудачу. Я обратил на это внимание однажды, когда хотел купить себе интересующую меня книгу. Я пошел в книжный магазин, но не нашел там ее. Тогда я пошел в другой магазин, но и там поиски оказались безрезультатны. Время летело, и книжные магазины начали закрываться. Я стал беспоиться, спешить, чтобы добиться своего и все-таки купить эту книгу. Пошел в третий магазин, но там ее тоже не было. Я нервничал, я говорил себе: «Надо срочно идти еще в один магазин, надо торопиться, вдруг я не успею, и он закроется!» И в какой-то момент, когда я почти бежал по дороге, я вдруг подумал: «Предположим, что мне повезет, и я, наконец-то, куплю эту книгу. Стану ли я прямо сейчас читать ее? Нет. Почему бы тогда не купить ее позже? Скажем, завтра». И я успокоился.

Нам всем надо учиться не быть упрямыми, не упорствовать, добиваясь своей цели, и тогда мы не будем беспокоиться, не будем страдать, а сможем сказать спокойно: «Пусть будет на все Божья воля! Господь все устроит». Давайте учиться на примере святых, которые не только не переживали, когда не получали желаемого, но и не сокрушались, даже когда что-нибудь теряли. Это их не волновало, не беспокоило, хорошее они воспринимали с миром в сердце и с благодарностью Богу, а о потере спокойно говорили: «Хорошо, что Бог допустил мне это потерять!»

Впрочем, если я с чувством тревоги поеду сейчас на , то буду ее носить в себе и там. Сегодняшние святогорские монахи - это люди нашего времени, они не прилетели с другой планеты, они еще не ангелы, а люди. Однако старые святогорцы, которые уезжали из спокойного городского мира, чтобы жить еще более тихой жизнью на Святой Горе и чтобы отдать себя полностью Богу, когда опаздывали на паром из Афона, не гневались, а говорили:

Ничего страшного! Сяду на следующий паром!

А знаете, когда прибывал следующий паром? Только на следующий день. Один паром в сутки.

Мы же, когда опаздываем на автобус, на трамвай, не успеваем на поезд в метро, мучаемся и переживаем. Садимся на следующий автобус, пришедший через десять минут, и не можем успокоиться и утихнуть всю дорогу. А они говорили: «Ничего страшного! Сяду на следующий паром!» - и их лица были спокойны. Монах возвращался обратно в свой монастырь, снимал с плеч рюкзак с продуктами и начинал молиться, затем снова шел в огород и начинал работать. Иной ритм, другая жизнь...

Да, батюшка, - скажете вы, - но это когда было! А сегодня мы не такие. Сегодня мы постоянно торопимся! Если не будем торопиться, то не выплывем в этом житейском море.

А я отвечу: когда надо, торопись, но затем будь спокойным. Вопрос ведь не в том, торопиться или нет внешне, главное, не допустить, чтобы эта спешка стала частью твоей души. Да, торопись, когда надо, когда есть много работы. И в монастырях на Святой Горе, когда приезжают официальные гости, или какой-то праздник и ожидается большая трапеза, монахи много работают. Они в постоянном движении, бегают, что-то делают постоянно, но душа их, однако, спокойна, она никуда не торопится, она предстоит пред Господом. И все время они молятся: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».

То есть, моя душа отдана Христу и я спокоен. И все идет хорошо. Вот так должно быть, и об этом говорит и . Он рассказывает, что когда он жил в монастыре Эсфигмен, на него и еще одного монаха из братии возложили послушание после Святой Литургии готовить кофе для гостей. Тот, другой монах, волновался, тревожился и уходил из храма до молитвы «Молитвами святых отец наших...», чтобы успеть сварить кофе, потому что говорил себе: «Иначе я не успею!»

Я же, - рассказывает старец Паисий, - говорил себе: успокойся, останься помолиться, чтобы успокоилась твоя душа, а затем пойдешь готовить кофе. Бог все знает, он знает, что тебе поручено делать.

Старец жил с сознанием постоянного присутствия Бога в своей жизни, с пониманием того, что Бог все знает и помогает всегда. Поэтому старец Паисий выжидал. Заканчивалась Литургия, он брал просфору и спокойно шел готовить кофе.

И знаете, что я заметил? - говорит он, - у того монаха, который раньше меня уходил из храма, все получалось из рук вон плохо: он торопился, нервничал, проливал кофе, обжигался. А я после «Молитвами святых отец наших...» успевал во всем, и все у меня получалось. Как же Бог хорошо все устраивает!

Какой поучительный пример! И мы должны, пока есть возможность, не торопиться, не нервничать, жить в спокойном ритме, и тогда будем успевать все, что должны.

Нужно так устроить свою жизнь, чтобы душа не тревожилась и была спокойна. Душа того монаха, о котором говорил старец Паисий, была смущена, и поэтому у него ничего не получалось. Но даже если бы он и справился со своей задачей, но не имел бы Божиего благословения, то душа бы его все равно прибывала бы не в мире, а излучала бы смятение. В этом суть дела. Не в приготовлении кофе, а в нашем внутреннем спокойствии. Тревога не исчезает, а только возрастает, когда избегаешь Бога и не доверяешь Ему. Некоторые люди, например, выходят из храма до окончания Литургии, чтобы успеть сделать запланированное на день. Это неправильно. Живя с Церковью одной жизнью, ты научишься преуспевать во всем. Господь будет задавать ритм твоей жизни, и тогда все будет происходить в свое время, и ты будешь все успевать, будешь чувствовать себя спокойно, и благословение Божье будет на всех твоих делах.

Однажды я спросил у одного человека:

Как ты преодолеваешь чувство тревоги?

Он ответил:

Мне кажется, оно непреодолимо. Все испытывают тревогу, это неизбежно.

Я сказал ему:

Это справедливо только для тех, у кого есть склонность к этому.

Действительно, есть люди, которые особенно остро переживают все, происходящее вокруг, и считают себя ответственными за это. У них сильно развито чувство вины, и им очень сложно сохранять мир в душе. Что бы ни случилось, их охватывает паника, хотят они этого, или нет. Эту особенность своей личности человек должен знать, тогда он научится управлять тревожностью, контролировать ее, для того, чтобы не мучить ни себя, ни других.

К сожалению, сейчас мы дошли до того, что воспринимаем это болезненное состояние как что-то естественное. Хотя, если вдуматься, то сразу видна разница. Одно дело - волноваться, если мы ожидаем гостей, и поэтому убираем дом, готовим, накрываем стол. В этот момент мы активны, торопимся, в нас присутствует положительный заряд, жизненная сила - ведь мы искренне хотим, чтобы все были довольны. И совсем другое - гангрена тревожности, которая медленно разъедает душу. То мучительное состояние неуверенности, которое делает человека больным. Тому, кто бесконечно испытывает стресс по собственной вине, противостоит уравновешенный человек, человек, который делает все спокойно, естественно, живет без паники, без болезненных забот, то есть так, как заповедал нам Христос.

Вспомните, в Деяниях Апостольских рассказывается о том, что святые апостолы Павел и Сила ночью в темнице спокойно спали, хотя утром их должны были отвести на суд. А теперь представьте себе: через несколько часов тебя будут судить, твоя жизнь под вопросом, а ты спишь спокойно! Невероятно, - скажете вы. Но эти великие мужи сумели сохранить мир в душе и полностью вверить себя благой воле Божией. Разве может Творец оставить Свое творение?

Но и тогда практически не было людей, обладающих таким душевным спокойствием. По словам , даже сам Христос не смог в те времена найти человека, который бы не тревожился о будущем, чтобы нам сказать - будьте как этот человек! И тогда все чувствовали неуверенность, переживали, что принесет им грядущий день. Не было такого человека. Не мог Христос указать на него апостолам со словами: « Посмотрите, как он спокоен! И вы будьте как он». А говоря о простоте и чистоте сердца, Христос привел в пример детей. То есть Ему легче было найти чистых сердцем, чем не тревожащихся. И тогда Он обращает наш ум, наши глаза к природе, к цветам, к птицам небесным: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Матф. 6,26)».

Господь заботится о нас, потому что мы - Его творение, творение Его любви, Его сердца. А мы живем так, как будто не имеем Бога, как будто не имеем Отца Небесного, как будто Христа не существует, как будто Он не рядом с каждым из нас. Мы ежеминутно забываем о клятве, которую Он дал нам. Господь говорит: может наступить время, когда мать забудет своих детей, но Я никогда тебя не забуду, никогда тебя не предам, не оставлю тебя во время твоей болезни, на больничной койке, на инвалидной коляске, буду с тобой в том, что тебя беспокоит, во всех твоих скорбях, в нищете и горе Я буду рядом с тобой, обещаю тебе. Он сказал это на Кресте и подписался Своей кровью. «Нет большей любви, чем та, которая есть у Меня - пожертвовать своей жизнью ради своих друзей, и Я так сильно люблю вас, что делаю это», - говорит нам Господь.

Значит, твоя жизнь не случайна, ты не оставлен на произвол судьбы, Бог наблюдает за тобой, защищает тебя и говорит тебе: «Я дал тебе жизнь, неужели Я тебе не дам все необходимое для жизни и оставлю тебя? Я дал тебе тело, неужели Я не позабочусь о нем - о еде, воде, одежде, о твоем доме, о том, что тебе необходимо, неужели Я не позабочусь о тебе? Тогда зачем Я тебе дал тело? Зачем Я тебе дал душу? Зачем тогда Я поставил тебя на этой планете, неужели, чтобы тебя мучить? Конечно, нет! Взгляни на Голгофу, посмотри на Мое лицо, посмотри в Мои глаза, чтобы понять, что Я люблю тебя! А ты все время чего-то боишься, постоянно в смятении. Я тебе дал столько доказательств Моей любви, а ты слеп, и глаза твои не видят ничего!».

Что же это? Как можем мы быть такой чудовищной раной для Бога, оскорблять Его своими поступками, причинять Ему боль, да, боль, потому что жизнью своей мы как будто постоянно говорим Ему: «Я Тебе не верю! Не верю, что Ты существуешь! Не верю, что Ты меня любишь! Я не верю, что Ты мне поможешь!»

Думаете, это не про вас? Вы скажете: «Но, батюшка, как же так, мы ходим в храм, молимся, слушаем церковное радио, может ли такое быть, чтобы мы не верили?» А я отвечу: «Может». Потому что теоретически мы верим, что Бог существует, что-то знаем и говорим об этом, но не переживаем веру как доверие. Доверять - это отдавать всего себя без страха, полностью.

Тот, кого ребенком учили плавать, помнит, что родители говорили ему: «Не волнуйся, расслабь свое тело, мы держим тебя, помогаем тебе, дыши спокойно, если ты испугаешься, забеспокоишься, то ты утонешь». Так и Господь говорит человеку: «Расслабься, успокойся, перестань переживать о себе, доверься Богу, и тогда почувствуешь, что означает настоящая вера, не теоретическая, а вера сердца и опыта». Попробуйте вверить себя Богу, и увидите, что Господь благ, попробуйте, и ощутите Его доброту, милосердие и любовь. И тогда вы поймете, о чем говорил Христос, заповедуя не думать о завтрашнем дне, а жить сегодняшним: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6,34)». То есть, достаточно и сегодняшних забот и проблем, не нагружайте себя дополнительно, живите сейчас, проживайте каждую минуту так, чтобы почувствовать, что Бог любит нас, каждого из нас, без исключения.

Но... Ты не веришь, что каждый миг, каждую секунду Он рядом с тобой? Тогда сделай одно движение - положи руку на сердце и почувствуй, как оно бьется. Что это означает? Это значит, что в этот момент, когда ты сомневаешься в Нем, Господь заботится о тебе, и поэтому твое сердце бьется. Господь любит тебя, и свидетельствует об этом биением твоего сердца, твоим дыханием, твоими глазами, которые видят мир, твоими ушами, которые слышат, твоими органами чувств, которые могут воспринимать все дары Божии, которые даны нам в этом мире.

Человек должен научиться жить с ощущением присутствия Бога в своей жизни - и постепенно это чувство изгонит болезненную тревожность из его души. Если мы сумеем почувствовать Божию любовь, то увидим, что все остальные проблемы исчезнут. Мы успокоимся, наша душа избавится от бесконечного стресса, напряжения, трудностей, которых, на самом деле, практически не существует. Мы задавлены своей логикой, своим рационализмом, полагаемся на свои силы, на свой интеллект, на свои способности, деньги и знакомства, и очень мало доверяем Богу. Пока не поздно, надо изменить это в себе, и, склонив голову, сказать: «Господи, возьми мою жизнь и делай с ней что хочешь, только бы я чувствовал, что Ты меня направляешь, что Ты держишь меня, что Ты меня защищаешь, что Ты меня любишь, что Ты находишься рядом со мной! Этого мне достаточно!»

Недоверие к людям и Богу как качество личности – нежелание открываться перед кем-то, полагаться на кого-то; склонность сомневаться в ком-то или в чем-то.

Семилетний мальчик вернулся домой из парка без своих новых салазок.- Вы знаете, — сказал он родителям, — у меня их попросил покататься старик с симпатичным малышом. К 12 часам они пообещали салазки вернуть. Родителям все это не очень понравилось, но в глубине души они были довольны проявлением столь добрых чувств со стороны своего ребенка. Четыре часа — нет салазок. Но в 5 раздался звонок, и появился старик с малышом, салазками и большой коробкой конфет. Сын тут же скрылся в спальне и, выбежав оттуда, внимательно осмотрел салазки, и заявил:- Все в порядке, получите свои часы.

Предательство любимого человека иногда заставляет сомневаться во всех людях. Зачастую, когда встречаешь человека, которому, кажется, можешь доверять как себе, стоит вспомнить, что это все же не ты. Вкусив горький вкус разочарования, недоверие говорит себе: «Больше я не доверяю никому, меня уже не мякине не проведешь, я тертый калач». Но оно не хочет признаваться себе в горькой истине – никакого доверия и не было, был самообман, было лишь перекладывание ответственности на другого человека, предъявление ему требований и претензий, ущемление его личной свободы. Если бы в отношениях полноценно жило безусловное доверие, то ему неизвестны слова «обман», «предательство» или «измена».

Безусловная любовь, как и безусловное доверие, по своей сути бескорыстна. Мать любит появившегося на свет ребенка без всяких условий. Муж без оглядки доверяет жене, а она ему изменила. Как говорил А. П. Чехов: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству». Следует помахать ей ручкой и жить дальше, свято место пусто не бывает. На ее вопрос: «Тебе не жалко, что я ухожу к другому мужчине?», безусловное доверие ответит: «Почему мне должно быть жалко другого мужчину?» Если безусловному доверию изменили, то измена становится проблемой только того, кто изменил. Это он не принимает, не уважает и боится доверия, как вор боится ответственности за кражу. А у безусловного доверия как была ответственность за всё происходящее в своей жизни, так и осталась. Оно воспримет случившееся, как очередной жизненный урок и скажет себе: «Это была милость божья».

У одного короля был министр, который в любой ситуации имел привычку говорить: «Это была милость божья!» Однажды король находился на охоте. Министр по обыкновению заряжал ружья для короля, но, очевидно, сделал что-то неправильно: когда король взял у него ружье и спустил курок, у короля оторвало большой палец руки. Министр же как обычно изрек: «Это была милость божья!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить его в тюрьму. Спустя год король снова охотился в джунглях. Внезапно на него набросилось вооруженное дикое племя людоедов, пленив его вместе со всей свитой. Приведя пленников в деревню, каннибалы натаскали кучу дров, связали королю руки, приготовив его к жертвенному закланию. Вскоре они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели тех, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили. Вернувшись домой, он вспомнил тот случай, когда лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с министром. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним. «Ты был прав, - сказал он, - это была милость божья, что я остался без пальца». Он рассказал все, что с ним произошло, и завершил свой рассказ словами: «Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо». «Нет, - сказал его министр, - это была милость божья!» — «Что ты говоришь? Разве это была милость божья, что я посадил тебя на целый год в тюрьму?» «Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».

Недоверие не желает полагаться на судьбу, Бога, а, тем более, людей и лишь занимается самообманом, заявляя об оскорбленных обманутых чувствах. Когда человек не уверен в себе, он сомневается во всех людях. Поэтому недоверчивые люди становятся жертвами обмана нисколько не реже, чем доверяющие люди. Свой страх стать жертвой лгунов и мошенников человек прячет под маской недоверия, оно становится для него механизмом психологической защиты от боли и обид: «Я не доверяю тебе, потому что все разведёнки – шлюхи». Так проявляется прижившийся в подсознании стереотип, он стал следствием прошлого опыта и блокировал собой свет доверия.

Недоверие к людям, как разновидность гордыни, проявляется в делении мира на друзей и врагов. В отношениях с ними оно придерживается формулы каудильо Франко: «Друзьям - всё, врагам - закон». Подсознательно недоверие зачисляет в стан друзей людей, которые хорошо к нему относятся. Это проявление гордыни. Всех с ним несогласных и косо смотрящих, оно автоматически отсеивает в корзину врагов. Такое внутреннее недоверие даже к незнакомым людям связано с разрушительной работой ложного Эго. Если люди для меня бесполезны, не могут принести мне пользу, значит, они враги. Если делают для меня что-то хорошее, значит – друзья. Недоверию и невдомек, что подавляющему большинству так называемых врагов оно «до лампочки». Они не имеют к нему никакого отношения, нейтральны. В то же время, недоброжелательный взгляд умножает число настроенных против недоверия людей.

Недоверие к Богу проявляется в нежелании человека полагаться на него. В лучшем случае недоверие говорит: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Люди беспрерывно спорят, чей Бог лучше, воюют и убивают из-за этого друг друга. Они не осознают, что Бог един, он всеблагой, он несет благо всем людям. Иногда людям не хватает ума и разума понять, в чем состоит это благо и почему оно проявляется в такой форме. Но все это проявление любви Бога.

Праведный Мойша всю жизнь молился Богу и уповал на него. И вот, однажды в городе, где он жил, началось наводнение. Мойша погрузился в молитвы о спасении, а вода тем временем поднялась до середины первого этажа. Мимо проплывали его друзья на лодке: — Садись, Мойша, мы спасем тебя. — Нет, отвечал Мойша, меня Бог спасет. Тем временем вода дошла о середины второго этажа. Мимо проплывало бревно — на нем знакомые Мойши: — Садись, Мойша, мы спасем тебя. — Нет, отвечал Мойша,- меня Бог спасет, и продолжал молитвы. Тем временем вода поднялась до самой крыши, на которой сидел Мойша, тут подлетел вертолет и его товарищи спустили вниз веревочную лестницу: — Залезай, Мойша, мы спасем тебя, — Нет, — отвечал Мойша, меня Бог спасет — и продолжал молиться. Тут вода поднялась выше крыши и Мойша утонул. И вот Мойша предстал перед Господом: — Почему ты не помог мне? — с упреком спросил Мойша Господа, — Я ведь так верил в тебя и молился тебе, я так ждал от тебя помощи! — А кто, спрашивается,- отвечает Господь, — посылал тебе лодку, бревно и вертолет?

Люди часто нарушают законы мироздания, а потом корят Бога, куда он смотрел и почему это допустил. Почему войны, болезни, всяческие напасти буквально пронизывают жизнь человека. Человек поддается безудержному разврату, а винит Бога в заработанном смертельном венерическом заболевании, ест, как не в себя, а в болезнях от чревоугодия обвиняет Бога, разрушает свой организм ненавистью, злобой, завистью и гневом, а заболевания, связанные со своими отрицательными качествами личности, списывает опять же в минус Богу.

Бог дал человеку вселенское знание – что делать можно, а что делать нельзя, разъяснил, что такое – хорошо и что такое – плохо. Но человек беспечно и безрассудно нарушает законы мироздания, а потом, когда приходится отвечать за содеянное, возмущается и проявляет недовольство. Странная позиция.

Если человек живет в гармонии с самим собой и с внешним миром, он испытывает состояние умиротворения, благодати. Когда в жизни человека прописывается дисгармония, появляется недоверие ко всему, в том числе и к Богу. Поэтому недоверию следует сказать: «Дорогой Господь, веди меня по жизни так, как будет лучше для меня. Я вручаю тебе свою жизнь. Ты лучший поводырь, ведь ты желаешь мне счастья и блага. Ты знаешь судьбу, знаешь прошлое, настоящее и будущее. Ты знаешь, на что я способен, знаешь мой потенциал. Знаешь обстоятельства, знаешь сердца людей. Ты знаешь весь этот мир, потому что ты изначальный создатель. Поэтому, пожалуйста, веди меня так, как будет лучше для меня. Чтоб я развивался и рос». И будет большим благоразумием доверить ему свою жизнь. Если человек обращается к источнику всего сущего с такими словами, говоря: «Дорогой Господь, с этого момента я твой, веди меня по жизни так, как будет лучше для меня», – то сразу же Верховный Господь берет защиту, полную защиту об этом человеке. Все силы мироздания берут опеку над человеком, защищают его.

Жизнь – непрекращающийся урок, проходя ее испытания, человек становится сильным. Человек не должен идеализировать отдельные события своей жизни. Была у одного бедняка белая лошадь. И все соседи завидовали ему, говоря: «Бог благословил тебя, раз у тебя единственного из нас есть такая красивая белая лошадь». Но в один из дней белая лошадь ушла и не вернулась домой. Бедняк сбился с ног, разыскивая ее. Тогда соседи сказали: «Твой Бог проклял тебя, раз твоя красивая лошадь ушла от тебя». Через какое-то время белая лошадь вернулась к бедняку и привела с собой прекрасного белого мерина и маленького белого жеребенка». И опять сказали соседи: «Твой Бог все-таки любит тебя, раз благословил тебя тремя белыми лошадьми». Время шло, у бедняка родился сын. Сын вырос, стал кататься на белом жеребце, упал и сломал ногу. И вновь соседи сказали бедняку: «Твой Бог отвернулся от тебя и проклял тебя, раз твой единственный сын пострадал от твоей прекрасной лошади». В это время случилась война в тех краях, и всех соседских сыновей забрали на войну, где многие погибли, а остальные вернулись домой калеками. Сына бедняка на войну не взяли из-за сломанной ноги. Нога со временем зажила, сын женился, у него появились дети. Бедняк был счастлив. И опять говорят ему соседи: «Бог все-таки благословил тебя, раз ты достиг счастья». На что бедняк ответил: «Мы никогда не знаем, через что Бог наказывает нас, а через что благословляет»…

Петр Ковалев

“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Пр.3:5-6)

Сколько бы ты не прочитал книг, сколько бы ни цитировал их, сколькими бы авторами не увлекался, только одна Книга будет тебя постоянно учить, только она постоянно открывает что-то новое, только Автор этой Книги знает тебя в лицо. Библия - это ценная Книга, ведь только она указывает нам прямой путь.


Бог обращается к человеку шёпотом любви , а если он не услышан – то голосом совести ; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий .

Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем. В вашей жизни будут времена, когда вы не будете чувствовать, что Бог где-то рядом, но Он здесь.


Будут времена, когда вы не будете ощущать, что Бог любит вас, но Он любит вас. Будут времена, когда вы будете осознавать, что одиноки и покинуты, но Он всегда с вами, до самого конца.


Бог не даёт вам людей, которых вы хотите. Он даёт вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, ломают вас, чтобы превратить вас в того, кем вы должны быть в очах Божьих.


Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт, в конце-концов стеснение и многое-многое другое.

Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им.


Не нужно бояться Божьих планов в вашей жизни.Просто доверьтесь Ему, как дитя, Он любит вас. Доверяйтесь Богу и тогда вы сможете “идти по воде”, Он позаботится о вашей безопасности.


Один человек однажды спросил христианина: - "С какой стати я должен доверять Богу, когда видимой прибыли мне от того нет?" - "Когда ты болен, ты зовёшь врача, - ответил христианин, - и врач даёт тебе лекарство. Разве ты всегда понимаешь, почему он даёт тебе именно это лекарство, а не другое? Но ты доверяешь врачу, который лечит твоё тело, принимаешь лекарство. Почему же ты меньше доверяешь Богу, врачующему твою душу?"


"Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе" (Втор.6:17)


Не всегда то, что Бог говорит лично нам, понятно другим людям. Важно быть готовым к этому и не разочаровываться, не встретив должного понимания и одобрения. У каждого из нас есть время, дистанция, которую нам нужно просто пройти. Только те, кто доверятся Богу, кого Бог укрепляет, обязательно дойдут до конца!


Придёт время результатов и в нашей жизни! Написано, что когда женщина рождает, она терпит скорбь, но когда родит, уже не помнит о той боли, потому что родился человек в мир. Придёт время ответов, и мы забудем о месяцах и годах скитаний, страданий, угроз и переживаний. Мы также будем другими.


Придёт время результатов, но сегодня важно не забывать, не отвергать утешение, которое Бог посылает нам, как Его детям (Евр.12:5).


Бог знает, как разобраться со всеми нашими проблемами, но так важно хранить в своих сердцах правильные мотивы, пребывая в Божьей любви.

Вячеслав Бойнецкий, США г. Salem

Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...