Есть ли методический день у педагога организатора. Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель? В каких случаях могут быть отозваны из отпуска педагогические и руководящие работники начальной школы

Добрый день!

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя - 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть ), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени , в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность ), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу , от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте , если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Такого, о чем Вы говорите, нет в действующем законодательстве.

Методический день учителя

Каждый учитель обязан стремиться к тому, чтобы дети знали его предмет. Ведь нельзя прийти в школу без подготовки и провести урок. В таком случае ученики ничего не поймут и потеряют интерес к предмету. Каждую новую тему учитель старается донести ученикам самыми доступными словами, чтобы все было понятно. Поэтому часто говорят, что учитель учится вместе со своими учениками. Ведь на самом деле так и происходит. Приходя на урок, учитель объясняет тему, которую хорошо знает, так, что сам по-новому ее воспринимает.
Каждый урок требует старательной подготовки со стороны учителя. Но когда готовиться к урокам учителю, который целый день проводит в школе, а дома его ждет семья? Для этого предусмотрен методический день учителя.
Методический день — это свободный для учителя день в рабочей неделе. Этот день учитель может использовать для подготовки к урокам, для самообразования. Ведь современная школа и современные ученики очень быстро развиваются. И учителя часто сталкиваются с проблемой, что тех знаний, которые у них есть, уже не достаточно для того, чтобы соответствовать современным стандартам школы.
Многие считают, что методический день — это выходной. На самом деле это рабочий день. Особенность методического дня учителя от любого другого рабочего дня заключается в том, что в этот день учитель может выбирать, где ему готовиться к занятиям: в школе, дома либо в библиотеке. Методический день оплачивается так же, как и обычный рабочий день.
Как правило, администрация школы выделяет методический день учителю в зависимости от его нагрузки, от количества уроков, которые он проводит за неделю. Методическим днем не может выступать суббота или воскресение. Это могут быть только те дни, которые не совпадают с официальными выходными.

Видео: Я УБИЛ КОРОЛЯ ° °

Учитель и урок

Чтобы подготовить хороший урок, нужно много времени и много усилий. Для этого нужно перечитать много литературы, выбрать необходимое для урока, подобрать интересные и познавательные задания. Для этого и предназначен методический день учителя, который позволяет учителям быть всегда готовым к уроку.
Источники изображений: perevoloka.schools.by, daster.by.

Видео: Shadow Fight 2 — БИТВА С ТИТАНОМ! #23

Внимание, только СЕГОДНЯ!

ruLadyPro.ru » Обучение и карьера » Карьера » Методический день учителя что это такое и когда он проходит?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.

Методический день для педагога

N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания «Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ» и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждено

Приказом Минобрнауки России

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее — Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

II. Режим рабочего времени учителей,

преподавателей, педагогов дополнительного образования,

тренеров-преподавателей образовательных учреждений

в период учебного года

———————————

Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определен в разделе VII настоящего Положения.

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи.

При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2следующая →

Смотреть полностью

Особенности предоставления выходных дней и перерывов в течение рабочего дня

Одной из особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений является отсутствие в правилах внутреннего трудового распорядка обязательного перерыва в течение рабочего дня для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут, который не включается в рабочее время. Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени), для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается . Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно с обучающимис я, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. Для этого чаще всего используются перемены (краткие перерывы) между учебными занятиями, которые включаются в нормированную часть рабочего времени учителей (преподавателей) (п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени).

К особенностям режима рабочего времени и времени отдыха относится также порядок предоставления работникам выходных дней . Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы или коллективным договором с учетом режима деятельности образовательного учреждения (пяти-, шестидневная рабочая неделя). При этом дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, но не установленные ПВТР в качестве выходных, являются для педагогического работника рабочими . Они используются для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Предусмотренные ст. 262 ТК РФ дополнительные выходные дни могут предоставляться учителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, путем высвобождения одного дня в неделю без потери учебной нагрузки, перераспределяемой по другим дням недели.

Отпуска педагогических работников

а) Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогических работников

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

Методические дни: право или привилегия?

Это следует из ст. 334 ТК РФ и п. 3 ч. 5 ст. 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании»).

Руководителям образовательных организаций, их заместителям, а также руководителям структурных подразделений указанных организаций и их заместителям данный отпуск предоставляется в том же порядке, что и педагогическим работникам. Это предусмотрено ч. 7 ст. 51 и ч. 4 ст. 52 ФЗ «Об образовании», п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 N 466.

В соответствии с Приложением к названному Постановлению продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска перечисленных категорий работников в зависимости от их должности, особенностей деятельности, а также вида образовательной организации составляет 42 или 56 календарных дней .

Необходимо отметить, что в упомянутом Постановлении не указано, в каких единицах предоставляются эти отпуска. Исходя из анализа ч. 2 ст. 115 ТК РФ можно сделать вывод о том, что продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, так же как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска, определяется в календарных днях.

Руководствуясь указанной нормой, полагаем, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска и замены его части денежной компенсацией.

б) Длительный отпуск педагогических работников

Право педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы предусмотрен ст.

335 ТК РФ и п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Данный отпуск относится к мерам социальной поддержки педагогических работников.

Порядок и условия предоставления длительного отпуска определяются учредителем и (или) уставом конкретного образовательного учреждения.

Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (далее - Положение от 07.12.2000). Оно связывает право на длительный отпуск со стажем непрерывной преподавательской работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к данному Положению. Очередность предоставления, конкретную продолжительность и оплату длительных отпусков определяет образовательное учреждение. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и оформляется приказом.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

На период нахождения в отпуске за работником сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка.

Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случае полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни работника отпуск продляется на число дней нетрудоспособности.

Положение от 07.12.2000г. распространяется на образовательные учреждения, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя. Для других образовательных учреждений Положение от 07.12.2000 носит рекомендательный характер. Однако это не лишает педагогических работников этих образовательных учреждений права на предоставление длительного отпуска.

Источник: Народное образование

Обращаем внимание, что в октябре 2015 года на сайте http://regulation.gov.ru/ был опубликован проект нового Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года». В настоящее время данный приказ еще не принят.

Валентина СОКОЛОВА

Вы спрашивали…

Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день?
Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?

Нормативного правового документа, обязывающего администрацию школы устанавливать для учителей методический день, нет, и вряд ли такой документ когда-нибудь появится – слишком в разных условиях работают учителя: у каждого из них свой объем учебной нагрузки, и число параллелей, в которых преподается предмет. Более того, само словосочетание «методический день» не обозначает (так же, как, например, «декретный отпуск») юридически признанный термин. Под методическим подразумевается рабочий день, когда по расписанию учитель свободен от проведения занятий (уроков) с учащимися.
Расписание уроков составляется и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, рабочим временем педагогических работников не являются.
«Методический день» – не синоним выходного, нерабочего дня. В этот день учитель свободен от выполнения аудиторской нагрузки, но не свободен от выполнения других обязанностей, в частности от присутствия на заранее запланированных общешкольных мероприятиях или выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом.
Такой вывод можно сделать из анализа следующих документов.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ст.

91). В зависимости от занимаемой должности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педработников включает «преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке».
В Примерном положении о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, являющемся приложением к Отраслевому соглашению по учреждениям системы Минобразования России на 2004–2006 гг., прошедшему уведомительную регистрацию в Минтруде России 2 февраля 2004 г. за № 572-ВЯ, определено, что «дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.» (п.

Методический день учителя: как им распорядиться?

2, 4).
Таким образом, учитель обязан быть в школе в свой методический день, если на этот день запланированы и заранее объявлены мероприятия, в которых участие учителя предусмотрено его должностными обязанностями (например, педагогический совет). Никаких «отгулов» в этом случае, а также в случае, если учитель в свой методический день по своему индивидуальному плану выполнял какую-то работу в школе, предусмотренную его трудовым договором, его должностными обязанностями, не предоставляется.

В каких случаях могут быть отозваны из отпуска педагогические и руководящие работники начальной школы?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 125) установлено, что любой работник (следовательно, и учитель, и директор школы) может быть отозван из отпуска только с его согласия. Отказ работника выйти на работу до окончания отпуска, то есть независимо от причины отказа, не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь за собой какое-либо взыскание.
Если работник дал согласие на отзыв из отпуска, то неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по его собственному выбору в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Трудовой кодекс РФ прямо запрещает отзыв из отпуска работников моложе 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Отзыв из отпуска оформляется в отношении учителя или иного работника школы – приказом директора школы, в отношении директора школы – приказом руководителя органа управления образованием, выполняющего функции учредителя. К приказу прилагается письменное согласие работника на его отзыв из отпуска. Этим же приказом, как правило, решается вопрос о времени использования работником оставшейся части отпуска.
Отзыв из отпуска влечет за собой перерасчет заработной платы. Как правило, денежные средства за период неиспользованного отпуска засчитываются в счет заработной платы работника по выходе на работу. При предоставлении работнику неиспользованной части отпуска расчет оплаты данного периода необходимо производить заново.

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее время работника. При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч.

Методический день учителя что это такое и когда он проходит?

перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.

Любой учитель стремится к тому, чтобы детям нравился его предмет. Для того чтобы школьники демонстрировали высокое качество знаний в рамках итоговой аттестации, педагог должен уделять время собственному развитию.

Нельзя прийти в образовательное учреждение и провести урок без предварительной подготовки к нему. В этом случае трудно рассчитывать на совершенствование интереса к предмету, глубокое осознание изучаемого материала.

Время для саморазвития

Методический день необходим для того, чтобы у педагога была возможность подготовиться к урокам, пообщаться с коллегами, пройти дополнительную профессиональную подготовку в рамках курсов, семинаров, конференций.

Нельзя забывать о том, что каждый урок предполагает предварительную подготовку, подбор основного материала, заданий, упражнений.

Сложно полноценно осуществлять такую подготовку при полной занятости в школе. Именно поэтому во многих образовательных организациях педагогам предоставляется методический день.

Как провести «выходной»

Люди, которые далеки от специфики работы педагога, убеждены в том, что в каникулярное время учителя отдыхают вместе с детьми. Методический день они ассоциируются с выходным днем, не осознавая, что педагоги проводят его со специальной литературой, повышая свой интеллектуальный уровень.

Важные аспекты

Попробуем понять, в чем суть освобождения для учителя одного рабочего дня в рамках учебной недели. Методический день в школе педагог может использовать не только для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, но и для самообразования.

Повышение профессионализма педагогов особенно актуально. Ведь современная школа и ее ученики стремительно развиваются. Если педагог не следит за изменениями, происходящими в современном обществе - он не сможет дать своим воспитанникам качественные и актуальные знания.

Праздник науки

В некоторых школах стало доброй традицией проведение методического дня в виде семинара. Администрация школы выбирает день, в рамках которого в образовательном учреждении будет осуществляться методическая работа. Как можно запланировать работу в единый методический день? Педагоги заблаговременно сообщают о своем желании провести открытые уроки или внеклассные мероприятия для коллег. На основе заявок составляется расписание «открытых уроков», посетить которые могут не только педагоги школы, но и коллеги из других образовательных организаций.

Особенности организации фестивалей

Всем гостям предлагается бланк, в котором они могут оставить свои отзывы о посещенном внеклассном мероприятии или тематическом учебном занятии. Для того чтобы в полном объеме осуществлялось воспитание и обучение подрастающего поколения, происходил обмен опытом работы, организуется и «круглый стол», в рамках которого учителя обсуждают определенную проблему, вместе ищут способ ее рационального решения. Методические темы дней предлагают сами педагоги, учитывая запросы и пожелания родителей и воспитанников.

В рамках города, к примеру, одна из школ может стать экспериментальной площадкой для внедрения определенных методов и приемов воспитательного и образовательного процесса. В таком случае, этим вопросам и будет посвящен методический день.

Сценарий подобного мероприятия составляет заместитель директора образовательной организации по учебно-методической работе, привлекая в помощь группу инициативных педагогов.

Особенности оплаты

Как производится начисление заработной платы? Методический день оплачивается также, как и любой другой рабочий день. В тех школах, где администрация заботится о профессиональном уровне своих педагогов, директора стараются выделять «свободный день» всем учителям, независимо от их нагрузки. Подобная мера способствует повышению уровня подготовки учителей, повышению их мотивации к работе.

Положение о методическом дне

В некоторых школах разрабатываются (на базе коллективного договора) положения о предоставлении дня для профессионального роста педагога.

  1. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства современного учителя.
  2. Право на методический день имеют учителя, работающие на полную ставку в ОУ.
  3. Предоставляемый день не является выходным днем педагога.
  4. Учитель занимается самообразованием, изучая нормативные документы и законодательные акты по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В рамках методического дня работа осуществляется по определенным направлениям:

Заключение

После принятия профессионального стандарта педагога, каждый учитель обязан предоставлять администрации школы или руководителю методического объединения план, согласно которому он будет развивать свои профессиональные качества, повышать педагогическое мастерство. Как правило, выбирается одна методическая тема, над которой учитель будет работать 2-3 года, указываются действия, что будут способствовать выполнению поставленных им задач. В течение учебного года педагог знакомит коллег с наработанным опытом на заседаниях школьных, городских, районных методических объединений, отмечает те моменты, которые уже достигнуты.

В сам методический день учитель должен принимать активное участие в тех мероприятиях, которые проводятся в образовательной организации, а также за ее пределами.

В случае необходимости (по согласованию с педагогом) осуществляется замена заболевшего учителя. Педагог, находящийся на методическом дне, обязан посещать открытые уроки коллег по МО. В случае выполнения им обязанностей классного руководителя, учитель приходит на дежурство по школе.

Контроль над соблюдением всех основных правил, разработанных для поведения учителями образовательного учреждения в предоставляемый им день для самообразования, осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель школьного методического предметного объединения.

В некоторых российских школах, гимназиях, лицеях один раз в полугодие (в год) в рамках школы проводятся методические декады, посвященные определенной предметной области. По Правилам внутреннего распорядка, действующих в ОУ, педагоги, находящиеся на "свободном дне", обязаны принимать активное участие в тех мероприятиях, которые запланированы в рамках предметной декады.

Выделение в рабочей неделе одного дня для самообразования учителей, является экономически обоснованным и целесообразным мероприятием. Подобные действия позволяют избегать психологической и физической перегрузки школьных педагогов, способствуют интеллектуальному самосовершенствованию учителей, их позитивному отношению к своим профессиональным обязанностям.

Педагоги получают отличную возможность для эмоциональной разгрузки, изучения дополнительной методической литературы, обобщения своего профессионального опыта, публикации его в учительских журнала и газетах, разработки новых интересных уроков и внеурочных мероприятий.

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях « » и « »).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?
— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);
— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление оценок, работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».
Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.
2) Политика администрации школы .
Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с . Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье. Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу. В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день .
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей , предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется .

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать .

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени , установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками , ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней (Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков. Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!). Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (56 дней или 72 дня в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности) . В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском. Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.
Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой
вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед. работу ), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждено

Приказом Минобрнауки России

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее — Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

II. Режим рабочего времени учителей,

преподавателей, педагогов дополнительного образования,

тренеров-преподавателей образовательных учреждений

в период учебного года

Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определен в разделе VII настоящего Положения.

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Как оформляется методический день?

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2следующая →

Смотреть полностью

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее время работника.

Методические дни: право или привилегия?

При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.

Всего доброго.

Валентина СОКОЛОВА

Вы спрашивали…

Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день?
Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?

Нормативного правового документа, обязывающего администрацию школы устанавливать для учителей методический день, нет, и вряд ли такой документ когда-нибудь появится – слишком в разных условиях работают учителя: у каждого из них свой объем учебной нагрузки, и число параллелей, в которых преподается предмет. Более того, само словосочетание «методический день» не обозначает (так же, как, например, «декретный отпуск») юридически признанный термин.

Методический день для педагога

Под методическим подразумевается рабочий день, когда по расписанию учитель свободен от проведения занятий (уроков) с учащимися.
Расписание уроков составляется и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, рабочим временем педагогических работников не являются.
«Методический день» – не синоним выходного, нерабочего дня. В этот день учитель свободен от выполнения аудиторской нагрузки, но не свободен от выполнения других обязанностей, в частности от присутствия на заранее запланированных общешкольных мероприятиях или выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом.
Такой вывод можно сделать из анализа следующих документов.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ст. 91).

В зависимости от занимаемой должности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педработников включает «преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке».
В Примерном положении о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, являющемся приложением к Отраслевому соглашению по учреждениям системы Минобразования России на 2004–2006 гг., прошедшему уведомительную регистрацию в Минтруде России 2 февраля 2004 г. за № 572-ВЯ, определено, что «дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.» (п. 2, 4).
Таким образом, учитель обязан быть в школе в свой методический день, если на этот день запланированы и заранее объявлены мероприятия, в которых участие учителя предусмотрено его должностными обязанностями (например, педагогический совет). Никаких «отгулов» в этом случае, а также в случае, если учитель в свой методический день по своему индивидуальному плану выполнял какую-то работу в школе, предусмотренную его трудовым договором, его должностными обязанностями, не предоставляется.

В каких случаях могут быть отозваны из отпуска педагогические и руководящие работники начальной школы?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 125) установлено, что любой работник (следовательно, и учитель, и директор школы) может быть отозван из отпуска только с его согласия. Отказ работника выйти на работу до окончания отпуска, то есть независимо от причины отказа, не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь за собой какое-либо взыскание.
Если работник дал согласие на отзыв из отпуска, то неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по его собственному выбору в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Трудовой кодекс РФ прямо запрещает отзыв из отпуска работников моложе 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Отзыв из отпуска оформляется в отношении учителя или иного работника школы – приказом директора школы, в отношении директора школы – приказом руководителя органа управления образованием, выполняющего функции учредителя. К приказу прилагается письменное согласие работника на его отзыв из отпуска. Этим же приказом, как правило, решается вопрос о времени использования работником оставшейся части отпуска.
Отзыв из отпуска влечет за собой перерасчет заработной платы. Как правило, денежные средства за период неиспользованного отпуска засчитываются в счет заработной платы работника по выходе на работу. При предоставлении работнику неиспользованной части отпуска расчет оплаты данного периода необходимо производить заново.

Еще статьи по теме

Методический день учителя

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...