Иван трофимович выглядел очень суровым. «Он очень красивый человек

Мальчик, наоборот, живой и темпераментный, был очень душевный и отзывчивый. Воспитывались дети вообще очень строго, не допускалось никакого баловства, излишеств. Дочь выросла, окончила институт, защитила диссертацию, имеет семью, работает, воспитывает детей. Фамилию отца она сменила на фамилию матери. Впоследствии уехала за границу проводить в последний путь мужа и тактам и осталась. Судьба сына сложилась более трагично. Окончив авиационное училище, он стал участником войны, командовал, и неплохо, авиационным полком. После смерти отца был арестован и осужден на 8 лет. Отбыв наказание, он вышел на свободу совершенно больным. Военное звание ему сохранили и назначили пенсию, но предложили отказаться от фамилии отца, на что он не согласился.

После этого он был выслан в Казань, где вскоре умер, в марте 1962 года, в возрасте 40 лет.

УБИЙСТВО С. М. КИРОВА

Особо мне хочется рассказать о Кирове.

Больше всех Сталин любил и уважал Кирова. Любил его какой-то трогательной, нежной любовью. Приезды т. Кирова в Москву и на юг были для Сталина настоящим праздником. Приезжал Сергей Миронович на неделю, две. В Москве он останавливался на квартире у т. Сталина, и И. В. буквально не расставался с ним.

С. М. Киров был убит 13 декабря 1934 года в Ленинграде. Смерть Кирова потрясла Сталина. Я ездил с ним в Ленинград и знаю, как он страдал, переживал потерю своего любимого друга. О том, какой кристальной чистоты человеком был С. М., как он был прост, скромен, какой это был великий труженик и мудрый руководитель, всем известно.

Это подлое убийство показало, что враги Советской власти еще не уничтожены и готовы в любой момент нанести удар из-за угла.

Товарищ Киров был убит врагами народа. Его убийца Леонид Николаев в своих показаниях заявил: «Наш выстрел должен был явиться сигналом к взрыву и наступлению внутри страны против ВКП(б) и Советской власти». В сентябре 1934 года было произведено покушение на т. Молотова, когда он совершал инспекционную поездку по горнорудным районам Сибири. Товарищ Молотов и его спутники чудом избежали смерти.

ПОКУШЕНИЕ НА СТАЛИНА

Летом 1935 года было произведено покушение на товарища Сталина. Это произошло на юге. Товарищ Сталин отдыхал на даче недалеко от Гагр.

На маленьком катере, который был переправлен на Черное море с Невы из Ленинграда Ягодой, т. Сталин совершал прогулки по морю. С ним была только охрана. Направление было взято на мыс Пицунда. Зайдя в бухту, мы вышли на берег, отдохнули, закусили, погуляли, пробыв на берегу несколько часов. Затем сели в катер и отправились домой. На мысе Пицунда есть маяк, и недалеко от маяка на берегу бухты находился пост погранохраны. Когда мы вышли из бухты и повернули в направлении Гагр, с берега раздались выстрелы. Нас обстреливали.

Быстро посадив т. Сталина на скамейку и прикрыв его собой, я скомандовал мотористу выйти в открытое море.

Немедленно мы дали очередь из пулемета по берегу. Выстрелы по нашему катеру прекратились.

Наш катер был маленький, речной и совершенно непригодный для прогулок по морю, и нас здорово поболтало, прежде чем мы пристали к берегу. Присылка такого катера в Сочи была сделана Ягодой тоже, видимо, не без злого умысла – на большой волне он неминуемо должен был опрокинуться, но мы, как люди, не сведущие в морском деле, об этом не знали.

Это дело было передано для расследования Берии, который был в то время секретарем ЦК Грузии. При допросе стрелявший заявил, что катер был с незнакомым номером, это показалось ему подозрительным и он открыл стрельбу, хотя у него было достаточно времени все выяснить, пока мы находились на берегу бухты, и он не мог нас не видеть.

Все это был один клубок.

Убийство Кирова, Менжинского, Куйбышева, а также упомянутые покушения были организованы правотроцкистским блоком.

Это показали процессы Каменева и Зиновьева в 1936 году, процесс Пятакова, Радека и Сокольникова в 1937-м и процесс Ягоды, Бухарина и Рыкова в 1938-м. Этот клубок удалось распутать и таким образом обезвредить врагов Советской власти перед войной. Они могли быть «пятой колонной».

ЗАГОВОР ВОЕННЫХ

Среди многочисленных обвинений, возведенных на т. Сталина после его смерти, самым значительным, пожалуй, является обвинение в физическом уничтожении группы военных руководителей Красной Армии во главе с Тухачевским.

В настоящее время они реабилитированы. На XXII съезде Коммунистическая партия СССР заявила перед всем миром об их полной невиновности.

На основании каких данных они были реабилитированы?

Осуждены они были по документам. Спустя 20 лет эти документы были объявлены фальшивыми… Но как должен был отнестись т. Сталин к документу, уличавшему Тухачевского в измене, переданному другом Советского Союза президентом Чехословакии Бенешем? Не допускаю мысли, что кроме этого не были собраны и другие улики. Если все военачальники, как это теперь утверждают, были невиновны, то почему вдруг застрелился Гамарник? Я что-то никогда не слышал о таких случаях, когда ни в чем не повинные люди в ожидании ареста стрелялись. Ведь революционеры, всегда живущие под угрозой ареста, никогда не кончали жизнь самоубийством. Кроме того, эта группа военных не была расстреляна, как 26 бакинских комиссаров, без суда и следствия. Их осудил Особый военный трибунал Верховного суда.

Суд, верно, происходил при закрытых дверях, поскольку показания на суде должны были касаться военных тайн. Но в состав суда входили такие авторитетные, известные всей стране люди, как Ворошилов, Буденный, Шапошников. В сообщении о суде было указано, что подсудимые признали себя виновными. Ставить под сомнение это сообщение – значит бросать тень на таких незапятнанных людей, как Ворошилов, Буденный, Шапошников.

Говоря об этом процессе, хочется остановиться на личности руководителя военной группы Тухачевском. Личность, безусловно, очень яркая. О нем уже много написано, в частности, такой маститый писатель, как Л. Никулин, написал о нем книгу. Вот об этой книге и еще об одной книге – Майкла Сайерса и Альберта Кана «Тайная война против Советской России» – мне и хочется сказать несколько слов. Я хочу остановиться на той характеристике Тухачевского, которую дают авторы этих книг.

Их характеристики прямо противоположны. Кто же из них прав? Кому верить? Я лично встречался с Тухачевским, знал его. О нем было известно, что он происходил из дворянской помещичьей семьи, закончил Кадетский корпус и Александровское военное училище. Но я никогда не слышал о том, что его мать была простой малограмотной крестьянкой. Никулин пишет, что сведения о детстве Тухачевского получил от товарища своего знакомого, который разыскал 90-летнего старика, работавшего в молодости в имении отца Тухачевского. Записал беседу с ним и переслал ее Никулину.

Бесспорно, что Тухачевский был высокообразованным человеком. Ни внешность, ни жесты, ни манера держаться, ни разговор – ничто не указывало в нем на пролетарское происхождение, наоборот, во всем видна была голубая кровь.

Никулин пишет, что Тухачевский не был карьеристом, а вот по другим сведениям, Тухачевский после окончания Александровского училища говорил: «Или в тридцать лет я буду генералом, или застрелюсь». Французский офицер Реми Рур, который был в плену вместе с Тухачевским, характеризовал его как человека крайне честолюбивого, не останавливающегося ни перед чем.

Впоследствии, в 1928 году, Реми Рур написал о Тухачевском книгу под псевдонимом Пьер Фервак.

Тухачевский бежал из немецкого плена и вернулся в Россию накануне Октябрьской революции. Он сначала примкнул к бывшим офицерам царской армии, затем порвал с ними.

Сайерс и Кан пишут, что своему приятелю Голумбеку на вопрос о том, что он намерен делать, Тухачевский ответил: «Откровенно говоря, я перехожу к большевикам. Белая армия ничего не способна сделать. У них нет вождя».

Наследником поэтического таланта знаменитого кижского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина стал его младший сын Иван.

Деревня Середка - родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции - Иван Трофимович Рябинин.

Всего у Трофима Григорьевича Рябинина родилось 14 детей. В живых осталось только семь человек. Последним 17 сентября (по ст.ст.) 1845 года родился сын Иван.

В те годы Т.Г. Рябинин считается исправным домохозяином, хотя и не из самых зажиточных. Он вырастил четырех сыновей. Двое из них, взятые в солдаты, умерли на службе. Двое других, Гаврила и Иван, жили при отце. В родительском доме за общей работой в долгие зимние вечера они приобщаются к сказительскому искусству - «ста́ринки тянуть», особенно младший Иван. «Какой мальга мой Ванька, а и тот уже научился от меня петь, хоть еще и не вполне. Как едет по деревне, запоет про ратая - по деревне стон стоит» - как-то обмолвился Трофим Григорьевич в разговоре с П.Н. Рыбниковым.

Гаврилой отец не был доволен. Не случайно в репертуар сказителя вошла и прочно в нем удерживалась новеллистическая былина «Горе», повествующая о пьянице, загубившем свою молодую жизнь. Т.Г. Рябинин был человеком серьезным, придерживался строгих нравственных правил. Поэтому он отделяет Гаврилу от семейства, и тот ведет хозяйство самостоятельно. Трофим Григорьевич исключил его из семьи столь же решительно, как Алешу Поповича из числа воспеваемых им богатырей. Осудив гульливого, нарушившего долг побратимства Алешу в былине о Добрыне и Василии Казимировиче, он раз и навсегда отказывается от его положительного образа.



Младший же, Иван, продолжает жить с отцом. Обзаведясь семьей, он остается в родительском доме. И это согласие между ними понятно. Ведь Иван, как и отец, вина не пьет, табаку не курит, истово соблюдает пост, во время которого питается одной капустой да квасом. Он счастливый семьянин, неутомимый работник, человек умильной простоты и душевной уравновешенности. Так отзовется о нем позднее, уже в 90-е годы, Е.А. Ляцкий.

Наверно, Иван так и жил бы под отцовским крылом, под кровом родительского дома, не случись беда. Через семь лет супружеской жизни умирает у Ивана жена.

Впервые Иван женился в 1872 году на Анне Елизаровне Круговой из деревни Гивеснаволок, расположенной на том же Клименецком острове. В семье Ивана Трофимовича родилось пять дочерей, которые умерли, не дожив и до трех лет. В 1879 году во время родов умирает его жена, а несколько месяцев спустя, в том же году Иван Трофимович женится вторично на вдове Герасима Яковлевича Андреева, внука Игнатия Андреева, которого Трофим Григорьевич Рябинин называл своим учителем.

Иван Трофимович переселяется в дом жены в деревне Гарницы. Так Рябинин-сын возвращается в родовое гнездо, которое в молодости покинул его отец. К этому времени Иван становится наследником поэтического таланта Т.Г. Рябинина, успев перенять основную часть его репертуара - 15 былин. Будучи ревностным старообрядцем, младший Рябинин пел также духовные стихи.

Иван Трофимович был первоклассным исполнителем былин. Сопоставление текстов от него и от отца показало, что и он, и последующие Рябинины с большой бережностью относились к восприятию текста. Былины их тоже варьировались, но менее значительно. Усвоенные Иваном Трофимовичем эпические песни в большинстве своем почти дословно повторяли тексты отца и бережно сохраняли традицию, восходящую ко второй половине XVIII столетия. «На то она и старина, что как старики певали, так и нам петь надо. Сам знаешь - не нами сложена, не нами кончится», - говорил Иван Трофимович.

В 90-е годы XIX и в начале XX века слава Рябининых вновь возродилась благодаря поездкам Ивана Трофимовича по России и Европе. Новая волна интереса к народному эпическому наследию не была случайной. В эти годы шло формирование чрезвычайно авторитетной в русской фольклористике «исторической школы», в центре научных интересов были былины. В музыкальной жизни Москвы и Петербурга конца XIX века то и дело происходили примечательные события, к которым было причастно Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Зимой 1894 года столицу «познакомил с характером своего пения» сказитель Иван Трофимович Рябинин. Выглядевший в свои пятьдесят лет значительно моложе, без признаков седины в русых волосах и бороде, «небольшого роста, одетый в поддевку старинного покроя, с тихой вдумчивой речью и неторопливыми движениями», он производил «впечатление спокойного и рассудительного человека». В «Этнографическом обозрении» Е.А. Ляцкий пишет о Иване Трофимовиче: «Принадлежа к приверженцам «старой веры», Иван Трофимович ревниво оберегает ее догматы: он вина не пьет, не курит, строго блюдет все посты, во время которых питается только капустой да квасом, и является в дом, куда его приглашают петь, не иначе, как со своим стаканом в кармане… Столица ни в чем не изменила ни вкусов, ни привычек Рябинина. У себя «на фатере» (в номерах на углу Воздвиженки и Моховой) он все свое свободное время посвящал своему деревенскому делу - вязанию сетей, для чего предусмотрительно были захвачены им и нужные снасти, «палицы» и «клещевицы».

Обстановка концертов И.Т. Рябинина была на редкость простой: «На середину залы выдвигалась обыкновенная кафедра, ставился стол и стул, на столе возвышался графин с квасом, вокруг размещались преподаватели, их семьи, родители и родственники воспитанников, воспользовавших случаем, затем живописная группа самих учащихся… Еще несколько мгновений - воцарилась мертвая тишина и … задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался а зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева», так передает свои впечатления от московских выступлений сказителя Е.А. Ляцкий.

Пел сказитель большей частью одни и те же былины: про Вольгу и Микулу, Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и духовные стихи на Распятие и на Воскресенье. По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, равнодушно.

Как рассказывает Е.А. Ляцкий, И.Т. Рябинин с большим неудовольствием относился к предложениям выпустить что-либо при пении былины или не петь всю былину целиком, а только начало каждой. Такое обращение с текстом былины для него было кощунственным. «Как же так? - недоумевал он. - Мне так петь, к примеру сказать, совсем необычно… Как же это будет? Спою я вам начало былинки, как вы и скажете - остановиться, а может лучшие слова как раз у конца сказываются!.. Одно баловство!»

На деньги от выступлений в 1894 году И.Т. Рябинин построил знаменитый дом в Гарницах, к сожалению, разрушенный после Великой Отечественной войны. Ныне его место обозначено крестом.

Особенно большую и продолжительную поездку совершил И.Т. Рябинин в 1902 году. Она заняла три месяца. Певец выступал почти ежедневно, а в иные дни и по два-три раза. Поездка началась в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии царской фамилии. Он был награжден «Золотой медалью для ношения на шее» и золотыми часами с гербом. После выступлений в лучших салонах и ученых собраниях Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, его мастерством наслаждались в европейских столицах - Софии, Белграде, Вене, Праге, Варшаве. Благодаря учителю Петрозаводской гимназии П.Г. Винокурову, Иван Трофимович объездил пол-Европы, и русская эпическая поэзия получила широкое общественное признание далеко за пределами Отечества. Русский эпос понимался учеными и общественностью славянских стран как органический составной элемент великого наследия не только старорусской, но и общеславянской культуры.

Из всего обширного репертуара былинного сказителя до нас дошли в записях лишь шесть текстов былин, исторические песни и духовные стихи. Были опубликованы четыре музыкальных текста, представляющие образцы двух былинных напевов и один напев духовного стиха.

Умер Иван Трофимович в январе 1910 года и по «приверженности к расколу» был похоронен гарницкими мужиками без отпевания рядом с сенногубской Никольской церковью.

На погосте Сенной Губы на месте, где похоронен И.Т. Рябинин, поставлен памятник с надписью: «Известному сказителю Ивану Трофимовичу Рябинину (1845–1910)».

Материал подготовлен Людмилой Афониной

Для справки:

ЛЯЦКИЙ Евгений Александрович (3(15).8.1868, Минск - 7.7.1942, Прага) - литературовед, этнограф, литературный критик, публицист, прозаик, поэт. В 1889 окончил Минскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета; был учеником В. Ф. Миллера. С 16 лет ездил в фольклорные экспедиции по Белоруссии. В студенческие годы выступал с докладами в этнографическом отделении Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете; в журнале «Этнографическое обозрение» опубликовал ряд статей, рецензий и библиографических обзоров.

«Он очень красивый человек»

Иван III – один из самых выдающихся правителей в русской истории. Парадоксальным выглядит тот факт, что его образ в произведениях искусства встречается редко. В этом отношении князь во много раз уступает таким монархам, как Владимир Святой или Иван Грозный

До наших дней дошли как прижизненный словесный портрет великого князя московского Ивана III, так и его прижизненное изображение. Они, правда, крайне условны, но, что интересно, относятся к разным возрастам нашего героя.

В трехчастном венце

Описание Ивана III оставил венецианский дипломат и путешественник Амброджо Контарини . По поручению Светлейшей Республики он ездил с посольством в Персию и на обратном пути четыре месяца (конец 1476 – начало 1477 года) провел в Москве, где был принят великим князем и его супругой Софьей Палеолог. Впоследствии Контарини издал сочинение о своем путешествии, в котором, в частности, мы и находим слова, посвященные Ивану III: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Примечательно, что дипломат почти точно указывает возраст правителя, хотя понятно, что по этому описанию мы можем представить себе внешность великого князя лишь в самых общих чертах. Существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем Горбатый, но в достоверности этих сведений можно сомневаться.

Пелена Елены Волошанки. Конец XV века

Прижизненное изображение Ивана III относится уже к самому концу XV века. Речь идет о знаменитой шитой пелене, созданной, по-видимому, в мастерской невестки великого князя Елены Волошанки (пелена хранится в Государственном историческом музее в Москве). По мнению исследователей, на ней представлена торжественная церемония в праздник Вербного воскресенья 8 апреля 1498 года с выносом иконы Богоматери Одигитрии. Среди присутствующих, как полагают, изображена вся великокняжеская семья, включая Дмитрия Внука (он показан с нимбом, как венчанный на великое княжение), будущего Василия III (только в короне, без нимба) и Софью Палеолог. В среднем ряду слева процессию возглавляет человек в трехчастном венце и также с нимбом над головой – очевидно, это и есть сам Иван III, старец с седыми волосами и длинной раздваивающейся седой бородой. В 1498-м московскому правителю исполнилось 58 лет, но вполне возможно, что он выглядел именно так, как изображен на пелене. Во всяком случае, образы других мужчин великокняжеской семьи здесь также весьма индивидуальны.

Портреты в профиль и анфас

Первой третью XVI века датируется икона «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими» из собрания Музеев Московского Кремля. На ней в первом ряду вслед за митрополитом Ионой изображены князь Василий Темный и его сын Иван – сравнительно молодой человек со светло-русой небольшой бородой. Конечно, этот образ носит чисто условный характер. Столь же условны и изображения Ивана III на многочисленных миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века. Там Иван Васильевич предстает в разном возрасте – и совсем юным безбородым отроком, и умудренным годами мужем: движение времени символизирует появление и увеличение размера бороды.

Портрет Ивана III. Титулярник. 1672

Очень ярким и наиболее часто воспроизводимым, когда речь идет об Иване III, является его профильный портрет из книги французского путешественника Андре Теве «Всеобщая космография», изданной в Париже в 1575 году. Это, безусловно, наиболее художественное из всех ранних изображений великого князя, хотя историческая достоверность его сомнительна. Иван III показан здесь бородатым мужчиной средних лет с довольно крупными чертами лица и большим носом (отмечаемом также на гравированных портретах его сына Василия III и классических портретах Ивана Грозного), одетым в некое подобие меховой куртки. На голове правителя – шапка-венец с горностаевым мехом, а в руке – сабля с рукоятью в виде орлиной головы. Портрет выполнен очень реалистично, потому-то и производит столь убедительное впечатление.

Иван III раздает поместья. Лицевой летописный свод XVI века

Изображения Ивана Васильевича, датируемые XVII веком, характеризует стандартный подход. Черты лика князя на фреске Архангельского собора Московского Кремля (росписи были выполнены в 1652–1666 годах), находящейся над местом его захоронения, плохо различимы, но заметны небольшая раздваивающаяся борода и слегка курчавые волосы – такие же мы видим у многих изображенных здесь князей. Очень похожий портрет Ивана III помещен в «Титулярнике» 1672 года. Только тут курчавые волосы и борода седые. Можно отметить удлиненный нос и относительно тонкие черты лица правителя. Это как бы классический, почти идеальный тип внешности – подобный почти идеальному образу великокняжеского правления. При обозначении седины Ивана III художники «Титулярника» явно ориентировались на известную им продолжительность жизни князя.

Между Дмитрием и Петром

Следующий этап в иконографии первого государя всея Руси связан с исторической живописью и скульптурой второй половины XIX – начала XX века. Впрочем, и эта иконография более чем скромна.

В монументальной скульптуре образ Ивана III оказался запечатлен дважды на одном памятнике. Этот знаменитый монумент (автор проекта – Михаил Микешин) был торжественно открыт к тысячелетию России в Великом Новгороде в 1862 году. Несмотря на то что для Новгорода деятельность Ивана III имела скорее трагический оттенок, решено было отдать должное великому князю как создателю единого Русского государства. Его скульптурное изображение заняло место среди больших фигур наиболее значимых правителей России (средний ярус памятника-колокола), символизирующих несколько важнейших этапов российской истории (здесь представлены Рюрик, Владимир Святой, Дмитрий Донской и Петр Великий). Композиция «Основание самодержавного царства Русского», в центре которой возвышается фигура Ивана III, находится как раз между скульптурными группами Дмитрия Донского и Петра Великого.


Образ Ивана III запечатлен дважды на памятнике «Тысячелетие России», открытом в Новгороде в 1862 году

Здесь Иван III Васильевич – государь всея Руси, основатель России – новой, независимой державы. Символичны его царское облачение, шапка-венец на голове, скипетр и держава в руках. Две последние регалии, как известно, появились в российском церемониале лишь в конце XVI века, так что их сопряжение с фигурой великого князя (как и царское облачение) – явный анахронизм. Тем не менее создателям памятника было важно подчеркнуть новый статус объединенной державы, восходивший именно к эпохе первого Ивана Васильевича. Примечательно, что скипетр венчает двуглавый орел византийского типа, указывающий и на истоки формирования государственной геральдики, и на преемственность от Византии.

Существенно и то, что в этой композиции перед великим князем склоняется, опустившись на одно колено, татарин (что символизирует не просто освобождение от ордынской зависимости, но и начало подчинения татарских государств Москве), а по другую руку государя расположены фигуры поверженных литовского и ливонского рыцарей (что означает победы в войнах с Литвой и борьбу за выход к Балтийскому морю). Сам Иван III, с окладистой раздвоенной бородой, большими усами, предстает решительным, даже суровым, его строгий взор устремлен вперед, в грядущее. Изображение чрезвычайно реалистично и фактурно.

Второй раз фигура князя помещена во фризе, составляющем галерею многих наиболее выдающихся деятелей российской истории. Тут Иван III (облачение, скипетр, взгляд – все так же, как и в верхней части памятника) показан сидящим на троне, который опять-таки увенчан двуглавым орлом. Наконец, у трона мы видим еще и щит с изображением двуглавого орла – точно скопированного с миниатюры Евангелия, принадлежавшего Дмитрию Палеологу. Внизу дата: 6980 год, то есть 1472-й, – год женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Тем самым снова недвусмысленно утверждалась преемственность России от Византии, отраженная в том числе в геральдике. Справедливости ради надо сказать, что свое место среди выдающихся деятелей русской истории на этом фризе заняла и Марфа Посадница.

Ханская грамота

Одним из центральных событий правления Ивана III было свержение ордынского ига. И отечественные исторические живописцы, безусловно, не могли пройти мимо знаменитой легенды о том, как московский великий князь разорвал ханскую грамоту.

Самым известным (и лучшим с художественной точки зрения) произведением на этот сюжет стала картина Николая Шустова (1834–1868) «Иоанн III разрывает ханскую грамоту» . Она была закончена в том же году, когда в Новгороде установили памятник «Тысячелетие России», и своим содержанием отвечала возникшему тогда повышенному интересу к русской истории. За эту конкурсную работу автор, в то время ученик Академии художеств, был награжден малой золотой медалью. Сама картина хранится ныне в Сумском художественном музее, а подготовительный эскиз, одобренный Советом Академии, – в Третьяковской галерее.

Иоанн III разрывает ханскую грамоту. Худ. Н.С. Шустов. 1862

Иван III показан на ней в момент совершения решающего жеста-поступка. Перед нами высокий мужчина с окладистой темной бородой, длинными усами, горбатым носом и орлиным взором, облаченный в царское золотое платье с бармами, с его плеч свисает горностаевая мантия (еще один очевидный анахронизм), а голова князя увенчана шапкой Мономаха. Вся его фигура выражает гнев и решительность. Разорвав грамоту, он бросает ее обрывки вниз, в сторону беснующихся и почти поверженных ордынских послов, которых крепко держат русские воины. Конечно, интерьер, на фоне которого разворачивается действие, да и одеяния персонажей, носят не соответствующий эпохе Ивана III характер, хотя художник при создании картины изучал исторические материалы, стремясь достичь большей достоверности. В конкурсе на большую золотую медаль, объявленном в следующем году, Шустов уже не участвовал: в числе четырнадцати учеников Академии художеств он покинул ее стены, войдя в состав Петербургской артели художников, явившейся прообразом Товарищества передвижников. К сожалению, через несколько лет талантливый живописец скончался в сравнительно молодом возрасте.

Закончить этот обзор, пожалуй, стоит рассказом о единственном образе Ивана III в советском кино. В 1958 году на экраны нашей страны вышел замечательный двухсерийный художественный фильм «Хождение за три моря», снятый совместно с индийскими кинематографистами. В нем и появляется молодой Иван Васильевич, роль которого исполняет актер Леонид Топчиев. Посол Василий Папин в сопровождении Афанасия Никитина и других купцов идет на аудиенцию к князю как раз тогда, когда со двора государя выезжают разгневанные татарские послы, а сам Иван III, словно молодой Петр Великий, своим порывом и неукротимой энергией как бы символизирует новую Россию, открывающую пути в неведомые страны и в собственное свободное будущее.

Евгений ПЧЕЛОВ, кандидат исторических наук

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
ВАРИАНТ 25Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Гоночные автомобили на соревнованиях могут развивать скорость до 300 км в час. (2)При такой скорости, с учётом малого веса машины, весьма возможно, что автомобиль мог бы оторваться от земли и подняться в воздух, и, чтобы этого не случилось, был разработан аэродинамический кузов, очень низкий, находящийся близко к земле. (3)<...> под автомобиль попадает недостаточное количество воздуха и возникает эффект всасывания, типа присоски, и это вместе с широкими и большими колёсами не даёт автомобилю отделиться от асфальта.
1)Гоночные автомобили на соревнованиях могут развивать высокую скорость и отрываться от земли.
2)Чтобы гоночный автомобиль на высокой скорости не оторвался от земли, были разработаны почти прилегающий к земле кузов, что способствует эффекту всасывания, и широкие большие колёса.
3)Под любой автомобиль попадает недостаточное количество воздуха, и возникает эффект всасывания, и это вместе с широкими и большими колёсами не даёт автомобилю отделиться от асфальта.
4)У гоночных автомобилей широкие колёса, позволяющие развить большую скорость.
5)Благодаря почти прилегающему к земле кузову, который специально был разработан для создания эффекта всасывания, и широким большим колёсам гоночный автомобиль на высокой скорости не отрывается от земли.
Ответ:
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, / Во-первых, / Дай / К счастью, / Благодаря этому
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и; ж.
1)Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. 3. движется вокруг Солнца.
2)Место жизни и деятельности людей. Слухом з. полнится.
3)Территория, находящаяся в чьём-л. владении, управлении, пользовании; обрабатываемая, используемая в сельскохозяйственных целях; почва. Пахотная з. Целинные земли. Плодородная з.
4)Поверхность, плоскость, на которой мы стоим, по которой ходим; низ. Сесть на землю.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красИвее / лгалА / принЯли / надОлго / знАчимость
Ответ:_____________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Что касается музыки, то я предпочитаю лёгкий жанр, РИТМИЧНЫЕ мелодии всегда служат фоном во время моих занятий.
Заключительное слово для поздравления юбиляра было ПРЕДОСТАВЛЕНО его коллегам.
Выращивание растений из черенков - самый ПОПУЛЯРНЫЙ способ вегетативного размножения.
Необходимо помнить о том, что любой БЕЗОТВЕТНЫЙ поступок может обернуться для других людей неприятностью.
В театре выступали Шаляпин, Собинов, Качалов, Варламов, начала свою СЦЕНИЧЕСКУЮ жизнь Валерия Барсова.
Ответ:_____________________________.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ страницами / пять КИЛОГРАММОВ соли / ПОПРОБОВАЕМ пирог пара НОСКОВ / более ПРОСТО
Ответ:_____________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) В Третьяковской галерее представлены портреты выдающихся деятелей науки и искусства, вызывающие всеобщее уважение благодаря своим трудам и открытиям.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Картина В.А. Серова «Девочка с персиками» стала свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве.
B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Инфраструктура хоккейной школы «Золотой шайбы» в ближайшее время может претерпеть серьёзные изменения.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4) Окончив гимназию с золотой медалью, будущий известный адвокат в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Внимательно наблюдая за отдельными птицами, выявляются определённые закономерности в их поведении.
6) Уже в ранних своих работах талантливый юноша ярко раскрыл своё дарование живописца, создав ряд великолепных полотен.
7) Те, кому посчастливилось видеть А.С. Пушкина в жизни, считает, что его портрет кисти Ореста Кипренского получился очень удачным.
8) Творчество В.Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей - классицизма и сентиментализма.
9) Настоящий художник не только рассказывает в портрете о человеке, которого он изобразил на холсте, но и о самом себе.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
подск..чить / велос..пед / зам..реть / парад..ксальный / прик..снуться
Ответ:_____________________________.
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна-и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..бабушка, под..брал / об..явил, раз..единил / пр..способил, пр..рвал / р..зобрался, с..шёл бе..дарный, ра..пилил
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
продл..вать / увелич..вать / ландыш..вый / алюмини..вый / ослаб..вать
Ответ:_____________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
сыпл..щийся (песок) / кашля..щий (дедушка) / ла..щий (щенок) / кол..щий (предмет)
кле..щий (карандаш)
Ответ:_____________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я думаю, что любой школьник сможет нарисовать Каспийское море, (НЕ)ГЛЯДЯ на карту.
Наука (НЕ)ТОЛЬКО инструмент познания мира, но и мощнейшее средство подъёма экономической эффективности массовых технологий.
Череда оледенений (НЕ)РАЗ меняла ландшафт Западной Сибири.
(НЕ)ИСТОЩИМЫЙ на разные выдумки, Алёша всегда оказывался в центре внимания своих товарищей.
Атлантида - мифический (НЕ)ТО остров, (НЕ)ТО континент - волнует умы многих: кто-то считает её прародиной человека, кто-то - погибшей цивилизацией.
Ответ:_____________________________.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(СЕЙ)ЧАС определять направление при помощи компаса умеет каждый школьник, однако (В)ТЕЧЕ- НИЕ очень долгого времени люди не могли объяснить это удивительное свойство магнитной стрелки.
Анна Павловна закрыла глаза и представила, как (ВО)ВРЕМЯ спектакля занавес на мгновение упал и (ТОТ)ЧАС взвился вновь, открыв те же декорации, но совершенно других актёров.
Экскурсоводу пришлось объяснять посетителям музея, (НА)ОСНОВАНИИ каких данных учёные могут утверждать, что КОГДА(ТО) на Земле существовали динозавры.Современные продавцы уже (НА)СТОЛЬКО привыкли к электронным весам, что им было бы трудно ДА(ЖЕ) представить, как бы они взвешивали товар с помощью гирь.(В)ПЕРВЫЕ минуты общения Алексей казался легкомысленным, но через некоторое время собеседник начинал понимать, (НА)СКОЛЬКО этот юноша умён и проницателен.
Ответ:_____________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Охотник мог подолгу разглядывать упавшее дерево с вывороче(1)ым корнем, каменистое дно лесного ручья, песча(2)ый берег, дли(3)ые рва(4)ые корни, торчащие по краю обрыва.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Для художника-пейзажиста природа не вспомогательная часть картины а главное её содержание.
2)В доме графа И.С. Лаваля бывали дипломаты й сановники известные литераторы художники и музыканты.
3) Воробьи смело лезут в любую лужицу плещутся как в тёплой так и в холодной воде.
4)Братья Турбины и их друзья ходом исторических событий вырваны из мирного быта и поставлены перед страшным выбором.
5)Природа всегда оказывала сильное влияние на человека и тем не менее пейзаж в живописи появился позднее других жанров.
Ответ:
16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хорошенькие поселянки и румяные поселяне в ярких костюмах (1) танцуя (2) водили хороводы и в задумчивости отдыхали под развесистым дубом (3) напоминая (4) наряженных крестьянами (5) актёров.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Всё же (1) иногда (2) художнику удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) вероятно (4) и был создан удивительный портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
Ответ:_____________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сегодня уже хорошо известны и подробно изучены многочисленные классы органических кислородсодержащих соединений (1) образование (2) которых (3) можно представить себе (4) как результат взаимодействия углеводородной молекулы с кислородом.
Ответ:_____________________________.
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается не сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Алёша вошёл в телефонную будку и набрал Славкин номер. (2)Занято...
(3)От нечего делать Алёша стал рассматривать номера, небрежно написанные и нацарапанные на внутренней стенке будки.
(4)А вот этот, в стороне от всех, написан аккуратненько. (5)Сам не зная зачем, Алёша вдруг набрал этот чужой номер.
- (6)Слушаю, - вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка. - (7)Слушаю, кто говорит?
(8)Ещё можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг... (9)Но Алёша неожиданно для себя произнёс:
- Это я...
(10)Невидимый человек совсем не удивился, и голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.
- (11)Здравствуй, малыш! (12)Я очень рад, что ты позвонил. (13)Ты, как всегда, торопишься, да?...(14)Алёша не знал, что ответить. (15)Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.
- (16)Как дела у тебя в школе?
- (17)В школе... нормально... - пробормотал Алёша.
(18)Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал хриплым.
- (19)Ты, наверное, сейчас в бассейн или в художественную студию? (20)Ну, беги! (21)Спасибо, что позвонил. (22)Я ведь каждый день очень жду твоего звонка, ты же знаешь.
(23)Весь следующий день Алёша думал о человеке, который очень ждал звонка какого-то «малыша».
(24)И Алёша решил позвонить ещё раз, чтобы извиниться.
(25) Трубку сняли сразу.
- (26)3дравствуй, малыш! (27)Спасибо, что не забываешь деда! (28)Может, зайдёшь как-нибудь? (29)Ты знаешь, я ведь почти не выхожу... (30)Раны мои, будь они неладны!
- (31)Раны?.. - ужаснулся Алёша.
- (32)Я ж тебе рассказывал, малыш. (33)Ты, правда, совсем ещё крохой был, позабыл, наверное? (34)Меня ранили, когда я ещё на «Ильюхе-горбатом» летал. (35)Да ты вот позвонил, и мне легче. (36)Мне совсем хорошо.
(37)Алёша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что тот говорит с обманщиком.
(38)Вечером Алёша как бы случайно, вскользь спросил у отца:
- Папа, а что такое «Ильюха-горбатый»?
- (39)«Ильюха-горбатый»? (40)Это самолёт такой был в годы войны - штурмовик Ил-2. (41)Немцы его страшно боялись! (42)Называли «чёрной смертью».
- (43)А если бы мой дедушка не погиб на войне, мы бы часто ходили к нему?
(44)Отец сжал руку Алёши.
- (45)Если бы только мой отец был жив...
(46)Он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. (47)И Алёша подумал, что ведь мог погибнуть и дед этого неизвестного «малыша». (48)Но «малышу» удивительно, просто невероятно в жизни повезло!
(49)И просто необходимо позвонить тому человеку.
(50)Голос старика был почти весёлым.
- (51)Ну, теперь у меня каждый день праздник! (52)Как дела, малыш?
- (53)Нормально! - неожиданно для себя ответил Алёша. - (54)А ты-то как, расскажи, пожалуйста.
(55)Старик очень удивился. (56)Видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался.
- (57)Да у меня всё по-прежнему. (58)Дела-то стариковские.
- (59)А ты видел в войну танки?
- (60)Танки? (61)Я их с воздуха прикрывал. (62)Эх, малыш, было однажды...
(63)Хрипловатый голос старика стал звонким, молодым и весёлым, и стало казаться, что не пожилой человек сидит в пустой стариковской квартире, а боевой лётчик управляет своим грозным самолётом. (64)И бой вокруг, на земле и в небе. (65)И далеко внизу идёт на врага крохотный, как букашка, наш танк. (66)И только он, пилот грозного «Ильюхи-горбатого», ещё может спасти эту малявку от прямого попадания...
(67)Дядя Володя, сосед Алёши с девятого этажа, работал в милиции. (68)Придя к нему вечером, Алёша сбивчиво рассказал всё, и на следующий день он принёс Алёше маленькую бумажку с адресом и фамилией.
(69)Жил старый лётчик не очень далеко, остановок шесть на автобусе. (70)Когда Алёша подошёл к его дому, он задумался. (71)Ведь старый лётчик до сих пор думает, что каждый день разговаривает со своим внуком. (72)Может быть, узнав правду, он даже разговаривать не захочет! (73)Надо, наверное, сначала хотя бы предупредить...
(74)Алёша зашёл в телефонную будку и набрал номер.
- (75)Это ты?.. - услышал мальчишка в трубке уже знакомый голос. - (76)Я сразу понял, что это ты... (77)Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. (78)Поднимайся, я открыл дверь. (79)Будем знакомиться, внук... (По С. Георгиеву)
Сергей Георгиевич Георгиев (род. в 1953 г.) - писатель, кандидат философских наук.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)В годы Великой Отечественной войны истребители использовались для прикрытия огнём наземных орудий.
2)Приглашая Алёшу подняться к себе в квартиру, старый лётчик понимал, что это не его внук.
3)Ни при каких обстоятельствах нельзя вступать в телефонный разговор с незнакомым человеком.
4)Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в том, чтобы младшее поколение услышало о происходившем на войне.
5)Отец помог Алёше раздобыть адрес лётчика, с которым Алёша разговаривал по телефону.
Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 1-3 содержат повествование.
2)Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.
3)В предложении 37 представлено повествование.
4)Предложения 71-73 содержат рассуждение.
5)В предложениях 74-79 содержится описание.
Ответ:_____________________________.
22. Из предложений 31-35 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 67-71 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
24. «Стремясь объяснить читателю, почему Алёша набрал незнакомый номер и продолжил случайно начатый разговор, автор использует лексическое средство - (А)___(«небрежно» - «аккуратненько» в предложениях 3 и 4) и такой троп, как (Б)___(«голос потеплел» в предложении 10). С помощью такой формы речи, как (В)___(предложения 39-43, 45, 51-54, 57-62), автор подчёркивает устойчивую духовную связь между сыном и отцом и возникшую взаимную потребность в общении Алёши и старого лётчика. Чтобы создать представление о тех чувствах, которые испытывает старый лётчик, когда он находится в одиночестве и когда разговаривает о своём боевом прошлом с неравнодушным человеком, используется приём - (Г)___(в предложении 63)».
Список терминов:
1) синонимы 2) сравнение 3) диалектизмы
4) фразеологизмы 5) диалог
6) противопоставление 7) метафора
8) литота 9)антонимы
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра-ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Деревня Середка — родина сказителя Ивана Трофимовича Рябинина. Эта деревня, как и Гарницы, расположена на Большом Клименецком острове. Здесь родился и провел годы молодости второй представитель рябининской эпической традиции — Иван Трофимович Рябинин (1844-1908 гг.). До 1878 года И. Т. Рябинин жил в деревне Середка в доме отца; после женитьбы переселился в деревню Гарницы Сенногубского погоста.

Широкую известность И. Т. Рябинину принесли многочисленные выступления с пением былин в России и за рубежом.

Первая поездка сказителя для ознакомления соотечественников с памятниками древнерусской словесности состоялась в январе 1893 года. В Петербурге слушателями заонежского певца были члены Русского географического общества, преподаватели и студенты университета и средних учебных заведений.
И. Е. Репин, присутствовавший на одном из выступлений сказителя, запечатлел И. Т. Рябинина в момент пения былины.

Годом позже с исполнительским мастерством Рябинина-младшего познакомились и москвичи. «…Его задушевный, несколько сдавленный, но мягкий и высокий тенорок раздавался в зале, сразу очаровывая слушателей оригинальностью и красотой напева, — писал в те дни один из современников,- Некрасивые, неподвижные черты его исхудалого лица приобретали новое выражение — необыкновенной важности, почти суровости… По окончании каждой былины восторгам и аплодисментам не было конца, но Рябинин относился к ним, наружно по крайней мере, довольно равнодушно» .

Живой отклик общественности на состоявшиеся выступления нашел отражение в печати. О крестьянине из Кижей писали «Живая старина», «Странник», «Русская мысль», «Русское обозрение» и другие журналы.
«В самом исполнении,- отмечал журнал «Русское обозрение»,- Иван Трофимович, несмотря на вполне естественную необработанность, очень музыкален. Он замечательно верно держит раз взятый ритм и тон, и как длинна ни была исполняемая вещь, он не погрешит ни против того, ни против другого. Первую половину каждой былины Иван Трофимович поет, вторую же -«сказывает»… Язык Рябинина очень правильный, чисто русский» .

В том же 1894 году композитор А. С. Аренский записал напевы былин И. Т. Рябинина и впоследствии создал на их основе фортепианный концерт «Фантазии на темы былин Рябинина».

По решению Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Иван Трофимович Рябинин «как лучший сказитель нашего времени» был удостоен бронзовой медали для ношения на груди.

Круг фольклорных произведений И. Т. Рябинина был несколько меньше репертуара отца и ограничивался семнадцатью сюжетами, однако и этот материал позволял и позволяет видеть в лице Ивана Трофимовича одного из лучших хранителей русской эпической поэзии конца XIX — начала XX веков.

Узнав о значительном фольклорном репертуаре и мастерской манере исполнения Ивана Трофимовича, Л. Н. Толстой заметил, что «такой певец, как Рябинин, смело может быть назван феноменом не только для России, но для всей Европы». Слова писателя стали пророческими.

В 1902 году, после успешных выступлений в Петербурге, Киеве и Одессе, И. Т. Рябинин отправился за границу. Неизменный успех сопутствовал ему в Константинополе и Филипполе, в Софии и Нише, Белграде и Вене, Праге и Варшаве. В Софии в аудиториях, где пел сказитель, собиралось до семисот человек, в Нише — до тысячи, «огромное количество слушателей» привлек он в Варшаве. Из Варшавы И. Т. Рябинин направился в Петербург, а оттуда, миновав Петрозаводск, в Гарницы.

Иван Трофимович умер в деревне Гарницы и был похоронен на старом кладбище села Сенная Губа.
После Ивана Трофимовича семейную эпическую традицию поддержал сначала его пасынок — Иван Герасимович Рябинин-Андреев, а затем, уже в четвертом поколении, сын Ивана Герасимовича, Петр Иванович.

В родной деревне И. Т. Рябинина давно уже нет дома, в котором он родился и жил. И все же само место, где прошли его детство и юность, где была унаследована от отца тяга к устному поэтьческому творчеству, где родилось, чтобы озарить всю жизнь, уважение к лучшим творениям минувших столетий, место это, без сомнения, заслуживает внимания и почитания.

…О том, как мог выглядеть дом Рябининых, напоминает ныне прекрасный образец народного зодчества Заонежья — дом крестьянина Елизарова, перевезенный в Кижи отсюда, из деревни Середка.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...