Конспект логопедического занятия - "звук ц".
Образовательная деятельность в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте с использованием ИКТ технологий.
Организационная форма: фронтальная НОД.
Реализация образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Цель:
- Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего обучения детей.
- Предупреждения ошибок в чтении и письме.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие тонкой моторики.
Задачи:
- Выявление характеристики звука.
- Определение положения места звука в слове.
- Развитие звукового анализа и синтеза.
- Знакомство с буквой.
- Формирование опыта чтения слогов и слов.
Предварительная работа: создание фонетико-фонематической базы.
Оборудование и материалы:
- ИКТ (иллюстрация города звуков, звук Ц; иллюстрации для определения места звука в слове);
- картинки каждому ребенку для определения первого звука;
- демонстрационные картинки пройденных букв;
- картинки для фонематического синтеза каждому ребенку;
- демонстрационные картинки для фонематического анализа;
- счетные палочки;
- демонстрационные картинки обозначающие напечатанные слова;
- напечатанные слоги;
- напечатанные слова для чтения каждому ребенку.
Методы и приемы: рассказ, показ, повторение, вопрос и пояснение, игровой.
Ход занятия
1 часть: вводная
(Дети на проекторе видят иллюстрацию города звуков, звук Ц)
Логопед: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу звуков. Наши путешественники покатались на каруселях, и к ним подошла лошадка и спросила: "А вы почему не идете в цирк, сегодня там большое представление.Там выступают разные артисты, дрессированные животные. И я тоже там выступаю. Садитесь на меня я вас быстро туда отвезу"
Наши путешественники сели на лошадку и она их повезла. По дороге она рассказала, что тоже выступает в цирке, и зовут ее Царицей.
Лисенок удивился и спросил: "А почему тебя так зовут, у тебя такое интересное имя?"
Лошадка сказала: "Меня так зовут, потому что у меня на лбу есть пятнышко похожее на корону, поэтому меня назвали Царицей. Нам нужно поторопиться, иначе мы можем опоздать на цирковое представление". Лошадка побежала, и копытца застучали по дорожке цок-цок-цок.
Какой звук слышится в начале слова в словах цирк, царица, царевна? (слышится звук Ц)
- Наш звук в синих башмачках. Что нам подсказывают синие башмачки? (это звук согласный твердый)
- Произнесите этот звук и послушайте как он звучит (дети произносят).
- Посмотрите на право на доске картинка нашего звука. Мы будем его обозначать цирковой лошадкой.
2 часть: основная
Сейчас мы будем слушать этот звук. Он может слышится в начале слова, середине и конце (на прокторе по очереди появляются картинки со схемами).
- Кто это? (царь)
- Где слышится звук Ц в этом слове? (в слове царь согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Что это? (кольцо)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове кольцо согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Как называется эта конфета на палочке? (леденец)
Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове леденец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Что это такое? (мельница)
- Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове мельница согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
- Это что такое? (перец)
Где слышится в этом слове звук Ц (в слове перец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова).
- Это что за птица? (цапля)
- Где в этом слове слышится звук Ц?? (в слове цапля согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
- Это здание называется дворец.
Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове дворец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
- Колобок говорит вам молодцы, правильно все выполнили. Теперь выходим все на ковер, и будет следующее задание. Сейчас вы каждый выберите себе картинку (дети выбирают картинки).
Все знают как называется его картинка? (да) Вы должны определить первый звук, который слышится в названии вашей картинки и найти соответствующую букву и взять ее в руки (дети выполняют задание). Теперь давайте проверять.
Каждый называет слово и букву которую он взял (ответы детей: дом - Д, банка - Б, пылесос - П, топор - Т, слон - С, замок - З, кошка - К, мак - М)
- Оставшиеся буквы остались без картинок. Для них картинок у нас нет. Садитесь на места и будет следующее интересное задание.
У каждого будет картинка. Я последовательно буду называть звуки, а вы должны угадать, какое слово я задумала. У кого будет картинка-отгадка поднимет ее вверх (все внимательно слушают и отгадывают слово, дети выбирают картинки). Положите картинки на стол перед собой, смотрим на меня и слушаем.
М Ы Л О - мыло, Т У Ч А - туча, Р О З А - роза, К А Ш А - каша, В А З А - ваза, Ж А Б А - жаба, З У Б Ы - зубы, М У Х А - муха.
Молодцы. Отложите картинки и теперь следующее задание. Это задание посложнее. Я буду показывать картинку и называть, а вы должны последовательно назвать звуки, из которых состоит это слово.
Давайте начнем. Кто может назвать поднимает руку. Дом - Д О М, дым - Д Ы М, кот - К О Т, нос - Н О С, кит - К И Т, мак - М А К, сом - С О М, сок - С О К.
- Ответили на все вопросы.Мы знаем что звуки мы слышим и произносим, а пишем и читаем? (буквы)
- Наш звук Ц мы обозначаем вот такой буквой. (иллюстрация с изображением Пети с буквой Ц)
Молотком работал Петя,
Целых три часа подряд.
Сколотил из четырех дощечек,
Букву Ц и очень рад.
Буква Ц состоит из трех длинных и одной короткой дощечки. Попробуйте из счетных палочек выложить букву Ц. (дети выполняют задание)
- Молодцы. Правильно выложили. Убираем на место счетные палочки.
Динамическая пауза
Посмотрите на меня. Сели ровно. Посмотрите на право-прямо, на лево - прямо, вверх - прямо, хлопнули в ладоши над головой, ладошками постучали по столу тихо - громко - тихо, ногами постучали по полу тихо - громко - тихо, похлопали в ладоши перед собой громко - тихо - громко. Молодцы!
Смотрим на доску, соединяем и читаем слоги все вместе (АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ИЦ, ЭЦ, ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ). Теперь читаем по очереди (читает тот, кого называют).
- Следующее задание. Посмотрите на картинки которые расположены на доске (СИНИЦА, ТАНЦЫ, ОВЦА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, СПИЦЫ, ОВЦЫ, ЗАЙКА). Все картинки понятны?
Я каждому дам листок бумаги, на котором написано слово. Вы его прочитаете и найдете картинку, которая соответствует вашему слову и прикрепите слово к картинке.
- Читаем по очереди, пальцем следим за тем местом, где читаем. Не торопимся (дети выбираю листочки со словами и по очереди читают слова и прикрепляют к нужной картинке). Молодцы!
3 часть
С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ц)
- Что мы о нем знаем? (этот звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом)
Звук и буква «Ц»
Цель : уточнить произношение звука [ц и буквы Ц, ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф фикса -иц-. Закрепить навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упражнять в образовании существительных с суффиксом -ий-; развивать логическое мышление. Развивать зрительное восприятие.
Оборудование : зеркала, индивидуальные схемы, сигналь ные фонарики, кассы, мяч, рисунок цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски.
Ход занятия:
1. Организационный момент
У каждого ребенка несколько разрезных слогов; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.
Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.
нюхать капюшон мюзикл
тюлень рюкзак изюминка
колючки гадюка сюда
«Забор».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуком «Ц»
- Логопед читает стихотворение
Стали выше небеса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь...
Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)
- Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники). Для какой птицы строят скворечник? (для скворца) Какой звук произносит скворец? «Ц»
- Характеристика звука «Ц» (согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)
4. Выделения звука «Ц» из состава слова
- Логопед читает слова, а дети поднимаю нужный фонарик
солнце птенцы весна
тепло первоцвет листья
цветной зеленые птицы
скворечник скворец почки
- Дети рассматривают картинку «Во дворе», на ходят слова со звуком «ц», но сначала слова с одним слогом (цепь, яйца, крыльцо, цветы, скворец, овца, лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец)
5. Физминутка
- Ленивые восьмёрки с вписыванием буквы Ц
- Птички полетели
Крыльями махали
На деревья сели
Вместе отдыхали
6. Игра «Один - много» (с мячом).
блюдце - ... овца - ... скворец - ...
кольцо - ... пуговица - ... отец - ...
яйцо - ... лицо - ... цепь - ...
полотенце - ... колодец - ... цапля - ...
7. Звуко-буквенный анализ
Прибежали к маме в сад
Десять маленьких цыплят
Повела на улицу
Их пёстренькая ……(курица)
У кошки котёнок
А у курицы ………..(цыплёнок)
Дети составляют в кассе букв звуковую схему слова курица
8. Письмо в тетради
Дети придумывают со словами (курица, цыплёнок) предложения и записывают их в тетрадь.
9. Чтение рассказа «Цыплёнок Цып»
10. Решение кроссворда
11. Итог занятия
Выучили мы урок
Цыплёнок дарит нам цветок
1 лепесток «какой звук мы сегодня проходили»
2 лепесток «каким цветом мы раскрасим этот звук»
3 лепесток «дайте характеристику звуку»
4 лепесток «запись кроссворда»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»
подготовила учитель-логопед
Кудрина Наталья Владимировна
Таежный, 2014
Звук и буква Ц.
Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Ход занятия
Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(цыпленок)
— А кто мама цыплят?
Дети: курица.
— А хотите я расскажу вам сказку?
1. Логопед рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .
Повторяйте за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.
Не устали вы в пути?
Хотите водицы испить из колодца?
Дети: Да.
Ой, а водицы-то нет. Что это?
Логопед достает из колодца картинку.
Дети: Кольцо.
— А где в этом слове находится звук Ц?
Дети: в середине слова.
— Правильно.
Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.
5. Отгадывание загадок.
Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.
Логопед загадывает детям загадки.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
На гору бегом,
С горы кувырком.
6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.
Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.
— Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.
7. Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова.
Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.
8. Знакомство с буквой Ц.
Ой, что это, ребята?
Дети: Буквы.
А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?
Дети: Это буква Ц.
— Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.
Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!
Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.
Использованная литература:
Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.
Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
- учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
- познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
- познакомить с буквой Ц;
- учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
- закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком Ц;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.
Ход урока
Организационный момент:
Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.
Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".
Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.
Игра "Назови картинку".
Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;
Игра "Жадина".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра "Чего нет".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
Игра "Поймай звук".
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.
Физкультурная минутка:
Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.
Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);
Игра с мячом "Один - много".
Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!
Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;
Понятие "согласный твердый" звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);
- звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
- звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);
Работа в тетрадях.
Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.
Чтение слоговых таблиц.
АЦ ЦА АЦА
ОЦ ЦО ОЦО
УЦ ЦУ УЦУ
ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ
Звуко - буквенный анализ.
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
Игры с мячом "А ну-ка, повтори".
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:
ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!
Игра "Эхо".
Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.
ца -ца -цо
цо -цо -цу
цу -цу -цэ
цэ -цэ -ца и т. д.
Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);
Заглянет солнце и к нам в оконце;
Кто за все берется, тому ничего не удается;
Конец - делу венец;
Молодец против овец, а против молодца сам овца;
Игра "Детеныши заблудились".
Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.
Итог занятия.
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.
Цель:
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: "Звук [ц] и буква Ц."»
Дата класс 1
Тема: Звук и буква Ц
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.
Задачи:
Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;
Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;
3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;
Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор
Планируемый результат : знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Организационный момент. Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций. | Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!» Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим. Первым сядет тот у кого имя начинается с звука С,А... Дыхательная гимнастика: Глубокий вдох-выдох Подыши одной ноздрей Упражнение «Бабочка» Кинезиологические упражнения Кулак-ребро-ладонь В гости к пальчику большому… | Проговаривают стихотворение Выполняют дыхательные и кинезиологические упражнения | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Сообщение темы урока. Постановка цели. Задачи:пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку. | Знакомство со звуком [Ц]. Послушайте внимательно чистоговорку и скажите какой звук мы будем сегодня изучать Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»: Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок, подарю тебе цветок! Про кого чистоговорка? Какой звук первый слышится в слове цапля! Как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится? А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук? Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает) Чему мы должны будем научиться? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. |
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука. | Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]: Характеристика звука [ц] по схеме. Давайте произнесём звук ц Что делают губы? (улыбаются) Что делают зубы? (заборчик) Что делает язык? (приподнимается) Какой дует ветерок? (тёплый) А есть ли в горлышке звоночек? (нет) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Найти образное сравнение звука Как стрекочет кузнечик? Как подзывает хозяйка цыплят? Как стучат мамины каблучки? | ||
Артикуляционная гимнастика Лягушка (улыбочка). «Трубочка». Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Качели. | |||
Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях. Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза. | Фонетическое упражнение. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука... Дидактическое упражнение «Один - много» - упражнение в словообразовании (игра с мячом) Курица - курицы, мельница - ..., больница - ..., рукавица - ..., пуговица - ..., луковица - ..., граница - ... Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове). Дерево - деревце, блюдо - ..., болото - ..., зеркало - ..., дело - ..., мыло - ... Найди слова (презентация) Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. Игры с картинками: Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три,цыпленка…) Что изменилось? Чего не стало? Найти лишнюю картинку. Прослушать отрывок из сказки . Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец. | ||
Физминутка снять усталость и напряжение; | цыплятки | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи: зафиксировать новое содержание урока; | А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц. Любовалась цыплятами курица, Что не цыпленок – умница! Молодец, удалец! Очень славный птенец! Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка Проверим по образцу, | Выполняют работу. Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку. | Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; |
Закрепление нового Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Чтение слогов Чтение слов Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам) Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди. Чтение текста (если останется время) Логоритмическое упражнение | Выполняют задание на закрепление полученных знаний Составляют схемы Читают слоги, слова, работают с учебником | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить? Что было особенно трудно на занятии? Что было интересно на занятии? | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности |
Похожие статьи
-
Почему имя Савва наделяет мудростью и силой своего обладателя?
По ХигируИмя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен. Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок....
-
Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков
Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...
-
Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение
из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...
-
Какую говядину лучше варить
Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...
-
Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками
Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...
-
Обзор самых новых лекарств от рака
Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...