Обрядовый фольклор. Устное народное творчество

6 класс

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. « Русское народное поэтическое творчество», презентация , иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников

Ход урока:

-Организационный момент.

- Постановка проблемы:

Какие слова из темы вам хорошо знакомы?

Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Разыгрываются сценки из различных обрядов:

Колядки.

Веснянки-заклички.

Обрядовые песни.

Народные обряды делятся на два цикла:

- календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

- семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

    Зимние праздники.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

Сценка-гадание.

    Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху.

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга.

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

    Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

Рефлексия

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Домашнее задание. Групповой мини-проект «Приходите к нам на праздник»

Используемая литература:

    Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001

    Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987

    Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

    Обрядовый фольклор

    Обря́довый фолькло́р

    Фольклорные жанры, исполняемые в рамках различных обрядов. Обряд – комплекс символических действий, цель которого воздействовать на потусторонние силы, чтобы достичь желаемого результата (плодородие, излечение от болезни, рождение ребёнка, защита от опасностей и т. д.). Подавляющее большинство обрядов сопровождается текстами разных жанров. Для календарных обрядов характерно использование календарных песен (колядок, масленичных, купальских и т. д.), во время свадебного обряда, наряду с песнями, исполняются плачи, или причитания, отчасти напоминающие похоронные причитания. Наиболее распространённый жанр обрядового фольклора – заговоры – магические тексты, сопровождающие медицинские, метеорологические, аграрные и др. обряды и непосредственно выражающие цель обряда.

    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


    Смотреть что такое "обрядовый фольклор" в других словарях:

      Семейно-обрядовый фольклор - тексты, сопровождающие совершение сем. обрядов (и, несколько шире, обрядов жизненного цикла). Соотв. это тексты, сопровождающие все осн. события в человеч. жизни. С одной стороны, по признаку обрядовой приуроченности они относятся к обряд.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      - (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии

      Фольклор музыкальный Урала - многонац. по характеру, что обусловлено пестротой нац. состава нас. региона. Ареалы расселения народов на тер. У. переплетены между собой, это способствует возникновению разл. этнических контактов, проявляющихся и в муз. фольклоре. Наиб.… …

      фольклор - а, только ед., м. 1) Устное народное творчество. Собиратели фольклора. Казачий фольклор. Городской фольклор. Школьный фольклор. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила… … Популярный словарь русского языка

      Совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

      Башкирский фольклор - распространен не только в Башк., но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Перм., Свердл., Челяб., Кург., Оренб. обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Респ. Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ. Самые древние… … Уральская историческая энциклопедия

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

      VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

      ЦИНЦИУС, Вера Ивановна - (1903 1981) Этнограф; лингвист, специалист по тунгусо маньчж. яз. Род. в г. Лигово Петербургской губ. Училась в женской гимназии Никитиной Подобед. Ок. этногр. отд. геогр. фак та/ин та ЛГУ (1923 29). Со студ. лет участвовала в этногр.… … Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

    Книги

    • Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность , . Сборник представляет материалы конференции "Фольклор малых социальных групп: традиции и современность", проведенной Государственным республиканским центром русского фольклора и посвященной…

    Обрядовые песни

    И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, обряд крещения, венчания, проводы Зимы, Масленица и многие другие Свадебный обряд дошел из глубины веков, свадьба и сейчас - одно из наиболее важных событий в жизни каждого человека. Народная свадьба не просто шла, она разыгрывалась, сохраняется поныне выражение "играть свадьбу". Играли широко, в ней принимали участие вся родня и соседи. Это праздник, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл, у каждого из участников свои роли, тексты, песни, костюмы.

    исчезнувшие свадебные обряды

    Основными моментами свадебного обряда на русской свадьбе были: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник. В день свадьбы: выкуп, венчание, свадебный поезд и приезд в дом жениха. Затем следовал свадебный пир. В наши дни на свадьбе также бывают традиционный свадебный поезд жениха, обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья.

    Петров Н.П. "Смотрины невесты"

    Где-то за месяц до свадьбы ходили свататься. Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Сваты произносили специальные тексты, например: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?» Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После ухода сватов кто-либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле.

    М. Шибанов. Брачный договор

    В это время готовилось приданое. К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. Длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. В этот период, невесту, принято было называть – девушкой.

    Пимоненко Н. Сваты.

    Приданое готовилось в каждой семье за много лет до свадьбы. И к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками.Перед свадьбой родственники невесты несли приданное в дом к жениху.

    В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи.

    Девичником называлась последняя встреча невесты и подруг перед свадьбой. Косу невесты с особыми песнями расплетали ее подруги. Часто «расплетание» косы сопровождается «прощаньем с красотой» - лентой, вплетённой в косу девушки.

    Маковский К. Е. Под венец.

    В день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. Подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. Невеста шла под венец в самой праздничной и народной одежде. В Древней Руси свадебный сарафан шили только из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем и причитаниями невесты. Родители благословляют невесту. При этом невеста обязательно становится на колени, на шубу, вывернутую мехом наружу

    Н. В.Е. Феклистов "Приготовление невесты к венцу"

    К венцу жених с невестой ехали вместе. Обычно для молодых впрягали пару лошадей. Нарядные лошади, с колокольчиками на дуге, ехали трусцой. По звону колокольчика все знали: «Свадьба едет». Молодых встречали родители невесты. Мать - с иконой, отец - с хлебом-солью.

    Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве»

    Обязательным был порядок величания молодых и гостей в первый день свадьбы. Вначале за столом величали молодых. Жениха и невесту в лирических песнях символизируют лебедь с лебедушкой. Затем "играли" главным чинам: дружке отцу и матери жениха. Молодой женатой паре,холостому парню, вдове. Кроме того, в первый день свадьбы в разгар веселья играли хороводные плясовые песни

    Бучкури А.А. «Свадебный поезд»

    Невеста на свадьбе называлась «княгиня» Жених - «князь». «Бояре» - приятели и молодые родственники жениха, сопровождающие свадебный поезд. «Дядька»- пожилой родственник жениха. Сваты являлись основными участниками свадьбы. Дружка - один из главнейших участников обряда. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры. Посажённый отец и посажённая мать жениха и невесты (если не было родных). Как правило, это крёстный отец и крёстная мать.


    До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились

    разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

    Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.

    Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

    Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

    Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

    Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт - персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами - Масленицы, Весны, Троицы - мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

    По своей форме эти песни - краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

    Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Например, рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

    Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.

    Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

    Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

    Не дашь пирога -
    Мы корову за рога.
    Не дашь кишку -
    Мы свинью за виску.
    Не дашь блинка -
    Мы хозяина в пинка.

    Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

    Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:

    …Кузнец,
    Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое.
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое.

    Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:
    Идет кузнец из кузницы, слава!
    Несет кузнец три молота, слава!
    Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!
    Из образочков мне золот перстень, слава!
    Из остаточков мне булавочку, слава!
    Тем мне венцом венчатися, слава!
    Тем кольцом обручатися, слава!
    И той мне булавочкой убрус
    притыкать, слава!
    Тому сбудется, не минуется, слава!

    Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.
    А. С. Пушкин:
    И вынулось колечко ей
    Под песенку старинных дней:
    Там мужички-то все богаты
    Гребут лопатой серебро.
    Кому поем, тому добро
    И слава!

    Народная песня:
    За рекой мужики живут богатые, слава!
    Гребут золото лопатою, слава!
    Кому песню поем, тому добро, слава!
    Тому сбудется, не минуется, слава!

    В масленичных песнях обычно Масленицу ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна…

    В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же
    неделе было принято кататься с гор на санках.

    Что касается троицкого цикла, то нужно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например
    А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня

    троицкого цикла:
    Туча с громом сговаривалась:
    Доля-лёли-лёли-лё!
    «Пойдем, туча, гулять на поле,
    На то поле, на Заводское!
    Ты с дождем, а я с милостью,
    Ты польешь, а я выращу!»…

    а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

    Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

    Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

    Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы - в барабаны»).

    Вот одна из веснянок такого рода:

    …Синицы, синицы,
    Принесите по спице!
    Канарейки,
    Канарейки,
    Принесите по швейке!
    Четочки, чечеточки,
    Принесите по щеточке!
    Тогда, утки,
    Дуйте в дудки,
    Тараканы -
    В барабаны!

    Вопросы и задания:

    • Какой фольклор называется обрядовым?
    • Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
    • Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
    • Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
    • Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.
    • Объясните значение слов:

    толокно -

    лапти - _____________________________________________________________________________

    серп - ______________________________________________________________________________

    жать - ______________________________________________________________________________

    Обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка,

    Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др.

    • Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

    __________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

    Крещение отмечалось через восемь дней после рождения. Как будет помнить, мать не посещала его, так как держала карантин. Во многих городах в этом районе отец не стал свидетелем крещения сына. Пока обряд был завершен, он мог прочитать Символ веры перед алтарем, чтобы попросить его сына быть хорошим христианином. Давайте перейдем к описанию крещения в его общих чертах, следуя, опять же, самой теме истории наших интервьюируемых.

    Во время беременности какой-то член семьи предлагал быть крестной матерью; таким образом, она уже со счетом, чтобы купить то, что было необходимо для крещения ребенка. Крестная мать купила обертку ребенка, чтобы вытащить ее из кучи. Ребенку дают смену одежды, одеяло и юбку, которую дала крестная мать; Иногда, некоторые обрезки кружева и немного трикотажа.

    Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором. Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре - вертепе. На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

    Спонсор пригласил самых близких друзей и родственников. Все пошли в церковь из дома; мать не ходила, потому что была в карантине; крестная мать несла ребенка. Он взял из дома банку с водой и благословил ее, чтобы крестить ребенка. После воскресной мессы раздались звонки и началось крещение. Здесь была небольшая часовня, где был шрифт крещения.

    Когда имя было дано крещеным, дети города закончили повторять имя в доме крещения. После того, как этот был отмечен, мальчики подряд собрали подарок: конфеты, сладости или, если спонсоры были щедрыми, монету. В конце концов, крестная мать бросила конфеты и суки в репаньину.

    Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшие - рождение, вступление в брак и смерть. Следы древних родильных песенпожеланий сохранились в колыбельных песнях. Основным жанром похоронного и поминальных обрядов были причитания. Причитания включались в рекрутский обряд и в свадьбу севернорусского типа, где были особенно развиты. Свадебная поэзия отличалась богатством и разнообразием. На свадьбе исполняли также приговоры, разыгрывали драматические сценки. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль - церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни-древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические - наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение - выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика. К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

    Мать, которая в настоящее время находится в доме, отправляется подавать конфеты всем, кто посещал ее при рождении. Этот подарок назывался дающим тарелку. Лечение, которое позднее произошло, было использовано для приглашения ближайших родственников и друзей, и пища была почти всегда ягненком, который был убит по этому случаю, курица; Был приготовлен пудинг, и гости принесли сладости. Все спрашивали, что ребенок пользуется хорошим здоровьем.

    После этого описания практик, которые выполняются в крещении, представляется очевидным определить этот ритуал как первый акт объединения человека в общество. Мы относимся не только к религиозному акту, где символизм очищения и интеграции очень ясен, а к совокупности фактов, которые мы изучали, которым поручено включать нового человека в сообщество с минимальными проблемами и начать их длительную культуру.

    Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

    В заключение этого раздела, а также в отношении того, что обсуждалось в предыдущих, было бы интересно отметить, что была отмечена высокая положительная корреляция между снижением ритуалов после родов и коэффициентом младенческой смертности. Это можно интерпретировать как результат ряда внешних переменных; но это то, что усиливает идею о том, что все ритуалы, которые мы имели дело, были символическими защитами матери и, прежде всего, новорожденного.

    Церемонии и убеждения, которые идут с момента, когда зачатие ищутся до рождения, составляют целое, в котором можно наблюдать ряд периодов разделения, маржи и агрегации. Эти периоды будут совпадать с зачатием, беременностью и родами, соответственно. В тот момент, когда женщина-хуэбра ищет концепцию с помощью определенных практик, она отходит от нормального поведения любой женщины в обществе, которая не находится в этой ситуации. Когда-то беременные, следуя ряду запретов, их разделение становится реальным, и он стоит девять месяцев в период разницы, который будет только заканчиваться доставкой.

    Что такое обрядовый фольклор? Прежде всего, это народное творчество , коллективное или индивидуальное, устное, реже письменное. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Отдельной категорией считаются окказиональные заговоры, заклинания и заклички, считалки и наговоры.

    Но давайте сделаем точность: семейное возвращение рождения совпадает с физическим фактом того же самого; однако социальное возвращение рождаемости не вступает в силу до после карантина. Несмотря на это, рождение ребенка и крещение нарушают первые барьеры маржинального периода. Все эти деления и классификации не так легко указать, как может показаться. Обряды беременности и родов, не связанные с фазой и предыдущими ритуалами брака, не могут быть поняты каким-либо образом. Между двумя моментами существует только автономия, а не независимость.

    Что такое обрядовый фольклор в более широком понимании

    Это произведения искусства малой формы, связанные с традициями, обычаями, религиозными и этнографическими жанрами. Следует отметить, что во всех случаях обряды носят признаки народного характера. Современность при этом как бы размывается. Старинные традиции с обычаями лучше всего укладываются в прошедшее время.

    Таким образом, можно утверждать, что свадебные обряды заканчиваются в тот момент, когда их цель завершается: рождение ребенка. Таким образом, обряды, о которых мы говорили, можно рассматривать во всем мире как великий акт завершения брака, и мы должны будем ссылаться на последнего обязательно, чтобы понять их во всем его расширении.

    Логика соединения символов. Аналогичным образом, хотя и дополняющим образом, с ними можно ознакомиться, помимо авторов, которые мы рассмотрим позже. Л.: «Обряды прохода» в: Культурная антропология: психические факторы культуры. М.: «Обряды плодородия и беременности в традиции Касереса».

    Спектр фольклорных обрядов достаточно широк. Это деревенская хореография, хоровое пение на природе, во время полевых работ, сенокоса или выпаса скота. Поскольку традиционные обычаи присутствовали в жизни простых людей постоянно, обрядовый фольклор русского народа был и остается неотъемлемой частью их существования. Появление обычаев всегда связано с долговременными обстоятельствами. Непрекращающаяся засуха, угрожающая урожаю, может стать поводом для обращения людей к богу с просьбой о помощи. Любые природные явления , опасные для человека, также заставляют его искать выход из создавшейся ситуации. И чаще всего это молитвы и просьбы, свечи и записочки в церквях.

    Пользовательский расширился в других городах Саламанки, а также в провинциях Бадахос, Вальядолид, Сьюдад-Реаль и Мурсия. В некоторых областях прогноз является обратным тому, который указан в тексте, что объясняет несогласованность этих прогнозов и трудность их интерпретации.

    Луна, как важный фактор в практике, связанной с рождаемостью, несколько раз подчеркивается Дж. Значительная вера фермеров в некоторых деревнях Саламанки в отношении того, что в угасающем квартале вам нужно удалить картофель, чтобы они не покидали стеблей.

    Левые, между прочим, использовали для идентификации себя с более низким статусом и со злом. Женщина была связана с теми же характеристиками. Подчинение табу указывает на то, что вовлеченный человек не занимает нормальное положение в общественной жизни.

    Многие обряды и обрядовый фольклор в целом имеют ритуально-магическое значение. Они лежат в основе поведенческих норм в обществе, а иногда даже приобретают черты национального характера. Этот факт свидетельствует о глубине фольклорных ценностей, а значит,

    Фольклорные обряды делятся на трудовые, праздничные, семейные и приворотные. Русские тесно переплетаются с фольклором других славянских народностей. И кроме того, они зачастую связаны типологически с населением некоторых стран, расположенных на другом конце света. Взаимосвязь различных на первый взгляд культур часто обусловлена исторически сложившейся аналогией.

    Похоже, что в этом случае устанавливается связь между плодовитостью и характеристиками этих птиц. Это напоминает г-н Абелардо Гонсалес из Санто-Доминго-дель-Кампо. Похоже, что в основе этого убеждения лежит убежденность в том, что залог будет передавать мужскую потенцию и силу мужского пола родителям.

    Цель состоит в том, чтобы установить связь между одеждой официанта и его пуповиной, которая представляет собой мать и, следовательно, дом и людей. Вера в необходимость наличия плаценты или пуповины для выполнения определенных магических обрядов происходит во многих частях мира. Многочисленные примеры в Дж.

    Праздник Ивана Купала

    Обрядовый народный фольклор в России всегда был самодостаточным и не нуждался в подпитке извне. Самобытность русских традиций и обычаев не только переходила из поколения в поколение, но и прирастала новыми обрядами, зачастую экзотическими. Наиболее заметным фольклорным обрядом является имеет языческие корни. В ночь на Ивана Купала разжигались высокие костры, и каждый из присутствующих должен был перепрыгнуть через огонь. Не всегда это удавалось, существовала опасность упасть и обжечься.

    Рохайм рассматривает этот тип ритуалов как символическое представление о мучении разделения и как попытку преодоления этого страха. Такой обычай и табу играют важную роль «социальной маргинализации». Спонсором является то, что он муж крестной матери. Эта информация была собрана из заявлений г-жи. Остальные осведомители, похоже, не очень согласны с достоверностью этих данных, что может быть связано с забвением, как мы видели во многих соседних городах настойчивость этого обычая, Отец также занимает «ненормальное» положение в этот период.

    Ночью на Ивана Купала принято было совершать ритуальные бесчинства, красть домашний скот у соседей, разорять ульи, топтать огороды и накрепко подпирать двери в избах палками, чтобы жильцы не могли выйти. До сих пор неясны мотивы всех этих поступков. На следующий день бесчинствующие односельчане вновь становились уравновешенными гражданами.

    Этот факт символизирует связь между первым социализирующим агентом, семьей, вторым и самым сильным: приход, который охватывает первый. Символизм кажется ясным и очень функциональным: дети, провозглашающие имя крещеных, представляют его сообществу и его подгруппе.

    Символизм празднеств: пример Прадолуенго

    Это выражение означает бросание конфет или монет из двери, чтобы дети могли сражаться за них и забирать их. В старом крещении погружением символическое воскрешение смерти было патентом. Есть много аспектов, которые можно проанализировать в рамках празднеств, но из этой статьи будет рассмотрен символический характер. По этой причине они собираются попытаться ответить на вопросы типа: каково происхождение патрональных торжеств? В чем смысл их ритуалов?, Они продолжают одни и те же ритуалы в составе праздника от их происхождения до настоящего времени?


    Песенный обряд

    Значительное место в русском обрядовом фольклоре занимает поэзия, которую условно можно разделить на песенную (заклинания, корильные, величальные песни) и магическую (привороты, приговоры, причитания).

    Песни-заклинания обращали к природе, просили благополучия в хозяйстве и семейных делах. Величальные пели в праздничные дни, на Масленице, коляде и других торжествах. Корильные песнопения носили насмешливый характер.

    Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, сначала мы рассмотрим общий вопрос с этим предметом, праздниками святого покровителя, распутаем миф, на котором они основаны, а также ритуалы, которые их поддерживают. Позже мы сосредоточимся на практическом случае, празднествах покровителей Прадолуэнго, чтобы проиллюстрировать поднятые вопросы.

    Празднование святых покровителей, как и любой другой фестиваль, демонстрирует широкую амальгаму элементов в определенном пространстве и времени. Также, как и любая другая сторона. Это повод для выражения ритма, цвета, пластичности, общительности, эмоций, комменсализма и даже разврата. На вечеринке люди танцуют, поют, играют, играют музыку, одевают платья, украшают пространства и подбадривают человеческие группы к пароксизму. «Участвуйте в участии стольких разных людей и развертывайте использование множества различных пластических, звуковых, литературных, экономических и социальных элементов». Это подразумевает противодействие двоичных существ, таких как досуг против работы, исключительность по сравнению с повседневной жизнью, эмоция против разума, традиция и современность. Но есть, пить, танцевать и носить новую одежду - это не правильная или идентифицирующая деятельность празднеств.

    Обряды и календарь

    Наряду с прочими, на Руси существовал обрядовый фольклор календарного типа, который имел прямое отношение к сельхозяйственным работам в самом широком смысле. Календарно-обрядовые песни - это древнейшее народное творчество, исторически сложившееся за долгие годы крестьянского труда в поле и на сенокосе.

    Мы не должны забывать, что речь идет о партиях с сильной религиозной составляющей, где праздничные и игривые поступки смешиваются и сливаются с убеждениями и религиозными актами. Как отмечает Родригес Безерра, праздничность и религия, в рамках нашей культурной традиции, столь тесно связанной с католической религией, трудно отделить. Таким образом, священный-профанальный биномиал получает больше силы при анализе этих праздников.

    Праздники вступали в то, что мы могли бы назвать практикой местной религиозности, в отличие от всеобщей религиозности. То есть, наряду с мышлением и практикой католической религии, как и в любой другой религии, происходит градус религиозности «с более свободным и спонтанным содержанием и выражениями, с объектами поклонения и автономными и почти личными литургическими формами», которые обычно связаны с конкретным сообществом. Эти формы религиозности поддерживают общие общие связи, что, как мы увидим далее, не подразумевает, что между ними нет конфликтов.

    Сельскохозяйственный календарь, распорядок полевых работ по временам года - это своеобразная программа песенного жанра. Мелодии все народные, рождавшиеся за плугом, бороной и на прополке. Слова простые, но в этой песенной поэзии заключалась вся гамма людских переживаний, надежда на удачу, тревожные ожидания, неуверенность, сменяющаяся ликованием. Ничто так не объединяет людей, как единая для всех цель, будь то уборка урожая или хоровое пение. Общественные ценности неизбежно принимают какую-либо форму. В данном случае это фольклор и с ним русские

    Есть много измерений, которые можно проанализировать из празднеств: экономических, социальных, политических и других. Здесь нас будет интересовать фестиваль за его символическое значение, поскольку он не случайный или невинный, и состоит из набора ритуалов, известных как актерами, так и зрителями, что не означает, что тот или другой знают его значение.

    Из этой работы мы сосредоточимся на точном элементе с сильным символическим компонентом в рамках празднеств: ритуал, который, хотя может показаться простым на первый взгляд, очень сложно проанализировать, поскольку празднества состоят из большого набора ритуалов, которые хорошо развиваются в течение короткого периода времени или в течение более длительного периода.


    Фольклор по временам года

    Песни весеннего обрядового репертуара звучали весело. Они похожи на прибаутки, бесшабашные и дерзкие. Напевы летних месяцев казались более глубокими, их пели с чувством выполненного долга, но как бы с затаённым ожиданием чуда - хорошего урожая. Осенью, уборочной порой, обрядовые песни звенели, подобно натянутой струне. Люди не расслаблялись ни на минуту, иначе не успеешь все собрать до дождей.

    Повод для веселья

    А уж когда закрома были полны, тут-то и начиналось народное веселье, частушки, хороводы, пляски и свадьбы. Обрядовый фольклор календарной фазы напряженного труда плавно переходил в гулянья и вольную жизнь с застольями. Молодежь присматривалась друг к другу, заводились новые знакомства. И здесь традиционные обычаи не забывались, обрядовый фольклор русского народа "вставал во весь рост". В избах начинались гаданья на суженых-ряженых, девки часами жгли свечи и раскачивали колечки на тонких нитях. Черевички и валенки кидались через плечо, шепоток слышался в горнице.


    Рождественские колядки

    Что такое обрядовый фольклор с точки зрения религии? Праздник Рождества Христова считается на Руси одним из самых традиционных. Он следует сразу за Новым годом. Принято считать, что как этот праздник проведешь, таким и весь год будет. Рождество иные считают за начало нового года. Это главное русское религиозное событие. 6 января, в канун Рождества, начиналось колядование. Это праздничные обходы домов и квартир с песнями и мешочками, полными зерна. Колядовать идут обычно дети. Каждому хочется получить от хозяев дома пирожок или горсть конфет в ответ на поздравления с праздником.

    Самый старший в процессии колядующих обычно несет на шесте которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. Хозяева, к которым пришли с колядками, не должны скупиться на подарки детям, иначе им придется выслушивать шуточные упреки детворы.

    Главная ночь в году

    Через несколько дней после Рождества наступал Новый год (сегодня мы называем его Старым Новым годом), который тоже сопровождался фольклорными обрядами. Люди желали друг другу счастья, долгих лет жизни и всяческих успехов в делах. Поздравления преподносились в виде коротких колядок. Народным обрядом были также "подблюдные" песни, сопровождавшие гадания после полуночи. Вот что такое обрядовый фольклор в новогоднюю ночь!

    А когда зима на исходе, наступает время ее проводов - и народ выходит на улицы встречать Масленицу. Это время веселых фольклорных обрядов зимних с катаньем на тройках, с гонками на скрипучих санях, с играми на коньках с клюшками. Веселье продолжается дотемна, а поздним вечером вся семья усаживается у печи и вспоминает прошедший праздник. Во время таких посиделок исполняли песни, пели частушки, играли в игры. Это тоже обрядовый семейный фольклор русского народа. В него входят и семейные рассказы, и свадебные песни, и колыбельные, и причитания, и многое другое.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...