Открытый урок в дши в старшем хоре. Открытый урок: "«Игровые формы работы в младшем хоре

Открытый урок по дисциплине хоровое пение на зональном методическом объединении

Преподаватель : Мельникова Елена Викторовна

Концертмейстер : Стасько Марианна Романовна

Год обучения : 1-2

Тема урока : Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

    продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

    продолжение развития гармонического слуха;

    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

· наглядный (слуховой и зрительный);

· словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

· индуктивный;

· дедуктивный;

· проблемно – поисковый;

· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· вариативность заданий при повторении упражнений;

· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

· юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

· учёт индивидуальных особенностей;

· дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Дыхательная разминка

2. Вокальные упражнения

3. Работа над вокализом.

III. Заключительная часть

ХОД УРОКА

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

II. Основная часть

1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

6. Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить за формированием зевка, ощущение купола.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.

Работа над вокализом

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

План – конспект открытого урока по хору.

Преподаватель : Поздеева Мария Олеговна

Концертмейстер Бычкова Оксана Владимировна

Дата проведения : 1 марта 2017

Класс : 1п. класс МБУ ДО «Приморская ДШИ»

Предмет : хоровой класс.

Тема урока: «Игровые формы работы в младшем хоре»

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование :

Фортепиано, стулья, репертуарный сборник песен, методическое пособие «Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса», «Методическое пособие для хора. Распевки.»

План занятия.

    Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

1.Игры.

2. Вокальные упражнения

3. Работа над репертуаром:

«Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

«Моя Россия» муз.Г Струве, сл. Н.Соловьевой

III. Заключительная часть: Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1.Начинаем урок с «Эмоционально-образной игры» на дыхание .

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей»

«Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

«Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

«Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги)

2. Продолжаем урок: Распевки:

    На одном звуке держим букву «У»

    «Вьюга» ууу громко-тихо

    Имена (поем имена каждого ребенка)(по полутонам)

    «Горка»(прр) губами… руками показываем какая высокая горка…

    «Рычание» в приделах квинты(р-р-р)) до-соль-до)

    «Ха-ха» «Хо-хо» «Про-про» «При-при» с вверху вниз

    да-и-да и-да, зо-и-зо-и-зо, ли-до- ли-до ли..

    Дарики-дарики летали комарики, на головку сели и снова полетели

На две щечки, лобик, носик, …….
3. Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:

Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью : то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

4. Диалогические игры


Игра «Ваня-Ваня
» (говорим с разной звуковысотностью)

-Ваня,ваня?

-Что, Папа?

-Ел ты Сахар?

-Нет,папа!

-Врешь ты?

-нет,Папа!

-Рот Покажи!

«Еду на танке»

Еду на танке

В шапке ушанке

Вижу корову

Здравствуй, корова

Как поживаешь?

Ду юс пик инглиш

Что обзываешь.

«Цыгали- бугали»(разная звуковысотность, плюс ритм)

Цыгали -цыгали

Ца-ца

Бугали-бугали

Ца-ца

Цыгали- ца

Бугали-ца

Цыгали-бугали-ца

5. Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Репертуар:

1. «Эхо» муз и сл. О.Юргенштейна

Отработка интонации

2. .«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

Ритмические сложности.

6.Не забываем так же о навыке отрывания рта:


«Машинка заезжает в гараж»
- Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

(Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у - о»?).

«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».)

Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко).

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос - легкий, бесшумный, выдох - через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко).

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”).

Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка (“Щелкать” высоко).

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза).

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним - комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох ).

Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.

3.«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

1. работа над плавным звучанием, цепным дыханием, интонацией.

4 «Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

1. Работа над интонацией, хорошей артикуляцией

2. Основная задача –исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Исполнить оба произведения артистично, в характере.

    Игра «Ритмослов-овощи»

Ба-нан - яб-ло-ко

А-на-нас - ки-ви

Проговариваем цепочку из двух-трех фруктов в четком ритме

Тутти –фрутти (ложки)

Ти-ти-тааа- ти-ти (шумелки)

Ритмический рисунок и движение руками дети придумывают сами.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

10.Заключительная часть урока. Благодарю детей за работу на уроке. Предлагаю детям проголосовать смайликами, оценить урок. После голосования и подведения итогов благодарим за работу друг друга аплодисментами в определённом ритмическом рисунке.

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово

Разработка открытого урока с хором мальчиков

Пояснительная записка к открытому уроку на тему: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

…«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе ».

(Г. Струве)

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору. Для девочек пение является естественным, «женским» занятием, они очень охотно посещают уроки хора. Мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, более возбудимы, поэтому во время репетиций постоянно удерживать их внимание довольно трудно, а потребность постоянно двигаться толкает юных хористов на нарушение дисциплины. Используя на уроке двигательные приемы, такие как: артикуляционная разминка, игра «Лучший дирижер», исполнение произведений с изобразительными движениями, преподаватель дает возможность мальчикам всю их подвижность и неусидчивость направить на освоение музыкального материала.

Главную роль на начальном этапе обучения вокально-хоровым навыкам играет репертуар. Спортивные, игровые, военные песни трогают души мальчишек, что вызывает живое, выразительное исполнение произведений. Например, такая деталь исполнения, как футбольный свисток (песня «Необыкновенный футбол»), помогает преподавателю сосредоточить внимание хористов на изучаемом материале и закрепить его. Разучивание произведения с помощью определенных движений (маршировать как футболисты, изображать руками движение поезда или крылья самолета и т. д.) хорошо развивает музыкальную память, способствует поддержанию интереса к хоровому пению. А когда есть интерес - приобретается привычка к занятиям.

Научившись трудиться и получать от этого удовлетворение, мальчишки с огромной преданностью относятся к своему хору. Так решается проблема посещаемости занятий.

Умелое использование психологических и физических особенностей участников такого своеобразного коллектива, как хор мальчиков, при всей сложности работы с ними, приносит превосходные результаты. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.

Открытый урок по хору преподавателя МОУДОД «ЦДМШ №1»

Тема урока: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

Тип урока : Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.

Цель : На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 1-2 классов.

Задачи :

Образовательные:

Разучить новое произведение, используя специальные приемы;

Закрепить пройденный материал;

Отработать исполнение песни с движениями.

Развивающие:

Формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;

Развивать потребность в творческом самовыражении.

Форма работы : Групповая.

Методы обучения :

2.Практический

3.Объяснение

4.Упражнения

6.Соревнование

Структура урока :

1.Организационный момент

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.Распевание

5.Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Вопросы учителя, возможные ответы учащихся

Время

1. Организационный момент

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.

Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).

Какое первое упражнение? (для губ).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2.1.Упражнения на артикуляцию:

Губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);

Язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);

Щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;

Для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;

То же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;

2.2.Упражнения на развитие певческого дыхания:

- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;

- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.

Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).

Как называется работа этих мышц? (артикуляция).

А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).

Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).

3. Распевание

3.1.Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч.5, двигаться по м.2 вверх до предела. (См. приложение).

-«Поезд» - на гласный «у» петь б.2, нон легато , начать медленно, постепенно ускоряя. (См. приложение).

3.2.Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:

Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.(См. приложение).

3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет. (феррари, форд, хонда и т. д.).

Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.

3.2.- Что такое легато и стаккато?

Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?

4.Работа над музыкальными произведениями

4.1.Произведение для разучивания: «Необыкновенный футбол», муз. и сл. И. Резниковой.

а) показ произведения учителем, беседа о содержании;

б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);

в) повтор слов всей группой;

г) прием «эхо» (учитель поет фразу – дети её повторяют);

д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание первого куплета.

4.2. «Мы играли в паповоз»,

сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.

а) Проговорить слова 1-го куплета;

б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;

с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.

д) Выполнить те же задания в каждом куплете.

е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.

4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.

Кто главные герои? (мышата и котята).

Каков характер песни? (веселый, шуточный).

4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.

(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).

Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).

5.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».

6.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к песне «Необыкновенный футбол».

Открытый урок по хору

Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:
1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.
2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.
3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся - 0,5 мин.
  • Певческая позиция - 2 мин.
  • Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
  • Музыкальный словарь - 2 мин.
  • Дыхательная гимнастика - 3 мин.
  • Артикуляционная гимнастика - 2 мин.
  • Скороговорки - 2 мин.
  • «Штро-бас» (скрип) - 2 мин.
  • Работа по алгоритму (использование наглядных схем) - 8 мин.
  • Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа - 5 мин.
  • Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) - 6 мин.
  • Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул - 6 мин.
  • Исполнение, повторение песен - 4 мин.
  • Подведение итогов урока - 2 мин.
  • Задание на дом - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).
Пожелание добра

Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.
Задание:
1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые - однородные, смешанные)
3. Что такое хор?
Хор - это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал - это пение.
Как исполняют - в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь - перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
2. Поворачивая голову направо - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.
8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).
2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки
Четкая дикция - непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе - артикуляция только движением губ - а, ао, ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем - алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест - родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса - внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.
Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа , добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:
1. Губной вибрации
2. «ууу» - продувание на глиссандо
3. На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание : петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.

Список литературы
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: 1980.
2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. - вып. 1.
3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - М.: Академия Развития, 2007.
10. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. - Челябинск: Версия, 2003

Усманова Г.Г., г. Бакал

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...