Память – основа познания окружающего мира. Виды памяти

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Память - это свойство центральной нервной системы сохранять и воспроизводить следы ранее действовавших на нее возбуждений. Память складывается из трех последовательных этапов: 1) запоминание событий, 2) сохранение их следов и 3) воспроизведение того, что хранится в центральной нервной системе. Различают два основных вида памяти - непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память является пассивным процессом, связанным со способностью центральной нервной системы фиксировать следы от воздействующих раздражителей. В этом случае перед человеком не ставится задача запомнить что-либо. Произвольная память связана с активными процессами в центральной нервной системе, направленными на запоминание определенного конкретного материала. Она является психологической основой всякого обучения. Существует две формы произвольной памяти: непосредственная и опосредованная. Первая осуществляется путем многократного повторения заучиваемого материала и может быть слуховой, зрительной, двигательной. Опосредованная, или логическая, память является наиболее прочной и емкой. Запоминание материала в данном случае происходит благодаря распределению его в систему или с помощью определенного кода (формулы, схемы, графики). Непроизвольная память сильно развита у детей, особенно младшего возраста. У взрослого человека первостепенное значение имеет логическая память.

По длительности сохранения следов возбуждения в центральной нервной системе различают кратковременную память, связанную в основном с воспроизведением и узнаванием, и долговременную память, связанную с фиксацией в центральной нервной системе по возможности всех воздействий на организм.

В настоящее время считают, что память является функцией целого мозга, однако у человека и высокоорганизованных животных важную роль отводят коре больших полушарий. При нейрохирургических операциях было установлено, что у человека ухудшение памяти стоит в прямой зависимости от величины удаленного участка коры мозга. Структурно-функциональной основой памяти может быть образование новых нервных связей в центральной нервной системе за счет роста отростков нейронов и образования новых , либо формирование замкнутых нейронных цепей, в которых возбуждение может циркулировать продолжительное время (кратковременная память). Процесс обучения связан с переходом кратковременной памяти в долговременную. Долговременную память рассматривают как функцию отдельной нервной клетки. Существует внутриклеточный механизм длительного хранения информации в нейроне, связанный с рибонуклеиновой кислотой (). Под влиянием импульсов возбуждения, приходящих к нейрону, происходит изменение нуклеотидного состава РНК нейронов в результате замены одних нуклеотидов другими. Видоизменение молекулы РНК приводит к синтезу иного, отличного от прежнего, белка, который представляет собой устойчивый след запоминания. Число возможных перестановок в молекуле РНК очень велико, что легко может обеспечить сохранение 1016 единиц информации - вероятное число их для человека на протяжении 70 лет жизни. С течением времени статистически более вероятные перестановки в молекуле РНК постепенно исчерпываются и для новых сочетаний остаются лишь менее вероятные перестановки. Это позволяет объяснить характерные изменения способности к обучению и запоминанию у пожилых людей.

Память - это свойство ЦНС фиксировать, сохранять и воспроизводить следы ранее действовавших на нее возбуждений. Внешне память проявляется в узнавании явлений окружающего мира и в их воспроизведении. Психологи, изучая главным образом эти проявления памяти и ее общие свойства как в норме, так и в патологии, искусственно выделили три вида памяти: 1) самая простая и короткая - это продолженное ощущение; 2) непосредственная, произвольная; 3) опосредованная, или логическая.

Первые представления о локализации памяти в ЦНС были получены на основании экспериментов, проводимых во время нейрохирургических операций. При раздражении электрическим током во время операции височной области коры больших полушарий у больного возникали воспоминания из его прожитой жизни. Результаты экстирпаций отдельных частей мозга у животных в эксперименте и у человека после нейрохирургических операций показали, что ухудшение памяти зависит от величины удаленной части, а не от того, какой именно участок мозга удален.Таким образом, практика нейрохирургии позволила прийти к заключению, что память - диффузное свойство всей коры головного мозга, хотя не все участки ее в этом отношении равноценны.

Рис. 1. Принципиальная схема механизма циркуляции импульсов возбуждения по замкнутым цепям невронов, лежащего в основе кратковременной памяти.

По вопросу о механизмах памяти до недавнего времени не существовало какой-либо цельной теории, дающей конкретные представления о процессах, связанных с памятью. Условнорефлекторную теорию и теорию следов пережитых доминант А. А. Ухтомского можно отнести к первым попыткам физиологического объяснения механизмов памяти. В последние годы проблема памяти получила новое освещение в связи с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, а также тонких методов нейрофизиологического исследования и успехами молекулярной биологии и биохимии. В настоящее время память человека, так же как и память машин, разделяют на оперативную (кратковременную) и длительную. Считают, что оперативная память мозга связана с циркуляцией импульсов возбуждения по замкнутым цепям невронов (рис. 1). Такие замкнутые цепи могут находиться в системе гиппокампального круга (см. Подкорковые функции), в пределах которого импульсы возбуждения могут долго циркулировать. Память о факте, событии, объекте сохраняется до тех пор, пока продолжается эта циркуляция. Если этот процесс продолжается достаточно долго (30-50 мин.), то в структурах белковых молекул нервной клетки наступают определенные изменения, которые служат материальным субстратом длительной памяти. Современная нейрофизиология имеет многочисленные экспериментальные доказательства существования внутриклеточного механизма длительного хранения информации в невроне.


Рис. 2. Схема внутриклеточного механизма долговременной памяти и «воспоминания» (по Хидену): 1 - неврон, его ядро и молекула РНК; 2 и 3 - приходящие нервные импульсы вызывают перестановки пуриновых и пиримидиновых оснований в молекуле РНК; 4 - новая РНК синтезирует иной белок; 5 - приходящие нервные импульсы вызывают распад белка, и неврон возбуждается, что соответствует процессу «воспоминания» (А - аденин, Г - гуанин, Ц - цитозин).

Существует гипотеза, согласно которой сохранение следов возбуждения зависит от рибонуклеиновой кислоты (РНК). Частота нервных импульсов, поступающих в данную нервную клетку, нарушает ионное равновесие внутри нее; в результате нарушается устойчивость оснований молекулы РНК (рис. 2). Это - фаза переходного, неустойчивого запоминания. В эту фазу в молекуле РНК может произойти замена одного основания другим, что повысит ее устойчивость к поступающим с определенной частотой нервным импульсам. Видоизменение молекулы РНК приводит к синтезу иного, отличного от прежнего белка, что обеспечивает устойчивую фазу запоминания. В дальнейшем этот белок может реагировать на ту же частоту нервных сигналов-импульсов, которая ранее определила видоизменение РНК. Реакция белка может сопровождаться его распадом, возбуждающим нервную клетку, что в свою очередь приводит к возбуждению целой сети невронов. Этот процесс лежит в основе «воспоминания». Число возможных перестановок оснований в молекулах РНК столь велико, что легко может обеспечить сохранение 1015 единиц информации - вероятное число их для человека на протяжении 70 лет жизни. С течением времени, по статистическим данным, более вероятные перестановки в молекуле РНК постепенно исчерпываются и для новых сочетаний запоминаемой информации остаются лишь менее вероятные перестановки. Это позволяет объяснить характерные изменения способности к приобретению новых навыков и запоминанию у пожилых людей.

Изложенные представления о механизмах кратковременной и долговременной памяти дают возможность понять клинические проявления некоторых ее расстройств (см. Амнезия). Переход кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации, или закрепления. Это очень неустойчивый процесс, так как циркуляция возбуждения по невронным цепям легко может быть нарушена. Если в процессе консолидации мозг подвергается сильному электрическому раздражению, химическому воздействию (наркоз) или механической травме, то консолидация нарушается и человек забывает о событиях, непосредственно предшествовавших воздействию (ретроградная амнезия). Если к моменту воздействия вредного агента процесс консолидации завершился, то информация, закрепленная в структурах молекул белка, удерживается очень прочно. Никакие совместимые с жизнью физические или химические факторы, даже охлаждение организма до очень низких температур, уже не могут ее искоренить.

В самые последние годы была выдвинута гипотеза о роли глиальных элементов в механизмах памяти. Согласно этой гипотезе невроглиальные элементы являются главной организующей и программирующей системой мозга, обеспечивающей последовательность действия невронов. Сейчас можно считать, что в основе механизмов памяти лежат молекулярные процессы, развертывающиеся в системе «нервная клетка - глия».

Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти :

  • по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам - , ультракратковременная память;
  • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса – Интересное запоминается легче.
Закон осмысления – Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки – Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия – Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста – При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения – При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда – Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём .
Закон края – Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения – Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости – Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Рифмизация.
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Метод Цицерона на пространственное воображение.
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности;
    • знакомые числа.

Процессы памяти

  • Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс . Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем . С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.

Классификация видов памяти по критериям

  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память

Время

  • оперативная
  • промежуточная

Организация запоминания

  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

  • Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
  • Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
  • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым.

1 Память - Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение.

2 НЕМОВ память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

3 ФУНКЦИИ ПАМЯТИ Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Может быть произвольным и не произвольным.

Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Исследования П. И. Зинченко и Смирновой убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение- важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. Это связано с осмыслением материала.

известны 3 способа заучивания : целостный, частичный и комбинированный. наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова

Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

4 Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку, упорядочивание и классификацию. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное хранение).

Выделяют три типа организации материала при хранении:

* пространственная организация, при которой мы связываем определенный материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все дни недели;

* ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными понятиями (черное-белое);

* иерархическая организация, при которой идет построение иерархических понятийных структур, например:

При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное

"дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между "деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.

Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий. Можно предположить, что тот или иной тип организации хранения материала зависит от доминирования полушарий: у левополушарных людей будет превалировать иерархическая организация (научный тип), у правополушарных - ассоциативная (художественный тип).

5 Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Воспроизведение облегчает рациональная организация, структурирование информации, хранящейся в долговременной памяти.

Явление самопроизвольного улучшения запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется реминисценцией . Явление открыл Баллард

Условия возникновени Р 1. при свободном воспроизведении материала проявляется сильнее. 2. при логическом запоминании материала. 3. степень освоения исходного материала. 4. отношение человека, степень интереса.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания . Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь воспринимаемой.

Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и произвольности.

* Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для проверки эффективности запоминания или заучивания.

* Непроизвольное узнавание возникает спонтанно и бывает часто неполным, неопределенным.

* Также узнавание бывает ложным (так называемая парамнезия), когда переживается чувство знакомости в отношении того человека или ситуации, с которыми мы никогда не сталкивались.

6 Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти., потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации:

* Возрастные особенности. События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в обычном состоянии сознания. Но, как свидетельствуют опыты Станислава Гроффа(трансперсональная), невозможность воспроизведения не означает отсутствие информации. под влиянием гипноза (транса), дыхательной техники, некоторых препаратов человек способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период жизни.

В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.

Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не записывается.

* Неиспользование информации.

воспроизвести информацию, которой мы не пользовались многие годы, практически невозможно; Но это закономерность не распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к раннему детскому возрасту.

* Интерференция.

Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или непосредственно после запоминания. Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания, говорят о проактивной интерференции. это может вызвать изучение похожего материала (, латинского языка, а вслед за ним - английского языка;, перенос негативного эмоционального фона на запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета).

Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией.

* Вытеснение, Подавление . Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала может вытеснение - один из видов "психологической защиты", процесс, когда неприемлемые или чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т.п.

Кривая забывания или кривая Эббингауза

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов)

Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

ВИДЫ В зависимости от длительности хранения

Мгновенная (иконическая) память непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью является ее избирательность.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.

по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

Наглядно-образная: память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и др образы;

словесно-логическая: память на смысл изложения, его логику;

двигательная, моторная: память на движения;

эмоционаольная : память на переживания.

в зависимости от приемов заучивания механическую (запоминание инф-ции в той форме, в кот она воспринимается) и смысловую (логическая – запоминание смыла изучаемой информации) память

по наличию цели -непроизвольная и произвольная: произвольная – наличие сознательно поставленной цели (выучить стих – есть цель и задача, она решается)- относится к ВПФ только у чел-ка. Непроизвольная (есть и у животных) – она связана с непроизвольным вниманием (чел-к едет на работу и запоминает только экстраординарные лица). Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.

РЕФЕРАТ

Студента (ки) курса Гуманитарного факультета.


Чедырян Ольги Викторовны.

Учебная дисциплина: Общая психология.
Тема: Память и её функции.

Оценка:


____________

г.Одесса

- ПЛАН -

Введение.
Память и её значение.

Ассоциации.

Виды памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности.

Классификация видов памяти по характеру целей деятельности.

Классификация видов памяти по продолжительности сохранения материала.

Основные процессы и механизмы памяти.

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение и узнавание.

Забывание и борьба с ним.

Расстройства памяти.

Заключение.

Список литературы.

Память и её функции.

ВВЕДЕНИЕ.
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферы сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память –основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Современник А.Ф.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил пять лет назад, случайно и всего один раз. Эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Значение памяти в жизни человека очень велико.Абсолютно всё , что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивые и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закреплённого прошлого опыта.

Память – это отражение опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач , которые ставит в своей деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.


АССОЦИАЦИИ.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля).

Ассоциация по смежности.

Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Ассоциация по сходству.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем состоянии представления, сходные с ними по каким –либо признакам.

Ассоциация по контрасту.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком –нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов,существуют сложные ассоциации- смысловые.

В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциации связанно с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не произвольно друг то друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга ,служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования ассоциаций требуется повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения.

Память- это сохранение информации о сигнале после того,как действие сигнала уже прекратилось.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации,но и хранение определённого запаса её. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.


ВИДЫ ПАМЯТИ.

Существуют несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того находятся в тесном взаимодействии,Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная или моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учится осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь -в –точь в том же виде,как и раньше, но общий характер движений всё же сохраняется.

Эмоциональная память –это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Образная память – это запоминание,сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость.Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую,осязательную, обонятельную, вкусовую.Подобное разделение связанно с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно- логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим, мысли возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно- логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях :

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется.

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Существует и такое деление памяти на виды,которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е не ставится специальная мнемическая задача.Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Эффективность произвольной памяти зависит:


  1. От целей запоминания.

  2. От приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают:
А) Механическое дословное многократное повторение -работает механическая память, тратится много сил,

времени, а результаты низкие.

Б) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию,выделение

главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память

(смысловая)- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

В) Образные приёмы запоминания(перевод информации в образы, графики, схемы,картинки)- работает

образная память. Образная память бывает: зрительная, слуховая, моторно –двигательная, вкусовая,

осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Г) Мнемотехнические приёмы запоминания(специальные примеры для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память- это прежде всего накопление , закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е всего, что с ним произошло.Память –это способ существования психики во времени, удержание прошлого,т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА .
Большинство психологов признаёт существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Её системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек.

Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга,она будет храниться ещё около 20 сек.(без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг её обрабатывает и интерпретирует).Это второй уровень -кратковременная память.

Кратковременная память всё же поддаётся сознательной регуляции,может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация в начале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2- краткого повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объёму, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок,кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок- образ».

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

ДП с сознательным доступом (т.е человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП,необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливают информацию в течение дня , а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день перевода её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приёму новой информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи,в действиях.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
Память как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объём памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую – либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатлённую в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию.
ЗАПОМИНАНИЕ.
Запоминание- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких- либо примеров и проявления волевых усилий.Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями , с целями и задачами его деятельности.

Преднамеренное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить некую информацию и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче помнить. Главная особенность запоминания- это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надёжно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объём индивидуальной кратковременной памяти.

Мимической деятельностью называется деятельность направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

По другому признаку –по характеру ассоциаций, лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой является ассоциация по смежности.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.


СОХРАНЕНИЕ.

Сохранение – процесс активной переработки,систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно:сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть её в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня,оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое –проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной.При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.


ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И УЗНАВАНИЕ.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановление прежде воспринятого. Различие между ними заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом , при повторном его восприятии, воспроизведение же –в отсутствии объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное –это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой,чаще всего по ассоциации.Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании пошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Формы воспроизведения:

Узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
Воспоминание –осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Припоминание –наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач, от степени логической

упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;


Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

ЗАБЫВАНИЕ И БОРЬБА С НИМ.
Забывание – естественный процесс. Многое из того,что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. В первую очередь забывается то , что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:

А) невозможность припомнить или узнать;

Б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».Принято выделять три таких уровня:

Воспроизводящая память;

Опознающая память;

Облегчающая память;

Забывание протекает во времени неравномерно.Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.


Для уменьшения забывания необходимо:

понимание, осмысление информации;

повторение информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящее после нее.

Проактивное торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.

Ретроактивное торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.

Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столько же легко забывают только, что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации.

Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается,то что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии.

С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события полностью восстановятся в памяти.
РАСТРОЙСТВА ПАМЯТИ.

Память- одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гипер -функции памяти, которая принимает в этих случаях информацию навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.

Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют, т.е. подсказка не помогает в этом случае , а мешает.

Если при полном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник» ,т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушения памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать своё и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то о чём он слышал или читал.При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал,вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал.Это показывает насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области, которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем.В свою очередь , психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Всё, что мы узнаём, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранятся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной»процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Таким образом память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов,связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению,каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объём запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология. В.А. Крутецкий.

Общая психология. А.Г. Маклаков.

Основы общей психологии. С.Л. Рубинштеин.

Общая психология. В.В.Богословский.

Основы психологии. Л.Д. Столяркнко.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...