Презентация «Опыты с воздухом в подготовительной группе. "Великий невидимка – воздух"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Про воздух Окружающий мир 2 класс

Что нельзя отнести к природе?

На какие группы можно разделить эти предметы? Живая природа Неживая природа

Какие предметы относятся к живой природе?

Какие предметы относятся к неживой природе?

Составьте слово по первым буквам в названиях предметов. Воздух

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Опыт 2. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воздух – это смесь разных газов. углекислый газ 1% Кислород 21% Азот 78%

Какой из газов в воздухе самый важный? При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Опыт 3. Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы. - Для чего мы проветриваем комнату?

Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб- великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Слайд 2

Что нельзя отнести к природе?

  • Слайд 3

    На какие группы можно разделить эти предметы?

    • Живая природа
    • Неживая природа
  • Слайд 4

    Какие предметы относятся к живой природе?

  • Слайд 5

    Какие предметы относятся к неживой природе?

  • Слайд 6

    Составьте слово по первым буквам в названиях предметов.

  • Слайд 7

    Летом он бывает тёплым,
    Веет холодом зимой,
    Когда иней красит стекла
    И лежит на них каймой,
    Мы о нём не говорим.
    Просто мы его вдыхаем –
    Он ведь нам необходим!
    Он – прозрачный невидимка,
    Легкий и бесцветный газ.
    Невесомою косынкой
    Он окутывает нас.
    Он в лесу – густой, душистый,
    Пахнет свежестью смолистой,
    Пахнет дубом и сосной.

    Слайд 8

    Опыт 1

    Помашите ладошками около лица.

    Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

    Слайд 9

    Опыт 2.

    Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

    Слайд 10

    Воздух – это смесь разных газов

    • Углекислый газ 1%
    • Кислород 21%
    • Азот 78%
  • Слайд 11

    Какой из газов в воздухе самый важный?

    При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

    Слайд 12

    Опыт 3

    Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.

    Для чего мы проветриваем комнату?

    Слайд 13

    Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

    Проект «Воздух - невидимка».

    МКОУ ООШ п.Пудожгорский



    Участники проекта:

    Воспитанники старшей разновозрастной группы (4-5 лет)

    Воспитатели;

    Родители.

    Время проведения: 2 недели

    Тип проекта: информационно-иследовательский

    Образовательная область : Познание. Мир природы. Безопасность


    Цель проекта:

    Задачи проекта:


    Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

    Почему без воздуха нет жизни?

    Почему воздух называют невидимкой?

    Как можно увидеть или потрогать воздух?

    Что такое ветер?

    Каким бывает ветер?

    Как ветер может навредить или помочь людям?

    Предполагаемый результат:

    Воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животными человеку, приобретут знания о том, что воздух нужно беречь от загрязнения.

    Предшествующая работа:

    Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

    Организация проекта:

    1 этап. Подготовительный

    Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

    Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?»

    В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

    1)Узнать про воздух, как можно больше.

    2) Провести опыты с воздухом.

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

    Создание технической базы для детского экспериментирования:

    Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, песок, утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты

    Работа с родителями :

    Анкетирование.

    Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек. Подбор художественного слова, загадок.

    Выставка рисунков.

    Индивидуальные беседы.

    Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта


    2 этап

    Организация исследования в рамках проекта.

    1. Познавательные занятия

    2. Наблюдения.

    4.Опыты и эксперименты.

    Оформление выставки рисунков «Воздух –невидимка»


    3 этап

    Презентация результатов исследовательской деятельности. 1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом

    2) Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

    3)Открытое занятие«Что мы знаем о воздухе».


    Стихи про воздух и ветер

    • Физкультминутка:
    • маршируем на месте качаем руками над головой «плавающие» движения руки треугольником над головой качаем руками перед собой руки на пояс, наклоны в сторону поворот на месте

    Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней лёг на стёкла Пышной белой бахромой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам не обходим!


    • Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь

    Он невидимый и всё же

    Без него мы жить не можем (воздух)

    • Такой большой, что занимает весь мир
    • Такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух)
    • По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер).
    • 1) Рукавами махнул - деревья нагнул. (Ветер)
    • 2) Не зверь, а воет. (Ветер)
    • 3) Крыльев нет, везде летает (Ветер)
    • 4) Летает часто он кругом, Деревьев немало поломал, но никто, нигде и никогда его не видел, не держал. (Ветер)

    5) Я березку качну, Я тебя толкну, Налечу, засвищу. Кто я? Можете угадать? (Ветер)

    • 6) Без ног бежит, Без крыльев летит. (Ветер)

    Опыты с воздухом

    Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.

    Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

    Вывод:

    Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря) .

    Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Детям предлагается подуть на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, заставил вращаться лопасти вертушки.

    Вывод: Воздух может двигать предметы.

    Опыт 5. «Где спрятался воздух? »

    Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

    Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

    Значит, воздух, какой? (невидимый) .

    Давайте поймаем воздух.

    Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты.

    Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

    Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .

    Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

    А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .

    Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .

    Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

    Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

    Что вы чувствуете? (шипение) .

    Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

    Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

    Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.


    Опыт 6. «Как увидеть воздух? »

    Оборудование:

    (движение воздуха – ветерок)

    (Это воздух, который мы выдыхали)

    (Воздушные пузырьки поднимаются вверх)

    Вывод:


    • Оборудование:
    • Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
    • Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
    • Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
    • Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
    • Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

    Опыт 7. «Движение воздуха»

    Оборудование:

    (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта)

    (вентилятор)

    (Чувствуем, как воздух движется)

    Вывод:


    • Опыт №3. «Воздух - невидимка»
    • Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
    • На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
    • Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
    • Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
    • Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
    • Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
    • Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
    • Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
    • Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

    Опыт 8. «Имеет ли воздух вес? »

    Оборудование: можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары)

    (Шарик без воздуха стал легче)

    Вывод:


    • Опыт №3. «Воздух - невидимка»
    • Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
    • На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
    • Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
    • Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
    • Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
    • Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
    • Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
    • Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
    • Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

    Опыт 9.

    «Загадочные пузырьки».

    Задача – Оборудование –


    Опыт 10

    «Надувание мыльных пузырей».

    Задача – Оборудование –


    Опыт 11.

    «Морской бой».

    Задача – Оборудование –


    Опыт с воздухом № 6.

    Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

    Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

    Опыт с воздухом № 7

    Опыт с воздухом № 10.


    Опыт с воздухом № 11.

    Опыт с воздухом № 12.



    Планирование наблюдений с детьми средней группы по ознакомлению с воздухом.

    Время года

    Наблюдения

    ОСЕНЬ

    1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.

    2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.

    ЗИМА

    1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки).

    2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.

    3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.

    ВЕСНА

    1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый.

    2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны?

    ЛЕТО

    1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.

    2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее начнется дождь.

    3. Сравнение облаков и туч.

    Опыты и эксперименты с воздухом для детей




    • Воздух нежно- голубой,
    • Дышится легко и вволю. Забываем мы порой-
    • Воздух дан в аренду нам,
    • Он один на всех землян,
    • Чтобы жизнь торжествовала,
    • Охранять нам воздух надо.
    • Берегите свою планету
    • Ведь другой на свете нету!
    • Он нам нужен, чтоб дышать
    • Чтобы шарик надувать
    • С нами рядом каждый час
    • Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

    • 1. Неизвестно где живёт, Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь, Озорник, а не уймёшь.
    • 2. Без рук, без ног, А ворота открывает.
    • 3. Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой.
    • 4. Ветки ломает – Пыль поднимает. Слышишь его, А не видишь его.
    • Осторожно ветер из калитки вышел; Постучал в окошко, побежал по крыше. Поиграл немножко ветками черёмух, Пожурил за что-то воробьев знакомых. И расправив бодро молодые крылья, Полетел куда-то вперегонку с пылью.

    Правила работы с различными материалами: С водой:

    • По окончании работы:




    Вокруг нас в группе, на улице, дома всегда есть воздух ; Если мы станем надувать шар, воздух заполнит все предоставленное пространство.


    В ходе окончания проекта детям будут задаваться следующие вопросы: «Для чего нужен воздух?, Что такое воздух?».

    Ожидаются примерно такие ответы:

    -«Воздух помогает плыть кораблям»

    -«Воздух, это сильный ветер, он помогает сбрасывать листья с деревьев, осенью…»

    -«Еще когда сильный ветер, говорят что это ураган…»

    -«Ветер делает волны на море и нам нравится в волнах плавать…» (и многие другие)


    Анна Ширкова
    Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме: «Свойства воздуха» с использованием ЭОР.

    Экспериментальная деятельность старших дошкольников по теме "Свойства воздуха " с использованием ЭОР .

    Цель : экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети :

    Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента , анализа, построения гипотез, обобщения);

    Развивают системное мышление.

    Задачи :

    Закрепить знания детей о свойствах воздуха :

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме ;

    Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

    Воспитывать экологическую культуру;

    Воспитывать аккуратность при работе.

    Дети уже знакомы с исследовательским методом, его этапами : подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете; понаблюдать; провести эксперимент . Так же знакомы с методом записи результатов исследования - пиктограммы. Последовательность экспериментальной деятельности соблюдена . Была выбрана тема исследования.

    Использование ЭОР :

    Для дополнительной мотивации выбора темы использовался показ презентации «Воздух » . Дети заинтересовались проблемой чистоты воздуха и его свойствами .

    Этапы исследования – подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете были пройдены. Далее более детально приведена часть экспериментальной деятельность старших дошкольников "Свойства воздуха " – наблюдение и эксперимент .

    Ход экспериментальной деятельности

    1. «Воздух существует

    Воспитатель : Сомните лист бумаги и затолкайте его в пластмассовый стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

    Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом . «Пустой» стакан полон воздуха . Воздух – газ . Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

    Вывод : Воздух существует !

    2. «Воздух – невидимка »

    Воспитатель : Ребята, положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух , которым мы дышим.

    Предложить детям ладошками зажать рот и нос , посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит , поэтому его и называют «невидимка» .

    Вывод : Человеку необходим воздух , что бы жить. Воздух бесцветный , прозрачный (через него всё видно) .

    3. «Воздух не имеет вкуса »

    Предложите детям вдохнуть ртом воздух . Вы чувствуете вкус воздуха ?

    Вывод : Воздух – безвкусный .

    4. «Воздух не имеет запаха »

    Предложите детям вдохнуть носом воздух . Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.

    Вывод : Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

    5. «Мы дышим воздухом »

    Воспитатель : Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и выдохните воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха . Это выходит воздух из наших лёгких . Чем больше воздуха , тем больше пузырей.

    Вывод : Мы дышим воздухом .

    6. «Весёлые пузырьки»

    Воспитатель : Возьмите пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки .

    Вывод : Бутылка не пустая – в ней воздух . Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды .

    7. «Дрессированные изюминки»

    Воспитатель : Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками : «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!» .

    И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

    В начале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары ) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

    Вывод : Воздух легче воды , поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

    8. «Поймаем воздух »

    Воспитатель : Возьмите полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет . Пакеты становятся похожи на подушечки.

    Вывод : Воздух не «невидимка» . Его можно увидеть, заключив в оболочку.

    9. «Есть ли вес у воздуха

    Воспитатель : У меня есть весы на которых мы сможем взвесить воздух (проделать три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привязать один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула).

    Надуем большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместим в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар . Позволим воздуху понемногу выходить из шарика (приклеим к шарику кусочек скотча и проткнём его иголкой) . Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

    Вывод : Когда воздух выходит из шарика , шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес .

    10. «Живая змейка»

    Воспитатель : Рассмотрите змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить) . Посмотрите, как вращается змейка над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведём рукой над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее .

    Вывод : Тёплый воздух , поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.

    11. «Воздух движется »

    Воспитатель : Давайте сделаем веер из бумаги и помашем веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух . Воздух тоже начинает двигаться, и мы ощущаем лёгкий ветерок.

    Вывод : Ветер – это движение воздуха .

    12. «Сжатая и ровная бутылочка»

    Воспитатель : Возьмём пустую пластиковую бутылочку и плотно её закроем крышкой. Бутылка имеет ровную форму. Положим бутылочку в морозильник и достанем через 30 минут. Бутылка изменила форму, она сжалась.

    Вывод : Холодный воздух сжимается .

    13. «Можно ли сжать воздух »

    Воспитатель : Возьмём шприц без иглы и наберите в него воздух . Закроем пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.

    Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустим поршень, он вернётся в первоначальное положение.

    Вывод : Воздух можно сжимать ,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец , и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.

    14. «Воздух давит на воду »

    Воспитатель : Возьмём шприц без иглы наберите в него немного воздуха , а затем сделайте забор воды.

    Надавим на поршень (не забудьте подставить ёмкость) . Поршень начинает давить на воздух , который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.

    Вывод : Воздух стремиться сохранить своё первоначальное положение, поэтому вытесняет воду из шприца.

    15. «Реактивный шарик»

    Воспитатель : Надуем воздушные шары и отпустить их . Обратите внимание на траекторию и длительность полета шариков. Помочь детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

    Воздух , вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

    Вывод : Воздух , вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

    16.«Свеча в стакане»

    Воспитатель : Как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделаем следующее : зажгите свечу, накроем ее банкой и понаблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.

    Подведём детей к выводу о том, что для горения нужен кислород.

    Вывод : Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

    Дети : Воздух , он объект особый,

    Его руками не потрогать.

    Чтоб его увидеть глазом

    В трубочки подули разом.

    Потом на радость детворы

    Надували мы шары.

    Всю эту так сказать работу

    Назвали умным словом «опыт» .

    Все полученные сведения проанализировали и обобщили. Помочь юным исследователям, обобщить полученные данные. Для детей это сложная задача. Но вместе с тем следует понимать, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.

    После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, сделали доклад.

    По итогам защиты поощрить не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные» , интересные вопросы.

    Материал :

    Презентация «Воздух » .

    Папка юного исследователя.

    Детские энциклопедии. .

    Пластиковая бутылка, пластмассовые стаканчики, салфетки бумажные, соломинки для коктейля, газированная вода, изюминки, крупа, полиэтиленовые пакеты,мыльные пузыри, самодельные весы, шприц (без иглы, стеклянная банка с плотной крышкой,

    воздушные шары , таз с водой, иголка (используется исключительно в присутствии взрослого,свеча (используется исключительно в присутствии взрослого) .

    Маленькие листочки бумаги, цветные карандаши.

    Шапочка учёного, мантия – накидка.

    Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку








    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

    Задачи занятия:

    • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
    • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
    • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
    • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
    • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

    Ход занятия

    – Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтобы дышать,
    Чтобы шарик надувать.
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас!

    – Что это?

    – Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

    Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

    – Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

    Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

    Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

    – А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

    НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

    – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

    (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

    НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

    – А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

    – А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

    – Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

    – Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

    НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

    – А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

    А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

    – Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

    ВЫВОД : Воздух находится везде.

    НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

    На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

    – Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

    – Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

    – Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

    НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

    – У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

    Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

    (ответы детей)

    – В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

    А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

    Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

    • Воздух повсюду.
    • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
    • Легче воды.

    Он прозрачный невидимка,
    Легкий и бесцветный газ.
    Невесомою косынкой
    Он окутывает нас.

    ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

    (нет, нос бал закрыт)

    Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

    Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

    Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

    Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

    Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

    – Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

    Человек может прожить

    Без пищи – 30 дней;

    Без воды – 14 дней;

    Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

    – Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

    А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

    Мы вдохнули глубоко,
    Дышим мы легко-легко.
    (медленный вдох-выдох на 4 сек)
    Подыши одной ноздрей
    И к тебе придет покой.
    (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

    Глубокий вдох – руки вверх,
    Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

    – Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

    При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

    Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

    – Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

    (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

    – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

    (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

    НАБЛЮДЕНИЕ 6.

    – Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

    Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

    Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

    – А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

    НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

    Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

    Откуда взялся ветер?

    Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

    – Что такое ветер? (движение воздуха)

    Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

    – Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

    Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

    • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
    • Воздух невидим, прозрачен.
    • Воздух может двигаться.
    • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
    • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
    • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

    Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

    А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

    Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

    Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

    Литература:

    1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
    2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
    3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
    4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
    5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
    6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
    7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
    8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
  • Похожие статьи

    • Какую говядину лучше варить

      Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

    • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

      Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

    • Обзор самых новых лекарств от рака

      Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

    • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

      Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

    • Что значит "поставить крест"

      О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...

    • К чему снятся венки похоронные в доме

      Сны не могут не поражать своей парадоксальностью. Часто тот или иной негатив, увиденный во сне, на деле оборачивается счастьем и удачей, а позитивные вещи и явления сулят несчастья и разочарования в реальной объективной действительности....