Скачать презентацию есенин жизнь и творчество. Презентация:Сергей Есенин.Жизнь и творчество презентация к уроку по литературе на тему

Знакомьтесь:

Есенин Сергей Александрович 03.10.1895 - 28.12.1925





«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».





Урок – презентация (11 класс) Проблема: «Современен ли Есенин?»

  • Не дай тебе Бог жить во времена перемен!

(Восточная мудрость)




Детские и юношеские годы Сергея Есенина

Цель


  • 3 октября 1895 года в селе Константиново в семье потомственных рязанских хлеборобов родился ребенок – Сергей.
  • С юных лет Сергей отличался от иных крестьянских детей.
  • «Татьяна, твой сын отмечен Богом», - утверждал сельский священник.
  • Сережа рос сиротой при живых родителях.


Семья

  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.

  • В 3-х летнем возрасте Сергей был отдан на воспитание родителям матери.
  • Рос в атмосфере народной поэзии, что и сформировало его как поэта, повлияло на его творчество.
  • Приобщение с детства к красоте русского языка, к русскому фольклору
  • Он «лирных звуков наслажденье ребенком чувствовать умел».

  • Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.
  • Отношения со сверстниками не ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой.

  • В 9 лет поступил в Константиновское земское 4-хгодичное училище, которое закончил с похвальным листом.
  • Бабушка будущего поэта была очень набожна. В доме постоянно останавливались странники, богомольцы – распевали духовные стихи. В семье поэта пели все, особенно певуньей была мама. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен.
  • Особо надо отметить красоту Рязанской земли, ту красоту, которой поэт всю жизнь восхищался и воспевал ее.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА

  • Родная рязанская земля…

«О край разливов грозных

И тихих вешних сил.

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил».


Цель – рассказать о юношеских годах поэта, раскрыть основные этапы «взросления» поэта

Москва. Трёхпрудный переулок.


  • Закончив в мае 1912 года церковно-учительскую школу, продолжать учебу в Московском учительском институте не захотел, к тому времени Есенин почувствовал себя поэтом.
  • Есенин уезжает в Москву, пытается работать вначале у купца – не сработался, ушел, поступил корректором в типографию, на стихи времени не оставалось.
  • . Начинал Есенин далеко не блистательно: Москва, куда он приехал в 1912 году, чуть было не вернула Есенина в его «Рязани», не признав будущего знаменитого поэта.
  • «Думаю, во что бы то ни стало удрать в Питер». Расчет на столицу был совершенно точным.

С.Есенин среди работников

типографии

Александр Блок


  • В марте 1915 он года уезжает в Петербург .
  • Его стихи не могли не нравиться. «Свежий, чистый, голосистый!» Есенин становится модным, о нем говорит весь Петербург.
  • Его будущая жизнь виделась ему только как жизнь поэта, как жизнь свободного художника .
  • Женщины, романы, увлечения – другое дело, как же поэту без них!..

  • Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком
  • Избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах "Мирок", "Проталинка", "Доброе утро".
  • Получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого.
  • Его стихи появляются во множестве столичных журналов.
  • Осенью 1915 г. он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских).

Учителя. Друзья.

«Литературных влияний не знаю, знаю человеческие»



  • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию.
  • Получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе.
  • В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин "Радуница".
  • В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень».


Главные периоды творчества поэта

Цель – раскрыть основные этапы творчества поэта





  • Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым.
  • Книги поэта того периода: "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта".
  • Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918 г.).
  • В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России.
  • Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, цель - "проведение в жизнь силы образа", "цивилизованного" человека.
  • Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта.


«Я человек не новый, что скрывать

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою… («Русь уходящая»)

  • Переживал за все, происходящее в стране.
  • Его раздумья о собственной судьбе и печальны и светлы..
  • Появляется поэма «Черный человек» - это крик отчаяния.
  • Крестьянская Русь была другая – без крестьян, вместо Христа на стенах в избах – улыбающийся Ильич.
  • Кризис в душе. Поэт чувствует себя виноватым. Иуда грозит ему удавкой. В результате всего этого оказался в клинике для душевнобольных.
  • В клинике не только лечится, но и пишет стихи – «Клен ты мой опавший», «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и др.

  • Мне грустно на тебя смотреть,
  • Какая боль, какая жалость,
  • Знать только ивовая медь
  • Нам в сентябре с тобой досталась.
  • Прощание с молодостью, с отшумевшей юностью – вот основной мотив лирики С.Есенина последних лет:
  • Ну что же? Молодость прошла!
  • Пора приняться мне за дело,
  • Что б озорливая душа
  • Уже по-зрелому запела.
  • Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «Куда несет нас рок событий?..»
  • Не тогда ли начался разлад в душе поэта?

«Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь.

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь!»



Основные темы в творчестве Есенина

Цель – дать определение основным темам в творчестве Есенина, раскрыть поэтическую концепцию




  • Живая поэзия Есенин воплощает красоту мира во всех ее проявлениях.
  • Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика.
  • Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты


Тематика творчества

  • Тема детства (период радости, счастья бытия)
  • Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)
  • Тема высокого назначения Поэзии
  • Тема природы (колыбель человека)
  • Тема любви
  • Тема дома и бездомья (обиталище души)
  • Тема конфликта быта и бытия
  • Тема обречённой жертвенности
  • Тема Родины

Лирический герой

Тождественен личности поэта, противопоставлен внешнему миру, порой эгоцентричен, абсолютно искренен, честен, требователен к себе


Любимые образы

Словесная живопись

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.



Персонификация

  • Персонификация – это наделение человека

природными свойствами.

  • «Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет…»



  • "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство..."
  • Есенин.


  • : Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

«Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом – значит петь раздолье.

Он и пел это раздолье.

  • Женщины и вино - допинг для творчества, наркотик для взбадривания.
  • Главным было творчество, желание самовыразиться , излить свои чувства в стихах.

Викторина по творчеству С.А. Есенина

Укажите основные истоки творчества:

  • Семья, односельчане, природа родного края
  • Влияние творчества Н. Клюева, крестьянских поэтов
  • Любовь к женщине

  • Тема любви
  • Тема природы
  • Тема Родины
  • Тема революции


Цель – рассказать о последнем периоде жизни и творчества поэта, раскрыть трагизм несоответствия мироощущения и реальной жизни


  • Последние годы жизни – трагические противоречия.
  • В 1924- 1925 гг. Есенин создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925).
  • В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-1923).



  • : За время лечения у Есенина созрел обширный план предстоящей работы. В голове роились новые стихи. Планировал издавать новый литературный журнал в Ленинграде, собирался стать его редактором.
  • Первоочередное практическое решение- изменить обстановку, оторваться от мнимых, мешающих ему «друзей».
  • 21 декабря сбежал из клиники, уехал в Ленинград. Что произошло в гостинице «Англетер»?
  • Ослабленный болезнью, издерганный, сбитый с принятых ранее решений, планов – поэт не выдержал очередного приступа депрессии.
  • «Не было мертвой петли, но из этой петли нет силы вылезти».

- Правд много, а истина одна: «Не суди да не судим будешь».



Краткая хроника жизни

21 сентября (3 октября) 1895 - родился в деревне Константинове Рязанской губернии. Стихи начал писать с 9 лет.

1916- сборник стихов "Радуница".

1919-1921 - примыкает к группе поэтов-имажинистов.

1920 - поэма "Сорок о уст", в которой отразилась тоска по уходящей патриархальной России.

1921- драматическая поэма "Пугачев".

1924 - "Москва кабацкая"; "Русь советская".

1925 - "Баллада о 26"; "Анна Снегина", поэма "Черный человек".


И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, всё дал – кто песню дал.

Марина Цветаева

Сергей Есенин ушел от нас, но его стихи живут в сердце каждого истинного любителя поэзии. Да, его любимая Русь, сто раз преображенная различными властями на свой лад, осталась, несмотря на все нашествия и внутренние пагубы и вьется по-прежнему «неприглядная дорога, да любимая навек».

Сергею Есенину ныне 113 лет.

Маяковский рассказывал, как ему трудно писать стихи на смерть Есенина «В этой жизни умирать не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней».

А через пять лет Маяковский сидел и писал письмо: «В том, что я умираю, не вините никого, и не сплетничайте. Покойный этого не любил».

Но это уже другая история…


Он ушел тихо и оставил нам свои стихи

«Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю тихие слова.

И если осень, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.


Рефлексия

  • Друг мой!

Благодарю тебя за твое участие в уроке.

Предлагаю тебе поразмышлять над вопросами:

  • Твои впечатления от полученных знаний по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина».
  • Современен ли сейчас Есенин?

Аргументируй свои ответы.

Желаю тебе удачи!


  • Жизнь Есенина: Рассказывают современники. М., 1988.
  • Куняев Станислав и Куняев Сергей. Сергей Есенин (ЖЗЛ). М., Молодая гвардия, 2005.

  • Письмо Х.Г. Раковского Ф.Э. Дзержинскому с просьбой помочь в лечении С.А.Есенина . Себеж 25.Х.25 г.
  • Валентин Сорокин. Крест поэта. Глава Крест поэта.
  • Эдуард Хлысталов Неизвестное уголовное дело Сергея Есенина
  • Эдуард Хлысталов Тайна гостиницы "Англетер"
  • Эдуард Хлысталов Дело № 12175 Георгия Есенина й взгляд)
  • Дмитрий ЕРМАКОВ - О любви.

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Константиновское земское училище С.Есенин год




С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».


В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно- художественное общество «Страда».встречается с Блоком, А. А. Блок Фотография. 1916


С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г. «... Днём у меня рязанский парень со стихами.... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».


В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. «Радуница», С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.


Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья"). Радуница


В гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова- Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др. С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.


В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.С.А. Есенин призывается в армию, Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).


В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым. Служба в армии


События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии). Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.имажинизма: С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография г.


Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Имажинизм


Женившись на американской танцовщице Айседоре ДунканЖенившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород» С. А. Есенин и А. Дункан Фотография г.


«Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами. И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую - то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою». Айседора Дункан Отрывок из поэмы «Черный человек»


В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.


Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет () отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян. «Персидские мотивы»


Шаганэ ты моя, Шаганэ Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) «Шаганэ». Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей: «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» «Руки милой пара лебедей - В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют...» «Руки милой пара лебедей...»


В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез). С. А. Есенин. Фотография


Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия. У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г. Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925


«Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» (Б. Пастернак). «Есенин чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца» (Ю. Марцинкявичюс). «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии» (Н. Тихонов). «Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький). Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский).



Место работы: Мурманская область, п.г.т. Молочный, МОУ Молочненская СОШ.

Слайд 2

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

«Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души». (Сергей Есенин, август 1925 года)

Слайд 3

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зелёное вымя сосет. (1910)

Знакомьтесь – Есенин.

Слайд 4

О фамилии «есенин»

Фамилия Есенин произошла от слова «есеня» - так называли на Рязанщине осень. Овсень (варианты: авсень, таусень, баусень) - 1) по мнению В. Даля, народный праздник у восточных славян, вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год; 2) традиционный припев-возглас в святочных колядках: Ай во боре, боре Стояла там сосна Зелена, кудрява. Ой овсень, ой овсень!

Есень - осень - овсень

Слайд 5

Сергей Есенин с сёстрами в 1912 году

Биография

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных.

Слайд 6

Село Константиново

Слайд 7

Дом, где родился поэт

Слайд 8

Родители С. Есенина

Александр Никитич и Татьяна Федоровна

Слайд 9

Учился сначала в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей.

С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" Есенин был отдан на воспитание зажиточному деду по матери.

Сергей Есенин в 1913 году

Слайд 10

Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

Фёдор Андреевич Титов, дед поэта (1926 г.).

Слайд 11

Есенин учился сначала в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей.

Слайд 12

Спас-Клепиковская учительская школа

Слайд 13

После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, где работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжал писать стихи. В 1912 году поступил в Народный университет А.Шанявского на историко-философское отделение, где проучился полтора года.

Есенин, 1914 год, Москва

Слайд 14

Работа помощником корректора в типографии И.Д. Сытина позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка, в который входили писатели, певцы и музыканты из народа.

Сергей Есенин с работниками типографии, 1914 год

Слайд 15

Московский городской народный университет им. Шанявского был первым в стране бесплатным университетом для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1915 год

Слайд 16

В 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и,по словам Анны Изрядновой, первой гражданской жены поэта, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта (первое опубликованное стихотворение Есенина – «Берёза»).

Анна Романовна Изряднова (1891 – 1946)

В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря».

Слайд 17

В этом же году у Есенина и Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян по ложному обвинению в 1937 году.

Анна Романовна Изряднова

Слайд 18

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (1913)

Слайд 19

С начала 1914 в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт в1916 г. первый сборник «Радуница», который сделал его имя известным на всю страну.

Слайд 20

Новокрестьянские поэты - понятие, объединяющее русских поэтов-выходцев из крестьян, творчество которых началось в 1900-1910-е годы. К новокрестьянским поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца и Петра Орешина. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой.

Слайд 21

Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращение к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества. Термин появился в литературной критике на рубеже 1910-1920-х в статьях В. Л. Львова-Рогачевского и И. И. Розанова и был использован, чтобы отделить крестьянских поэтов XX века от крестьянских поэтов XIX века (Кольцов, Никитин, Суриков).

Слайд 22

Основными чертами новокрестьянской поэзии были: 1) любовь к "малой Родине"; 2) следование вековым народным обычаям и нравственным традициям; 3) использование религиозной символики, христианских и языческих мотивов; 4) обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек; 5) отрицание "порочной" городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

Слайд 23

Сергей Есенин и Николай Клюев, 1916 год

Слайд 24

Первая книга стихов

Радуница - религиозный обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как пережиток древнего культа мёртвых.

У Есенина же «радуница» - ещё и радость, и радушие, и радуга.

Слайд 25

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помогает ему избежать фронта.

С. А. Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916 г., июнь. Черновцы.

Слайд 26

Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх, в июле того же года они венчаются. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

Зинаида Райх

Слайд 27

«Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик».

Есенин выступает на открытии памятника поэту Алексею Кольцову в Москве в 1918 г.

Есенин и революция.

Слайд 28

Уже в апреле 1918 года Есенин перебирается в Москву, которая к тому времени стала литературным центром России, и примыкает к имажинистам.

Сергей Есенин в 1918 году

Слайд 29

Имажинизм (от лат. imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Имажинизм.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творчества имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Мариенгоф и Есенин, 1919 год

Слайд 30

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Слайд 31

C 1993 по1995 год в Москве существовала развивавшая поэзию образов группа мелоимажинистов (от греч. melos - мелодия и лат. imago - образ), которые призывали "вернуть поэзию к ее истокам – яркой образности и музыкальной звучности".

Кстати говоря…

Эстетическим направлением группы было "отрицание поэзии отрицания", то есть отрицание поверхностной иронической поэзии.

Символ мелоимажинистов

Слайд 32

В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

Сергей Есенин, конец 1921 - начало 1922 года

Слайд 33

Совместное путешествие по Европе и Америке (май 1922 - август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила всего несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

Слайд 34

Айседора Дункан и Сергей Есенин

«Есенин к жизни своей отнесся, как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан». Б.Л. Пастернак

Слайд 35

В 1924-25 Есенин пишет такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; цикл "Персидские мотивы".

Сергей Есенин в 1924 году

Слайд 36

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику публикаций поэта и запрет на них. В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Сергей Есенин в 1925 году

Слайд 37

Есенин в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с Софьей Андреевной Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.

В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику.

Софья Андреевна Толстая

Слайд 38

Незадолго до смерти Есенин создает трагическую поэму "Черный человек«, в которой прошедшая жизнь предстает поэту частью ночного кошмара.

«Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь».

«Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь». (14 ноября 1925 г.)

Слайд 39

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь к своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.

Слайд 40

Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» повесился. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью поэта.

Трагический финал.

Слайд 41

«До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Предыстория.

Слайд 42

Когда утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), там уже проживали знакомые поэта - супруги Устиновы. Устинова позже вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.

Последнее стихотворение.

Слайд 43

Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут. Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза. Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью. Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: - Потом прочтешь, не надо!». (Устинова Е., «Четыре дня Сергея Александровича Есенина»)

Слайд 1

Сергей Александрович Есенин
Жизнь и творчество

Слайд 2

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
Константиновское земское училище
С.Есенин 1913-14 год

Слайд 3

Интерьер дома-музея
А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом…
Окрестности села Константиново
Мать поэта
С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой

Слайд 4

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

Слайд 5

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
А. А. Блок Фотография. 1916

Слайд 6

С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г. «... Днём у меня рязанский парень со стихами. ... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».

Слайд 7

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
С. Есенин. Обложка. "Радуница», 1916г.

Слайд 8

Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").
Радуница

Слайд 9

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.
С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.

Слайд 10

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского. Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

Слайд 11

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
Служба в армии

Слайд 12

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии). Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.
С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография. 1922 г.

Слайд 13

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
Имажинизм

Слайд 14

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
С. А. Есенин и А. Дункан Фотография. 1922 г.

Слайд 15

«Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами. И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую - то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою».
Айседора Дункан
Отрывок из поэмы «Черный человек»

Слайд 16

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Слайд 17

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

Слайд 18

Шаганэ ты моя, Шаганэ
Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) - «Шаганэ». Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей: «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» «Руки милой - пара лебедей - В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют...» «Руки милой - пара лебедей...»

Слайд 19

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
С. А. Есенин. Фотография

Слайд 20

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия.
У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г.
Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925

Слайд 21

«Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин... Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» (Б. Пастернак). «Есенин - чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца» (Ю. Марцинкявичюс). «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии» (Н. Тихонов). «Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький). Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский).

Слайд 22

Цымбал Павел обучающийся 9 «А» класса ГБОУ СПО ПТ2























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С целью повышения эффективности процесса обучения, формирования нового информационного пространства современный урок нуждается в более полном использовании компьютерной техники. Компьютерные технологии становятся всё более актуальными, так как заниматься с компьютером очень интересно и познавательно. Они формируют умение работать с информацией, предоставляют обучающимся максимум учебного материала, создают возможность осуществления в процессе обучения перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю учащегося, способствуют переводу педагогической системы на самообучение школьников.

Презентация Microsoft Power Pointк уроку литературы по теме «С. А. Есенин. Жизнь и творчество» способствует качественному усвоению учебного материала, так как привлекает не только содержательностью информации, но и новым способом её подачи, наглядностью, возможностью оптимального сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы.

Предлагаю вниманию коллег методическую разработку урока «Сергей Есенин как национальный поэт. Жизнь и творчество», частью которого стала названная выше презентация.

Цели урока :

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
  • развивать внимание обучающихся, их устную речь;
  • воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.

Методические приёмы : слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, соз­данный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу­лярных в его время, не понадобилось.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин. ).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

Обстоятельства жизни поэта подтверждаются есенинским высказыванием: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».

(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

4. Беседа по лирике С.А.Есенина:

    • Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
    • Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
    • Чем привлекает вас творчество этого поэта?
    • Каковы основные темы его лирики?
    • Каковы настроения лирического героя Есенина?
    • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

5. 3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

6. Тестирование по темам:

    • «Биография»
    • «Обзор творчества»

(Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе ).

Домашнее задание.

  1. Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)
  2. Выучить стихотворение (по выбору).
  3. Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза»

Презентация, подготовленная к уроку литературы «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», содержит гиперссылки и даёт возможность варьировать содержание урока. Если на уроке сообщение преподавателя или обучающегося ограничено основным материалом, то в процессе индивидуальной проработки могут быть использованы материалы гиперссылок. По содержанию материала презентации было создано два электронных теста: «Биография» и «Обзор творчества». Контрольные тесты используются на этапе контроля знаний, умений, навыков (или самоконтроля), могут быть использованы вместе с материалами презентации и приложения в качестве тренажера. Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе.

  1. Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.
  2. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.

Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного общества.

Список использованной литературы и материалов.

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.
  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».
  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.
  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.
  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.
  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.
  9. Тесты по литературе для 11 класса. 2004.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)
  2. Презентация
  3. Видеоролик (у автора)

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...