Базовые концепции и теория развития личности. Основные концепции развития личности

1. В социологии существует две противоположные концепции в подходе к пониманию человека: биологизаторская и социологизаторская.

Сторонники биологизаторской концепции (осн. Зигмунд Фрейд) ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения видят в его живом происхождении. По их мнению, все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Эта концепция делает акцент не на современного человека, а на его далекого исторического предка.

Такой подход резко усиливает значение животного начала.

2. Социологизаторская концепция (Эм. Дюркгейм). Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В этой концепции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей.

В результате личность уподобляется бездумному роботу.

Истина социологического видения человека состоит в том, что природа человека биосоциальна.

Биосоциальность создает:

  • - особый мир, особую целостность, способную чувствовать, переживать, хотеть, иметь силу жизненной необходимости;
  • - социальное вырастает из природного, в нем всегда есть живое начало, данное природой;
  • - возможность действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость не только от утоления чувства голода, но и от прекрасного.

К предпосылкам и началу развития социального можно отнести:

  • - природно-географические условия. Климат, почва, рельеф - те факторы, которые сыграли значительную роль в развитии человека и его социальной жизни (экономике, культуре, политике и др.);
  • - особенности биологии человека. Сложный мозг, развитая рука, прямохождение, особенности гортани, устойчивость сексуального влечения, зависимость от родителей, медленный темп полового созревания;
  • - организация жизнедеятельности. Человек имеет принципиально отличающиеся от животного механизмы организации жизнедеятельности;
  • - удовлетворение индивидуальных потребностей. Они требуют объединения усилий со стороны общества;
  • - наличие у человека сознания. Сознание - это особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать окружающий мир.

Сознание позволяет:

  • - соотносить значимость тех или иных поступков (добро, зло);
  • - обобщать, аккумулировать накопленный опыт;
  • - передавать информацию и т.д.

Социальное - это эффект, возникший в результате взаимодействия индивидов.

М. Вебер, выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни "ожидание" (ориентация на ответную реакцию), в наибольшей мере подошел к пониманию социального как внезапно возникающей реальности.

Ожидания, ориентация на других, соответствие поведения человека ожиданиям. Благодаря этим свойствам возникли эффекты предсказуемости, прогнозируемости, упорядоченности, сплоченности, появилась стабильная основа для творческой деятельности человека.

Человек не состоялся бы, если бы не возникло "магнитное" поле социального - системы взаимных ожиданий - обязательств.

2. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Зачастую многие из нас употребляют эти слова как синонимы, но если подойти строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые отличия.

Человек - понятие самое общее, родовое. В науке он характеризуется как homesapiens - существо разумное.

Индивид - это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека, т.е. акцент делается на социальное начало.

Следовательно, личность - это любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

  • 3. Теория "зеркального Я". Основателем этой концепции был Ч. Кули. Он определил, что развитие собственного "Я" это длительный процесс, который происходит под воздействием других людей. Чтобы показать взаимосвязьиндивидов друг с другом, он использует образ зеркала. Человек формирует свое "Я", благодаря реакции на себя других людей, вступающих с ним в социальный конфликт. В построении "зеркального Я" Кули определил три стадии:
  • 1) как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  • 2) как они реагируют на то, что видят;
  • 3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

В дальнейшем теорию "зеркального Я" развил и систематизировал Д.Г. Мид. По его мнению, индивид в процессе своего обучения и воспитания как бы встает на место других индивидов, что позволяет ему видеть себя со стороны. Человек имеет возможность оценивать свои действия, представлять, что люди думают о нем, и старается соответственно себя вести. Это осознание осуществляется через использование социальных ролей. Формирование социальных ролей личности включает три стадии:

  • 1) имитацию;
  • 2) игровую стадию;
  • 3) коллективные игры.

В результате этого процесса индивид проходит последовательно стадии вхождения в другие роли, учится оценивать собственное поведение при взаимодействии с другими людьми и оценивать их реакцию через осознание других ролей. Все это позволяет сформировать в сознании индивида "образ другого", повторяя его роль, а также дает возможность сформировать собственное "Я".

Теория личности З. Фрейда. Известный психоаналитик З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество как систему запретов. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности. Человек, в силу невозможности удовлетворения своих инстинктов в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений, ищет компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Согласно учению З. Фрейда структура личности состоит из трех уровней:

  • 1) "Оно" (Ид) - бессознательное биологическое влечение;
  • 2) "Я" (Эго) - организация личности, контролирующей поведение;
  • 3) "Сверх-Я" (Супер-Эго) - нравственная оценочная сущность "Я".

Наиболее агрессивные слои - "Оно", "Сверх-Я". Они с двух сторон "атакуют" психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой ("Сверх-Я") становится более массивным. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Теория интенциональности Ш.Бюлер. По мнению Шарлоты Бюлер, в основе человеческой природы лежит "интенция" (намерение). Эта интенциональность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. Бюлер считает, что зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они реализовались.

В связи с формированием и достижением целей Ш. Бюлер рассматривает 5 главных фаз жизненного цикла человека.

Фаза I. Длится до 15-летнего возраста. В это время у человека отсутствуют какие-либо точные цели. У ребенка весьма смутное представление о будущем, он живет настоящим. В этот период, в основном, у него происходит развитие физических и умственных способностей.

Фаза II. Соответствует отрочеству и юности, длится от 15 до 20 лет. Для нее характерно осознание человеком своих потребностей, способностей и интересов. Это период вынашивания грандиозных планов, связанных с выбором профессиональной деятельности, партнера. Именно в этой фазе жизненного цикла человек оценивает свои способности и навыки при достижении поставленных целей.

Фаза III. Продолжается от 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. На этом этапе жизни человек ставит четкие цели, которые позволяют ему добиться уверенности и стабильности, как в профессиональной, так и в личной сфере. Он принимает обдуманные решения. Это самый богатый период жизни.

Фаза IV. Длится с 45 до 65 лет и соответствует солидному возрасту, когда человек подводит итог своей прошлой деятельности. Отныне строить планы на будущее человек вынужден с учетом своего физического состояния, профессионального статуса и положения дел в семье.

Фаза V. Начинается в 65-70 лет. Для многих это период, когда человек отказывается от целей, поставленных в юности. Это время спокойного проживания последних лет жизни. Оставшиеся силы люди тратят на различные формы досуга. В этот период человек задумывается о смысле своего существования. Одни, анализируя прожитую жизнь, приходят к выводу, что поставленные жизненные цели достигнуты. Другие, разочаровываются в связи с тем, что поставленные цели они не выполнили.

Биологическая концепция

Социологическая концепция

Биосоциальная концепция

Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды.

Человек – существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущи этому процессу.

Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает; между требованиями предъявляемыми учебным заведениям, и желаниями учащихся; между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. В результате борьбы этих противоречий происходит шаг в развитии человека и формировании его как личности.

Закономерности развития – зависимости меду процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности.

3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности.

На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы.

К биологичским факторам , влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность.

Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены.

К наследственным свойством организма относят:

-анатомо-физиологическую структуру , отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности);

-физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи);

-физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор);

Особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности);

-аномалии в развитии организма ; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения).

Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

К социальным факторам , оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Подсредой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Тема формирования личности очень давно является предметом изучения таких наук, как психология, педагогика, философия и пр. Умы многих известных ученых занимали вопросы о том, как формируется личность, что движет ее развитием, и под влиянием каких факторов оно протекает. Варианты разрешения этих вопросов породили целый ряд научных концепций формирования личности. В данной статье мы с вами попробуем разобрать вопрос формирования и развития личности от теории до практических примеров, без излишнего «профессионально-научного гнета» для того, чтобы ответить на два очень важных для любого человека вопроса:

  1. Как именно я стал таким, какой/какая я есть и возможен ли у взрослого человека путь к дальнейшему совершенствованию?
  2. Как мне воспитывать своего ребенка, для того чтобы он/она стали всесторонне развитыми личностями?

Почему одни люди становятся «выдающимися личностями современности», а другие остаются серой массой «посредственных личностей»? Возможно ли, зная механизмы формирования личности, повлиять на процессы ее становления и развития, взрастив в себе или в своем ребенке ту самую, искомую «всесторонне развитую личность» или таковыми становятся только те, кто изначально обладает более высоким потенциалом, нежели большинство? С давних времен не прекращаются споры на тему первоочередности факторов, необходимых для формирования личности: является ли главной биологическая природа человека или окружающая его социальная среда и ее культура и возможности? Рассмотрим обе концепции для получения ответа на все вышеперечисленные вопросы:

Биологическая концепция формирования личности

Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.

Согласно биологической концепции, человек является некой «копилкой генетической информации», получаемой им от обоих родителей и заложенной в материнских и отцовских предках. При этом важную роль играет также и пренатальный период: то есть образ жизни и эмоции матери во время беременности. Разумеется, глупо отрицать важность всего вышеперечисленного, но следует отчетливо понимать, что мы не наследуем от наших прародителей черты характера или мотивацию к достижению целей. Мы получаем лишь определенную основу для развития, которую уже и должны использовать. Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента. Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения. Помимо того - невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки. А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли» (человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции - вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3-6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории:

Социальная концепция формирования личности

Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.

Социальная теория рассматривает человека, как «белый лист бумаги», на котором, благодаря правильному воспитанию социума (общества) можно написать шедевр, вне зависимости от того, чем одарила его природа. Для присоединения человека к системе общества существует определенный классический термин – «социализация» . Социализация – это вхождение в общество, и осуществляется она поэтапно.

Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я - мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей. Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр. Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок. Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией. Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.

А теперь попробуем сделать выводы и перейти от теории к практике:

Попробуем рассмотреть эдакое «социально-математическое уравнение» с несколькими переменными:

Ребенок с врожденными музыкальными задатками, а также несколько возможных социально-жизненных вариантов на пути его формирования и развития, как отдельной личности:

А: Ребенок изначально рожден в социально благополучной семье, в которой оба родителя имеют непосредственное отношение к музыкальной сфере и достигли в ней определенных высот.

Б: Ребенок изначально рожден в благополучной семье, в которой оба родителя вполне успешны, но их сфера деятельности вообще не пересекается с музыкой.

В: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье (возможно, в неполной), в которой родитель/и – музыканты, но не достигли успеха и разочаровались в данной сфере деятельности.

Г: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье, не имеющей никакого отношения к музыкальной среде.

Если один и тот же ребенок «с врожденными музыкальными задатками» впоследствии добьется признания и успеха на музыкальном поприще, в каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?

Возможные вариации развития событий в каждом из случаев:

В первом варианте («А») имеются все необходимые условия для развития природных способностей/наклонностей ребенка: генетика благоприятствует, социум с раннего детства соответствующий, у родителей есть опыт, связи, любовь к профессии. Скорее всего, заметив в своем ребенке музыкальные способности, они предпримут все возможные мероприятия для их дальнейшего развития и совершенствования. Вполне закономерным было бы предположить, что этот вариант наиболее благоприятен для формирования одаренной личности. Но… Успех родителей может послужить и «отпугивающим фактором», ведь постоянное сравнение и давление могут лишить уверенности в своих силах и мотивации к развитию.

Вариант «Б» также может быть вполне благоприятным для развития врожденных способностей ребенка, но, лишь в том случае, что в данной семье вообще заметят его природную склонность и обеспечат необходимое образование, а не навяжут иную сферу деятельности, которая покажется родителям более подходящей.

Вариант «В», в принципе, способен дать ребенку с выраженными музыкальными способностями некий «плацдарм» для получения необходимого музыкального образования. Но только при условии того, что ему (и его личности) хватит сил побороться с негативными установками родителей, разочарованных в своей сфере деятельности. А его родителям - хватит мудрости дать своему чаду пойти своей дорогой, на которой они сами отнюдь не преуспели.

Вариант «Г» может показаться самым «провальным», но не следует забывать о том, что одной семьей социум не ограничивается и не только самые близкие люди могут помочь в развитии природных задатков.

Выводы:

Таким образом, ситуации «А», и «Б» изначально даруют больше факторов для успешного формирования личности, при минимальном ее самостоятельном участии. А варианты «В» и «Г», соответственно, даже при поверхностном взгляде, сулят гораздо больше препятствий для достижения определенного успеха в музыкальной сфере. Но не все в жизни столь поверхностно-плоско и логично и у каждого из вариантов может иметься множество «подводных камней».

Надеюсь, что ответ на вопрос: «В каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?» понятен – это вариант «Г».

А далее – по убывающей: «В», «Б» и «А». Ибо, чем благоприятнее внутренние (наследственно-генетические) и внешние (общественно-социальные) факторы для раскрытия природных задатков, тем меньше усилий требуется для саморазвития и личностного роста.

Промежуточный итог:

Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, безусловно, требует от его родителей/ социального окружения определенного внимания и вложений (моральных, физических, временных, финансовых и пр.). Это важно для того чтобы заметить его природные задатки, повлиять на и развитие положительных черт его характера и заложить определенные начальные мотивации для успешной реализации его способности.

А отсюда следующий возможный вопрос:

Если лично мне достались варианты похожие на ситуации: «В» или «Г» и факторы для формирования моей личности сложились самым неблагоприятным образом. Я уже вырос/выросла, мои задатки не получили должного развития в свое время. Это автоматически означает, что все потеряно и мне никогда не стать Личностью с большой буквы?

Вовсе нет, ибо формирование личности также непрерывно происходит в течение всей нашей жизни. При этом каждый человек проходит свою индивидуальную «лестницу» формирования и развития личности, на которой можно выделить три основных ступени:

Поглощение максимально возможного количества информации о мире вокруг (как правило, происходит в семье, где ребенок постигает первые азы правил и норм общения и поведения);

Повторение модели поведения, а также действий своего ближайшего окружения (сначала также семья, потом знакомство с более обширной средой - социальной: детский сад, школа, различные кружки и секции, колледжи и ВУЗы, общение со сверстниками и учителями/наставниками);

Накопление своего личного опыта (освоение новых ролей: специалиста, профессионала, супруга/супруги, родителя; этот процесс непрерывно происходит в течение всей жизни и никогда не поздно его анализировать, изменять, приумножать).

Разумеется, «на благой почве проще вырастить хороший урожай», но всегда стоит помнить о том, что «и на камнях растут деревья». Поэтому, вне зависимости от наследственных и начальных обще-социальных факторов, каждый человек все равно остается «творцом своей жизни» и способен либо загубить даже самый благоприятный для формирования и развития своей личности биологический и социальный «плацдарм», либо существенно приумножить даже то немногое, что досталось ему в качестве базы для дальнейшего развития. Желаю вам научиться грамотно использовать и развивать свои индивидуальные возможности, учитывая свои личностные и психологические особенности, применяя как позитивный, так и негативный жизненный опыт, для того, чтобы стать той самой Личностью с большой буквы!

Теоретический словарь для более детального изучения вопроса формирования и развития личности

Общие понятия о том, что такое «концепция», «личность», ее формирование и развитие:

«Концепция» (от лат. conceptio - понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Само понятие «личность» , довольно многогранно и имеет массу различных формулировок. В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Общеизвестная фраза: «Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития» означает, что само понятие «личность» в отличие от понятия «человек» - это социальная характеристика человека.

Формирование личности – это процесс, который не заканчивается на определенном этапе жизни, человека, а сопровождает его непрерывно с самого раннего детства, и продолжается всю жизнь. Из множества психологических теорий личности, представленных разными специалистами в сфере психологии, можно выделить основную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя.

Биологические (внутренние) факторы – это особенности человека, которые являются заложенными на генетическом уровне (например, задатки к определенному роду деятельности или физические возможности).

К социальным (внешним) факторам относятся и окружающая среда, и воспитание, и социальный статус человека, страна, время, в котором он живет.

В соответствии с двумя противоположными полюсами факторов формирования личности, на свет появилось немало научных концепций ее формирования, большинство из которых можно условно поделить на две группы: биологическую и социальную, каждую из которых мы с вами далее и рассмотрим.

Определение является неотъемлемой частью общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и развитие психических функций, и физическое развитие. Причем физическое, психическое и личностное развитие поддерживают и сменяют друг друга, приводя к физическому, интеллектуальному и личностному росту.

Внимание!:

Не стоит путать понятия: «развитие» и «рост». Рост человека и его развитие, несомненно, взаимодействуют, чередуясь друг с другом. Но понятие «рост» - это количественные изменения, а понятие «развитие» - изменения качественные. На практике это можно доказать тем фактом, что процессы роста у человека обладают максимальной интенсивностью в детстве-юности, а с возрастом, что физический, что интеллектуальный рост – замедляются (ведь с определенного периода снижается интеллект, ослабевает память, постепенно атрофируются мышцы и пр.). А вот как раз личностное развитие при этом, может продолжать успешно прогрессировать.

Итак, «развитие» – это понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Сложный динамический процесс, который как раз может быть одной из составляющих формирования личности.

Повторю на примере развития личности:

«Развитие личности может быть частью результата ее формирования». Значит понимание того, как формируется личность, поможет осознать возможные варианты для ее развития.

Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем -- это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, -- по его мнению, -- это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Данная концепция разработана коллективов ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков - научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 голу в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе».

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий дня развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя -- Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.

Понятие «воспитайте». В лю6ой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, целы воспитательного процесса.

Профессор Н.Е. Шуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Самовоспитание школьников.

Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в кагором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности, безопасности;
  • 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации (самоосуществлении);
  • 7) в удовольствии, наслаждении.

Каждый человек считается личностью, которая проходит через этапы своего развития. Современные концепции рассматривают эти этапы, чтобы понимать, как воспитывать и воздействовать на человека в разный период времени. Поскольку многие психологи прошлого и современного мира изучают данное направление, то выделяют виды концепций, которые будут рассмотрены в интернет-журнале сайт.

Что такое концепция развития личности?

Что такое концепция развития личности? Это теоритическое знание, которое направлено на изучение всех этапов развития личности. Они рассматривают как целостное существо. Однако наука не способна объяснить все явления. Люди вырастают разными, однако в их развитии можно увидеть определенную общность, которая и включается в концепции.

Личностное развитие не заключается исключительно в формировании навыков и способностей. Здесь рассматривается человек целиком, со всеми своими качествами и индивидуальностью. Все люди проходят одинаковые этапы в своем развитии, однако на них влияют различные внешние факторы и индивидуальные особенности, включающие противоречия. Вот почему невозможно разработать единой концепции, которая бы объясняла, как развивается .

Основные концепции развития личности

Во все века человек хотел понять, как развивается личность. Основные концепции развития говорят о том, что это является непрерывным процессом, где усматривается закономерность количественных и качественных изменений в психике. Это не сиюминутное изменение, а конкретно направленное движение, при котором человек растет.

Основными направлениями в изучении концепций являлись:

  1. Социогенетические. Рассматривают человека как пассивное существо, которое поддается внешнему воздействию социума. Внешние факторы формируют личность. Только остается непонятным, почему в одних условиях вырастают люди с различной психикой.
  2. Биологизаторские. Рассматривают человека как генетически запрограммированного индивида. Его гены диктуют ему, какими эмоциональными реакциями, поступками и наклонностями он будет обладать.

Однако данные концепции являются ограниченными. Поэтому принято их объединять, когда на развитие личности влияют как генетические, так и социальные факторы. Вместе с тем начинают возникать все более новые направления в изучении развития личности:

  • Психоаналитическое – индивид адаптируется к внешней среде, вырабатывает нужные защитные механизмы и навыки для удовлетворения своих потребностей.
  • Концепция черт – человек вырабатывает те или иные качества и навыки по мере жизни.
  • Биосоциальное – отдельные качества определены биологически (мышление, ощущение, восприятие и пр.), а другие – социальным воздействием (направленность, интересы, способности).
  • Гуманистическое – индивид постоянно занимается утверждением своего «Я».

Современные концепции развития личности

Автором современной концепции развития личности является А. Менегетти, который акцентировал внимание на семантическом поле индивида. Под семантическим полем понимается среда, в которой постоянно пребывает человек. Она-то и влияет на его становление. На 30% человек контактирует с окружающим миром сознательно, на 70% — бессознательно.

Негативное отношение у него было к моральности, которая не выражала истинной натуры человека, а наоборот, заставляла ее проявлять защитные механизмы, быть неполноценной, развивать .

Особое внимание выделялось неизменной величине Н, под которой понимался интеллект человека – сознательное восприятие. Интеллект помогает в положительных (развитие) и негативных (блокировка развития) изменениях в личности.

Помимо истинного «Я» автор выделял «лже-Я», которое является комплексом. Комплексы в человеке вырабатываются родителями в детстве, которые тем или иным образом проявляют свою любовь. Зачастую комплексы не меняются с годами, однако влияют на то, как живет человек.

Концепция духовно-нравственного развития личности

Согласно другой концепции (духовно-нравственной), вся жизнь человека подчинена тем отношениям, которые у него выстраиваются с другими людьми. Человек постоянно стремится к социализации, что и проявляется в его отношениях с людьми. Основной упор в развитии личности делается на ее воспитание и школьное обучение. Именно в этот период ребенок получает навыки социального взаимодействия с тем окружением, в котором он проживает.

Здесь включаются традиции, мораль, этика и прочие правила, которые приняты в обществе. Личность их должна изучить. Вместе с тем моральность не выступает важным фактором в формировании полноценной личности, поскольку она больше регулирует внешние проявления индивида, а не внутренние.

В человеке должно находиться внутреннее желание быть высококультурным, нравственным, воспитанным, интеллигентным. Без этого все меры, направленные на воспитание личности, будут лишь ограничивать ее, заставлять быть не собой. Если же человек сам желает быть духовно-нравственным, тогда у него есть стимулы для развития в себе соответствующих навыков.

Концепция развития личности Эриксона

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона тесно связана с психоанализом Фрейда. Однако он не только использовал идеи Фрейда, но и выдвинул ряд своих, сосредоточив усилия главным образом на изучении Эго. Эриксон рассматривал личность как продукт социальных взаимодействий и того выбора, который делает каждый человек. Он считал, что Эго постоянно развивается в зависимости от личного опыта человека. Конечная цель общения с другими людьми – развитие умения лучше понимать самого себя. На любой стадии развития человек может пойти различными путями. Именно выбор пути оказывает наибольшее влияние на то, кем человек в конечном счете становится. Ниже приводятся стадии психосоциального развития согласно концепции Эриксона.

Стадия 1. Базовое доверие или недоверие (от рождения до 1 года).

Если индивида в детстве опекал человек, который относился к нему с вниманием и которому ребенок полностью доверял, то, став взрослым, он сам будет относиться с доверием к происходящим в мире событиями. Чувство предсказуемости и неразрывной связи с теми, кто ухаживает за человеком, усиливается, если учитываются как базовые, так и смешанные его потребности. Это первичное доверие включает и доверие к самому себе. Подрыв чувства первичного доверия у ребенка может привести к его замыканию в себе, а иногда даже к полному разрыву взаимоотношений с окружающими.

Стадия 2. Автономия или сомнение (1-3 года).

Когда дети начинают ходить, все их способности (речь, общительность, физические возможности и познание) начинают быстро развиваться. Вместе с физическим и умственным развитием дети приобретают все большую уверенность в себе и занимаются исследованием окружающей среды. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно изучать свой мир. Если родители будут его ограничивать, это может привести к формированию застенчивости и неуверенности в своих силах.

Стадия 3. Инициатива или вина (3-6 лет).

Успешно преодолев первые две стадии развития, ребенок продолжает развивать чувство своей независимости, но более специфическим образом. В поступках ребенка уже меньше мятежных ноток, а на первое место выходит инициатива. Если ребенку не удается успешно преодолеть этот этап, он может стать безответственным человеком. И, как следствие, каждый раз в подобных ситуациях будет проявляться чувство вины как выражение нарушенных отношений с другими людьми.

Стадия 4. Усердие или чувство неполноценности (6–12 лет).

В этом возрастном периоде от ребенка ждут прилежания и усердия в той или иной сфере деятельности. Бесцельные игры уже рассматриваются как недостаток трудолюбия. Цель этого этапа заключается в развитии особых способностей ребенка, необходимых для выполнения конкретных задач в будущем. Если ребенок рассматривает свободное время как отдых от учебы, может ли это привести к возникновению чувства неполноценности? Нет, потому что подобное использование игрового времени считается целенаправленным.

Стадия 5. Идентичность или смешение ролей (12-18 лет).

Эриксон считал, что нормой поведения на этом этапе станут поиски индивидуальности. Подростки экспериментируют, самовыражаясь. Этот феномен получил название кризиса идентичности. Успешно преодолев этот этап, подросток становится более устойчивой личностью.

Стадия 6. Близость или изоляция (18-35 лет).

Для дальнейшего развития личности этот возрастной период предполагает установление близких взаимоотношений с другими людьми. Если человек знает, кто он такой, то начинает направлять свою энергию на поиск партнеров. Конечно, эти люди также должны обладать пониманием того, кто они такие. Не случайно именно в этом возрасте люди создают семьи. Не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения с кем-либо, оказываются в социальной изоляции. Не следует думать, что установление близких отношений предполагает только интимную связь с представителями противоположного пола. Это может быть также общение с друзьями, коллегами или с кем-то еще.

Стадия 7. Генеративность или стагнация (с 35 лет).

Генеративность – потребность в том, чтобы быть нужным, и осознание того, что человек направляется по жизни в «следующее поколение».

Стадия 8. Целостность Эго или отчаяние.

В пожилом возрасте люди часто предаются воспоминаниям о своей жизни. Если воспоминания доставляют удовольствие, человек ощущает целостность Эго, интегрированность и завершенность. Если нет, то наступает отчаяние.

Альфред Адлер пытался определить происхождение стремления к осуществлению контроля. Он считал, что желание контролировать и потребность в достижении чего-либо появляются в ходе сложного процесса самооценивания.

По Адлеру, у всех людей есть идеальное представление о самих себе и желание его реализовать. В случае несоответствия между идеальным представлением и тем, кем человек является на самом деле, у людей возникает чувство неполноценности, которое позже формируется в комплекс неполноценности. Этот комплекс, в свою очередь, способствует пониманию того, каким человек хотел бы быть, что ведет к формированию потребности в контроле.

Концепция развития личности Выготского

Л.С. Выготский рассматривал социальную среду как важный фактор в развитии личности. В данной концепции рассматриваются и естественное созревание, и овладение нормами поведения и мышления, и изучение языку и письму. Все это сказывается на том, в каком направлении развивается личность.

  1. Сначала взрослый воздействует на ребенка, направляя его на совершение непроизвольных действий.
  2. Далее ребенок использует по отношению к себе такие же приемы, которые использовались родителями.
  3. Затем он начинает применять их к взрослым.

В развитии ребенка активно участвуют обучение и образование. Человек не рождается готовой личностью, а становится ею по мере своего взросления. Здесь участвуют как биологически заложенные факторы, так и те нормы культуры, которые принято вкладывать в ребенка.

Итог

Концепция развития личности – это становление психики отдельного индивида. Имеются определенные общности факторов, которые влияют на данный процесс. Однако каждый человек индивидуален, что проявляется в итоге в том многообразии характеров и манер поведения, которые люди проявляют, уже будучи сформированными.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...