Как я впервые красил миниатюры. Покраска фигур модельными краскам Акриловые краски Vallejo Model Colors

Начну издалека.

Будучи настольщиком со определенным стажем, любителем евро-игр, который, к тому же, частенько страдал параличом анализа, я никогда не думал, что я буду красить миниатюры. Мне снились разыгранные как по нотам партии в Puerto Rico, Glory to Rome, New Era, Castles of Burgundy и прочее, прочее. А миниатюры красят эти… варгеееееймеры, которые армии собирают, меряются линейками и все такое. Оказывается, нет. Оказывается, мир, как и его части, не делится на черное и белое. Открытие века прям!

Нет, все же не совсем издалека. Осенью 2015 года некто Андрей С., являясь моим другом и по совместительству одним из немногих обладателей игры Kingdom Death: Monster в России, еще первой редакции, познакомил меня с ней. С тех пор мы практически все наши встречи, настолкемпы, тусы и даже пару вечеров в Тейблтоп Симуляторе просидели над полем 16*22 клетки, кидая кубы и радостно гыгыкая, когда очередной выживший терял голову. В буквальном смысле, разумеется. А как же евро-игры, паралич анализа и вот это все? Да, там это тоже есть в каком-то смысле. Но терять голову в результате бросков кубов никак не мешает! Игра с миниатюрами, которые в-общем для игры не нужны, разве что для эстетики и атмосферы (мы, к примеру, играли цветными миплами, потому что их лучше на поле различать и возить на кемпы). Кто вдруг заинтересовался - .

В ноябре 2016 года, когда игра вышла на Кикстартер в редакции 1,5, я уже был морально готов обрести свою копию. Недешевое удовольствие вышло, но тогда я вдруг понял! Kingdom Death - это же рай хоббиста! Покупать игру за столько денег, в которой есть такое количество миниатюр достаточно высокого качества, чтобы играть миплами? А вдруг клеить миниатюры и красить - это интересно? Неспроста же столько людей этим увлекается.

Год я ждал, зимой 2017 года получил заветную коробку. Иииии…. Понеслась! Да, красить это интересно. Играть собственноручно покрашенными миниатюрами весьма приятно. Как ни крути, одни плюсы. Единственный минус - где бы найти на все это достаточно времени…хех… Ладно, хватит прелюдий. Ближе к делу!

О техниках покраса рассказывать не буду, ибо сам еще не освоил ни одной. Да и статей на эту тему полно. Расскажу о своем личном опыте, то есть как это вообще - начинать красить миниатюры.

Шаг 1. Модель для сборки.

Первым делом я пошел в магазин и купил там клей для пластика Tamiya, модельный нож и коврик для резки.

Собираю 4 выживших и пару монстров. Интересно, затягивает!

Шаг 2. Проба кисти или несчастный гном.

Моя жена раньше занималась куклами, поэтому какие-то краски-кисти остались, но кое-что (почти все, по факту) пришлось подкупить. Она работала кистями из белки, поэтому остановились на белке и синтетике, круглые кисти размеров 0-1-2 и пара плоских. В ближайшем художественном магазине был выбор между кистями Рублефф и DaVinci, вторые сильно дороже, поэтому взяли Рублефф. Также купили акриловый белый грунт в банке, т.к. грунт в баллончике, говорят, сильно вонюч и работать им толком негде.

Зачем нужен грунт? Он создает на миниатюре плотный слой, на который краска ложится лучше, чем на пластик, т.е. лучше укрывает. Белый грунт из банки колеруется акриловой краской в любой цвет.


Наведался в Алегрис - это официальный дилер Games Workshop, купил там пару металликов, основные цвета (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый) и пару проливок - черную и сепию. Бренд красок - Citadel.

Первым кандидатом на издевательство стал гном из вархаммера. Краску я не разбавлял (тогда мне казалось, что она и так несильно густая), в качестве палитры использовал кусок бумажной обертки от шоколадки. Красил его примерно как раскраску, чтобы понять вообще, как это. Разве что проливку добавил, правда в процессе оказалось, что проливка, кривыми руками ляпнутая на серебристый металлик, отлично его тонирует. А неразбавленная краска, если ее класть в несколько слоев, чтобы исправить последствия незапланированной тонировки, замыливает детализацию…. В-общем, несчастный гном был покрашен совершенно без всякой идеи, в какие-то случайные цвета.

Проливка - это сильно разведенная краска, которая затекает в глубокие участки и создает там эффект тени. Во всяком случае, это ее основное применение. Можно сделать самому или купить готовую в баночке, но в баночке добавлена еще какая-то химия для большей текучести.



Наблюдения и выводы:

Акриловая краска (особенно неразведенная, ха!) сохнет крайне быстро.

Кисть из белки очень гибкая и красить ей мелкие детали сущее мучение.

Было бы желательно раздобыть яркий свет.

Шаг 3. Гнутые кончики или грустный гоблин.

Для начала, решаю вопросы первостепенной важности. Приобретаю синтетические кисти, т.к. они плотные и упругие, красить мелкие детали ими гораздо приятнее, чем белкой. Изучаю интернет на предмет мокрой палитры и собираю ее из подручных материалов. Беру небольшой пластиковый контейнер для еды, туда кладу сложенную в несколько слоев тряпку, заливаю водой, сверху кусок бумаги для выпечки. Готово! И в омут творчества с настольной лампой наперевес!

Мокрая палитра нужна для того, чтобы краска на палитре сохла медленнее. Более того, ее можно убрать в холодильник, и краска не высохнет несколько дней. Это весьма удобно для разведенных красок, т.к. такой же оттенок повторно получить будет непросто.


Смешиваю белый грунт с черной краской, получаю серый грунт. Грунтую пока еще не очень грустного гоблина. Грунт наношу плоской синтетической кистью, стараясь несильно залить мелкие детали.

Наношу базовые цвета. Кожа зеленая, дерево коричневое, роба… голубая?! Голубого цвета у меня нет, поэтому мешаю синий с белым.

Базовые цвета служат основой для затемнения участков, которые должны быть темными, и высветления выступающих частей.


Проливаю тени, стараясь не сильно залезать проливкой на базовые цвета. Как я теперь знаю, она их тонирует в более темный оттенок, а мне это не нужно. Осталось высветлить выступающее и отрисовать детали. Нахожу в гайде таблицу смешивания красок, чтобы примерно понять, что с чем нужно смешивать. И вижу, что путем нехитрых манипуляций можно получить фиолетовый цвет! Тогда пусть роба у гоблина будет фиолетовой! Перекрашиваю, заново проливаю.

Смешиваю краски для высветления. Обычно это делается более светлыми тонами базового цвета. И краску надо разводить чуть побольше… А чуть побольше - это как? Пропорции-то есть, только сложно с красками Citadel пропорции соблюдать. В отличие от некоторых других производителей (например, Vallejo), которые используют баночки с носиком, откуда можно капнуть каплю краски и отмерить пропорции воды, из банок Citadel краска достается кистью. В-общем, развожу как-то…

Начинается тонкая работа, и тут выясняется, что кончик моей кисти начал загибаться. Нет, конечно, я был с ней довольно груб, усиленно макал в воду и тер об баночку, смывая краску… Но чтобы вот так сразу! Вы когда-нибудь пробовали покрасить оперение стрел на миниатюре 28мм кистью с загнутым кончиком, да еще трясущимися руками? Не пробуйте лучше, много нервов сэкономите. Гоблин резко погрустнел… С горем пополам делаю высветления. В самом конце решаю - а чего бы финальное высветление не сделать техникой сухой кисти? Тут-то гоблин вообще расстроился. Ну, а мне-то что? Пусть ходит грустный, раз ему так хочется.

Наблюдения и выводы:

Для смешивания красок на мокрой палитре лучше взять кисть с мягким ворсом. Синтетика довольно жесткая и быстро протирает влажную пекарскую бумагу, в результате чего мелкие ошметки бумаги попадают в краску, а потом и на миниатюру.

Синтетика тоже не годится, во всяком случае, пока что. Читаю интернет, покупаю кисти из колонка, производитель Рублефф.

Шаг 4. Kingdom Death, начало или Девочка в зеленом.

Продолжаю улучшать инвентарь. Первый апгрейд достался лотку с мокрой палитрой - вместо мокрой тряпки, которая из-за своей мягкости способствует протиранию бумаги сверху, я раздобыл кусок флористического кирпича. Он ровный, достаточно твердый, отрезается по форме лотка, неплохо удерживает воду и остается мокрым сверху довольно долго. А потом можно снова облить его водой.

Покупаю удобную светодиодную лампу на гибкой ножке. Снова еду в Алегрис за красками и покупаю довольно много оттенков серого, белого и коричневого. У меня уже есть примерное понимание того, что я хочу сделать со своей первой миниатюрой KDM.

Грунт, как водится, колерую в серый, но мне не нравится этот холодный темно-серый, поэтому добавляю немного коричневого, это делает цвет более естественным. Приклеиваю миниатюру на базу и грунтую. Вообще оформление баз - отдельная большая тема, я ее пока касаться на буду. Есть какие-то в комплекте - и ладно.

База - это такая подставка, на которой миниатюра устойчиво стоит на столе. Базы есть в комплекте с игрой, и выглядят они как пол из каменных лиц, все как по сюжету.

Миниатюра будет использоваться при игре, и, по моей задумке, должна иметь цветовой код для того, чтобы она отличалась от других примерно таких же миниатюр. Практика показала, что лучше всего на поле миниатюры различаются именно по цвету, а не по позам, по оружию или даже цвету подставки.

Наношу базовые цвета. Первая KDM миниатюра - зеленая! Значит, зеленая кожаная броня, кожа в цвет кожи, меч в цвет светлой кости, волосы пусть будут коричневые. В процессе выясняется, что светлые оттенки довольно плохо укрывают темно-серый грунт. Для кожи использовал краску Scale 75 из сета для оттенков кожи, которую мне любезно придарил все тот же Андрей С., а она для нанесения базового цвета, как выяснилось, не очень подходит.

Краски Base и Layer. У Citadel есть краски для разных целей. В частности, base лучше походит для нанесения базовых цветов, а layer менее укрывист, поэтому лучше подходит для высветлений и затемнений.


Далее проливаю тени, высветляю. Поскольку оттенков зеленого я так и не купил, то смешиваю зеленый с белым в разных пропорциях для получения двух оттенков - чуть посветлее базового и сильно светлее. На костяной меч у меня есть план (подглядел в одном из коротких роликов по покраске Citadel) - тонировать его проливкой от светлого кончика к темному основанию. Пробую - работает! В процессе покраса этой миниатюры я совсем отказался от синтетики в пользу колонка.

С разведением краски водой по-прежнему непонятно. Разводишь «сильно» - краска каплей висит на кисти. Говорят, надо вытирать излишки краски об тряпочку, чтобы такого не было. Вытираешь - миниатюре краски почти не достается. В-общем, методом проб и ошибок постепенно двигаюсь к финишу.

Базу крашу в черный цвет, проливаю хорошенько черной проливкой, чтобы не осталось светлых мест и сухой кистью прохожусь по лицам сверху, чтобы проступили детали.

Шаг 5. Kingdom Death, начало получаться или Опасный в красном.

Знаете что? Затягивает, еще как! Заказал органайзер для красок, хаос на столе начинает раздражать, хотя у меня всего 30 баночек. Едет мини-лайтбокс, фотографии миниатюрок должны стать гораздо лучше. Едут кое-какие материалы для оформления баз (об это снова потом). И это только начало… С одной стороны, жаль, что времени свободного мало, и с другой стороны - может, это и хорошо?!?

Этого дядю я склеил первым, с таким опасным наклоном головы, что я еле воротник потом ему надел. Он будет носить красное.

Сначала темно-серый грунт. Кстати говоря, акриловый грунт из банки, смешанный с краской, сохнет весьма быстро. Где-то через минут 20 можно красить.

Потом базовые цвета. Серая ткань, красная кожаная броня (интересно, откуда выжившие в этом странном мире берут красители для кожи?), светлая, светло-коричневый мех и волосы, ножи в цвет светлой кости.

Потом проливки соответствующих цветов - сепия для кожи и меха, черная для ткани, темно-красной для брони у меня нет, поэтому проливаю фиолетовой.

Начинаю рисовать высветления. Поскольку я уже знаю, что проливка тонирует в более темный оттенок, слишком сильные высветления аккуратно корректирую небольшим количеством проливки. Кстати говоря, проливка дает не очень приятный блеск, возможно, он уйдет после финального покрытия матовым прозрачным лаком. Пока я лак еще не использовал.

Лак нужен для того, чтобы закрепить краску на миниатюре. От активных воздействий на миниатюру краска может облупливаться, особенно на тонких выступающих частях.


Ножи крашу по проверенной схеме, постепенно затемняя кость проливкой-сепией и добавляя в конце коричневую. Мне все еще не дается разведение краски и набирание ее на кисть, и, скорее всего, еще долго не будет даваться. Иногда на кисти остается много жидкой краски и на миниатюре она собирается в каплю. Если эту каплю быстро не убрать, будет не очень хорошо, придется выводить цвет обратно, а с кривыми руками от этого обычно страдает все, что вокруг. Пробовал покрасить глаза, но безуспешно, пришлось закрасить обратно. В-общем, методом проб и ошибок получаю что-то, что меня хоть как-то удовлетворяет. Да что там говорить, даже нравится. А ведь главное - чтобы нравилось самому!

Вступление

Как вам известно, акриловые краски в нашем хобби используются уже давно. Между тем, в последние пару лет, все больше и больше моделистов отдают предпочтение акрилу, и мы наблюдаем не только увеличение числа работ выполненных акрилом, но и повышение качества покраски миниатюр. Краска завоевывает все большую популярность благодаря тому, что она безопастна и проста в обращении.

В журналах, месяц за месяцем, мы восхищенно разглядываем фотографии великолепно покрашенных акрилом миниатюр, а так же читаем статьи, написанные лучшими миниатюристами, в которых они делятся советами и рецептами обращения с акрилом. Между тем, мне кажется, что в рубриках по покраске образовался существенный пробел, относящийся к описанию всех аспектов покраски миниатюр. Необходимость заполнить существующий вакуум и подвигла меня на написание данной статьи. Я постараюсь описать основные принципы и объяснить как можно более полно основные приемы работы с акрилатными красками.

Может сдаться, что многим содержание последующих страниц покажется элементарщиной. Я же считаю, что лучшими миниатюристами становятся те, кто хорошо понимает основы. С другой стороны - это обучающая статья, а в обучении нельзя продвигаться быстрее, чем самый медленный ученик. Ну а теперь краски в руки и начнем, пожалуй.

Необходимые принадлежности

Как любой другой тип краски, акрил требует к себе особенного подхода. Для того, что бы быть готовым во всеоружии, нам понадобятся всего несколько предметов. К предметам первой необходимости относятся:

Кисти

Как говорят англичане: «Мы не такие богатые люди, что бы покупать дешевые вещи». Качество вашей работы напрямую зависит от качества художественных принадлежностей. Кисти Winsor and Newton Series 7 (в прошлом, Серия 12) как стандартной длины, так и мини – самый лучший выбор из круглых кистей. Серия 7 стоит несколько дороже других кистей, но если за ней правильно ухаживать, то кисть прослужит дольше и лучше чем любая другая.

Вам так же понадобится хорошая плоская кисть из ворса колонка для покраски больших поверхностей. Большинство производителей предлагают, по меньшей мере, одну серию таких кистей и большинство из них довольно хорошего качества.

Что касается размеров кисти, то минимально практичный размер должен быть № 0, так как именно он позволяет взять достаточно краски и сохраняет острый кончик для работы над мелкими деталями. Кисти меньшего размера впитывают слишком мало краски и к тому моменту, когда вы готовы красить, краска на кончике уже успевает высохнуть. Вместо удовольствия покраска превращается в пытку. Если только вы не красите большие по площади поверхности, вам будет достаточно запастись круглыми кистями № 0, 1 и 2, а так же плоской № 4 для того, что бы красить любые фигурки от 54 до 120 мм.

Важно запомнить, что по своей сути акрил губительно сказывается на кисти. Вы должны очень тщательно и как можно чаще промывать вашу кисть во время покраски. После окончания покраски тщательно вымойте кисти качественным растворителем, что бы избавиться от краски набившейся в пучок и обойму. По этому поводу в журнале Historical Miniature magazine № 16 есть очень поучительная статья написанная Бобом Ни (Bob Knee). Кисти, предназначенные исключительно для акрила, стоит держать отдельно, ведь даже небольшое количество эмали или масла может испортить кисть. Неплохо было бы использовать дешевую кисть для разведения и смешивания красок, так как данные процессы изнашивают кисти. Дорогие кисти стоит использовать только для покраски.

Ткань х/б:

Ее вы будете использовать очень часто, слегка смоченную, без хлопкового пуха, например старую майку или полотенце. Так же можно использовать бумажное полотенце, но только не дающее бумажной пыли. Единственный недостаток его – быстрый износ от долгого употребления.

Палитра:

удобная по размеру пластмассовая или аллюминивая палитра с углублениями – обязательный предмет для работы с акрилом. Палитры недороги и позволяют держать все в порядке. Что касается меня, то я прокладываю мою палитру аллюминивой фольгой, так как мне совсем не улыбается мыть ее после каждого сеанса покраски. Каждый поступает так как ему удобно.

Емкость для воды:

Простой стакан или устойчивый керамический сосуд полный чистой воды, так как вам придется часто мыть кисть. Запомните, что во время сеанса покраски, воду нужно менять как можно чаще. Краска после мытья кисти превратит воду в смесь нескольких цветов, поэтому ее нужно менять, что бы не испортить не только палитру, но и миниатюру

Пипетка:

Необходимо иметь пипетку для закапывания в глаза или пустой пузырек, при помощи которого можно добавлять воду точно по капле.(Vallejo Acrylics продаются в пузырьках со специальной насадкой-пипеткой).

Вода:

Вот уж на чем не стоит экономить. В большинстве городов водопроводная вода после высыхания оставляет белесый осадок. Зная, что в воду добавляют кучу всяких химикатов, я предпочитаю использовать исключительно дистилированную воду для моих покрасочных нужд.

Полистирол:

Небольшой кусок загрунтованного полистирола представляет собой прекрасный «полигон» для пробы пера: для простых упражнений по технике покраски и для отработки основных навыков.

Рабочая фигурка:

Что бы проиллюстрировать приемы покраски я использую фигурку собранную мной из запчастей. Моей целью является демонстрация описанных ниже основ техники работы с акрилом, а не покраска какой-то определенной униформы. Как только вы поймете принципы, настанет ваша очередь опробовать их на какой-нибудь специально отобранной для этой цели фигурке. Попробовав тот или иной метод, вы можете смыть краску и начать покраску снова. В любом хобби магазине можно недорого приобрести неплохие фигурки, которые позволят вам экспериментировать и совершать ошибки. Это избавит вас от душевных мук и не обременит ваш бюджет.

Акриловые краски Vallejo Model Colors

Для данной статьи я выбрал три краски: 922 U.S. Uniform Green, 952 Lemon Yellow и 980 Black Green, что бы на их примере объяснить технику пользования акрилом. Ниже, в таблице № 1 приведены цветовые комбинации на базе других цветов.

Как пользоваться акрилом Vallejo

Акрил Vallejo появился на рынке сравнительно недавно и завоевал популярность благодаря тому, что производитель избавился от проблем присущих акрилатной краске других фирм. Краска на 100% растворяется в воде, дает исключительно матовую повехность, бысто сохнет, с высоким содержанеим пигмента, обладает высокой укрывистостью (что хорошо при исправлении любых ошибок), плюс продается в пузырьках, из которых краску можно выдавливать небольшими порциями, по капле за раз.

После того, как вы закончили покраску, краска на носике пузырька засыхает, образуя пробку, недопускающую проникновение воздуха в пузырек.

Гамма Vallejo насчитывает более 200 разных цветов, лаков, растворителей, glazes, металликов и флорессентов и позволяет, как вы сами понимаете, не только грунтовать модели. Даже если вы бескомпромисный фанат эмалей или масляных красок, вам стоит просто попробовать акрил. Вы сами увидите, что акрил бесподобен для некоторых нужд, и с его помощью можно добиться поразительных результатов. Несмотря на то, что я продолжаю использовать эмаль и масло для покраски некоторых частей моих фигурок, большинство моих методов поменялись, так как с акрилом я стал способен добиваться гораздо лучших результатов.

Как с любой другой краской, правильный подход – это краеугольный камень красиво покрашенной фигурки. Истина именно в этом! Теперь же, когда мы приготовили все необходимое и выбрали краски, давайте рассмотрим поэтапно основные моменты процесса покраски.

Планирование

Перед тем как взять в руки кисти, необходимо четко представьте себе цель или результат, которовог вы хотите добиться на данном этапе. Подберите необходимые краски и инструменты и внимательно изучите фигурку. Рассмотрите как следует все детали фигурки, а так же местоположение и форму основных темных и светлых зон. Перед тем как начать, потренируйтесь на куске полистирола и, главное, никогда не торопитесь.

Подготовка краски

Встяхните пузырек с краской

Чего? Чего??? Вы бы удивились, если бы узнали, сколько людей пропускают данный этап, а позже жалуются, что из пузырька льется только прозрачная жидкость и хлопья краски! Не стоит отчаиваться, просто встряхните краску, энергично постучав дном пузырька о ладонь, и удостоверьтесь, что вы тщательно перемешали все содержимое пузырька. А теперь приготовьте палитру и перейдем к следующему этапу.

Разведение краски

Красить «сильно разведенной краской» - вот основной секрет работы с акрилом Vallejo. Краска прямо из пузырька слишком густа для большинства операций и различная степень разведения просто необходима для реалистичной покраски. Как уже упоминалось выше, для разведения я использую только дистилированную воду. Для того, что бы иметь ориентир, я добавляю определенное количество капель воды в каждую каплю краски. Таким образом, мы имеем «коэффициент разведения», где первая цифра обозначает соотношение долей краски к долям воды (например, 1:1, 1:2, 1:3 и т.д.). Объем воды будет разным для каждой ситуации. Ниже приведены три основных коэффициента разведения краски с описание соответствующего использования:

1:1 минимальный коэффициент, который используется для наложения базового цвета. Отличается высокой степенью укрывистости.

1:2 тонкий слой краски. Используется в работе с аэрографом, для подводки и проработки мелких деталей. Тонкий, но непрозрачный слой краски.

1:5 минимум для высветлений и затемнений. Прозрачный слой, через который видно базовый цвет.

Необходимо отметить, что вышепреведенные примеры не являются ни единственно правильными, ни идеальными. Только практика и опыт позволят вам приобрести навыки и выработать ваш собственный стиль.

Когда вы начнете красить, обратите внимание на тот факт, что краска начнет засыхать на палитре. Как только вы увидите это, добавьте необходимый объем воды или краски для поддержания заданной консистенции и коэффициента разведения. Это очень важно, так что держите ухо востро. Добавив небольшое количество Vallejo #587 Slow Dry (увлажнитель), вы можете приостановить процесс высыхания краски и тем самым увеличить время для работы.

Подготовка фигурки

Как только фигурка собрана и подготовлена к покраске, наступает время заложить фундамент правильной покраски, путем нанесения грунтовки и наложения основного цвета. Данный этап прост и не должен вызвать осложнений.

Правильно было бы грунтовать все фигурки и металлические и эпоксидные. Несмотря на то, что грунтовка эпоксидных фигур необязательна, она позволяет выявить все недочеты, невидные на неокрашенном материале. Так же грунтовка дает гладкую поверхность, удобную для наложения краски. Грунтовать необходимо в один прием, предпочтительно из аэрографа, покрывая поверхность одинаковым тонким слоем краски. Затем оставьте фигурку сохнуть в течении 24 часов. Vallejo производит свою собственную грунтовку № 919 Foundation White. Я лично ей не пользуюсь, но если вам нравятся белые грунтовки, то она для вас.

Как только грунтовка высыхает, наступает время для нанесения основного цвета (ОЦ) или цветов. В качестве ОЦ постарайтесь выбирать промежуточные тона, что даст вам достаточно свободы в работе с высветлениями и тенями, для поддерживания правильного баланса между ними. Пользуйтесь широкой, по возможности плоской кистью для того, чтобы наложить несколько тонких слоев краски (коэффициент разбавления 1:1). Оставьте фигурку сохнуть в течение 3 часов, перед тем как снова начать работать с ней.

Наложение краски

До того, как мы перейдем к изучению каких бы то ни было приемов покраски, необходимо научиться правильно накладывать разведенную краску. Это так называемый «контроль кисти», самое важное, что нужно знать при работе любым типом краски. Когда дело касается разбавленной акриловой краски, контроль – особенно важный фактор. Когда вы обмакиваете кисть в сильно разведенную краску, ворс вбирает в себя чересчур большое количество краски. Этот излишек – грабли за ближайшим углом, беда знакомая многих моделистов. Вы увидите, как краска бурным потоком растекается на тщательно покрашенной поверхности, только тогда, когда кисть дотронется до загрунтованной поверхности или частично покрашенной фигурки.

В следующий раз, обмакнув кисть в краску, промокните ее о кусок ткани, что бы избавиться от излишка краски. Не волнуйтесь, если увидите большое расплывающееся пятно краски на салфетке, ворс удержит достаточно краски. Данная операция позволит вам удержать в кисти только необходимое количество разведенной краски, которую вы легко сможете нанести на фигурку. С другой стороны, промакивая кисть о салфетку, вы избежите проблемы присущей при работе с эмалями и маслом: раздвоения кончика кисти.

Иногда приходится проводить кистью по ткани более одного раза, в зависимости от того насколько разбавлена краска. Если же, промакивая кисть, вы разворошите кончик кисти, просто поправьте кончик, несколько раз осторожно перекатя его по салфетке.

Самое главное, после того как вы избавитесь от лишней краски, опробовать кисть на бумаге, дабы быть уверенным, что это та самая консистенция, которая вам нужна. В зависимости от результата, можно добавить либо больше воды, либо больше краски. Не забудьте снова опробовать кисть на бумаге. Многие моделисты пропускают данный этап и портят фигурку.

Упражнения по покраске

Я никого не призываю верить мне на слово, обязательно попробуйте сами! На палитре положите по капле краски в три ячейки и добавьте воду, чтобы получить пропорции описанные выше. Теперь попробуйте обмакнуть кисть в краску, избавьться от излишка на салфетку и нарисовать несколько тонких линий на рабочей поверхности. Следите за тем, насколько вы контролируете кисть и конечный результат. Постарайтесь добиться ровных одинаковых линий, удаляя по необходимости лишнюю воду. Поэксперементируйте и понаблюдайте за результатами, которые дает краска разной консистенции. Не забывайте мыть кисти каждый раз перед тем, как пользоваться другой краской и проверяйте кисть на бумаге перед тем, как нанести краску на фигурку.

Методы нанесения краски

Теперь, когда вы знаете, как разводить краску и наносить ее на фигурку, рассмотрим разные методы покраски.

Есть много способов покраски миниатюр, каждому из которых присуща своя собственная техника. Между тем важнейшей часть любого метода является плавный переход от одного оттенка к другому. Именно это позволяет добиться наибольшего реализма. Переход от одного оттенка к другому носит название «Размывка» и служит одной цели: размыть границу соседствующих тонов, делая переход от одного к другому более мягким. В случае с маслом или эмалями это происходит путем диффузии: физического смешения двух оттенков в месте их соприкосновения (диаграмма 1а).

Что касается акрила, как например Vallejo, размывка, преимущественно, являет собой визуальный эффект, а не физический процесс диффузии (диаграмма 1б). Акрил сохнет слишком быстро и не позволяет смешивать краски также легко, как масло или эмали. Этот факт и является главным различием между использованием акрила и других видов краскок. В принципе в редких случаях, увеличив период высыхания, метод диффузии возможен и при работе с акрилом. С другой стороны, акрил есть акрил и эффект размывки должен достигаться путем визуального эффекта. Этот эффект достигается при помощи двух, нижеприведенных методов.

Наслаивание

Наслаивание – это последовательное наложение слоев краски в определенном месте. Краска может быть:

Непрозрачной: используется, когда есть необходимость в единообразном покрытии поверхности одним цветом. Лучше всего это достигается наложением нескольких тонких слоев краской разведенной в пропорции 1:1 или 1:2. Используется для нанесения базового цвета и покраски узоров и деталей.

Прозрачной: используется, когда нужно постепенно добиться какого-нибудь эффекта при работе одной краской, при этом нижние слои видны через прозрачные верхние слои краски. Используется при тонировании, высветлении, затемнении и оконтуривании. Коэффициент разведения 1:5 и выше.

Градация

Градация представляет собой последовательное наложение все меньших по площади прозрачных слоев краски. Это делается для того, что бы добиться визуального эффекта «размывки» последующего слоя в предыдущем. Секрет состоит в том, что каждый последующий слой немного светлее или темнее чем предыдущий. В основном к данному способу прибегают при высветлении или затемнении. Коэффициент разведения 1:5 или выше, в зависимости от ситуации.

Светотени

Теория передачи игры света и теней слишком обширный сюжет, который невозможно полностью осветить в рамках данной статьи. Тем, кто интересуется данной темой, я советую обратиться к источникам, в которых данная тема прекрасно раскрыта. Например, книга “Building and Painting Scale Figures” написанная Шепердом Пейном (Sheperd Paine), глава 3. Тем временем мы сосредоточимся на практической стороне вопроса, о которой вы уже должны иметь примерное представление. Высветление и затемнение на фигурке возможны при помощи комбинации двух методов, градации и наслаивания, в один несложный процесс

Высветление

Обычно высветляются наиболее выступающие участки на фигурке, куда более всего падает свет. При работе акрилом, высветления делаются в первую очередь. Причина заключается в том, что темной краской легче закрасить и подретушировать ошибки, допущенные при высветлении.

Диаграмма № 4: высветления

Смесь для высветления готовится путем добавления небольшого количества более светлой краски к ОЦ, правильно разбавляя ее (минимум 1:5). Вначале краска заданной яркости наносится на самый большой участок поверхности соответствующий нижней границе светлой зоны. Затем, добавив небольшое количество высветлителя к предыдущей смеси, красим несколько меньший участок, процесс повторяется до тех пор, пока не достигнут задуманный результат. В зависимости от места на фигуре и задуманного эффекта, степень высветление может варьироваться от наложения одного, чуть более светлого тона, до наложения множества все более светлых оттенков, вплоть до чистой краски, которую вы используете для высветления.

Затемнение.

Как видно из названия, затемняются те места, на которые свет падает меньше всего или туда, где требуется немного подчеркнуть форму. Затемнение производится после того, как закончено высветление.

Диаграмма № 5: Затемнения

Схема работы с тенями схожа с осветлением, только в данном случае, к ОЦ добавляются все более темные цвета, для того, чтобы создать теневую градацию. Работа над тенями требует очень разведенной краски и, обычно, накладывается не более трех слоев, в зависимости от требуемой глубины теней. Запомните, что краска должна быть очень сильно разведенной. Это позволит постепенно создать все более глубокую тень, вместо того чтобы наложить один, но толстый слой, что может привести к закрашиванию не только деталей, но и базового цвета. Начните с коэффициента 1:8 или выше и не забудьте удалить за несколько подходов лишнюю краску при помощи тряпки или салфетки.

Запомните, что в основе работы над светотенями лежит ваш персональный стиль, опыт и знание теории покраски. Вместе с тем, хороших результатов в покраске акрилом можно добиться лишь опираясь на трех китов:

Таблица № 1 – Смеси на основе одной краски для высветления и затемнения

1. Правильный подбор цветов.

Еще раз я хотел бы подчеркнуть, что хороший результат достигается правильным подбором сочетаемых цветов и зависит от подходящего основного цвета. Это значит, что для поддержания цветовой гармонии, если только вы не стремитесь передать какой-то особенный эффект на фигурке, ОЦ должен быть виден сквозь все слои в затемненных и высветленных местах. Для того, что бы вам было с чего начать, я включил в статью таблицу. В ней представлены смеси для высвеетления и затемнения на основе добавления всего одного дополнительного цвета. Вам стоит поэксперементировать с нижеприведенными смесями, для того, чтобы набить руку.

2. Как при высветелении, так и при затемнении, количество слоев краски зависит от цвета.

Все зависит от размера и формы участка, который красится. На большом и плоском участке необходим плавный переход между оттенками, так же как и наложение большего количество слоев краски. На маленьких же и глубоких участках, как-то складки или морщины, переходы между светом и тенью будут более резкими, и будут передаваться всего несколькими слоями краски.

3. Правильное наложение светотеней на всей поверхности фигурки.

Даже если вы накладываете всего несколько слоев, это требует точности и терпения. Всегда нужно знать, когда необходимо остановиться. Каждый раз перед покраской внимательно изучите фигурку под зенитально падающим светом. Это позволит вам определить все выпуклые и плоские места, которые образуют светотени. Далее вам останется только подчеркнуть их.

Основной ЦВЕТ СВЕТ ТЕНЬ
922 US Uniform Green 909 Vermillion Red 856 Ochre Brown
952 Lemon Yellow 851 Deep Orange 948 Golden Yellow
980 Black Green 908 Carmine Red 983 Earth
975 Military Green 851 Deep Orange 992 Neutral Gray
850 Vallejo Olive 911 Light Orange 951 White
980 Black Green 909 Vermillion Red 862 Black Grey
850 Vallejo Olive 911 Light Orange 830 Field Gray
915 Deep Yellow 915 Deep Yellow 886 Green Gray
975 Military Green 851 Deep Orange 979 Dark Green
915 Deep Yellow 844 Deep Sky Blue 886 Green Gray
951 White 951 White 971 Green Gray
981 Orange Brown 965 Prussian Blue 830 Field Gray
981 Orange Brown 965 Prussian Blue 871 Leather Brown
915 Deep Yellow 901 Pastel Blue 977 Desert Yellow
940 Saddle Brown 898 Dark Sea Blue 822 Black Brown
940 Saddle Brown 901 pastel Blue 921 English Uniform
981 Orange Brown 951 White 917 Beige
985 Hull Red 899 Dark Prussian Blue 871 Chocolate Brown
875 Beige Brown 846 Mahogany Brown 988 Khaki
917 Beige 929 Light Brown 976 Buff
984 Brown 872 Chocolate Brown 941 Burnt Umber
984 Brown 872 Chocolate Brown
875 Beige Brown 875 Beige Brown
822 Black Brown 822 Black Brown
908 Carmine Red 843 Cork Brown
956 Light Orange 847 Dark Sand
926 Red 826 Medium brown

Дополнительные приемы

После того, как нанесены основные светотени, настало время для нескольких последних штрихов, которые подправят кое-какие детали и смягчат контрасты между оттенками. Акрил позволяет добиться прозрачности и яркости цвета, что делает его идеальной краской для тонировки, оконтуривания и окантовки.

Тонирование.

При покраске акрилом иногда создается впечатление, что светотени получаются словно окоченевшими. В этом случае необходимо небольшая поправка в цвете или легкое изменение тона. В таких случаях моделисты прибегают к тонировке, что ни что иное, как наложение слоя сильно разведенной прозрачной краски. Тонирование смягчает резкий контраст между тонами. Для тонировки разбавьте краску в пропорции 1:12 и не забывайте промокнуть кисть.

Оконтуривание.

Оконтуривание – это наложение тонкой темной непрозрачной линии для разделения разных участков и выделения деталий (швов, карманов, клапанов и т.д.). Тонкая линия рисуется самым темным, для этого участка, цветом. Краска разводится в пропорции 1:2 с последующим добавление все большего количества краски для постепенного достижения нужной глубины.

Окантовка.

Несмотря на то, что окантовка не так широко известна, как оконтуривание, с ее помощью можно достичь великолепных эффектов, если ею уметь пользоваться. Метод схож с оконтуриванием и состоит в наложении светлых линий по контуру деталей. Тем самым детали выступают еще больше. Разведенная краска доводится до пропорции 1:2, что позволяет постепенно дойти до нужного эффекта.

Заключение

На прошлой неделе я решился на невиданно доселе занятие - покрасить миниатюры. Со стороны, наверное, в этом не видно ничего особенного. Но на самом деле для меня - это значительное событие. Как человек, совершенно ничего не понимающий на рисовании и получавший в школе пятёрки исключительно за усердие, я был уверен, что у меня ничего не получится. Но практика показала, что переживал я зря.

Итак, ознакомившись с многочисленными советами, в пятницу я отправился в магазин за необходимыми принадлежностями. Я собирался купить грунтовку, лак и кисточки. Краски мне бесплатно пообещали выдать знакомые.

Грунтовку я выбрал чёрного цвета. Этот цвет встречался во всех статьях и инструкциях по покраске, так что у меня не было никаких сомнений. Кое-где упоминались белый и серый цвета, но подавляющее большинство авторов говорила о чёрном. Его я и купил. Лак я брал матовый, т.к. где-то я прочёл, что если взять глянцевый, то миниатюры станут «потными» из-за блеска. Лак и грунтовка стали самыми дорогими покупками - каждый флакон стоит чуть более 300 рублей.

Кисточек взял несколько: 00, 0 и 2 и какую-то ещё. Нашёл на витрине «Чёрную речку», но они показались очень страшными. Поэтому я взял кисточки марки «Галерея», которые стоили чуть подороже, рублей по 40-50. Также я приобрёл себе палитру (60 руб.) и растворитель для краски (40 руб). Всего на покупки ушло около 900 рублей.

Затем я отправился к знакомым за красками. Мне выдали около десяти баночек глянцевой акриловой краски марки Decola, а также несколько тюбиков с краской «металлик». Я немного огорчился, т.к. хотелось бы получить матовые, но, как известно, на халяву и хлорка творогом идёт 🙂 В моём распоряжении оказались, наверное, все необходимые цвета: оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный. Плюс «металлики»: серебро, бронза, медь, золото.

Прибыв домой, я стал прикидывать, как же мне грунтовать фигурки. Первым делом я закинул пробную партию - огнемётчика и ультралиска в тарелку с водой, разбавленной чистящим средством. Везде написано, что миниатюры нужно обезжирить, и я выбрал самый простой способ.

Затем я взял одну из коробок из-под посылок, и, отрезал у неё крышку и вырезал переднюю сторону. Получилось приспособление для грунтовки: я планировал ставить внутрь фигурки, а затем брызгать на них краской из флакона. Чтобы не разводить вонь в доме, вышел в подъезд.

Поставил в коробку ультралиска, огнемётчика и ещё простоссовскую гусеницу и включил камеру. А мой товарищ saw100500 схватил баллон и стал пшикать на фигурки, предварительно поболтав его около минуты. Мне показалось, что он не соблюдает рекомендованную дистанцию в 20-30 см, но, как оказалось, ничего страшного в этом нет.

Грунтовка, кстати, реально воняет. Мы даже ко второй партии, когда грунтовали пехотинца и гидралиска, задумались о ватно-марлевых повязках. Хотя, затем, я просто переместился с коробкой на балкон. Там оказалось намного удобнее - и окно открыть можно, чтобы от запаха избавиться, и банально света больше.

На следующий день миниатюры высохли, и я взялся за кисть. Вероятно, стоило бы посмотреть сначала в сети фотографии покрашенных фигурок, но я не стал этого делать. Решил, покрашу первую сам, как придумаю, так и выкрашу.

Моей первой фигуркой стал огнемётчик фракции Джима Рейнора. В оригинале он был красного цвета, так что я стал красить его в красный. И сразу же столкнулся с непонятным явлением. Краска наносилась на грунтовку не очень хорошо. Не знаю даже, в чём тут дело. Может быть краски мне достались какие-то не такие или же я выбрал неправильную грунтовку. Или, например, взял не ту кисточку (00), но на миниатюру красный цвет ложился не полностью. Каждый раз, когда я проводил кистью, наружу проступал чёрный фон грунтовки. Как я не старался повторно прокрасить особо сложные участки, ничего у меня не вышло. На фигурке местами проступал чёрный, и я просто решил не обращать на это внимание. Баллоны с газом я покрасил серым и этим же цветом выкрасил забрало.

Затем я сразу же взялся за пехотинца. Его я тоже выкрасил в красный цвет, испытывая те же проблемы с проступающей грунтовкой. Затем я выкрасил винтовку в руках у пехотинца серым цветом. Им же раскрасил забрало шлема и для красоты поставил ещё точки на наколенниках и сзади на скафандре. Готовые миниатюры я поставил в ту же коробку и залакировал. Процесс примерно такой же, как и с грунтовкой, только флакончик другой.

На мой вкус первые миниатюры вышли довольно посредственно. Из-за проступающего чёрного цвета они получились грязноватыми. Но, всё равно, я остался доволен своей работой. Ведь когда ставишь рядом оригинальную фигурку и покрашенную, смотришь и сравниваешь «до» и «после», понимаешь, что покрашенная — лучше, пусть даже раскраска и не идеальна.

Второй партией для меня стали протоссы: «гусеница» и драгун. Они в оригинале были оранжевого цвета, так что я стал красить их оранжевым. Начал с гусеницы. Краска ложилась на неё хуже некуда. Из под оранжевого цвета постоянно проступали чёрные пятна. Я красил, красил, красил, красил и красил, но лучше не становилось. Фигурка выглядела просто ужасно. Точно также получилось и с драгуном. Он получился грязно-оранжевым, пятнистым и совершенно некрасивым.

После того, как фигурки подсохли, я попробовал покрасить их снова. На этот раз цвет ложился уже лучше, чёрного стало поменьше, но он всё равно проступал. Тогда я снова дал миниатюрам подсохнуть, а после покрасил их в третий раз. Теперь гусеница получилась уже более-менее. Когда я поставил на неё голубые пятна (где-то на фотках в сети я видел такие же), она стала выглядеть уже не так позорно. А вот драгуна нормально покрасить, увы, не удалось. Так он и остался грязноватым.

В третий приём я взялся красить ультралиска и гидралиска. Ультралиск дался мне на удивление легко. Я заранее переживал, что получится как с протоссами, но коричневая и фиолетовая краски легли на него на удивление хорошо. Наверное, всё дело в том, что они достаточно тёмные и если чёрная подложка где-то и проступила, то это не так заметно. Помимо коричневого (туловище) и фиолетового (панцирь на голове и спине) я использовал ещё металлический цвет, которым окрасил бивни.

Затем я взялся за гидрасилка. Его я покрасил в те же цвета: коричневое туловище, фиолетовые вставки панциря и металлические клыки-конечности. Для красоты поставил ещё красные точки-глаза и мазнул металликом там, где должна быть челюсть. Гидралиск получился очень хорошо, но, к сожалению, вышел несколько темноватым. Хотелось бы, чтобы он был более светлым, а то коричневый и фиолетовый цвета практически сливаются.

После этого я конвеером покрасил несколько пехотинцев и огнемётчиков. Цвета использовал те же, что и раньше, красились они легко.

Следующим шагом стала покраска призраков-ghost’ов. Миниатюрки эти довольно мелкие, но это не помешало их нормально окрасить. Форму я выкрасил в красный, скафандр и руки покрыл серым, а винтовку за плечами не трогал, она осталась чёрной.

Затем я красил технику: голиафов, танки и стервятников (vulture). И снова столкнулся с проблемами. Голиафы вышли ещё ничего, т.к. я красил их серым и только кабину и вставки сделал красным, а вот грифы-мотоциклы и танки красил красно-серым и они получились очень грязными, как и протоссовский драгун. Я пытался покрасить вторым слоем, но, что-то у меня не вышло. В результате, конечно, миниатюры выглядят неплохо, но очень небрежно.

Вот мои первые результаты: 5 пехотинцев, 2 огнемётчика, 2 призрака, 2 грифа, 2 танка, 2 голиафа, 1 гидралиск, 1 ультралиск, 1 драгун, 1 гусеница. Всего 19 фигурок. Красил я их недолго, в общей сложности потратил наверное, часа два-три. Вполне приемлемое время. Правда, результаты — не очень. Пехоту и гидралиска я оцениваю на "троечку", ультралиск — на "четыре" с минусом (т.к. он получился слишком тёмный), а гусеница и голиафы — на тройку с минусом. А вот драгун, танки и грифы — увы, заслуживают только "пары". Слишком они грязны.

А теперь - несколько вопросов к знатокам.

Я обезжиривал в мыльной воде только первые две миниатюры. Остальные грунтовал так. На мой взгляд, отличий никаких. Ничего страшного, если я и остальные фигурки «купать» не буду?

Миниатюрки я красил кисточкой 00. Это нормально? Может быть, правильнее было бы использовать другую?

Наконец, самый важный вопрос: как сделать так, чтобы краска ложилась ровным слоем, и грунтовка из-под неё не проступала? А то я уже с горя подумал о том, чтобы протоссов оранжевым грунтовать.

Ещё один вопрос - как красить «летающие» фигурки? Они же на подставках, которые снять нельзя (приклеены). Пока что я додумался только до того, чтобы обернуть подставки снизу бумагой, а после грунтовки удалить её. Может, есть ещё варианты?

В общем, я понял, что покраска - это совсем несложно. Думаю, в обозримом будущем я докрашу армию Рейнора, а потом подумаю, либо закончу с фигурками из Старкрафта , либо перейду к Мемуарам .

Похожие записи

  • No related posts
  • Похожие статьи

    • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

      из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

    • Какую говядину лучше варить

      Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

    • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

      Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

    • Обзор самых новых лекарств от рака

      Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

    • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

      Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

    • Что значит "поставить крест"

      О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...