Шея: устаревшее название. Устаревшая лексика: названия частей тела

В высокостратифицированных развитых языках, как, например, английском , архаизмы могут выполнять функцию профессионального жаргона , что особенно характерно для юриспруденции .

Архаизм - лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными синонимами). Причина появления архаизмов - в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие.

Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках - для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. В современном языке могут сохраняться производные вышедших из активного употребления слов (например, «сей час» и «сего дня» от архаичных «сей» и «сего» ).

Примеры архаизмов в русском языке

аз - я («врёшь, собака, аз есмь царь! », «мне отмщение, и аз воздам ») ве́дать - знать (производные: невед ение , невед омый , вед ьма ) вельми́ - очень, весьма вы́я - шея («Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил ») глас - голос («глас вопиющего в пустыне », «глас народа - глас божий »; производные слова: соглас ие , соглас ный , полноглас ие , единоглас ный , провозглаш ать/провозглас ить , глаш атай ) десни́ца - правая рукакарающая десница ») длань - ладонь дщерь - дочь («дщерь ты моя непутёвая» - шутливое) ежели - если («ежели вы вежливы» ) живо́т - в значении «жизнь» («не щадя живота своего », «не на живот, а на смерть ») зело́ - очень зла́то - золото («Там царь Кащей над златом чахнет ») и́же - которые, который (напр. «иже с ними» ) лани́ты - щёки лепота́ - красота, великолепие мо́лвить - говорить («не вели казнить, вели слово молвить »); производные: «помолв иться» , «помолв ка» нощь - ночь (например, в выражении «денно и нощно» , то есть «и днём и ночью») о́ко, о́чи - глаз, глаза («в мгновение ока », «очи чёрные », «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей » (см. День Победы (песня) , «око за око, зуб за зуб », «око Саурона »; производные слова: оче видный , оче видец , вооч ию , оч ный/заоч ный , оч ки ) оне́ - они (о лицах женского пола) о́семь (род. пад. «осьми ») - восемь (производное слово: осьми ног ) осьмна́дцать - восемнадцать перст - палец («перст указующий »; производные: перст ень , напёрст ок , двенадцатиперст ная кишка , наперст янка (дигиталис), пер чатки ) посему́ - поэтому поели́ку - поскольку, так как, потому что сей, сия́, сие́ - этот, эта, это («сию же секунду! », «сей момент! », «что сие значит? ») супоста́т - злодей, негодяй суть - форма 3 л. мн. ч. глагола «быть» то́кмо - только упова́ть - надеяться («уповаю на милость божию ») уста́ - губы, рот («застывшая на устах улыбка »; производные: уст ный , уст ье ) черво́нный - красный, алый чело́ - лоб («бить челом », то есть выражать почтение, уважение; производное слово: «чело битная ») шело́м - шлем («испити шеломом Дону »; производные слова: ошелом ить , ошелом лённый ) я́ко или а́ки - как, словно, точно (для присоединения сравнительного оборота - «мудрый, яко змий» , «И всё то ты в трудах, великий государь, аки пчела» )

См. также

  • Неологизм - наоборот (напротив), нововведённое слово; Новое слово.

Литература

  • Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М ., 1997, 2005. - ISBN 5710795305
  • В. П. Сомов. Словарь редких и забытых слов. - М .: Владос, Астрель, АСТ, 1996, 2009. - ISBN 5-17-004597-2 , ISBN 5-271-01320-0
  • О. П. Ермакова. Жизнь российского города в лексике 30-х – 40-х годов ХХ века: Краткий словарь ушедших и уходящих слов и выражений. - Калуга, Москва: Эйдос, Флинта, Наука, 2008, 2011. - ISBN 978-5-9765-0967-2 , ISBN 978-5-02-037282-5

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Архаизм" в других словарях:

    - (греч. archaismos, от archaios старый, древний). Выражение, слово, вышедшие из употребления, вообще все устарелое, старинное. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХАИЗМ 1) устарелый оборот речи;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи А. является одним из стилистических средств, изучаемых в особом отделе стилистики. У нас А. чаще всего являются славянизмы, черпаемые из церковнославянского, к рый до XVIII в. был … Литературная энциклопедия

    Отрыжка, пережиток, атавизм, анахронизм Словарь русских синонимов. архаизм см. пережиток Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    архаизм - а, м. archaïsme m. 1. Устаревшее слово или оборот речи, вышедшее из употребления. Наш язык не имеет уже ни ОЖЕ ни АЧЕ, ни других премногих Архаисмов, то есть старины глубокия. 1751. Тред. 1 с. LXII. // Успенский 1985 190. 2. Пережиток старины. Ож … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АРХАИЗМ, архаизма, муж. 1. Архаическое, вышедшее из употребления слово или оборот речи (линг.). 2. Устаревшее явление, пережиток старины (книжн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АРХАИЗМ, а, муж. 1. Устарелое слово, оборот речи или грамматическая форма. 2. Пережиток старины. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. древний, старинный, обветшалый оборот речи. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (от греч. archaios древний) 1) устаревшее, пережиток старины; 2) устаревшее слово или оборот речи, вышедшие из употребления; 3) возрождение старого, архаического стиля как результат осознанной или неосознанной неудовлетворенности тем, что… … Философская энциклопедия

    Употребление устарелых слов и старинных оборотов речи;также подражание старинному стилю в искусстве … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Архаизм - АРХАИЗМ старинное слово или устарелый оборот речи. Архаизмы мы находим живьем в документах и памятниках слова, составленных в любое сколько нибудь отдаленное от нас время. В поэтической речи архаизмы вводятся нередко с двоякою целью. Во… … Словарь литературных терминов

    Архаизм - (гр. archaios – ескі, көне, ежелгі) – 1) қолданыстан шыққан ескі сөз немесе сөз айналымы; 2) ескінің қалдығы … Философиялық терминдердің сөздігі

Книги

  • Модернизм как архаизм. Национализм и поиски модернистской эстетики в России , Шевеленко Ирина Даниэлевна. Книга посвящена интерпретации взаимодействия эстетических поисков русского модернизма и нациестроительных идей и интересов, складывающихся в образованном сообществе в поздний имперский…

Каждый человек, желающий учиться и развиваться, всегда стремится узнать что-то новое и полезное для себя. Особенно важным считается словарный запас, который не только давно стал показателем эрудированности, но и может помочь в самой неожиданной жизненной ситуации. В этой статье вы сможете узнать о том, и историзмы. и контекст также могут пригодиться особо любознательным для ознакомления.

Историзмы

К историзмам относятся наименования предметов, которые использовались нашими предками, а на сегодняшний день встречаются разве что в музеях. Например, слово «пищаль», которое обозначает древний вид оружия, использовавшийся на Руси несколько веков назад. К историзмам относится и слово «секира», обозначавшее один из видов боевых принадлежностей. Она представляла собой нечто, похожее на современный топор, но с двумя лезвиями.

Как появились историзмы

Основной причиной того, что с течением времени в языке появились историзмы, стало изменение привычной жизни наших предков, обычаев, развитие науки и культуры. Так, например, исчезнувшие виды одежды - армяк, кафтан, камзол - перестали использовать, и это привело к исчезновению их названий из языка. Сейчас подобные понятия могут встречаться разве что в исторических описаниях. Существует множество слов, которые перестали использоваться, и сейчас их относят к категории «историзмы». Пример тому - понятия, которые так или иначе касались крепостного права в России. Среди них - оброк, барщина, подать.

Архаизмы

К этой категории относятся слова, которые обозначают вещи и понятия, существующие до сих пор, но уже с изменившимися названиями. Например, наши предки вместо современного «этот» говорили «сей», а «очень» звучало как «зело». Историзмы и которых встречаются во многих литературных произведениях, далеко не всегда полностью заменяются другими словами, они могут лишь частично изменяться. Например, фонетически или морфологически.

Как появились архаизмы

Эта разновидность устаревших слов появилась вследствие того, что со временем любая лексика претерпевает изменения, эволюционирует и ассимилируется с другими языками. Таким образом, одни слова заменяются другими, но с тем же значением. Это та часть лексики, которая отжила свое, однако не исчезает полностью из языка. Эти слова сохраняются в литературе, документах и так далее. Для создания они и вовсе необходимы, чтобы можно было воссоздать колорит описываемой эпохи.

Фонетические архаизмы

К этому виду относят современные слова и понятия, которые отличаются от устаревших всего на несколько звуков, иногда всего на один. Например, к фонетическим архаизмам можно отнести такое слово, как «пиит», которое со временем эволюционировало в «поэт», а «огнь» превратился в «огонь».

Морфологические архаизмы

К этой категории принадлежат слова, которые устарели по своей структуре. К ним относятся существительное «свирепство», которое превратилось в «свирепость», прилагательное «нервический», эволюционировавшее в «нервный», глагол «рухнуться», который теперь звучит как «рухнуть» и многие другие.

Семантические архаизмы

Архаизмы и историзмы, примеры слов, встречающихся повсеместно, часто со временем теряют свое истинное значение. Например, современное «позор» раньше означало не что иное как «зрелище», а старинное «обыденный» подразумевало что-то, что было сделано за один день (например, «обыденный путь»), а вовсе не «заурядный».

Современное употребление

Иногда эти слова, вышедшие из употребления, настолько изменяются, что их начинают употреблять в новом значении. Это можно сказать как про архаизмы, так и про историзмы. Пример этого - слово «династия». Некоторое время назад его перестали использовать, но сейчас оно вновь в ходу. Если раньше оно могло сочетаться только с такими словами, как "царская" и "монархическая", то теперь сфера его использования значительно расширилась. Сейчас можно услышать и о династии лесорубов или шахтеров, которые подразумевают, что эта профессия наследуется от отца к сыну. Иногда устаревшие слова можно встретить и в ироническом контексте.

Устойчивые выражения

Устаревшие слова продолжают полноценно функционировать в языке в составе Таким образом, сохранились некоторые историзмы. Пример: слово «баклуши» до сих пор используется в языке в рамках словосочетания «бить баклуши», что значит «бездельничать». Это же можно сказать и про устойчивое выражение «точить лясы», то есть «болтать без умолку».

Вырождение VS Возрождение

Случается и так, что слова, которые лингвисты уже смело относили к историзмам, вновь стали употребляться благодаря тому, что понятия, которые они обозначали, снова начали использоваться. Подобное также может произойти, если было создано что-то новое, что каким-либо образом подобно устаревшему понятию или связано с ним. Сейчас такие слова едва ли напоминают историзмы. Пример: благотворительный вечер, мичман.

Вывод

Следует отметить, что хоть все вышеупомянутые устаревшие слова являются, скорее, пассивным пластом лексики, они не перестают играть в ней важную роль. Читая произведения таких именитых литераторов, как Толстой, Достоевский или Маяковский, можно очень часто встретить историзмы и архаизмы, а чтобы точно понять мысль, которую хотел донести автор, надо обязательно быть в курсе их значения. Поэтому в случае, если вам встретится незнакомое слово, лучше всего обратиться к авторитетному словарю.

Язык - это сложная, многоуровневая система, которой мы привыкли пользоваться, не обращая на это никакого внимания. Особенности ее организации интересуют, как правило, только филологов и непосредственно лингвистов, для которых данная составляющая нашей жизни является попросту частью профессии.

Между тем язык развивается, постоянно пребывает в динамике, приобретает новые формы и расширяет свои границы. Бесконечным потоком вливаются в него новые слова, которые со временем становятся для нас вполне привычными и входящими в состав обиходной речи. Другие же, наоборот, выходят из употребления и постепенно забываются в силу отсутствия в них необходимости. Так и появляются в нашем лексическом запасе слова-архаизмы.

Откуда они берутся

Не нужно быть лингвистом для понимания того факта, что такого рода слова не появляются в системе речи на пустом месте, просто так. Любое устаревшее слово или выражение в какой-то период развития языка было вполне общеупотребительным и ни у кого не вызывало недоумения или другого чувства в этом роде.

Что такое архаизм по сути? Чем он отличается от любого другого явления в структуре языка? В первую очередь, это устаревшее слово, значение которого может быть частично или полностью утраченным для большинства носителей языка. Появляются архаизмы отнюдь не по воле случая, будучи вполне закономерным, обоснованным явлением.

Движение человечества вперед и развитие языка, как следствие, требуют постоянного обновления словарного запаса, что и приводит к тому, что в тех или иных лексемах попросту больше нет необходимости.

Где они обитают

Мы задумываемся о том, что такое архаизм, только когда среди привычных и вполне понятных буквосочетаний встречается такое, значение которого нам не до конца понятно или же не ясно вовсе. Конечно, это происходит не только с устаревшей лексикой, однако в таких случаях налет древности вполне ощутим, и спутать архаизм с новомодным словцом практически невозможно.

Характерной особенностью слов, входящих в эту категорию, является ярко выраженный признак устарелости. Чаще всего они встречаются в художественной литературе, когда, к примеру, автор хочет наделить персонажа характерными чертами или попросту обращается в повествовании к предыдущим эпохам. И, конечно, особенно наполнена словами такого рода литература, написанная до XVII-XVIII века и не адаптированная под современную языковую систему.

Для того чтобы понять, что такое архаизм, обратимся к конкретному примеру: рассмотрим слово "брег", которое достаточно часто встречается в поэзии А.С. Пушкина. В современном руссуком языке существует аналогичное ему полногласное "берег", которое полностью совпадает с первым по смыслу, однако имеет уже совершенно иную стилевую окраску. Такого рода явление называется фонетическим архаизмом.

Какими еще бывают такие слова

Звуковые различия и неполногласие - не единственный признак устаревших слов в нашей речи. Языковеды, задавшиеся в свое время вопросом о том, что такое архаизм, выделяют сразу несколько групп лексем такого рода.

Наряду с уже названными (фонетическими) существуют и словообразовательные. Как правило, об отнесенности слова к данной группе говорит наличие суффикса, вышедшего из употребления в современной речи. В качестве примера можно привести такие слова, как "музеум", встречающийся в грибоедовском "Горе от ума", или "содейство" вместо "содействие".

Особый вид

Архаизмы, примеры которых были приведены ранее, могут быть и иными. Если ранее мы говорили об изменениях в звучании и составе слова, то в данном случае речь будет идти об отдельных лексемах, существующих наряду с современными - общеупотребительными. Вспомнить, к примеру, такие слова, как "око" или "ибо" - в языке, к которому мы привыкли, существуют равноценные аналоги, смысл которых ясен абсолютно каждому. Таким образом, архаизмы, примеры которых были приведены в данном случае, относятся к лексическим.

Забыта суть и смысл утрачен

Говоря о таком явлении русского языка, нельзя не указать на очень важную особенность, которую следует учитывать. Русские архаизмы не следует путать с так называемыми историзмами. Ключевой особенностью вторых можно назвать их семантическое значение. Как правило, такие лексемы означали предметы быта, звания и чины, которых попросту больше не существует в современной действительности. Таким образом, при исчезновении самого явления из жизни со временем исчезает и слово, его обозначавшее.

Так происходит не всегда - периодически семантические свойства лексемы видоизменяются, приобретая совершенно иную (вплоть до противоположной) окраску.

Русские архаизмы, как и любые другие, отличаются от историзмов еще и тем, что имеют в современном языке равноценные аналоги, синонимы, при помощи которых можно без труда произвести замену компонента на более понятный.

Таковы особенности такого явления, как архаизмы в языковой системе. Конечно, мы не пользуемся словами такого рода, звоня друзьям или заполняя отчеты, тем не менее без них наша речь была бы неполной и совершенно непримечательной.

Новыми. Одни из них уходят из словарного состава, потому что исчезает из употребления предмет, который они называли, например, «полати» (широкое спальное место между печью и стеной) или «кафтан» (вид верхней одежды). А другие постепенно заменяются новыми. Например, вытеснено современным словом «шея» устаревшее название этой части тела - «выя». А «вежды» давно заменены современным вариантом «веки».

В статье мы поговорим об исчезнувших из русской речи названиях частей человеческого тела и о том, какие из архаизмов продолжают употребляться и в наши дни.

Устаревшая лексика: части тела

Для того чтобы иметь какое-то представление о том, как назывались разные части человеческого тела в старину, приведем небольшой список их наименований с современными синонимами:

  • власы - волосы;
  • лик - лицо;
  • чело - лоб;
  • вежды - веки;
  • зеница - зрачок;
  • ланиты - щеки;
  • зев - рот;
  • уста - губы;
  • выя - шея;
  • десница - правая рука;
  • шуйца - левая рука;
  • перст - палец;
  • длань - ладонь;
  • жилы - кровеносные сосуды;
  • мослы - кости;
  • плоть - тело;
  • чресла - бедра;
  • песь - нога.

А для большей наглядности можно рассмотреть картинку.

Конечно, нашему современнику, если он не лингвист, трудно было бы понять описание какого-либо недуга, данное в старину. Попробуйте перевести, к примеру, такое сочетание - «у него закожник на вые». Слова «выя» и «закожник» - устаревшие название. «Шея» и «чирей» - вот их современные аналоги. Значит, диагноз оказывается таким: «у него чирей на шее». А сочетание «свернуть салазки» не имело отношения к Салазками называлась нижняя челюсть - следовательно, в приведенном примере говорится о ее переломе или вывихе.

Что такое архаизмы

Устаревшие название - шея (выя), кровеносные сосуды (жилы), глаза (очи), зрачок (зеница) и другие, перечисленные выше, принадлежат к архаизмам. Этим термином в лингвистике называют лексические единицы, которые не употребляются в современном языке, так как их заменили синонимы, но они продолжают использоваться в качестве стилистически маркированных (то есть лишь в определенных стилях, например, в художественном или деловом).

Их охотно используют авторы исторических романов, для того чтобы передать дух эпохи, а также поэты, стремящиеся придать своим произведениям высокий стиль. Поэтому, несмотря на то что упомянутые лексические единицы были вытеснены из употребления, они не исчезли бесследно.

Многие устаревшие слова продолжают свое существование в составе устоявшихся выражений:

  • беречь как зеницу ока ;
  • в мгновение ока ;
  • поджилки трясутся (поджилки - задняя сторона колена, подколенная ямка);
  • перст указующий;
  • один, как перст ;
  • рвать жилы ;
  • выгнать взашей (зашей или загривок - так же, как и выя - соответствует современному слову «шея»).

Устаревшее название становится производящим для новых слов

Не редко встречаются и производные от устаревших слов, сохранившиеся до наших дней. Так слово «окна» в свое время образовалось от устаревшего - «око». Дело в том, что окошки в домах ранее делали округлой формы и они, в самом деле, напоминали глаза. Давно уже окна во всех зданиях прямоугольные или квадратные, а название так и осталось. От множественного числа этого слова («очи») произошли новые лексические единицы - «оч евидный», «вооч ию», «заоч ник», «оч ки».

А у слова « шея» устаревшее название - «выя». От него образовался глагол «выть», то есть, «издавать горловые звуки». Вышедшее же из употребления слово перст образовало такие всем знакомые наименования, как «наперст ок», «перст ень», «перч атки». От уста и чело ведут свое происхождение современные - «уст ный», «наизуст ь», «уст ье», а также «чел ка».

Использование устаревших слов в современной медицине и деловой речи

Некоторые устаревшие названия сохранились в медицинской терминологии. Например, плюсна, обозначавшее ступню, дало жизнь названию кости стопы, состоящей из пяти трубчатых - «плюсневая кость».

Человеческие бока на Руси именовались «вздохами», а область под ребрами - «под вздохами». Из обыденной речи эти слова давно исчезли, зато для терапевта, гастроэнтеролога или хирурга термин «подвздошная область» скажет многое. Это и есть та самая часть тела, что располагается под ребрами.

Устаревшая лексика применяется и в официально-деловом стиле. Например, слова «деяние», «кара», «ныне» и обороты «прилагается к сему», «в надлежащем виде» можно часто встретить в официальной переписке или в судебной практике.

Использование архаизмов в литературе

Как уже упоминалось ранее, употребление устаревших слов в литературе является способом придать речи выразительность. Особенно часто этим приемом пользуются поэты. Например, в стихах прозвучит гораздо ярче, чем «пальцы», «щеки» или «шея» устаревшее название этих частей тела -«персты», «ланиты» и «выя».

Архаизмы придают художественной речи особенно торжественное или возвышенное звучание:

«Прошли года. Ты вновь со мною,

Но грустно юное чело ,

Глаза подернулись тоскою,

Одежду пылью занесло» (А.Н. Апухтин).

Правда, нередко их используют и с иронической окраской. Например: «Какому родителю не хотелось бы видеть своего ребенка понятливым и схватывающим все на лету! Но очень часто настойчивые попытки сделать из чада чудо терпят неудачу. Почему?». Такой прием довольно часто встречается в фельетонах или сатирических очерках.

Ошибки в употреблении устаревших слов

Пытаясь украсить текст и блеснуть богатой лексикой, некоторые авторы употребляют архаизмы, не учитывая их экспрессивную окраску. Из-за этого текст выглядит нелепым или же в нем появляется двузначность: «Хозяин быстро узрел деловые качества своего менеджера…», или: «Но молодому чиновнику претила даже мысль склонить свою выю перед начальством…». Как видите, здесь явно неуместны устаревшие слова. «Шея» и «увидел» в большей мере соответствовали бы общему стилю.

Некоторые авторы при употреблении таких слов искажают их значение. Например: «На собрании были вскрыты нелицеприятные факты…». Но дело в том, что архаизм «нелицеприятный» - это синоним современного прилагательного «беспристрастный» и сочетаться он может только со словом «критика». Автор же явно желал сообщить о негативных фактах, но не затруднился задуматься об истинном значении употребленного им устаревшего слова.

Заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля. Следует отличать от историзмов - слов, полностью вышедших из употребления.

В высокостратифицированных развитых языках, как, например, английском , или португальском , архаизмы могут выполнять функцию профессионального жаргона , что особенно характерно для юриспруденции и религиозного культа .

Архаизм - лексическая единица, вышедшая из употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными синонимами). Причина появления архаизмов - в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие.

Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках - для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. В современном языке могут сохраняться производные вышедших из активного употребления слов (например, «сей час» и «сего дня» от архаичных «сей» и «сего»).

Примеры архаизмов в русском языке

Архаизмы в русском языке имеют в целом славянский корень, и порой соответствуют существующим употреблениям как в южнославянских , так и в западнославянских языках:

Аз - я («лжёшь, собака, аз есмь царь!», «мне отмщение, и аз воздам»; болг. аз съм , макед. jас сум ) ве́дать - знать (производные: невед ение, невед омый, вед ьма. белор. ведаць ) вельми́ - очень, весьма (белор. вельмі ) вечор - вчера вечером («вечор, ты помнишь вьюга злилась…») вы́я - шея («Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил») глас - голос («глас вопиющего в пустыне», «глас народа - глас божий»; производные слова: соглас ие, соглас ный, полноглас ие, единоглас ный, провозглаш ать/провозглас ить, глаш атай; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) давеча - недавно десни́ца - правая рука («карающая десница»; болг. дясно - право) длань - ладонь (болг. длан , мак. дланка ) дщерь - дочь («дщерь ты моя непутёвая» - шутливое; болг. дъщеря ) ежели - если («ежели вы вежливы») живо́т - в значении «жизнь» («не щадя живота своего», «не на живот, а на смерть»; болг./мак./серб. живот ) зело́ - очень зла́то - золото («Там царь Кащей над златом чахнет»; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) и́же - которые, который (напр. «иже с ними»; серб. исте ) лани́ты - щёки лепота́ - красота, великолепие (болг. ляпота , серб. лепота ) мо́лвить - говорить («не вели казнить, вели слово молвить»); производные: помолв иться, помолв ка нощь - ночь (например, в выражении «денно и нощно», то есть «и днём и ночью»; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) о́ко, о́чи - глаз, глаза («в мгновение ока», «очи чёрные », «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей », «око за око, зуб за зуб», «око Саурона »; производные слова: оч евидный, оч евидец, вооч ию, оч ный/заоч ный, оч ки; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) оне́ - они (о лицах женского пола) о́семь (род. пад. «осьми») - восемь (производное слово: осьм иног); болг. осем , мак. осум , серб. осам . осьмна́дцать - восемнадцать; болг. осемнадесет , мак. осумнаесет , серб. осамнаест . перст - палец («перст указующий»; производные: перст ень, напёрст ок, двенадцатиперст ная кишка, наперст янка (дигиталис), пер чатки; болг. пръст , мак. и серб. прст ) посему́ - поэтому поели́ку - поскольку, так как, потому что; серб. утолико сей, сия́, сие́ - этот, эта, это («сию же секунду!», «сей момент!», «что сие значит?») супоста́т - злодей, негодяй суть - форма 3 л. мн. ч. глагола «быть» то́кмо - только упова́ть - надеяться («уповаю на милость божию») уста́ - губы, рот («застывшая на устах улыбка»; производные: уст ный, уст ье; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) черво́нный - красный, алый (болг. червен , мак./серб. црвен , укр. червоний , польск. czerwony , чешск. /словац. červená, белор. чырвоны ) чело́ - лоб («бить челом», то есть выражать почтение, уважение; производное слово: чело битная; идентично современным болгарскому, сербскому и македонскому значениям) шело́м - шлем («испити шеломом Дону»; производные слова: ошелом ить, ошеломл ённый) шу́йца - левая рука я́ко или а́ки - как, словно, точно (для присоединения сравнительного оборота - «мудрый, яко змий», «И всё то ты в трудах, великий государь, аки пчела») польск. jak , чешск. jako , словац. ako ., белор. як.

См. также

  • Неологизм - наоборот (напротив), нововведённое слово ; Новое слово .

Напишите отзыв о статье "Архаизм"

Литература

  • Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М ., 1997, 2005. - ISBN 5710795305 .
  • В. П. Сомов. Словарь редких и забытых слов. - М .: Владос, Астрель, АСТ, 1996, 2009. - ISBN 5-17-004597-2 , ISBN 5-271-01320-0 .
  • О. П. Ермакова. Жизнь российского города в лексике 30-х – 40-х годов ХХ века: Краткий словарь ушедших и уходящих слов и выражений. - Калуга, Москва: Эйдос, Флинта, Наука, 2008, 2011. - ISBN 978-5-9765-0967-2 , ISBN 978-5-02-037282-5 .

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Архаизм

«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...