Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.

Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация – такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Вебер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер инфильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической области деятельности.

  • 1. Понятие социального неравенства и социальной стратификации
  • 2. Теория соц. стратификации
  • 3. Исторические типы стратификации
  • 4. Социальная мобильность
  • 5. Социальная маргинальность

Социальное неравенство - неравномерное распределение благ и ценностей, в зависимости от статуса или группы. Неравный доступ к благам и дефицитным ресурсам.

Проявление в истории разное:

  • 1. Доклассовое. Отсутствует неравенство.
  • 2. Феодализм. Резкая соц. дифференциация (касты, сословия, классы); большим неравенством., жесткое разделение страт (переход почти невозможен).
  • 3. Современное. Касты, классы постепенно изживаются, появляется вертикальная и горизонтальная соц. мобильность. Государство все больше заботится о населении (социальное государство)
  • 4. Постиндустриальное. Высший класс на одном полюсе (высшее образование, обеспеченные цены, пост материалистические ценности, заняты в высоко технологичных отраслях хозяйства, имеют собственность, занимают высокие посты). Низший - на другом (среда пролетариата, эмигрантов, не отличаются высокой образованность, движимы материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях, иногда являются безработными).

Социальная стратификация - это иерархически организованная структура неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный отрезок времени.

  • · Ранговое расслоение, при котором высшие слои в более привилегированном положении, чем низшие.
  • · Верхних слоев всегда меньше, чем нижних.
  • · Главное основание социальной стратификации социальное неравенство.

Критерии соц. стратификации:

  • · Доход
  • · Богатство
  • · Власть
  • · Образование (количество лет, потраченных на обучение, и может быть оценено через категорию престижа)
  • · Профессия
  • · + дополнительные критерии: половозрастные категории людей, национальные характеристики людей, религиозная принадлежность,. Место проживания(город сталица), культурно-мировоззренческие позиции, характер семейных отношения и связей.

Теории социальной стратефикции

Основоположник - Пятерим Сорокин , он дает определение: стратификация - дифференциация совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав, привилегий, ценностей и влияния.

Он выделил три основные форма стратификации:

  • 1. Экономическая (разделение по критериям дохода)
  • 2. Политическая (по критерию влияния на поведение членов общества)
  • 3. Профессиональная (по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей, наличие знаний, умений, навыков)

Все эти формы находятся во взаимодействии друг с другом. Любое общество стратифицировано.

Социальная стратификация постоянно меняется (меняется степень ее интенсивности) .

Теорию Сорокина развил его ученик Толкот Парсонс . В основе социальной стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание к пределенным слоям происходит по следующим критериям:

  • 1. Качественные характеристики, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (пол и возраст)
  • 2. Ролевые характеристики, которые определяются определенным набором ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  • 3. Владение материальными и духовными ценностями.

Функционалистская теория социальной стратификации

Любое общество сталкивается с проблемой размещения индивидов в социальной структуре, кроме того, их нужно стимулировать.

Общество должно распределить людей по их позициям и побуждать их соответствовать.

Базовые идеи теории:

  • · Некоторые позиции в обществ функционально более важны, чем другие
  • · Только небольшое количество людей обладает способностями, которые дают возможность выполнять ответственные функции
  • · Для того, чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным благам.
  • · Неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются разным престижем и уважением.
  • · Престиж и уважение, права и преимущества создают институализировано неравенство (стратификацию).
  • · Социально неравенство между стратами по всем этим признакам позитивно, функционально и неизбежно в любом обществе.

Типы стратификации

В социологии известны 4 основных типа:

  • 1. Рабство (рабовладельческая система возникла в древности, разливают две формы рабства: патриархальное, т.е. раб обладает всеми правами младшего члена семьи; классическое - раб не имеет никаких прав, считается собственностью). Основано на прямом насилии, а соц группы в эту эпоху определялись по наличиюотсутствию гражданских прав
  • 2. Касты
  • 3. Сословия
  • 4. Классы

Первые три типа характеризуют закрытые общества.

Родаев и Шкаратан. Исторические типы стратификации.

  • 1) Физико-генетическая стратификационная система. В данной системе стратификация происходит по естественным демографическим признакам. Отношение человека к группе определяется полом, возрастом, наличием определенных физических качеств (сила, красота, ловкость). В данных системах неравенство утверждается через физическое насилие, закрепляется в обычаях и ритуалах. Господствовала еще в первобытной общине.
  • 2) Рабовладельческая система. Она основана на насилии. Неравенство утверждается военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом, определенные социальные группы этих прав лишены. Те, кто лишены превращены в объект частной собственности и передаются по наследству.
  • 3) Кастовая система. В основе лежат этнические различия, они закрепляются религиозными порядками и ритуалами. Место появляется в результате того, что каждая каста имеет четкое место в разделении труда и очень четко определен перечень занятий. Положение пердается по наследству, социальная мобильность отсутствует.
  • 4) Сословная система. Группы различаются юридическими правами, которые связаны с обязанностями перед государством и закреплены юридически.
  • 5) Этократическая система. Дифференциация происходит по положению во властно иерархических системах. Масштабы и характер разделения находятся под жестким контролем государства. (Советский союз).
  • 6) Социально-профессиональная система. Группы делятся по содержанию и условиям труда. Особую роль играют квалификационные требования (навыки, опыт). Утверждение порядка происходит при помощи сертификатов, дипломов, лицензий. Они фиксируют уровень квалификации.
  • 7)Классовая система. Группы различаются по характеру и размерам собственности, уровнями доходов и личного благосостояния. Высокий уровень социальной мобильности.
  • 8) Культурно-символическая система. Дифференциация возникает из-за различий доступа к социально-значимой информации. А также потому, что существуют неравные возможности фильтровать и интегрировать эту информацию.
  • 9) Культурно-нормативные системы. Дифференциация построена на различаях уважения и престижа.

Введение

Понятие социальной стратификации

Исторические типы стратификации

Понятия «закрытое общество» и «открытое общество»

Различные подходы исследования социальной стратификации

Заключение

Литература

Введение

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти, престижу. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступень, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Целью данной работы является подробное рассмотрение сущности социальной стратификации общества.

1. Понятие социальной стратификации

Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований социальная стратификация рассматривается, главным образом, как систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Таким образом, социальная стратификация является важнейшей категорией макро-социологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения.

В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда социальная стратификация возникает в связи с общественным распределением результатов труда, то есть социальных благ. Социальная стратификация подразумевает некоторую упорядоченность членов общества (или социальных групп) на основе определенных критериев. В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества:

·3кономическую,

·политическую,

Соответственно, основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются:

·размеры доходов и собственности,

·ранги во властной иерархии,

·статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием).

Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие - объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации один из которых - классовый - основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою, второй - статусный - на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая - американской.

Исторические типы стратификации

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти, престижу. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по-вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступень, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно равные доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат. Все они расположены вертикально и последовательно: доход, власть, образование, престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т.е. наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведение искусства) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получить как работающие, так и неработающие наследники, а доход - только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе - 4 года, неполной средней - 9 лет, полной средней - 11. колледже - 4 года, университете - 5 лет, аспирантуре - 3 года, докторантуре - 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения Президента России распространяются на 148 миллионов человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7-10 человек. Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.

Престиж- уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его специальными методами. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, то есть закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковы исторические типы стратификации.

3. Понятия «закрытое общество» и «открытое общество»

В политологическом смысле закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. В социологическом смысле закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов из одной страты в другую исключено или существенно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором - о стратах. Соответственно открытым обществом считается то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Стратификация, то есть неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различается. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи; жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина.

Как и рабство, кастовый слой характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает - низшую или наоборот. Всего в Индии 4 основные касты: Брахмы (священники), шкатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) - и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 0,7 населения, остается кастовой.

Формой стратификации предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия.

Сословия - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшее сословие (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-XIII веках главных сословий было 3: духовенство, дворянство, крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридическим законом и освещались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе у высшего сословия - дворянства - были свои символы и знаки, дарованные ему государством.

Титулы - установленные законом сословные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость». Стержнем системы титулов выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 году Петр I учредил новую систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый год государственные службы - воинская, штатская и придворная - делился на 14 рангов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классового чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дольним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировалось чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятия "дворянской чести", важной составляющей являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность к социальным условиям в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалось официально - правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или дохода, из одного класса в другой.

4. Различные подходы исследования социальной стратификации

Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии. На него есть два разительно расходящихся ответа. Первый дали консерваторы, которые утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонники радикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.

Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром, позднее ее модифицировали и усовершенствовали другие социологи. Дейвис и Мур утверждают, что социальная стратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением. Неравенство - это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию можно считать структурной особенностью всех обществ.

На основе экономической модели спроса и предложения Дейвис и Мур сделали вывод, что самыми высокооплачиваемыми должностями являются: те, которые занимают наиболее талантливые или квалифицированные работники (предложение); те, которые функционально наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь достаточно врачей, общество должно гарантировать им высокую заработную плату и престиж. Если этого не будет, то, по мнению Дейвиса и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет проходить сложный и дорогостоящий курс обучения медицине. Итак, работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется.

Этот структурно-функциональный подход к стратификации подвергался серьезной критике. В частности, критики утверждают, что человек от рождения занимает привилегированное или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной мере зависит от того, в какой семье он родился. Так, почти две трети управляющих в 243 крупных американских компаниях выросли в семьях верхушки среднего класса или высшего слоя общества. Основываясь на этих и аналогичных данных, сторонники теории конфликта утверждают, что общество организовано таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который определяется рождением и не зависит от их способностей.


Социальная стратификация - термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.

Теория классового строения общества восходит к работам Маркса, который впервые в истории социальной мысли выделил борьбу между соперничающими социальными и экономическими классами в качестве центральной характеристики общества и доминирующего источника социальных изменений. По Марксу, классы возникают на основе различающихся позиций, которые индивиды занимают в системе общественного производства. Ключевыми понятиями в данном случае являются способ производства и производственные отношения. Антагонистические классы формируются по двум объективным критериям - общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Отличительными чертами марксистского подхода к исследованию социальной стратификации являются: 1) признание объективности оснований существования классов и 2) выделение в качестве «базисных» социально-экономических факторов социальной стратификации Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации общества существует господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. Идеология является лишь надстройкой, «надструктурой» общественной системы, история - последовательностью перемен, при которых одна классовая система преобразуется в другую.

Литература

1.Доpохина Г.П. Социальные факторы экономического развития. М.: Пpогpесс, 1997.

2.Заславская Т.И. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // Вестник ЗГНФ. - 1998. - № 3.

3.Основы прикладной социологии. - Под ред. Ф.Э. Шереги., М.К. Горшкова. - М., 1998.

.Энциклопедия социологии. - Под ред. А.А. Грицанова - Издательство Книжный Дом. - М., 2003.

Петр Штомпка , предлагает выделять

Классические теории социального неравенства в социологии.

Одним из первых в социологии предложил теорию неравенства и теорию стратификации известный немецкий социолог М. Вебер (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он выделил 3 основных компонента неравенства: имущественное неравенство , статус (авторитет или престиж группы в обществе) и власть (способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать определенные действия или вести определенную политику).

Одним из первых функционалистов в социологии был французский ученый Э.Дюркгейм (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Он считал неравенство функциональным элементом, то есть элементом, способствующим сохранению стабильности общества. В качестве причин неравенства он называл разные способности людей, а также разную общественную ценность разных видов деятельности, которые выполняют люди согласно своим способностям. Так, во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие. Поэтому все основные институты общества (семья, образование, религия, экономика, политика и т.п.), строящиеся на этих деятельностях, образуют иерархию в обществе в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. В развитых обществах более талантливые люди выполняют более важные функции, которые выше вознаграждаются. Таким образом, формируется социальное неравенство, которое, в конечном итоге, поддерживает равновесие и порядок в обществе.

Последователи Э. Дюркгейма, американские социологи-функционалисты, К. Дэвис и У. Мур развивали его теорию уже в ХХ веке. Они полагали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, при которых самые важные виды деятельности выполняли бы наиболее умелые. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от общества, но некоторые функции остаются основными – это религиозные, управленческие и технологические функции. Им соответствую такие виды деятельности, как религия, управление и производство (техника) . При этом сильнее всего вознаграждается управленческая деятельность – за ней закрепляются такие преимущества, как власть, богатство и престиж (напомню, это 3 основных критерия неравенства по М. Веберу) . Религиозная, или в современных условиях, идеологическая деятельность имеет престиж, но стремится также обладать властью . И, наконец, технологическая деятельность вознаграждается богатством, но стремится так же, как и религиозная деятельность, получить власть.

Последнюю функционалистскую теорию, которую мы с вами рассмотрим, это теория социального неравенства и социальной стратификации Т. Парсонса (американский социолог ХХ века). Он строил свою концепцию в зависимости от господствующей в обществе системы ценностей . В качестве таковых могут рассматриваться следующие:

1) принадлежность к родственной ячейке (место рождения, брак, семья);

2) личные (аскриптивные, предписанные) качества индивидов – пол, возраст, этническая принадлежность;

3) достижения индивидов в результатах их деятельности – профессия, образование, статус;

4) собственность – материальная и интеллектуальная;

Власть.

Данные ценности выступают критериями стратификации – то есть в зависимости от степени владения данными характеристиками человек занимает разное место в социальной иерархии и социальной стратификации.

Следующие концепции неравенства и стратификации, которые мы с вами рассмотрим, это конфликтологические теории неравенства .

Одним из первых ученых-конфликтологов, обративших внимание на причины социального неравенства был немецкий политэконом и социолог К. Маркс (ХIХ век) . Напомню, что причину социального неравенства и социального конфликта он видел в неравном владении и распоряжении экономическими ресурсами. Неравный доступ к экономическим благам порождает социальное неравенство. При любом экономическом строе, по его мнению, присутствуют 2 основных класса: господствующий (он владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль) и эксплуатируемый (работающий на господствующий класс). Это основные классы. Кроме того, в каждом обществе имеются также неосновные классы – это остатки прежних классов или зарождающиеся новые классы. Например, класс аристократии при капитализме или класс пролетариев при феодальном строе. Также в социальной структуре присутствуют общественные слои (прослойки), занимающие промежуточное положение между двумя основными классами. Например, в классе буржуазии (господствующем классе при капитализме) выделяют мелкую, среднюю и крупную буржуазию. К слоям также относятся, по К. Марксу, третье сословие (адвокаты, учителя, врачи) при феодальном строе, мещанство и ремесленничество при феодализме и капитализме.

Напомню также, что с точки зрения конфликтологов, неравенство порождает социальный конфликт, а, следовательно, неравенство следует преодолевать. По мнению Маркса, основным способом преодоления социального неравенства является социальная революция.

В ХХ веке конфликтологическую теорию неравенства предложил последователь К. Маркса немецкий социолог Р. Дарендорф . Он полагал, что причина конфликта и социального неравенства в неравном владении и распоряжении властью, то есть неравенство – это власть одних над другими. В основу теории социальной стратификации их положено понятие авторитет, наиболее точно характеризующие отношения власти и борьбу за власть . Р. Дарендорф выделяет следующие классы в обществе:

Управляющие Управляемые

Управляющие- Управляющие- Рабочая Низкоквалифицир.

собственники менеджеры аристократия рабочие

НОВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Рабочий класс.

1. Квалифицированные работники физического труда.

2. Полуквалифицированные и неквалифицированные работники физического труда (кроме сельского хозяйства).

3. Сельскохозяйственные рабочие.

И, наконец, мы с вами рассмотрим стратификационную модель современного российского общества, предложенную известным российским социологом, академиком Т.И. Заславской. Кроме традиционно используемых критериев или параметров стратификации, таких как, уровень власти, уровень дохода, наличие и объем собственности, уровень образования, уровень квалификации, тип и отрасль труда и т.п., исследовательница также использует некоторые субъективные критерии, такие как, общность убеждений, культуры и интересов, а также политические ориентации.

Все российское общество, согласно данной модели, поделено на 4 слоя, внутри которых выделяются социально-классовые группы.

1. Верхний слой общества (элиты и субэлиты).

1.1. Консервативно ориентированная часть бюрократической и военной элиты и субэлиты. Она представлена высшими государственными чиновниками и генералитетом силовых структур.

1.2. Группа новой экономической элиты и субэлиты. Она охватывает представителей крупного и крупнейшего капитала – «олигархов» - собственников и менеджеров финансово-промышленных групп, банков, бирж, крупных предприятий и фирм. Одна из их целей – проникнуть во властные структуры или подчинить их своим интересам. Именно поэтому такой капитал носит название «олигархический».

1.3. Либеральная элита и субэлита, тяготеющая к правым партиям и движениям, ратует за последовательное развитие рынка и дальнейшее ослабление государственного вмешательства в экономику. В современной России влияние таких групп невелико.

1.4. Высший слой криминальной элиты и субэлиты, элита организованной преступности, активно сотрудничающая с властью и крупным бизнесом.

2. Средние слои .

2.1. Среднее звено бюрократии – государственные чиновники среднего и низшего уровня (представлены областными, городскими и районными властями), обычно так же, как и центральная власть, консервативно ориентированы и включены в коррупционные схемы.

2.2. Бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей – собственников и менеджеров предприятий и фирм, а также профессионалов делового профиля (банковских работников, риэлтеров, коммерсантов, дилеров, брокеров и т.п.).

2.3. Высококвалифицированные и социально востребованные специалисты технического, социального и гуманитарного профиля, так называемые, профессионалы (юристы, экономисты, врачи, ученые, журналисты и др.). Представители этой группы, обычно, заняты, на негосударственных предприятиях и фирмах, имеют стабильно высокий доход и стабильную востребованность.

3. Базовый и нижний слои. Наиболее массовые слои российского общества – объединяют более двух третей населения.

3.1. Представители бывшего советского среднего слоя. Представители массовой интеллигенции, которым не удалось удачно встроиться в рыночные отношения. Это учителя, преподаватели, врачи, инженеры и т.п., которые в основном работают на государственных предприятиях и имеют средний и низкий доход, не смотря на их квалификацию. По своим политическим взгляда тяготеют к социально-демократическим ценностям и социально ориентированному государству.

3.2. Относительно адаптировавшиеся к новым условиям рабочие, крестьяне и служащие. Представители этих групп в основном заняты проблемами поддержания своего личного социального, а также семейного статуса, адаптацией к новым условиям. Их поведение носит прагматический характер и преследует преимущественно частные интересы.

3.3. Наименее образованные и социально-слабые представители базового и нижнего слоев. Охватывает примерно четверть россиян. Это люди, не сумевшие адаптироваться к общественным переменам, частично из-за ограниченности личных ресурсов, частично же потому, что им оказались чужды индивидуалистические ценности успеха, самостоятельности, ответственности и риска. Они по-прежнему ориентируются на помощь государства и, не получая ее, испытывают растерянность и тревогу. К этой группе относятся низко ресурсные группы: пенсионеры, инвалиды, одинокие женщины с детьми, учащиеся и студенты из бедных семей, живущие в сельской местности, мигранты и беженцы, безработные.

4. Андекласс (от англ. «underclass»), или социальное дно.

4.1. Люмпенизированная маргинально-переферийная группа («люмпен» от нем. означает низко квалифицированный рабочий, обычно без постоянного места работы, «маргинально-переферийная» означает «находящаяся между двумя группама или на социальной периферии»). Представители данной группы в целом не нарушают законов, во всяком случае, злостно, но социально и культурно отчуждены от «большого общества» и, в свою очередь, им отвергнуты. В этой среде преобладают регрессивные, деградационные способы поведения, связанные с потерей социального статуса, самоизоляцией, разрывом социальных связей, примитивизацией образа жизни. Будучи поставлена на порог выживания, эта группа служит питательной средой и ресурсной базой преступности. В данную группу входят «социальные аутсайдеры» - бомжи, постоянно безработные, нищие, опустившиеся и нигде не работающие девианты (алкоголики, наркоманы), сезонные рабочие, «гастарбайтеры» и др.

4.2. Представители криминального мира, занятые мелкой и исполнительской криминальной деятельностью. Многие из них участвуют на второстепенных ролях в организованной преступности. В эту группу входят мелкие рекетиры, аферисты, мошенники, мелкие киллеры, дешевые проститутки и т.п.

ТЕМА № 5. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии.

2. Классические теории социального неравенства в социологии.

3. Принципы построения современных стратификационных систем.

4. Понятие и виды социальной мобильности в обществе.

1. Основные понятия теории социальной структуры и социальной стратификации в социологии .

Любое общество как система имеет в своей основе социальную структуру. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, или обществе. В качестве элементов социальной структуры могут выступать не только индивиды, но и нормы, ценности, институты, идеи, убеждения, взгляды, действия и взаимодействия и многое другое.

Известный современный польский социолог, Петр Штомпка , предлагает выделять 4 измерения социальной структуры , каждое из которых складывается из своих элементов. Итак,

первое измерение социальной структуры называется нормативное измерение – то есть общество рассматривается, прежде всего, как система норм, ценностей и институтов. Нормативная структура носит общеобязательный и принудительный характер, то есть выступает некой объективной рамкой, своего рода объективными правилами, обусловливающими действия и поведение людей;

второе измерение социальной структуры носит название – идеальное измерение, то есть общество рассматривается как совокупность идей (отсюда и название данного измерения), убеждений, взглядов, образов. В отличие от норм и ценностей, данные элементы не обладают принудительной силой, но также являются категорическими и устанавливающими. Убеждения и взгляды, независимо от того, истинны они или ложны, создают специфический для данного общества мыслительный горизонт, влияющий на совершаемые людьми действия;

третье измерение социальной структуры получило название интеракционное, то есть его основными элементами выступают взаимно соориентированные действия, или взаимодействия и коммуникации, образующие, в конечном итоге, социальные связи и отношения между людьми. Интеракционная структура определяет, кто с кем и относительно кого взаимодействует и выстраивает отношения;

четвертое и последнее измерение называют измерением интересов или жизненных возможностей. В данном случае основными элементами социальной структуры выступают индивиды, как носители разных интересов и возможностей. Наличие разных интересов и возможностей обусловливает конфликт и борьбу за место в социальной иерархии и порождает социальное неравенство.

Итак, мы с вами рассмотрели основные измерения социальной структуры. В современной социологии социальную структуру чаще всего связывают с последним, четвертым измерением, измерением социальных интересов. В этом смысле основными элементами социальной структуры выступают индивиды, занимающие определенный статус (позиция) в обществе и выполняющие соответствующие этому статусу социальные роли (определенные функции). Индивиды в обществе так же, как мы уже знаем, всегда объединяются в некоторые совокупности или группы. Поэтому социальная структура выражает также деление общества на общности, группы, классы, слои в соответствии с разным положением людей друг по отношению к другу по разным критериям.

Обычно социальная структура носит иерархический характер, который выражает социальное неравенство. Исходя из принципа неравенства, социальную структуру можно представить как социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований – групп, классов, слоев, сословий и т.п.

В современной социологии чаще всего используют категорию страта, или слой – это множество людей, находящихся в одинаковой ситуации, в одинаковой мере владеющих и распоряжающихся определенными благами. В узком смысле страта определяется как социальный слой, выделяемый по какому-либо одному параметру: владению собственностью, доходом, властью, уровнем образования и т.д. Причем этот параметр должен приобретать в данном обществе ранговый характер: выше - ниже, хуже - лучше, престижно - не престижно и т.п. В таком понимании страта синонимична термину класс – социальная группа, имеющая неравный доступ к богатству, власти, обладающая неодинаковым престижем или термину социальная группа.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам (деньги, власть, образование, престиж).

Социальное неравенство вездесуще. Одинаковых людей нет. Они различаются по цвету кожи, языку, полу, возрасту, образованию, богатству, уважению, возможности навязывать свою волю другим, но эти различия становятся социальными, лишь когда они определяют занимаемое человеком место в социальной иерархии, т.е. когда они становятся препятствием/ условием для получения работы, продвижения по службе, осуществления избирательного права. Если такими становятся различия по цвету кожи, то возникает расизм, расовая дискриминация. Если социальными становятся этнические различия, возникает такой вид неравенства, как этнонационализм (шовинизм, нацизм, этноцентризм), или этническая дискриминация. Если социальными являются возрастные различия, то возникает эйджеизм (дискриминация, проводимая одной или несколькими возрастными группами по отношению к другим). Если в основу неравенства берутся различия между мужчинами и женщинами, то возникает гендер-дискриминация и т.д.

С проблемой неравенства связан и термин “депривация”. Социологический анализ определяет депривацию в широком смысле как неравенство доступа к социальным благам. Депривация включает в себя бедность и более широкие формы неблагоприятного положения. Понятие «множественная депривация» обозначает пересечение неравенства доступа к социальным благам в различных областях. Так, низкий доход или безработица могут сочетаться с плохим жильем, слабым здоровьем и доступом лишь к низшему образованию.

Наличие в обществе групп, слоев, социально неравных один другому, т.е. стоящих один над другим, закрепление неравенства на уровне групп называется социальной стратификацией. По Н.Смелзеру, «стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои».

Социальные различия становятся социальной стратификацией, когда люди выстраиваются иерархически вдоль некоторого измерения неравенства, которым могут быть доход, богатство, власть, престиж, возраст, этническая принадлежность или иная характеристика. Члены различных страт, составляющих каждый уровень стратификационной иерархии, имеют тенденцию обладать общими жизненными шансами и жизненными стилями и могут проявлять осознание коллективной идентичности, отличаясь этими характеристиками от членов иных страт.

В социологической литературе отражена полемика относительно универсальности стратификации:

1) выстраивание в страты основано на различных критериях, таких как доход, профессия, власть, этническая принадлежность, религия и образова­ние; индивиды могут иметь высокий статус или престиж по одним критериям и низкий по другим, образуя параллельные линии стратификации и делая несовершенной любую структурированную систему стратификации;

2) иерархия представляет собой единую линию, обычно основанную на профессии, в которой доход и престиж, связанные с профессией, комбинируются с целью создания системы, вмещающей большое число страт, между которыми нет значительных разрывов;

3) Л. Уорнер в работе «Социальный класс в Америке» определял стратификацию в терминах статуса и идентифицировал пять или шесть дискретных групп. Многочисленные страты, важность различий и преувеличенные представления о возможностях индивидуальной социальной мобильности в США приводят социологов к допущению, что жизненные шансы, жизненные стили и групповое сознание, распространенные в европейских обществах, не характерны для всех социальных систем.

Основы теории социальной стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом и др. и в настоящее время теория социальной стратификации занимает заметное место в западной социологии. Ее последователи вводят (реже – наряду с понятием "класс", чаще – вместо последнего) термин "страта" (слой), взятый из геологической науки (человек зачисляется в ту или иную "страту" на основе своего "социального статуса").

В социологии понятие "статус" используется двояким образом: Р.Линтон в работе «Исследование человека» определял статус как позицию в социальной системе, такую как “ребенок” или “родитель”. Статус обозначает то, чем является человек, в то время как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей в каком-либо статусе. Понятие статуса используется также в качестве синонима репутации или престижа, когда социальный статус обозначает относительную позицию человека на общественно признаваемый шкале или в иерархии социального достоинства. М. Вебер использовал понятие статусной группы как элемента социальной стратификации, отличного от класса, для описания определенных коллективов, которые выделяются из других социальных групп в обществе посредством социально определяемых критериев статуса, таких, как кастовая или этническая принадлежность.

В многомерных системах стратификации индивиды могут иметь несовместимые статусы. Например, индивиды с высоким уровнем образования, обеспечивающим высокий социальный статус в одном из измерений стратификации, могут быть заняты таким родом профессиональной деятельности, который плохо оплачивается и имеет низкий престиж, что свидетельствует и низком статусе в других измерениях. Дж. Ленски в статье «Статусная кристаллизация: невертикальное измерение социального статуса» (1954) разработал этот термин вместе с термином “статусная кристаллизация”, который обозначает совместимость различных статусов индивида. Он приводит четыре важных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническую принадлежность.

Каждый теоретик имеет свое толкование статуса. У одних статус определяется естественно-биологическими признаками (возраст, пол, здоровье, рост), что скорее применимо для демографического анализа, а не для выделения классов и социальных слоев в обществе. Другие социологи (например, З. Кац, США) выдвигают на первый план психологические и культурно-образовательные характеристики (престиж, межличностные отношения, сознание общих групповых интересов, знания и квалификация, система ценностей). Ряд авторов называет критериями социальной стратификации "качество", т.е. определенную персональную характеристику индивида (например, ответственность, компетентность), "исполнение", или оценку деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей, "обладание" материальными ценностями, мастерством, культурными ресурсами. (Н. Смелзер, например, определяет социальный статус как позицию человека в обществе, связанную с определенными правами и обязанностями).

По степени важности в жизни индивида выделяются основной и неосновной статусы. Основной статус определяет общественное положение человека, дополнительные – характеризуют его положение в той или иной сфере. По принципу получения статусы выделяются предписанный (унаследованный от родителей, прирожденный – пол, расовая принадлежность, возрастные характеристики) и достижимый (приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям). Приписывание (аскрипция) означает, что определенные качества индивидов – статус, профессия или доход – задаются позицией, в которой эти индивиды рождаются, или над которой они не имеют контроля, а не их собственными достижениями.

Понятие социальной мобильности, используемое в социологических исследованиях неравенства, обозначает движение индивидов между различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Величина социальной мобильности часто используется как индикатор степени открытости и подвижности общества. Социальная мобильность – это возможность человека или социальной группы изменить свое социальное положение, социальный статус, положение в стратификационной системе.

Согласно возможностям социальных перемещений выделяются открытые и закрытые общества. К.Поппер в книге "Открытое общество и его враги" пишет: "В дальнейшем магическое, племенное или коллективистское общество мы будет именовать закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, – открытым обществом. …Одна из важнейших характеристик открытого общества – конкуренция за статус среди его членов... Закрытому же обществу такие свойства практически не присущи. Его институты, включая касты, получают священную санкцию – табу". Он подчеркивает, что в закрытом обществе "племя – это все, а индивид – ничто", а в открытом господствуют индивидуальная инициатива и самоутверждение, …"закрытое общество терпит крах, когда благоговение, с которым воспринимается социальный порядок, сменяется активным вмешательством в этот порядок и сознательным стремлением реализовать собственные или групповые интересы".

М. Вебер пользовался термином "социальное закрытие" для описания действия социальных групп, максимально увеличивающих свою выгоду путем закрытия доступа к вознаграждениям для посторонних. Этот термин был введен в анализ социального класса Ф. Паркиным в 1970-х гг., рассматривавшим "закрытие" как аспект распределения власти между классами. Ф. Паркин идентифицирует стратегию исключения, посредством которой коллективы с привилегированным доступом к вознаграждениям пытаются исключить посторонних и предоставлять привилегии только своим членам, и стратегию узурпации, когда посторонние, часто организованные коллективно, стараются получить большую долю ресурсов.

В социологии выделяют четыре типа социальной стратификации: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый. Первые три присущи закрытому обществу.

Социальные различия группируют людей в определенные общности: или в такие, различия в социальном статусе которых закреплены еще и в обычаях и законах и передаются по наследству (касты и сословия), или в такие, дифференциация между которыми существует лишь в экономическом, функциональном, культурном и ином отношении, но не фиксируется в законе и не передается по наследству (классы, страты-слои, социальные группы открытого, т.е. современного, общества).

Касты (от лат. castus – чистый) и сословия, не являясь идентичными социальными группами, имеют, тем не менее, некотороые общие особенности – это наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, часто связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. Различия между кастами и сословиями заключаются в следующем:

а) главное различие: касты – совершенно закрытые общности (перейти из касты в касту невозможно). В отличие от каст, принцип наследования в сословиях не столь абсолютен и членство в сословии можно было приобрести;

б) второстепенные различия: касты закреплены за отдельными профессиями, и межкастовое общение в ряде случаев запрещено; сословия создавались политически, закреплялись в законах, а не в религиозных правилах.

Кастовая система является формой социальной стратификации, в которой касты иерархически организованы и отделены друг от друга правилами ритуальной чистоты. Низшая страта кастовой системы обозначается как “неприкасаемые”, поскольку эти люди исключаются из совершения ритуалов, наделяющих религиозной чистотой. В этой иерархической системе каждая каста ритуально чище той, что расположена ниже. Кастовая система представляет собой иллюстрацию социального закрытия, при котором доступ к богатству и престижу закрывается для социальных групп, исключенных из совершения очищающих ритуалов.

Если социальным закрытием касты поддерживаются, то начало они берут либо в сегрегации этнических групп, либо в профессиональной специализации; в обоих случаях каста регулирует доступ к рынку и социальному престижу в конкурентной борьбе между социальными группами. Элементы кастовой системы существовали в Древнем Египте (касты жрецов), у инков в Перу, в Иране, Японии (“сословие самураев”), но только в Индии кастовая организация стала всеобъемлющей социальной системой. Традиционное общество в Индии было разделено на четыре основные касты (варны), критерием выделения которых являлась "ритуальная чистота": 1) брахманы – жрецы, 2) кшатрии – военная аристократия, 3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники, 4) шудры – неполноправные общинники, рабы, побежденные племена. Вне этих варн находились внесистемные "неприкасаемые", чьи контакты с другими варнами были запрещены. К Средним векам варны были разделены на множество жестких каст.

В 1950-1955 гг. кастовое деление и дискриминация в Индии запрещены, но кастовые предрассудки и неравенство не преодолены до сих пор.

Второй тип социальной стратификации закрытого общества представляет сословное деление в феодальном обществе. В отличие от каст, сословия создавались политически посредством созданных людьми законов, а не религиозными правилами. Сословия существовали в феодальных обществах и в постфеодальный период. Обычно различались такие сословия, как духовенство, дворянство и простой народ (простолюдины), а иногда в простом народе выделялись городские жители и крестьяне. Сословие – социальная группа докапиталистических обществ с закрепленными в обычае или законе наследственными правами и обязанностями. Как и касты, сословия образуют иерархию, выраженную в неравенстве их положения и привилегий. Число сословий (которые связаны с классовым делением) обычно превышало число классов, что связано с разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения. Закон фиксировал их имущественное неравенство, социальные функции (военное, религиозное, профессиональные сословия), политические права; формировалась известная сословная мораль.

В отличие от каст, членство в сословии может быть куплено, даровано, а духовенство Европы пополнялось рекрутированием. Классический образец сословной организации – феодальная Франция в XIV-XV веках: сословия духовенства, дворянство и третье (крестьяне, буржуа, предпролетариат) обладали разными, строго ограниченными правами и привилегиями. В России с Ивана Грозного (середина XVI в.) до Екатерины II (до 1762-1785 гг.) шло формирование шести сословий: дворянство, духовенство, крестьянство и мещанство (горожане), с выделением из последнего купечества, и полувоенное сословие – казачество, которые просуществовали до февраля 1917 г. Внесистемные элементы (маргиналы) частично объединялись термином "разночинцы", были свои особенности у казаков и населения разных регионов. Сословные пережитки сохраняются из развитых стран в Европе и Японии. Они возрождаются в новых государствах, образовавшихся на постсоветской территории. В трансформирующемся российском обществе прослеживаются ориентированность населения на социальную элитность и социальное плебейство.

В отличие от кастовой и сословной стратификации, классовая стратификация свойственна открытому обществу и представляет широкие возможности для социальной мобильности.

Класс как наибольшая из социальных групп обычно выделяется по специфическому отношению к средствам производства. Его экономическую анатомию дали А. Смит и Д. Рикардо. Маркс раскрыл пути преодоления классового деления, а Ленин дал определение основных признаков класса.

Социологи определяют класс как один из фундаментальных типов социальной стратификации, наряду с кастой и сословием. Главная теоретическая традиция в анализе классов исходит из работ К. Маркса и М. Вебера, в которых рассматривается возникающая классовая структура индустриального капитализма XIX века. В этих работах классы определяются с экономической точки зрения, хотя взгляды Маркса и Вебера различны в том, какие экономические факторы являются решающими.

К. Маркс в последней, 52-й главе "Капитала" называет такие критерии определения классов, как отношения собственности на средства производства (решающий критерий) и отношения разделения и организации труда (включая отно­шения найма, функций труда: управления-исполнения и др.), соответственно выделяя два основных класса: буржуазия – класс, владеющий основными средствами производства; и пролетариат – класс, владеющий не средствами производства, а лишь своей рабочей силой и потому вынужденный подвергаться эксплуатации в силу изъятия прибавочной стоимости. Кроме этого, Маркс выделяет неосновные для капитализма классы: промежуточная мелкая буржуазия, владеющая своей рабочей силой и средствами производства в столь незначительном масштабе, что вынуждена, как пролетарии, трудиться; и земельная аристократия, живущая на ренту. Имеются также внеклассовые и внутриклассовые слои: внеклассовые – бюрократия, присвоившая себе собственность на государство как аппарат принуждения; лица свободных профессий, работающие и обладающие собственностью на свою рабочую силу, интеллект; люмпен-пролетариат – деклассированный, маргинальный, дисфункциональный слой безработных, преступников, наркоманов, выброшенных из общества; внутриклассовые – (внутри пролетариата – слои с разной квалификацией, образованием и степенью классового сознания; в среде буржуазии – слои с различиями по положению в социальной иерархии, например, торговцы и владельцы важнейших средств производства).

М. Вебер, в отличие от К. Маркса, не считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных взаимосвязанных формы неравенства, фактора стратификации: имущественное неравенство; неодинаковый престиж; власть. Он определил класс как группу людей, которые разделяют сходные позиции в рыночной экономике, получают сходное экономическое вознаграждение и таким образом имеют сходные жизненные шансы в целом. Шансы индивида на обладание экономическими и культурными благами общества обозначаются в веберовской социологии понятием «жизненные шансы». Материальные блага, по Веберу, неодинаково распределяются в большинстве обществ, о чем свидетельствует, к примеру, дифференцированный доступ к образованию. Неодинаков и доступ классов к общественному богатству: богатство – это не только доступ к материальным благам, но и возможность вообще работать. Однако позиции в рыночной экономике у Вебера включают не только отношение к средствам производства, но и такие предпосылки к эффективному труду, как квалификация и образование. Индивиды с редкой квалификацией и лучшим образованием имеют более высокое положение, как и владельцы капитала. Таким образом, Вебер, помимо фактора богатства, вводит еще два критерия стратификации общества: статус, основанный на престиже, и власть. В соответствии с этими критерием Вебер выделяет четыре основных класса: класс собственников, класс работников-специалистов (белые воротнички), класс мелкой буржуазии, рабочий класс.

Современные описания класса часто отказываются от марксистской дефиниции. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля за производством делает отсутствие собственности настолько широкой категорией, что при ее использовании невозможно провести различие между группами с разными экономическими позициями, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. Британские и американские теории класса развивались в различных направлениях. Послевоенные американские социологи рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти потому, что не было резких разрывов в распределении материальных вознаграждений, а отчасти потому, что, как они полагали, индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании целого ряда факторов, не имеющих отношения к экономически определяемому классу, – таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность. Они принимали веберовскую идею статуса и развивали подход, трактовавший социальный статус или престиж как независимый фактор, который разбавляет или даже замещает экономически определяемый класс.

Деление населения на три класса – рабочий, промежуточный (средний) и высший – является в социологии общепринятой моделью классовой структуры общества. Рабочие, занятые ручным трудом, помещаются в рабочий класс; работники неручного труда низшего уровня, такие, как клерки и технический персонал, – в промежуточный; а менеджеры, администраторы и специалисты – в высший.

Классовая система присуща открытому обществу, поскольку не создает юридических препятствий для восходящей мобильности. Происхождение (рождение) однозначно не определяет принадлежность к классу. Однако и в классовом обществе имеются препятствия в виде разных стартовых возможностей и диспозиций личности. Стартовые возможности – это то, что дается родителями: социальный статус семьи, ее материальные возможности в предоставлении детям образования, квалификации, связи и т.п. Диспозиции личности – система предрасположенностей к определенному восприятию жизненных условий и к соответствующему поведению. Они делятся на три группы: высшие диспозиции – общая направленность интересов человека, его ценностные ориентации; средние диспозиции – установки на социальные объекты, включая уровень притязаний. Уровень притязаний определяет то, на какой статус претендует тот или иной человек; диспозиции нижнего уровня – ситуативные установки в определенный момент. Диспозиции – продукт социальных условий жизни, но они и сами весьма активны, обеспечивая разную адаптацию (т.е. приспособление) человека к меняющимся условиям.

Возможности социальной мобильности, повышения статуса молодого человека во многом определяются именно его стартовыми возможностями, его жизненными целями и ценностями, его способностью к адаптации (как активной – в виде изменения среды, так и пассивной – примирения с нею).

Основанием классового деления в настоящее время является и неравное распределение разнообразных благ и связанные с этим образцы эксплуатации. В капитализме главным благом является собственность на средства производства (капитал), но существуют и другие, дополнительные блага, которые включают организационный контроль, редкие квалификации и талант. Большинство менеджеров исключены из владения капиталом, но они контролируют организационные и квалификационные блага.

Классовая типология, возникающая в результате пересечения трех принципов стратификации, отличается сложностью. Классовый анализ был подвергнут критике социологами на том основании, что имеются высокие уровни социальной мобильности, означающие, что класс является слабым детерминантой жизненных шансов: другие принципы стратификации, такие как раса и род, имеют очень важное значение; люди больше не действуют или думают классово-дифференцированным образом, поэтому старая связь между классом и убеждениями исчезает; люди больше не считают, что класс и классовые различия имеют выдающееся значение.

В советской социологии абсолютизировался классовый подход в ущерб адекватному анализу социальных различий.

Понятие “социальная структура” часто используется в социологии, но редко анализируется. А.Р. РЭдклифф-Браун понимает социальную структуру как отношения общего и регулярного типа между людьми, а С.Ф. Нейдл в качестве элементов социальной структуры предлагает роли; функционалисты – социальные институты.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Чтобы существовать, люди кооперируются, делят функции, т.е. вступают в определенные общественные отношения, прежде всего производственные. Типология социальных структур может быть самой различной: по субъектам отношений: социально-групповой (которую образуют социальные слои, классы, сословия и касты) и институциональной (состоящей из социальных институтов). Основной источник возникновения социальных групп и институтов составляет общественное разделение труда – наиболее глубокий источник социальных различий. Социальная структура в широком смысле охватывает все деления в обществе: по сферам (организационно-техническую, экономическую, идейно-политическую структуры), по типам социальных групп (структура занятого населения и структура предприятия, семьи или партии, классовая, внутригосударственная, социально-демографическая, поселенческая, социально-функциональная, этническая, профессиональная, образовательные структуры). Мерой развитости социальной структуры является не степень ее однородности, а поливариантность видов и форм деятельности, способов связей ме­жду людьми, социальными группами и институтами. Социальная структура может быть "вертикальной" (антагонистические и неантагонистические классы, должностная управленческая иерархия, деление по образованию, доходам, сложности труда) и "горизонтальной" (деление по профессиям, отраслям или сферам жизни общества).

Представления о том, что статус или "репутация" различных групп составляют важный показатель социальной стратификации, давно является традиционным для американских подходов к профессиональным различиям и восходит, по крайней мере, к 1920-м гг. Известный вклад в развитие этого направления внес Л. Уорнер. Профессиональный престиж обусловливается системой ценностей общества и воспринимаемой функциональной значимостью различных профессий в обществе. Измерение профессионального престижа осуществляется с помощью шкал престижа, которые составляются посредством опроса людей, проводимого с целью квалификации профессий в соответствии с их социальным положением или желаниями. Оценка профессий остается неизменной при использовании различных способов измерения. Понятие престижа остается в некоторой степени неопределенным. М.Вебер концептуализировал статус как социальную репутацию и рассматривал его в качестве показателя социальной стратификации, отличного от класса. Классовое неравенство основано на неравном доступе к материальным вознаграждениям и различных жизненных шансах. Американские исследователи совмещали ряд показателей профессиональных различий и соединяли вместе доход, власть, уровень образования, а также социальную репутацию. Однако содержательный аспект шкал престижа проблематичен: 1) не всегда ясно, что имеют в виду респонденты при опросах – реальную классификацию профессий, или же фиксируют желаемую классификацию; 2) респонденты имеют неоднозначные знания о профессиональной структуре; 3) существуют значительные вариации в позициях респондентов, которые неточно учитываются при введении ответов в единую шкалу престижа.

Статусные группы – группы людей, пользующиеся почетом и уважением в разной степени и имеющие неодинаковый престиж. Среди черт статусных групп прослеживается особый образ жизни, стиль жизни (манера говорить и проводить свободное время, вкусы, включая стиль одежды, сходное питание). Престиж может определяться не только и не столько богатством: профессора, священники и должностные лица обладают более высоким престижем, чем тот, кто занимается наркобизнесом, чей престиж ограничивается своей группой.

Третьим критерием, характеризующим социальную стратификацию, является власть. Власть – это способность человека или группы проводить в жизнь планы, действия, политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Систему власти формируют партии и группы интересов, борющиеся за власть. Чтобы властвовать, надо иметь ресурсы и контролировать ресурсы других. Поэтому растущая сложность современного рационального общества ведет к развитию огромных бюрократий и централизации.

В контексте социальной стратификации может быть рассмотрена и бюрократия. Бюрократия (от фр.: бюро, канцелярия, – и греч.: власть, господство, власть канцелярии) – специфическая форма управленческих структур и отношений, характеризуемая: 1) существованием привилегированного слоя служащих, призванного осуществлять власть и господство в организации; 2) отрывом исполнительной власти от законодательной и их обеих – от воли и решений большинства членов организации; 3) безличной (деперсонализированной) системой управления; 4) поручением функций контроля лицам, ответственным за исполнение; 5) созданием системы служебной зависимости, приводящей к главенству формы над содержанием деятельности. Основной компонент сознания бюрократии – чувство статуса, принадлежности к "властвующей элите".

Анализ бюрократии был начат К.Марксом и М.Вебером. "Бюрократия считает самое себя конечной целью государства", – писал К. Маркс. "Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи – в государственные". Со временем бюрократия формируется в особый социальный слой, чьи специфические интересы могут во многом не совпадать с интересами господствующего класса. Более того, в условиях монополизма государственной собственности или натурального хозяйства, т.е. при отсутствии класса собственников (частных или коллективных) и свободных рыночных связей, т.е. гражданского общества, ее роль может многократно возрастать. Роль бюрократии также становится неадекватной при преобладании перераспределительных отношений.

М.Вебер рассматривал бюрократию как необходимую форму общественного порядка и эффективной социальной организации, как выражение формальной рациональности, присущей развитому обществу и предполагающей такие черты: иерархическую структуру управления, повиновение, дисциплину, безличность, регламентацию, ограниченность ответственности. Эту оценку бюрократии дает и концепция менеджеристов.

Современные западные социологи используют три основных подхода к стратификации общества: а) "самооценочный", или метод классовой идентификации, когда опрашиваемые сами относят себя к какой-либо социальной группе в соответствии со шкалой классового состава населения; б) "репутационный" метод, при котором опрашиваемым предлагают высказаться друг о друге, самим определить классовую принадлежность тех или иных жителей, оценить их статус другими членами общества, т.е. их репутации. Так, У.Л.Уорнер (в США в 1941 г.) ставил банковского служащего выше бакалейщика со слов последнего. В итоге Л. Уорнер в работе «Социальный класс в Америке» выявил шесть классов в поселенческой общине "Янки-Сити": высший высший класс включал богатых людей со "знатным" происхождением; нижний высший - люди высокого достатка, но не из аристократических семей. Эти нувориши (новые богачи) и ведут себя как парвеню (выскочки, подражающие аристократам); высший средний класс состоял из интеллектуалов и бизнесменов с высокими доходами (врачей, юристов, владельцев капитала); низший средний класс – из "белых воротничков" (канцелярских служащих, секретарей, кассиров, делопроизводителей); высший низший класс составляли "синие воротнички" (работники физического труда: рабочие и пр.); низший низший класс – бедные и отверженные, сходные с марксовым люмпен-пролетариатом. "Объективный подход", при котором пользуются определенным объективным критерием, связанным с социально-экономическим статусом, включающим три параметра: уровни дохода и образования, престижем профессии.

Приверженцы "объективного подхода" предлагают различные стратификационные системы. Согласно одной из них, современное западное общество стратифицируется следующим образом: высший класс профессионалов, администраторов; технические специалисты среднего уровня; коммерческий класс; мелкая буржуазия; техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; квалифицированные рабочие; неквалифицированные рабочие. Согласно функционалистской концепции, общество разделяется на высший, средний и рабочий классы. Высший класс отличается от среднего и рабочего по своему богатству, единству и власти.

Средний класс принято делить на три группы: профессионалы (врачи, юристы, архитекторы, инженеры, ученые и др.); промежуточные (учителя, медсестры, техники, журналисты, актеры, фермеры и др.); низкоквалифицированная группа неручного труда (машинистки, кассиры, банковские служащие, продавцы, аукционеры, фотографы, полицейские, манекенщицы и др.). Социологи в течение долгого времени спорят о границах однородности и даже о самом факте существования среднего класса, который обычно определяется как класс, включающий в себя тех, кто занимается неручным трудом. Эти споры имеют двойственное происхождение. Продолжительные споры вызвало марксистское положение о том, что в обществе существуют два главных класса, вследствие чего для подлинного среднего класса остается небольшое пространство. Дебаты инспирировало также увеличение числа профессий, которые, как правило, относят к среднему классу.

Общепринятым является положение о том, что существует значительное расхождение между заработными платами профессий ручного и неручного труда. Тем не менее, это сравнение вводит в заблуждение, т.к. существует ряд категорий неручного труда (клерки, продавцы), размеры зарплаты которых очень мало отличаются от уровня зарплаты рабочих ручного труда. Что касается продолжительности рабочего дня, размеров страхового пособия, пенсионного обеспечения, оплаты медицинского обслуживания и условий безопасности работы, то эти типичные "беловоротничковые" рабочие могут занимать немногим более престижные места, чем рабочие ручного труда, но эти различия расплывчаты. Согласно этой точке зрения клерки имеют хорошие перспективы продвижения по службе, однако это утверждение относится, как правило, лишь к клеркам-мужчинам, а поскольку три четверти тех, кто занимается этим родом деятельности, составляют женщины, то в целом перспективы продвижения о службе незначительны. Условия работы "беловоротничковых" служащих могут быть немногим лучше, поскольку увеличивающееся разделение труда, применение компьютеров и другого оборудования воздействуют на офисный труд, который вследствие этого становится более рутинным, предъявляющим требования, менее искусным, в большей степени находящимся под контролем менеджмента и оставляющим ограниченную область для независимого действия.

По сравнению с положением обычных "беловоротничковых" рабочих высший слой среднего класса, в особенности высококвалифицированные специалисты и высококлассные менеджеры, имеет высокий уровень оплаты с четко выраженными карьерными ожиданиями, менее продолжительный рабочий день, более выгодные соглашения по пенсионному обеспечению и оплате медицинского обслуживания. Их рабочая ситуация является также более благоприятной, позволяя иметь большую независимость, определенную степень контроля над другими и возможности для использования своей квалификации. Ситуация, в которой находятся работники этих видов занятости, во многих отношениях подобна ситуации, относящейся к традиционному высшему классу работодателей, вследствие чего утверждается, что на самом деле только менеджеры среднего уровня, более мелкие бизнесмены и квалифицированные работники составляют средний класс.

Низший класс во многих западных обществах заполняют женщины и представители этнических меньшинств, занятых наименее оплачиваемыми, наименее безопасными и наиболее неприятными видами работы. Характеристики статусных групп (пол, этническая принадлежность) трансформируются в атрибуты класса, находящегося на дне классовой иерархии.

Низший или рабочий класс делят на три группы: 1) квалифицированного физического труда (электрики, парикмахеры, водители автобусов, каменщики, плотники, водопроводчики, повара, печатники, сапожники и др.); 2) полуквалифицированного физического труда (швеи, сельхозрабочие, бармены, кондукторы автобусов, санитары, телефонисты, садовники, фасовщики в супермаркетах и др.); 3) неквалифицированного физического труда (уборщики, чистильщики окон, разнорабочие, грузчики, носильщики, курьеры, кухонные рабочие и др.).

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...