Социальное взаимодействие: классификация. Социальное взаимодействие, его структура и формы

Древние римляне сказали, что человек – общественное животное и, следовательно, человек, живущий в обществе, за­висит от него. Это означает, что он зависит от других индивидов, с которыми вступает в связи, образуя некую социальную общность.

Для осуществления социальной связи необходимо три компонента:

    субъекты связи (от двух и более лю­дей);

    предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

    механизм регулирования взаимоотношений.

Если предмет связи отсутствует, индивиды не контактируют друг с другом и наоборот. Например, парень пытается познакомиться с понравившейся девушкой. От девушки зависит, насколько ей нравится субъект и предмет связи. Если нравится, она дает телефон, соглашается на встречу и т.п., иными словами, выполняет определенные действия по осуществлению социальной связи.

Социальные связи представляют собой зависимость людей, реализованную через социальное действие, осуществляемое с ориента­цией на других людей, с ожиданием соответствующего от­ветного действия партнера.

Социальные связи подразделяются на социальные взаимодействия и социальные отношения. Это разные понятия, более того, в социологической иерархии социальные отношения шире, нежели социальное поведение, социальное действие, социальный контакт и социальное взаимодействие. Что представляют собой эти понятия?

    самое основное понятие – животное поведение , т.е. физические движения тела (еда, движение);

    действие – движение, имеющее цель и значение (ты собираешь ягоды, чтобы их съесть);

    социальное поведение – поведение, ориентированное на других людей;

    социальное действие предполагает ответную реакцию другого человека (парень дарит любимой девушке бриллиантовое кольцо);

    социальный контакт – пара социальных действий;

    социальное взаимодействие (интеракция ) – последовательность социальных действий.

Как вид социальной связи социальное взаимодействие также означает зависимость людей друг от друга: мое дальнейшее действие зависит от ответной реакции партнера. Однако это не значит, что партнеры должны видеть друг друга или взаимодействовать физически. В социальном плане взаимодействуют и друзья по переписке, и генералы, которые готовятся к сражению с противником. Важно, что при взаимодействии учитывается взаимная ориентация партнеров по отношению друг к другу и их ответная реакция. Шпионаж за кем-либо – не социальное взаимодействие, если тот, за кем шпионят, не знает об этом. Два конкурента, сознательно игнорирующие друг друга, также взаимодействуют в социальном плане, т.к. они зависят друг от друга и осуществляют свои действия на рынке в соответствии с действиями конкурента.

Социальные взаимодействия также основываются на социальной зависимости. Проблема социальной зависимости отражает два аспекта: во-первых, речь может идти о зависимостях, возникающих между людьми, живущими в обществе, во-вторых, о зависи­мостях, вытекающих из сознательных воздействий людей друг на друга как на представителей общества. Выражение «А зависит от Б» в первом случае означает, что А в своих действиях должен считаться с существованием Б, его обязанностями и правами. Иными словами, зависимость возни­кает из общей принадлежности к организованной системе. Во втором случае это выражение означа­ет, что Б может непосредственно навязать А определенный способ поведения. Иными словами, и в том, и в другом случае человек (или группа) выстраивает свое поведение в соответст­вии с данными зависимостями, за которыми стоят индивиды.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, в какой степени эта зависимость опре­деляет поведение и сознание человека. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович в своей работе «Основания социологии» отмечал, что ошибка психологов заключается в предположении, будто мыслит человек. В этой связи в индивиде вечно пытаются найти источник мышления и определить, почему он мыслит так, а не иначе. Однако в человеке мыслит не он, а соци­альная группа, и источник его мыслей лежит не в нем, а в социальной среде, в которой он живет. Это означает, что человек может мыслить только так, как его заставляет окружающая социальная среда.

Можно согласиться с утверждением Л. Гумпловича о том, что личность есть результат взаимодей­ствий с социальной средой. И не только потому, что она оказы­вает на человека сильное социальное воздействие, но и потому, что интеграция человека в социальную среду обеспечивает ему комфортность жизнедеятельности в виде наград и поощрений. Следовательно, потребность человека интегрироваться в социальную среду есть не только биологическая, психологическая, но и социальная необходимость для его выживания.Такого рода взаимодействия порождают территориальные, национальные, языковые, профессиональные общности.

Однако данные процессы связаны не только с изменяющимися интересами и потребностями самого че­ловека, но и с интересами социальной среды, в которую он включен. Например, рабочий учился заочно, получил высшее образование и перешел в более высокую социальную страту; в этом случае речь идет о дезинтеграции с представителями низшей страты. Он стал менеджером, усвоил модели поведения менеджеров своего эшелона (креативность, лидерство и т.п.) и активно демонстрирует их – интеграция с представителями новой страты. Если он не будет это делать, его не будут повышать.

Итак, социальные взаимодействия – это система­тические, регулярные социальные действия партнеров, на­правленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, при­чем ответная реакция порождает новую реакцию воздей­ствующего.

Виды социальных взаимодействий . Они подразделяются на:

    случайные (социальные контакты) – не планируются и не повторяются (вопрос случайного прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный контакт не предполагает продолжения или последствия: если объект (субъект) связи не нравится, его можно заменить другим;

    повторяющиеся – не планируются, но имеют место время от времени (встреча с соседом из другого подъезда);

    регулярные – не планируются, но очень распространены, возникает вопрос, если взаимодействие не имеет место (ежедневная встреча с знакомым студентом другого факультета);

    нормированные – планируются и регулируются традицией или законом (трудовые и семейные отношения, учебный процесс в вузе), всегда вызывают вопрос, если не случаются (студент прогулял занятие).

Характеристики социальных взаимодействий. Американский ученый Р. Руммель классифицирует взаимодействия по их значению, направлению, интенсивности, экстенсивности, длительности и степени организации.

Значение социального взаимодействия – понимание поведения индивида как конкретного действия, акта или практики.

Направление зависит от того, как направлены действия партнеров: по отношению друг к другу или нет, включают ли они общие интересы и т.п.

- солидарные взаимодействия – акты с совместными намерениями и ориентацией партнеров на оказание помощи друг другу по реализации этих намерений (действия родителей по воспитанию детей).

- антагонистические взаимодействия имеют место, когда партнеры мешают друг другу достичь их цели (два сотрудника, собирающие друг на друга компромат, чтобы получить повышение).

Интенсивность (= глубина). Социальные взаимодействия могут быть высокой интенсивности (глубокие, сильно мотивированные взаимодействия имеют место при заключении брака, организации забастовки, на войне) и низкой интенсивности (имеют место при обсуждении, какой фильм смотреть, как провести выходные и т.п.).

По степени экстенсивности (= протяженности) взаимодействия могут быть экстенсивными (широкими) и ограниченными (узкими). Если взаимодействия направлены, например, на победу врага в войне, победу на выборах, – они экстенсивные. Если они ограничены конкретными действиями (кому мыть посуду после еды), то это – ограниченные взаимодействия.

Продолжительность : взаимодействия могут быть продолжительными (семейные отношения) и непродолжительными (пикник за городом).

По степени организованности взаимодействия могут носить организованный характер, если они регулируются законами и нормами общества (деятельность профсоюзов, учебный процесс) и неорганизованный (подготовка к вылазке на природу, решение сбежать с лекции).

В целом, социальные интеракции имеют различные комбинации характеристик. Они могут быть солидарными, интенсивными, короткими, ограниченными и неорганизованными (сексуальные отношения), антагонистическими, интенсивными, экстенсивными, продолжительными и организованными (война) и т.д.

Данные характеристики использовал и П. Сорокин для выделения 3 типов взаимодействий (в русскоязычной литературе: взаимоотношений):семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидар­ны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);договорный тип (отношения сторон, взаимодействующих в рамкахдоговора, ограничены по времени и направ­лены на получение взаимной выгоды или «как можно большего за меньшее»);принудительный тип (антагонизм от­ношений с различными формами принуждения: экономическим, физическим, психологическим и др.). Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. В обществе часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимоотношений.

Уровни с оциальных взаимодействий. При анализе социальных взаимодействий выделяют три уровня. Межличностные взаимодействия могут быть представлены взаимодействием между двумя индивидами (диада или пара); между тремя индивидами (триада ); между одним индивидом и многими (например, актер – зрители); между многими и мно­гими индивидами (покупатели – продавцы). При взаимодействиях на межличностном уровне большую роль играют факторы, связанные с установками и ориентациями субъектов взаимодействий. Субъекты также предо­пределяют и характер взаимодействий, так как формиро­вание установок и ценностных ориентаций связано с процес­сами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта. Межличностные взаимодействия в значительной степени детерминированы психическими и физиологическими факторами, что связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения.

Групповые взаимодействия представляют более высокий уро­вень взаимодействий, при котором проявляются социальные установки группы и ценности, разделяемые большинством или почти всеми членами группы. Их субъектами являются не отдельные индивиды, а груп­пы. Груп­повые взаимодействия также можно наблюдать (столкновения между классами – буржуазией и пролетариатом, этническими группами в Югославии – сербами и хорватами) и эмпирически фиксировать их характер, определять тип отношений между группами и т.д.

Социетальные взаимодействия (уровень общности и об­щества) часто называют социальными отноше­ниями. Их трудно наблюдать, т.к. субъекты взаимодействий (страны) могут непосредственно и не контак­тировать. Если страны воюют или сотрудничают, эти взаимодействия можно наблюдать и фиксировать в виде политических, экономи­ческих договоров и т.д. На этом уровне отношений действуют как бы другие зако­ны. Они представлены в виде культуры, морали, права, которые придают взаимодействиям нормированный характер.

Действительно, социальные взаимодействия часто служат основой для социальных отношений – отношений между людьми как представителями социальных групп и социальных институтов. Исходя из этого, можно утверждать, что групповые взаимодействия также можно считать социальными отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система норми­рованных взаимодействий между субъектами на основе определенной платформы (т.е. интереса или цели, кото­рую хотят достичь объединившиеся люди). Например, инсти­туты принуждения (суд, тюрьма) создаются с целью поддержания общественного порядка, наказания тех, кто не желает подчиняться нравственным и правовым нормам, по­сягает на общественные ценности (духовные или материаль­ные).

Прежде чем перейти к изучению сложных феноменов общественной жизни, необходимо исследовать простейшее социальное явление. Так поступают все другие науки: химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, физика – атомы, элементарные частицы, биология – клетку, астрономия – отдельное небесное тело.

Начальной категорией системы социологического знания может быть лишь категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически предшествует возникновению общества, любой социальной системы.

Здравый смысл подсказывает, что появлению общества предшествует отдельный человек. Общество образуется людьми. Может быть, отдельный человек – индивид – является атомом, "первокирпичиком" построения социальной системы? Нет, даже в силу физиологических причин отдельный человек не может быть таковым. В библейской истории происхождения человечества, весьма далекой от современных научных представлений, для возникновения общества потребовались два человека разного пола – Адам и Ева.

Так может быть элементарной ячейкой общества является семья? Тоже нет, - в силу сложности общественных связей внутри семьи и многообразия ее исторических форм семья не может быть простейшим социальным явлением. Кроме того, семья существовала в истории человечества не всегда.

Значит дело не в количестве обитающих на какой-либо территории людей, а в характере связей между ними?! Если десятки, сотни, тысячи людей не встречаются друг с другом, не обмениваются товарами, информацией, не общаются с помощью сигнальных костров, тамтамов, телеграфа, интернета, – иначе говоря, не взаимодействуют , а живут уединенно, как Робинзон Крузо на своем острове, то они не образуют социальную систему, не составляют общество. Для того чтобы социальная система могла существовать, нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Такой случай будет простейшим социальным явлением, и он может стать простейшей формой общества, если эти два человека будут разного пола (см. выше историю Адама и Евы, а также признаки общества по Шилзу). На простейшие случаи социального взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли: будь то судебная тяжба, общение учителя и ученика, совместная работа по уборке урожая или битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Возьмем ли мы семью, учебную группу, коммуну хиппи, профсоюз, воинское подразделение, государство – все эти общности являются результатом многообразных социальных взаимодействий между людьми.

Социальное взаимодействие впервые стало рассматриваться как простейшее социальное явление в символическом интеракционизме в работах Дж.Г. Мида. Как начальная категория социологического знания "социальное взаимодействие" использовалось в интегральной социологии П.А. Сорокина. Свои теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс.

Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия : субъекты взаимодействия; взаимные ожидания субъектов взаимодействия; целенаправленная деятельность каждой из сторон; проводники социального взаимодействия.

Субъекты взаимодействия . Участники социального взаимодействия не случайно названы П.А. Сорокиным абстрактно – "субъекты", т.е. действующие лица: во взаимодействие могут вступать два человека, один человек и группа лиц, две или более группы, общности, организации. Количество участников взаимодействия оказывает влияние на характер отношений между людьми. Так как процесс взаимодействия складывается из цепи взаимообусловленных действий сторон, то каждый участник постоянно выступает в качестве и субъекта и объекта социального взаимодействия, передавая или воспринимая определенные интересы, потребности, моральные, правовые и прочие нормы и образцы поведения.

Взаимные ожидания субъектов взаимодействия . Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожидает определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаимодействия его с выбранным объектом. Если взаимные ожидания участников взаимодействия не совпадают, то оно очень скоро прервется или связь ограничится социальным контактом – кратковременным единичным взаимодействием. Если же взаимные ожидания совпадут, то каждая из сторон сможет достичь поставленных целей, а цепь взаимодействий сможет длится сколь угодно долго. Важно подчеркнуть, что ожидания всегда носят взаимный характер. Идя на встречу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адекватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в зависимости от складывающейся ситуации. Человек, имея несколько статусов и отражая, соответственно, различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаимных ожиданий. Выступая в роли следователя, человек перед допросом строит ожидаемую картину взаимодействия с подсудимым. Но тот же следователь, готовясь к встрече с тем же человеком, но уже оправданным судом или отсидевшим срок (идея исправившегося после отбывания наказания преступника - суть многих фильмов о милиции советского периода: "Место встречи изменить нельзя", "Следствие ведут знатоки" и т.п.), выступающим уже в роли обычного гражданина государства, вправе ожидать от встречи совсем иной формы и содержания. То же самое касается и человека, выступающего сначала в роли преступника, а впоследствии законопослушного гражданина. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчивыми и предсказуемыми.

Целенаправленная деятельность каждой из сторон . Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Если мышление человека не нарушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. О социальном взаимодействии можно говорить лишь тогда, когда деятельность двух изолированных субъектов направлена друг на друга. Социальная активность человека остается невостребованной до тех пор, пока ее вектор не пересечется с целенаправленной деятельностью другого индивида. В то же время не каждый поступок человека является социальным действием.

Впервые эту проблему в социологии поставил М. Вебер. Под социальным действием немецкий ученый понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое, по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное признаки социального действия , которые отметил в своем определении Вебер, это во-первых, осознанность, целерациональный характер деятельности личности и во-вторых, ее ориентация на предполагаемые ответные действия других индивидов.

Первый признак, по мнению М. Вебера, должен был отличать социальные действия, с одной стороны, от аффектов , импульсивных актов поведения на основе взрыва эмоций, с другой стороны – от "традиционных" действий, основанных на слепом подражании образцам поведения, принятым в той или иной культуре. Для юристов различие между целерациональным и аффективным действием играет важную роль, поскольку отдельные статьи Уголовного кодекса учитывают аффективный характер действия при квалификации тех или иных преступных деяний. Второй признак является решающим при определении социального характера совершенного действия. М. Вебер утверждал, что нельзя называть социальными действиями поступки людей, ориентированные только на удовлетворение личных потребностей. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей. Но те же самые виды деятельности, осуществляемые совместно с другими людьми, требующие согласованного поведения многих лиц, являются примерами социального поведения. Следует отметить, что количество участников роли не играет: массовое поведение большого числа людей, например, решение горожан зажечь свет с наступлением темноты, не обязательно является социальным действием – в таком случае люди действуют независимо друг от друга, удовлетворяя собственные потребности. В то же время акт индивидуального поведения, например, самоубийство является социальным деянием, поскольку ориентировано на ответную реакцию других людей.

Как правило, при анализе социального действия выделяют следующие основные элементы: действующее лицо; потребность, порождающая активность; цель действия; метод действия; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат действия; ситуация, в которой происходит действие. Кроме того, психологи в любом действии выделяют ориентировочную, контрольную и исполнительную части.

Проводники социального взаимодействия . Еще одним необходимым элементом социального взаимодействия является система проводников ,или, иначе говоря, совокупность материальных средств, с помощью которых социальное действие передается от одного субъекта к другому. Без проводников социальное взаимодействие возможно только когда его участники общаются непосредственно, "лицом к лицу". Во всех иных случаях, когда они разделены в пространстве или во времени, социальные связи без проводников, материальных посредников взаимодействия невозможны. Например, если необходимо передать срочное сообщение родственнику, коллеге по работе, любимой девушке, которые находятся в другом городе, можно воспользоваться разнообразными посредниками-проводниками: телефоном (необязательно сотовым), телеграфом, электронной почтой, Интернетом, просто изложить свои мысли на листе бумаги и отправить письмо по почте… Наконец, вы можете использовать самый древний способ – послать гонца, передав ему сообщение на словах. Существуют и иные экзотические с точки зрения человека ХХI в. виды взаимодействия - морская бутылочная или голубиная почта. В случае если материальный посредник не выполнит свою функцию: телефонная связь не будет установлена, телеграф не будет работать в связи с выходным днем, сервер интернета будет выведен из строя компьютерным вирусом, письмо просто потеряется на почте, а "гонец" заблудится в незнакомом городе, - сообщение не будет передано и социальное взаимодействие не состоится. Для людей, разделенных во времени, значение проводников особенно велико. Благодаря картинам, книгам, архитектурным сооружениям (зданиям, памятникам и т.д.), сложным техническим конструкциям (самолетам, автомобилям, кораблям, фабрикам и т.д.) создавший их автор может воздействовать на огромные массы людей и после своей смерти. Вот уже несколько тысячелетий одна из пирамид в Египте прославляет имя фараона Хеопса и гигантский труд ее безымянных строителей. Мы до сих пор можем вести мысленный диалог с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, благодаря тому, что хранятся в библиотеках и переиздаются их книги.

П.А. Сорокин делил проводники социального взаимодействия на механические, например, пуля, стрела, выпущенная в противника; двигательные – жесты, мимика; химические – запах духов, которым женщина хочет привлечь к себе поклонников; звуковые - человеческая речь, музыка, разнообразные звуковые сигналы, например, звук будильника); светоцветовые – письменность, живопись, разнообразные знаки, например эмблемы родов войск у военных; электрические – все виды электросвязи.

Особо П.А. Сорокин выделял предметные или символические проводники – материальные предметы, выступающие в качестве представителей каких-либо других предметов, свойств или качеств и используемые для хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Мысли, чувства, переживания, которыми "нагружены" символические проводники, не совпадают с их формой, "оболочкой" и понятны лишь людям, посвященным в смысл этих символов. Молодым людям, наблюдающим за встречей ветеранов Великой Отечественной войны иногда может быть непонятно, почему седые старики плачут, когда выносят знамя их воинской части. Но для ветеранов оно символизирует боевой путь полка, дивизии, корпуса, победы и неудачи, потери боевых товарищей, прожитые вместе годы, что, конечно, не может не вызывать сильных эмоций. Другими примерами символических проводников являются: государственный герб; государственный гимн; деньги; хлеб и соль – символ гостеприимства у восточных славян; знаки царской власти – скипетр и держава; крест, полумесяц – символы христианства и ислама и т.д. Чрезвычайно важную роль в межличностной и групповой коммуникации играют особые системы символических проводников – естественные и искусственные языки, от языка жестов до языков программирования ЭВМ.

Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.

В зависимости от количества участников: взаимодействие двух людей между собой (два товарища); взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория); взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)

В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия: одного или разных полов; одной или разных национальностей; сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия: одностороннее или двухстороннее; солидарное или антагонистическое; организованное или неорганизованное; шаблонное или нешаблонное; интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности: кратковременное или длительное; имеющие кратковременные или долговременные последствия.

В зависимости от природы проводников: непосредственное или опосредованное.

Предпринятое выше описание элементов социального взаимодействия и классификация его форм позволяют сделать "моментальную фотографию" этого явления, представить его в статическом состоянии. Анализ динамики социального взаимодействия выявляет его новые качества: многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях делает их более стабильными, а поведение действующих лиц – более предсказуемым. С ростом стабильности, взаимодействие, образно говоря, все более "кристаллизуется", тем самым меняется характер социальных связей между людьми. В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия : социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Человек ежедневно вступает в огромное количество социальных контактов: на улице, в киоске, покупая газету, в метро, покупая жетон или предъявляя дежурному документ, в магазине и т.д. Совершая некоторые виды преступлений, например такие формы мошенничества в торговле, как вручение "куклы" вместо денег, подмена качественного товара вещевой "куклой" или некачественным товаром при передаче от продавца покупателю, злоумышленники прямо учитывают особенности социального контакта как кратковременного взаимодействия. Весь расчет строится на том, что мошенник и потерпевший никогда более не встретятся.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:

Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Это –первоначальный и очень значимый момент любого социального взаимодействия. Не будь его, мы утонули бы в море информации. С. Фролов, солидаризируясь с социологами Н. Обозовым и Я. Щепаньским, различает два типа пространственных контактов:

1. Предполагаемый пространственный контакт , когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Такой контакт иначе называют опосредованным. Например, зная, что есть желающие поступить в Московский университет МВД России, ответственный за данную работу дает объявление об очередном приеме в вуз в средства массовой информации.

2) визуальный пространственный контакт , или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологии аналогично используется термин "публичный эффект", отражающий изменение поведения индивида под влиянием пассивного присутствия других людей.

Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. При "рекогносцировке" в социальном пространстве человек, как правило, мысленно перебирает в памяти все вероятные кандидатуры, которые могли бы помочь ему достичь желаемого результата. В зависимости от ситуации, социального качества, необходимого для контакта, объекты могут резко отличаться. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью. При желании узнать местонахождение какого-либо объекта вы вряд ли обратитесь к иностранцу или малолетнему ребенку. Решив создать семью, вы тоже будете искать человека, импонирующего вам по своим социальным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным данным. Такой контакт может быть односторонним и двухсторонним, очным и заочным, приводить к позитивному и негативному результату. Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до времени. Одной из главных задач в преподавании любого предмета является задача помочь выявить и всесторонне развить скрытые возможности каждого студента. Иногда студент и сам не подозревает о наличии некоторых из них и лишь заинтересовавшись, увлекшись предметом, он начинает идти на контакт с преподавателем. Контакт заинтересованности может продолжаться, а может и прерваться в зависимости от множества факторов и обстоятельств, как, например, силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; степени взаимности интересов; степени осознания своего интереса; окружающей обстановки.

Контакты заинтересованности раскрывают лучшие, глубинные черты личности, а также социальных групп, объединений, институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Здесь индивиды начинают вступать в кратковременные отношения, обмениваясь какой-либо, на первых порах нейтральной, информацией, предметами, уделяя друг другу знаки внимания. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, – это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. Индивиды выступают по отношению друг к другу не как личности, но как носители определенных социальных качеств, совпадающих с ожидаемыми требованиями партнера. Индивид вступает в контакт с одним из многих, обладающих подобными качествами. Этот выбор носит поверхностный, случайный характер и может в любой момент измениться. Я. Щепаньский приводит очень показательный пример с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газеты. Личность продавца интересует покупателя только лишь в связи с необходимостью обмена денег на газету. Социальные контакты при повторении могут приводить к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет, а на человека.

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения. Выше мы уже указывали на то, что многократное повторение актов взаимодействия с одним и тем же составом участников, в одних и тех же условиях меняет характер социальных связей между людьми: действия сторон становятся все более шаблонными, из их поведении шаг за шагом исчезают моменты случайности, непредсказуемости и на этой основе формируется новый, дополнительный элемент взаимодействия – стереотипы, устойчивые образцы и стандарты деятельности, нормы поведения. Общение двух влюбленных уже через неделю, через месяц после знакомства приобретает характер социальных отношений: появляются любимые места встреч, устанавливается регулярная частота свиданий, возникает особый ритуал приветствия и прощания, появляются любимые словечки, описывающие эмоции, настроения, характер отношений, смысл которых понятен только двум посвященным и т.д.

Следует отметить, что в социальных отношениях нормы и устойчивые образцы поведения еще не являются общезначимыми, они тесно связаны с личными качествами субъектов взаимодействия и характером сложившихся между ними связей. Замена одного из участников процесса взаимодействия, например менеджера, ведущего деловые переговоры от имени фирмы с ее партнерами по бизнесу, может сказаться на всей системе сложившихся отношений, разрушить их или отбросить на уровень социальных контактов. Причина в том, что сложившиеся стандарты поведения были основаны на "личных связях", взаимных симпатиях конкретных людей. Введение в систему взаимодействия нового человека, отличающегося по стилю общения от предыдущего участника, разрушило тонкие нити взаимного доверия, и с ним необходимо строить отношения "с нуля".

Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.


Похожая информация.


Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называется социальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

  • а) индивидов, совершающих те или иные действия;
  • б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;
  • в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;
  • г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как "деятель" и "другой", и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера - вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт, то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью. Социальные cвязи устанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

  • - взаимодействия;
  • -отношений;
  • -контроля;
  • -институциональные связи.

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

  • - субъекты (индивиды и группы);
  • - предмет (проезд в транспорте, поход в театр);
  • -механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения - длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация - внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней - направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней - стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие - мотивация достижений , предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества - кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие "конкуренция" частично совпадает с понятием "конфликт".

Повседневное взаимодействие людей – то самое поле реальных поступков, на котором разворачивается социализация и прорастают семена человеческой личности. Мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия , даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это – акты социального взаимодействия , складывающегося из отдельных социальных действий . Однако не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это – обычное дорожно-транспортное происшествие. Но и оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе – он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход представляют разные социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Ролевой конфликт описывается в социологии при помощи статусно-ролевой теории. Общаясь между собой, водитель и пешеход рассказывают нс о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду, однако это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение – совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии эти действия совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Так, поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека, и в этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели: соответствие своим нравственным принципам и положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне.

Спасти утопающего, рискую жизнью, – это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, – поступок, ориентированный только на первую цель.

Действия, поступки, движения и акты – строительные кирпичики поведения и деятельности. В свою очередь, деятельность и поведение – это две стороны одного явления, а именно человеческой активности. Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок – лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Но действие, исходящее от индивида, может быть направлено или не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Различают четыре вида действия :

  • 1) физическое действие (пощечина, передача книги, запись на бумаге и др.);
  • 2) вербальное , или словесное, действие (оскорбление, приветствие и т.п.);
  • 3) жесты как разновидность действия (улыбка, поднятый палец, рукопожатие);
  • 4) мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М. Вебера: они осмысленны, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое; вербальное; жестовое. Систематизация по сферам общества (или системам статусов) дает нам вторую типологию социального взаимодействия:

  • экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
  • профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
  • семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
  • демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
  • политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти – судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
  • религиозная сфера, подразумевающая контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
  • территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Первая типология социального взаимодействия основана на видах действия , вторая – на статусных системах .

В науке принято различать три основные формы взаимодействия кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация – это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, – это проявление конкуренции. В противном случае возникает вооруженный конфликт – война.

Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, – обмен : любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, не найдется ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у пас обычно связывают процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

  • 1) агенты обмена – два или более человека;
  • 2) процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;
  • 3) правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
  • 4) предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;
  • 5) место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории социального обмена , сформулированной американским социологом Джорджем Хомансом, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хомане вывел следующие принципы обмена .

  • 1. Чем чаще вознаграждается данный тин действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи.
  • 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль: от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, – прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  • 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но, как отмечал в свое время К. Маркс, ради прибыли в 300% капиталист готов совершить любые преступления.
  • 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. Это означает, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы как к действиям одного человека, так и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Когда предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. В социальном обмене – так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами – нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в три раза, то в ответ индивид не обязательно в три раза увеличит свои усилия. Часто бывало так, что рабочим увеличивали в два раза зарплату в надежде на то, что они во столько же раз увеличат производительность, но реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются.

По природе человек склонен экономить свои усилия, и он прибегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения – производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора – стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение – могут действовать одновременно, по разнонаправлено. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обмен и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство усилий.

Обмен универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале обмен совершается на эквивалентной основе, однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

  • В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, – интеракция.

Вопросы для самопроверки (с. 13)

Основные термины и понятия (с.12-13).

Тема (модуль) 3. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

1.Социальное взаимодействие (с.1-9):

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы (с.1-3);

б) типология социальных взаимодействий (с.3-4);

в) социальная коммуникация и её модели; типология коммуникационных взаимодействий (с.4-7);

г) массовая коммуникация и её основные функции (с.7-9).

2. Структура социальных отношений (9-12):

а) понятие социальных отношений (с.9-10);

б) уровневая типология социальных отношений (с.10-11);

в) официальные и неофициальные отношения, основные различия между ними (с.11-12).

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы.

Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет своё индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны он выступает как исполнитель определённых ролевых функций: муж или жена, начальник или подчинённый, отец или сын и т.д. С другой стороны – в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.

Когда индивид выполняет определённую роль, он действует в качестве специфической единицы вполне определённой социальной структуры – директор завода, начальник цеха, мастер, рабочий, заведующий отделением, преподаватель, куратор, учащийся и т.п. В обществе, в каждой его структуре – будь это семья, школа, предприятие – существует определённое согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процессе взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. В таких случаях выполнение определённых ролей вовсе не обязательно должно сопровождаться какими либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.

Но во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения.

Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.



Сказанного достаточно, чтобы определить рассматриваемый социальный процесс. Социальное взаимодействие это обмен действиями между двумя и более индивидами. Может протекать на микроуровне – между людьми, малыми группами, и макроуровне – между социальными группами, классами, нациями, социальными движениями. Это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, когда поведение одного из участников является одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных и выступает в качестве причины последующих действий.

В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. Скажем, в футболе, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; на заводе – директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.д.

Можно выделить четыре основных признака социального взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого либо цеха Минского автозавода.

2. Ситуативность – достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы находимся в театре, то реагируем на происходящее совсем иначе, чем в том случае, когда бываем на футбольном матче или загородном пикнике.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это игра, танцы или работа на заводе.

4. Рефлексивная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как особых субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в различных видах деятельности (игра, работа, например).

Процесс взаимодействия имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивидов (или их группы), совершающих определённые действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

б) типология социальных взаимодействий.

Специфическая черта взаимодействия – это обмен действиями. Его структура достаточно проста:

- агенты обмена – два или более человека;

- процесс обмена – совершаемые по определённым правилам действия;

- правила обмена – устные или письменные предписания, допущения и запреты;

- предмет обмена – товары, услуги, подарки и т.д.;

- место обмена – заранее установленное или спонтанно возникшее место встречи.

Действия подразделяются на четыре вида:

1) физическое действие , пощёчина, передача книги, запись на бумаге;

2) вербальное действие , оскорбление, приветствие;

3) жесты , рукопожатие;

4) мысленное действие , внутренняя речь.

Социальное взаимодействие включает первые три, и не включает четвёртый вид действия. В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

1) физическое;

2) вербальное;

3) жестовое.

Вторая типология социального действия (по сферам, как системам статусов):

1) экономическая сфера , где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, безработные;

2) профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, строители, шахтёры, врачи;

3) семейно-родственная сфера , где люди выступают в роли отцов, матерей, детей, родственников;

4) демографическая сфера , являются членами политических партий, общественных движений, судьями, полицейскими, дипломатами;

5) религиозная сфера подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующими и неверующими;

6) территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими и т.д.;

Принято различать три основные формы взаимодействия (по способам согласования своих целей, средств их достижения и результатам):

1. Кооперация – сотрудничество разных индивидов (групп) для решения общей задачи.

2. Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба (соперничество) за обладание дефицитными ценностями (благами).

3. Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают.

В идеале обмен действиями должен происходить на эквивалентной основе, но в действительности происходят постоянные отклонения от этого. Это создаёт сложнейший узор человеческого взаимодействия: обман, личная выгода, бескорыстие, справедливое вознаграждение и т.п.

в) Социальная коммуникация и её модели. Типология коммуникационных взаимодействий.

В социальных взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникации (от лат. communicatio – сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего не может быть ни групп, ни социальных организаций и институтов, ни общества в целом.

Коммуникация – это передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

Коммуникационный процесс – необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

В процессе исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.

1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор.

2. Что? (передаётся) - сообщение.

3. Как? (осуществляется передача) – канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом? - эффективность.

Недостаток модели – акцент делается на активности коммуникатора, а реципиент (аудитория) оказывается только объектом коммуникационного воздействия.

Интеракционистская модель (автор Т. Ньюкомб).Исходит из того, что субъекты коммуникации – коммуникатор и реципиент – равноправны, связаны как взаимными ожиданиями, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как средство реализации такого интереса. Эффект коммуникационного воздействия – в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет.

Такой подход к коммуникации выдвигает на первый план достижение согласия между партнёрами по коммуникации.

Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В первобытную эпоху общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением.

С появлением письменности изменился и тип коммуникации. Письменность стала служить надёжному сохранению прошлого опыта, значений, знаний, представлений, а также дала возможность дополнять прежний текст новыми элементами или интерпретировать его. В итоге общество получило мощное оружие введения в оборот новых значений, образов, что обеспечивало интенсивное развитие художественной литературы и науки.

Третий этап усложнения коммуникационных взаимодействий начался с изобретением книгопечатания, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, распространению рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие средства радикально преобразовали среду в которой живёт и общается современное человечество, резко расширили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей.

Основу коммуникационных взаимодействий составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.

Эти программы создают новую «инфосферу», приводят к возникновению новой «клип-культуры», которая приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, индивидуализации. Каждый из реципиентов может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов или выбрать коммуникационный вариант по собственному заказу. Это новая коммуникационная ситуация, для которой характерно постоянно меняющееся разнообразие новых культур и возникновение множества разнообразных коммуникативных взаимодействий.

Согласно Луману именно с помощью коммуникации общество самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. приходит к самопониманию, к различению себя и окружающей среды, а также самовоспроизводится, то есть является аутопойетической системой. Это означает, что понятие коммуникации становится определяющим для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, - подчёркивает Луман,- социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя, посредством сети коммуникаций».

Важное значение имеет типология коммуникационных взаимодействий.

Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

1) информативные , имеющие целью передачу информации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие , ориентированные на передачу управляющей системой указаний управляемой подсистеме, с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические , рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора (звуковая речь, радиосигналы, аудиозаписи) и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические , ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту и соответствующее реагирование последнего;

5) тактильные , включающие в себя передачу и восприятие информации путём воздействия на тактильную чувствительность индивидов (прикосновение, давление, вибрация и т.д.);

6) эмотивные , связанные с возникновением у субъектов, участвующих в коммуникациях, эмоциональных переживаний радости, страха, восхищения и т.д., способных воплощаться в различные формы активности.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные , воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые , выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре, архитектуре;

3) паралингвистические , передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента (гипноз, кодирование);

В соответствии с уровнем , масштабами и контекстом коммуникацию подразделяют на следующие типы:

1. Традиционная коммуникация , осуществляемая главным образом в локальной сельской среде: общения отличается постоянством

2. Функционально-ролевая коммуникация , развивающаяся в городской среде, в условиях значительной дифференциации видов деятельности и образа жизни.

3. Межличностная коммуникация – такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Различают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Содержание и форма личностной коммуникации не связаны строгими правилами, а имеют индивидуализированный неформальный характер. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована, а процесс передачи информации ориентирован на достижение определённого результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчинённому или преподаватель студенту.

4. Групповая коммуникация представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определённой группы (территориальной, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаимозависимых действий. Составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях.

5. Межгрупповая коммуникация – это такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя и большим количеством социальных групп, в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Такая коммуникация может выполнять информационную либо обучающую функцию (перед группой студентов выступает группа преподавателей), развлекательную или воспитательную функцию (перед людьми в зрительном зале выступает театральный коллектив), мобилизационно-организующую функцию (перед собравшимися людьми выступает пропагандистская группа), подстрекательскую функцию (перед толпой выступает группа демагогов).

6. Массовая коммуникация – (см. следующий вопрос).

г) массовая коммуникация и её основные функции.

Массовая коммуникация – это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают СМИ (средства массовой информации) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с её рассредоточением, массовым распространением и потреблением.

(Информация - сообщение о каком-либо событии; сведения,

совокупность каких-либо данных. Термин «информация» в переводе с

латинского означает «изложение», «разъяснение».

В обыденной жизни под этим словом понимают сведения, передаваемые

людьми устным, письменным или другим образом. Научные дисциплины

используют этот термин, вкладывая в него своё содержание.

В математической теории информации под информацией понимаются не

любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают

существующую до их получения неопределённость. То есть информация –

это снятая неопределённость. Современные философы определяют

информацию как отражённое разнообразие.

Что даёт человеку обладание информацией? Ориентацию в происходящем, определение направления собственной деятельности, возможность принимать правильные решения.

Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие

сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ;

социальный и политический ресурс).

Материальная предпосылка возникновения массовых коммуникаций – изобретение на рубеже 19-20 вв. телеграфа, кино, радио, техники звукозаписи. На основе этих изобретений сформировались СМИ.

СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации контроля над массовым сознанием и поведением (массовое сознание – сознание классов,

социальных групп; включает в себя распространённые в обществе идеи, взгляды, мифы; формируется как целенаправленно (СМИ), так и стихийно).

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определённых стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечения.

Итак, СМИ оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жизненные позиции. Однако проведённые социологами разных стран исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы носит опосредованный некоторыми промежуточными социальными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому, в процессе массовой коммуникации многие реципиенты выступают не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве активного фильтра. Они осуществляют отбор определённых видов сообщений СМИ, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

Нельзя оставить в стороне ещё одну острую проблему, связанную с функционированием массовой коммуникации: проблему негативного её воздействия на некоторые группы людей. Чрезмерно концентрированное воздействие массовой коммуникации способно отрицательно повлиять на содержательность, качество межличностного общения как взрослых, так и (особенно!) детей; снизить интерес к активным формам усвоения ценностей культуры, увести человека от проблем и трудностей реальной жизни, усугубить его одиночество, дезадаптацию к изменяющимся условиям жизнедеятельности и окружающей социальной среды.

Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любознательности, осведомлённости, эрудиции, росту политической культуры, соблюдению социальных норм и правил.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...