В систему политических институтов общества не входит. Политические институты современного общества

Классический институционализм n n Политические институты - это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают

Функции политических институтов 1. консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти; 2. выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления; 3. упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

Функции политических институтов 4. интеграция социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт; 5. защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей; 6. обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил

Политические институты n институт парламентаризма институты исполнительной власти институт государственной службы институт главы государства институты судопроизводства институт местного самоуправления институт избирательного права, институт политических партий, институт гражданства институт общественного мнения n институт средств массовой информации и др. n n n n n

Политические институты n n n институты сакрализации власти (коронование) институт импичмента (отстранение главы государства путем выражения ему общественного недоверия) институт выборности императоров института народных депутатов - трибуны в Древнем Риме институты открытой демократии: согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным проблемам

Политические институты В политологии не сложилось окончательного мнения о том, какие институты составляют костяк политической системы общества. 1. государство и политические партии 2. + гражданское общество + парламентаризм и парламент + институт президентства + бюрократия и бюрократизм 3. + общественное мнение + средства массовой информации + группы давления + избирательные системы n

Политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. n Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются» . n

Классический институционализм n Политические институты возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.

Классический институционализм n n Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Свойства, придающие институту устойчивость – атрибуты института – делают их объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели, на определенные нормы и правила.

Политические институты n n Ханна Арендт: «Все политические институты - суть проявления и воплощения власти; они окаменевают и рассыпаются, едва только живая народная сила перестает их поддерживать» . 1906 -1975

Атрибуты института Устойчивость политических институтов достигается за счет: n норм, регламентирующих характер взаимодействия санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку

«Старый» (классический) институционализм n n описательно-индуктивный подход к изучению в первую очередь формально-юридических организаций (парламент, правительство и пр.) Критика «старого» институционализма за: игнорирование реальных проблем политики, формально-юридический и описательный характер исследований Институт Структура Структурно-функциональный анализ

Институт в социологии n Социологи в отличие от правоведов трактовали институты не столько как формально-юридические организации, а как устойчивые верования, традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. n Социальные институты - «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Эмиль Дюркгейм

Институт в социологии n n n М. Вебер: институт - рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид. Государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.)» .

Неоинституционализм n М. Дюверже: n институты - организационные структуры, и модели отношений, формирующие эти структуры. n «Модели отношений» - это определенные правила и определенные рамки.

Неоинституционализм n Институт - «правила игры» в обществе или «созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система механизмов, обеспечивающая их выполнение» . n n Д. Норт: основная функция институтов - снижение трансакционных издержек путем «установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми» .

Неоинституционализм Нил Флигстайн: n в современных обществах институализированные правила функционируют как мощные мифы, которые оказывают важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. n

Неоинституционализм n Процесс создания и преобразования институтов политики - попытки инкумбентов, влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно претендентов, т. е. тех политических факторов, которые таким влиянием обладают в меньшей степени

Неоинституционализм n n В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится объектом пристального внимания со стороны общества

Политический институт – это n n n организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления) реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Типологизация институтов n М. Ориу корпоративные n n государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь инкорпорированы в социальные коллективы вещные n n правовые нормы не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений

Корпоративные институты n n обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

Типологизация институтов формальные n n n универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т. е. правовые нормы эти универсальные нормы распространяются на всех акторов менее изменчивы неформальные n n n своего рода неформальные правила, которые регулируют отношения заинтересованных акторов формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу» более изменчивы

Типологизация институтов n Дж. Марч и М. Олсон: агрегативные n существование внутренних сделок между участниками принятия политических решений. интегративные n устойчивый порядок, основанный на историческом прошлом, взаимных обязательствах и традициях.

Возникновение новых институтов – институционализация Новые формальные правила Старые неформальные правила Новые институты Новые неформальные правила Старые формальные правила

Изменение институтов связано с: n n с деятельностью акторов, для которых затраты на изменение институтов ниже издержек на адаптацию к ним. Заинтересованность акторов в изменении институтов может проистекать как из их доминирующего, так и аутсайдеровского положения. n n n снижением эффективности институтов. При этом: эффективность – величина, обратно пропорциональная сумме трансакционных издержек, издержки – объем властных ресурсов, которые необходимо задействовать субъекту для осуществления власти над объектом. Увеличение расходов ресурсов власти может породить желание снизить затраты с помощью проведения институциональных изменений.

Институциональные изменения n n - это процесс двустороннего движения. С одной стороны, изменения формальных институтов могут быть вызваны изменениями в неформальных, с другой - изменения первых могут стимулировать изменения вторых. В результате начинается «длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм» .

Институциональные различия между демократическими режимами развитых капиталистических стран Институт Партийная система Избирательная система Законодательное собрание Структура правительства Возможные формы института Двухпартийная или многопартийная Пропорциональная или мажоритарная Однопалатное или двухпалатное Унитарная или федералистская

Институциональные различия между демократическими режимами развитых капиталистических стран Институт Возможные формы института Центральная власть парламентарная или президентская Судебная система Судебный контроль или судебная профилактика Местные органы Слабая автономия или сильная власти автономия Государственная Назначение по принципу служба выгоды или по деловым качествам

Институциональные различия между демократическими режимами развитых капиталистических стран Институт Возможные формы института Вооруженные силы Профессиональная воинская служба или обязательная воинская повинность Связь государства и Либеральная или экономики корпоративная n Процесс институциональных изменений предполагает не только изменение норм, но и организаций.

Институциональное доверие Уровень институционального Уровень доверия межличностного доверия Выше среднего Ниже среднего Социум и легальная власть Социальный оптимум существуют автономно Механизмы Все социальные социального взаимодействия регулирования не регулируются действуют, есть через обращение угроза к легальной целостности власти общества

Институциональное доверие n Примените предложенную российским социологом А. Н. Олейником методологию к анализу российского общества и российской политической системы.

Первая и вторая институциональные трансформации в России (1) Группы институтов Структура органов государственной власти Комплекс традиционных институтов Синкретизм власти (единая власть монарха) «Первый импорт» («либерализация») «Второй импорт» («советизация») Шаг к разделению властей (земства, суд, Государствен ная дума) Синкретизм власти (единая система советов, фактически – господство партии)

Первая и вторая институциональные трансформации в России (2) Группы институтов Организация общества в соотношении с государством Комплекс традиционных институтов «Первый импорт» («либерализация») Община и другие подобные структуры поставлены на службу государству, выполняют фискальные и иные функции Относительная самостоятельнотсть земств, политических партий, профсоюзов и других общественных организаций «Второй импорт» («совети-зация») Общественные организации (комсомол, профсоюзы и др.) поставлены на службу государству, выполняют функции мобилизации, контроля и др.

Первая и вторая институциональные трансформации в России (3) Группы институтов Институты, регулирующие взаимоотношения между властью и обществом Комплекс традиционных институтов «Первый импорт» («либерализация») «Второй импорт» («советизация») Жесткий контроль государства над обществом Девелопментаризм Патернализм Некоторые демократиче ские права и свободы, Неприкосновенность частной собственности Жесткий контроль государства над обществом Девелопментаризм Патернализм

Первая и вторая институциональные трансформации в России (4) Группы институтов Комплекс традиционных институтов «Первый импорт» («либерализация») «Второй импорт» («советизация») Институты, ограничивающие власть Неформальные религиозно -этические институты (идея соборности; православие – самодержавие – народность) Формальные институты (относительная независимость судов и Государственной думы) Неформальные идеологические институты (идея коммунизма как выражение воли народа)

Первая и вторая институциональные трансформации в России (5) Группы институтов Способ и источники формирования власти Комплекс традиционных институтов «Первый импорт» («либерализация») Назначение из аристократической элиты (не закрытой полностью) Частично выборность (земства, Государственная дума) из более широких слоев народа «Второй импорт» («совети-зация») Формально выборность из широких слоев населения. Фактически – институт назначения (принцип номенклатуры)

Первая и вторая институциональные трансформации в России (6) Группы институтов Институты регламентирующие политическую борьбу Комплекс «Второй «Первый импорт» традиционимпорт» ных («либерализация») («советизация») институтов Придворные группировки, фаворитизм, клиентелы, верхушечные оппозиционные кружки. Формальных институтов нет Формальные институты выборность земств и Государственной думы. Правительство неподконтрольно парламенту Действуют неформальные институты (придворная камарилья) Формальный институт выборов в Советы не выполнял данной функции фактически – неформальные партийные, бюрократические группировки, клиентелы

Политическая институализация n n 1) процесс закрепления политических отношений в нормах (правилах, санкциях и т. п.) права и (или) морали; 2) формализация и упорядочение процессов производства, организации политических отношений, ведущие к воспроизводству политической системы общества, воспроизводству сложившихся политических отношений.

Институционализм n n Термин «институционализм» был введен в 1918 г. У. Гамильтоном и определялся как общепринятый способ мышления или действия, принятый социальными группами и закрепленный в обычаях народов. Институты, устанавливая границы и формы человеческой деятельности, составляют ориентиры для человека, выражающиеся в обычаях и привычках. Основоположником институционализма в экономической науке общепризнанно считается Т. Веблен. Также ключевую роль в становлении этого направления в политической экономии сыграли такие ученые, как У. Митчел (разработкаэмпирического институционализма) и Дж. Коммонс (исследованиевзаимодействия экономики и права)

Изучение институтов n n 1 период: от Платона и Аристотеля до Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. -Ж. Руссо, Гегеля и др. В центре внимания находилось государство и преобладало государственно-правовое понимание политических институтов.

Изучение институтов n n 2 период: конец XIX – начало ХХ в. – конец 1940 -х гг. – «старый институционализм» Политические институты рассматривались исключительно как административные учреждения и юридические нормы, т. е. продолжалась традиция формально-юридического понимания институтов. Однако формально-юридическое понимание было дополнено изучением внутренних элементов политических институтов. Представители: В. Вильсон, Г. Картер, Д. Брюс, Т. Коул и др.

Изучение институтов n n n 3 период: с начала 1980 -х гг. - «новый институционализм» («неоинституционализм») Политические институты понимаются во взаимосвязи формальных норм и неформальных установок («правил игры»), которые в результате образуют сложные организационные отношения в обществе, обеспечивая в нем стабильность и порядок. Важнейшей, фундаментальной основой нового институционализма являются работы Дж. Бьюкенена, Р. Коуза, Д. Норта, Дж. Марча, Й. Олсена, Дж. Акерлофа, Дж. Стиглица, П. Ди Маджио У. Пауэлла, Г. Питерса, П. Бергера и Т. Люкмана, Дж. Кэмпбэлла, Н. Леона, Н. Линдберга и др.

Неоинституционализм 1) институты – полноправные акторы политики, имеющие собственные интересы; 2) институты устанавливают определенные правила поведения человека; 3) институты позволяют оценивать результаты политики и являются ее основными детерминантами n Г. Питерс: n институтицоналисты ограничивались описанием институтов, а неоинституционалисты рассматривают институты как зависимые переменные, взаимодействующие с другими социальными явлениями. n Социальные - независимые переменные, влияющие на институты.

Направления неоинституционализма 1. Нормативный институционализм – центральным элементом институционального анализа становится набор ценностей, определяющий поведение членов организаций. 2. Институционализм с позиции теории рационального выбора – институты понимаются как правила, которые, ограничивая поведение индивидов, позволяют аккумулировать и реализовывать их интересы. 3. Исторический институционализм – первоначальный институциональный выбор, совершенный в историческом прошлом, будет оказывать существенное влияние на политический процесс. 4. Социальный институционализм изучает характер взаимодействия между различными социальными группами, а также между государством и обществом. 5. Структурный институционализм во главу исследования ставит сравнение президентских и парламентских режимов, а также федераций и унитарных государств

Две теоретические линии интерпретации институтов n n Институт – как совокупность норм, правил, установлений и традиций, укоренившихся в обществе, которые упорядочивают и регулируют взаимоотношения между людьми и их поведение. Институты рассматриваются в первую очередь как общественные объединения, организации, учреждения.

Д. Норт: n n n «Институты – это “правила игры” в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» . Институты - источник «побудительных мотивов человеческого взаимодействия» во всех основных сферах общества, структурируют повседневную жизнь людей, отражают характер общественного развития.

Д. Норт: n n n В соответствии с выдвинутой концепцией институты можно разделить на формальные и неформальные. Формальные институты – те, что созданы людьми (например, конституция того или иного государства), неформальные – сложившиеся в ходе общественного развития (общепринятые условности, обычаи). Институты – это не только правила, но также механизмы, обеспечивающие выполнение этих правил, и нормы поведения.

Дж. Марч и Й. Ольсен n n n Институты - устойчивый набор правил и практик, которые практически неизменны и независимы от внешних обстоятельств и ожиданий субъектов. Эти правила задают цели и регулируют поведение субъектов в конкретных ситуациях, направляют их поведение, обосновывают и оправдывают необходимость действовать согласно этим установкам Институты обладают собственными организационными качествами

С. Хантингтон n n n Институты – устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения. Институционализация – процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость. Необходимость в институтах возникает в сложных, неоднородных обществах. Прочные политические институты позволяют определять и реализовывать общественные интересы. В любом обществе по мере роста разнообразия общественных сил политические институты усложняются и усиливаются. Обязательным условием создания политических институтов является совместимость интересов социальных групп. При полном отсутствии общественной гармонии существование политических институтов становится невозможным.

С. Хантингтон n n Наравне с политическими институтами исследователь выделяет понятие «общественная сила» . Общественная сила – этническая, религиозная, территориальная или экономическая группа. В обществах, где все принадлежат к одной общественной силе, или в обществах с небольшим числом общественных сил все конфликты разрешаются либо в рамках этих общественных сил, либо за счет доминирования одной общественной силы. Общества, в которых существует большое число неоднородных общественных сил (т. е. , в сложных обществах), для обеспечения общественного единства и согласия появляется необходимость в высокоразвитых политических институтах.

М. Вебер n n Институт – это форма социального объединения, в котором общественное поведение упорядочено в своих средствах и целях принятыми установлениями. Поведение отдельного индивида – участника подобного объединения рационально упорядочено и ориентировано на принятые установления. Индивиды считаются «обязанными» участвовать в общностных действиях, конститутивных для данного сообщества. Соблюдение принятых установлений обеспечивается посредством аппарата принуждения, а вступление индивида в такое сообщество предопределено его рождением и воспитанием, а не добровольным вступлением.

М. Вебер n n Не каждое социальное образование, участие в котором предопределяется рождением и воспитанием, можно назвать институтом (например, языковое или семейное сообщество, т. к. в них нет рациональных установлений). Социальные образования - государство и церковь. Понятие «союз» , в отличие от института основывается на согласии. По общему согласию участников индивиды зачисляются в союзы (например, семейное сообщество). В союзе по общему согласию устанавливается «действенный порядок» , обеспечивается соблюдение этого порядка, в т. ч. посредством принуждения.

Р. Даль n n n Институты – это организации, которые рассчитаны на длительный период и передаются из поколения в поколение. «Политические соглашения» и «укоренившийся порядок» – более ранние формы институтов. «Первоначально возникающие соглашения постепенно становятся укоренившимся порядком (практикой), а тот в свой черед превращается в институты» .

Б. Ротстайн n n n Политические институты – организации (органы власти, органы управления), которые создаются: а) индивидами для отстаивания общих интересов (правильная форма общественного устройства); б) «некой высшей силой» (правителем, правящей группой) для максимального извлечения выгоды «из эксплуатации подвластной им группы людей в собственных интересах» (неправильная, диктаторская форма общественного устройства).

Б. Ротстайн n n n n 4 типа институтов: институты законодательной власти, институты исполнительной власти, институты судебной власти, институты принуждения. При этом в зависимости от общественного устройства цель создания каждого из этих типов институтов значительно отличается. В «демократическом» обществе институты законодательной власти создаются для принятия решений, то при «диктаторском» режиме аналогичные институты необходимы для легитимации власти, а решения принимаются правителем или правящей группой. Отдельно отмечается, что каждый тип институтов власти функционирует в соответствии с правилами, регламентирующими процесс принятия решений.

П. Ди Маджио и У. Пауэлл n n n Институты – организации. Причины возникновения и эволюции институтов-организаций: организации в своей совокупности составляют некие организационные поля, которые, постепенно преобразовывая входящие в них организации, делают их схожими (концепция институционального изоморфизма).

П. Ди Маджио и У. Пауэлл Процесс структурирования организационного поля происходит при наличии четырех условий: 1) в процессе функционирования происходит усиление взаимодействия организаций; 2) появляются межорганизационные структуры – союзы, объединения организаций; 3) возрастает уровень информационной нагрузки на организации; 4) организации начинают идентифицировать себя как часть организационного поля, которое способствует их активному взаимодействию с другими организациями. n Процесс, в результате которого организации становятся схожими (гомогенизируются), обозначается понятием «изоморфизм» . Постепенно адаптируясь к институциональной среде, институтыорганизации меняют свои характеристики и в результате становятся изоморфными. n

П. Ди Маджио и У. Пауэлл n n n Изоморфизм: конкурентный и институциональный. При конкурентном изоморфизме организации стремятся соответствовать рыночной среде и пытаются конкурировать не только в экономической сфере, но также иметь влияние в политической и социальной сферах. Институциональный изоморфизм можно охарактеризовать через следующие механизмы изоморфных изменений: принудительный изоморфизм, подражательный изоморфизм нормативный изоморфизм.

П. Ди Маджио и У. Пауэлл n n n Институциональные изоморфные изменения носят принудительный характер, если они обусловлены формальным или неформальным давлением со стороны других институтов-организаций или же в связи с проблемами легитимности. Подражательный изоморфизм имеет место в том случае, если институты сталкиваются с неопределенностью, и для ее преодоления начинают моделировать себя по образцу других институтов. Нормативный изоморфизм связан с профессионализацией: для достижения наибольшей эффективности в деятельности институтов-организаций в каждой отрасли появляются определенные профессии. Приведенные виды изоморфизма на практике могут смешиваться, и, как следствие, их становится сложно дифференцировать

n n n Д. Норт: институты ≠ организации. Организации - группа людей, которые объединяются для достижения общей цели. Организациями являются политические органы и учреждения, экономические структуры, общественные и образовательные учреждения. Институты и организации взаимодействуют и существенно влияют друг на друга. В любых организациях или учреждениях (например, партиях, органах государственной власти и т. д.) также есть определенные нормы, ограничения, «правила игры» , установления, в соответствии с которыми они функционируют. → Институты - составная, структурная, системообразующая часть организаций. Организация – более сложное явление.

n n Политическая партия как институт - система правил, по которым, в частности, принимаются решения, избирается лидер партии, организуются избирательные кампании и т. д. Сама же партия как некое структурное образование, включающее партийный аппарат, ее членов и прочие элементы, является организацией. Система норм, правил, установлений, относящихся к организации, ограничивается рамками этой организации и по характеру является более жестко очерченной и обязательной. Институты же могут быть предусмотренными для неопределенного круга лиц и вовсе не обязательными для индивидов. Организации сами способны продуцировать систему норм, установления и ограничительные рамки, которые впоследствии могут стать институтами. В то же время и институты могут выступать в качестве основы для создания организаций. Например, при формировании какой-либо общественной организации или органа власти они конструируются на основе существующих норм, практик и по подобию уже существующих организаций.

n n Сильная взаимозависимость и взаимодействие институтов (как устоявшихся норм, правил поведения) и организаций в значительной степени объясняет столь широкую, скорее даже неопределенную интерпретацию институтов (и как устоявшихся норм, и как организаций, учреждений). Однако эти понятия нельзя смешивать. Тот факт, что эти два явления (институты и организации) чаще всего встречаются как единое целое, не значит, что их невозможно разделять и изучать по отдельности.

Распределение ответов на вопрос «Определите, пожалуйста, свое отношение к действующим в стране институтам власти и общественным структурам» (варианты ответов «полностью доверяю» и «в основном доверяю»), % от общего числа опрошенных

Данный раздел долгое время во всех отечественных учебниках и пособиях по государственному праву назывался «Государственное устройство» или «Формы государственного устройства». Однако термин «государственное устройство» весьма неоднозначный, и он неодинаково понимался и понимается как в речи обыденной, обыкновенной, так и в речи профессиональных юристов. Под государственным устройством историки и социологи понимали и понимают нечто, обозначающее государственный строй или систему государственных органов. Термин «государственное устройство» в том смысле, в котором его понимают государствоведы, означает территориально-политическую структуру государства. Очевидно, в силу того, что существует неодинаковое понимание одного и того же термина, в последние годы для освещения данного круга вопросов употребляются другие, возможно более точные, понятия. Например, применяется такое обозначение, как «территориально-политическая организация государства» или «территориальная организация публичной власти». В любом случае, речь идет об одном и том же. Всеми этими понятиями обозначается структурирование государства, деление его на части, соотношение власти этих частей с центральной властью.

Мы избрали некий средний термин - территориально-политическое устройство - и полагаем, что это, с одной стороны, часть традиции, с другой стороны - более точное понятие, адекватно отображающее суть того материала, который будет изложен ниже.

Итак, подводя итог, как же можно определить территориально-политическое устройство государства. Что стоит за этим понятием? Территориально политическое устройство - это территориально-политическая структура государства, т.е. определенный порядок деления территории на части, их правовой статус и взаимоотношение центральных органов власти с органами власти составных частей, т.е. государственных или административно-правовых единиц.

Принято считать, что есть две основные формы территориально-политического устройства государств - унитарное государство и федеративное государство . Кроме того, имеются и иные государственно-правовые образования, которые входят в данную часть конституционного права: конфедеративное государство и автономия .

Большинство конституций мира регулируют вопросы территориальной организации государства. В одних конституциях четко называется форма территориально-политического устройства и там закрепляется, что государство является, скажем, федерацией, другие фиксируют, что у них унитарное государство. Некоторые конституции прямо не обозначают устройство своего государства, но это становится ясно из содержания других статей или при анализе государственно-правовой практики.

Некоторые конституции относят свою страну к одной форме государственного устройства, а реально существует другая (Швейцария), а некоторые страны вообще невозможно отнести к какой-либо форме и их именуют гибридными формами. Так или иначе, проблематика подобного рода - это непременная часть конституции и конституционного права. В конституциях могут закрепляться вопросы соотношения власти центральной и региональной, может закрепляться компетенция различных частей государства, соотношение их полномочий, порядок рассмотрения спорных проблем и т.д.

Институт территориально-политического устройства включает следующую группу правовых субинститутов:

а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы;

б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;

в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;

г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.

Ряд конституций содержит перечень всех субъектов федерации. Некоторые перечисляют автономные единицы, входящие в состав страны, некоторые только обозначают виды составных частей государства, которые могут обладать неодинаковым статусом, т.е. большим или меньшим объемом компетенции (штат, автономия, административная единица), такое обозначение сопровождается перечнем вопросов, относящихся к компетенции этих государственно-правовых единиц.

Большинство конституций подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на целостность государства. Эти вопросы также относятся к институту территориально-политического устройства. Необходимо отметить, что не только форма правления зависит от ряда условий, существующих в данной стране, но и форма территориально-политического устройства в каждой конкретной стране зависит от исторических, социальных, национальных, географических условий, а также от сложившихся традиций. Зачастую существование какой-то формы деления государства либо существование какой-то автономной единицы объяснить с точки зрения теории государственного права невозможно - это специфика конкретного государства, которая существует как нечто данное, и попытки теоретического обоснования таких явлений не несут содержательного начала.

Отметим также, что в большинстве государств отсутствует прямая связь между территориально-политическим устройством и национально-этническим составом населения страны. Унитарные государства могут быть многонациональными, федеративные могут быть и многонациональным, и однонациональным. Такие факторы не связаны напрямую, как когда-то считалось в советской литературе.

Сущность политических институтов

Определение 1

Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним относятся:

  • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
  • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
  • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
  • интеграция различных социальных групп
  • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
  • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Основные особенности политических институтов

Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивид уальных социально-политических интересов.

Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.

Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки , кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.

Понятие, типология и признаки политических институтов

Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. К ним относятся:

  • государство,
  • учреждения власти (парламент, президент, муниципалитеты, мэрии, политические партии и пр.);
  • гражданское общество, включая общественные организации и движения.

Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.

С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы. Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах. Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.

Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.
Ее ключевые функции:
— консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
— представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
— распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
— сохранение духовных достижений;
— создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.

Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
— членов – участников;
— полномочий;
— ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
— ролей и норм.

Государство как политический институт

Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.

Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
— экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
— социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
— культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
— силовые (армия, полиция, суды);
— юридические (Конституция, кодексы и др.).

Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.

Наиболее важны:

  • защитная функция – охрана прав и свобод личности, обеспечение безопасности, стабильности;
  • экономическая – упорядочивание процессов, протекающих в народном хозяйстве для справедливого дележа благ;
  • юридическая – установление и выполнение законных предписаний;
  • социальная – поддержание благоприятных условий для становления и развития индивидов;
  • экологическая и культурная – оберегание природы и сокровищ цивилизации,

Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.

Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).

Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.

Органы власти и партии

Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.

Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.

В обязанности МВД вменены:
— разработка стратегии в сфере внутренних дел;
— защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
— предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
— охрана имущества, учреждений.

В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.

Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.

Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
— степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
— характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).

Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику. Кроме этого они:
— мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
— вырабатывают взгляды избирателей;
— способствуют социализации индивидов;
— формируют командную элиту.

В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.

Гражданское общество

Обществознание определяет как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.

Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.

Могут:
— создавать хозяйственные единицы и подразделения;
— учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
— проводить сборы, митинги;
— финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
— взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.

Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.

Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной. Каковы главные особенности политического устройства страны? Какие их формы и режимы выделяют в современной теории государства? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое государство?

Государство - это объемная многогранная категория, изучением которой занимается целый ряд научных дисциплин: от географии до социологии. В отличие от конкретной территории или географической страны, это образование сложно поддается эмпирическому восприятию, являясь скорее абстрактным, нежели реальным объектом исследования.

Феномен государства, его политическое устройство, форма правления - эти вопросы тревожили умы многих философов и ученых в самые разные исторические эпохи. Так, изучением всевозможных аспектов государства занимались такие мыслители, как Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Конфуций, Джон Локк и Герберт Спенсер.

Древнегреческий философ Платон посвятил этой проблеме один из своих трудов (диалогов) под одноименным названием «Государство». В этой работе можно найти несколько интересных идей, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, он говорил о том, что во главе державы должны находиться мудрые философы, ведь только они способны правильно заботиться о гражданах. Платон также не очень любил политическое устройство демократического типа. Демократию он называл справедливой и в то же время несправедливой властью большинства.

Признаки и функции государства

Государство - это очень сложная социальная структура, представление о которой можно составить через главные признаки этого образования. Всего их семь:

  • строго очерченная в географическом пространстве территория;
  • определенное население;
  • наличие и законов (норм поведения);
  • присутствие системы правоохранительных и судовых органов, следящих за выполнением установленных законов;
  • наличие армии;
  • функционирование системы налогообложения граждан;
  • наличие государственного суверенитета (независимости).

Исходя из этих признаков, государство обязано выполнять несколько функций, а именно:

  • политическую;
  • экономическую;
  • социальную;
  • оборонительную;
  • правоохранительную;
  • культурно-просветительскую и некоторые другие.

В этой статье мы более детально остановимся на первой из этих функций, подробно рассмотрев формы и режимы политического устройства страны. Какие из них наиболее популярны сегодня?

Политическое устройство государства и его основные формы

Разные ученые, философы и мыслители по-разному оценивали роль государства. Иногда эти оценки были полярными по отношению друг к другу. Так, Владимир Ленин утверждал, что «государство - это аппарат насилия в руках господствующего класса». А вот известный русский экзистенциалист Николай Бердяев был уверен, что именно государство позволяет земной человеческой жизни не превратиться в окончательный ад.

И то, и другое утверждение одинаково имеют право на жизнь. Эффективность рассматриваемого в этой статье образования во многом зависит от конкретной формы политического устройства государства. Ведь в одних странах планеты мы видим, как правители действительно пытаются работать для своего народа. В других же государствах аппарат власти лишь угнетает и использует своих граждан.

Социально-политическое устройство - это процесс и одновременно результат организации власти в конкретной стране. Оно включает в себя и тип государственной структуры, и политический режим.

Форма политического устройства - это способ национальной, а также территориальной организации государства. Он предусматривает установление определенных взаимоотношений между центральными и региональными (местными) органами власти.

Политическое устройство может принимать три основные формы. Это унитарное государство, федерация, а также конфедерация.

Унитарное государство: характеристика и признаки

Под унитарным государством понимают такое политическое устройство страны, при котором её отдельные административно-территориальные единицы не имеют суверенитета. Среди основных признаков такой формы можно выделить следующие:

  • единое гражданство и система законотворчества;
  • руководство страной из единого центра (столицы);
  • единая финансово-налоговая система;
  • единая армия;
  • общие государственные символы - флаг, герб и гимн.

В современной политологии выделяют несколько видов унитарных государств. Это:

  • строго централизованные;
  • децентрализованные.

Унитарные государства могут иметь в своем составе одну (примеры: Таджикистан, Украина) или несколько автономий (примеры: Молдова, Испания).

В количественном аспекте в современном мире преобладают именно унитарные государства. Это хорошо видно на карте, где все они отмечены синим цветом. Как правило, это небольшие по площади страны с преобладанием одной нации. Хотя есть среди них и исключения. Одно из них - Китай, который имеет в своем составе несколько разноуровневых автономий.

характеристика и признаки

Федерация - это особое политическое устройство, при котором отдельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически. Само слово имеет латинские корни и переводится как "союз" или "объединение".

Одной из отличительных черт федеративного государства является так называемое двойное законодательство. Что это значит? Законы могут творить как центральные органы власти, так и региональные. При этом законопроекты, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральному законодательству.

В федерациях, как правило, присутствует единая денежная единица, однако налоговая система может быть двухканальной. Это значит, что конкретный субъект федерации вправе формировать свой региональный бюджет и распределять его средства.

В мире различают симметричные и В первых территориальные субъекты обладают равными правами, а вот во вторых их правовой статус неодинаков.

Федерации на современной политической карте планеты распределены равномерно (всего их 28). Среди них - почти все крупнейшие страны мира: Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация: сущность и исторические примеры

Под конфедерацией подразумевается союз нескольких государств, создаваемый для достижения какой-либо цели: военной, экономической или другой. Страны, входящие в состав конфедерации, как правило, сохраняют свой суверенитет как во внутренней политике, так и на общемировой арене.

Основные признаки конфедераций заключаются в отсутствии:

  • общих границ;
  • единой системы законотворчества;
  • единой финансовой системы;
  • единой конституции;
  • единого гражданства.

Все решения в конфедерации принимаются на основе консенсуса. При этом каждый из её участников оставляет за собой право на свободный выход из такого союза.

Конфедерации были распространены на протяжении XVIII-XIX веков в Европе. В прошлом веке еще существовало несколько классических конфедераций: это а также Сенегамбия. Однако просуществовали они довольно короткое время. Сегодня черты конфедерации можно наблюдать на примере Европейского Союза или же организации СНГ (Содружество Независимых Государств).

Основные формы государственно-правового режима

Власть имущие в каждой из стран мира могут осуществлять свои полномочия по-разному. Совокупность методов и средств реализации власти - это и есть государственно-правовой режим. Он выступает важнейшим элементом, критерием для определения сущности того или иного государства.

Существует несколько типов (форм) государственно-правового режима. Он может быть демократическим либо недемократическим (авторитарным, тоталитарным, фашистским и т. д.).

Отличить от тоталитарного бывает очень непросто. Так, к примеру, руководство Советского Союза позиционировало себя перед всем миром как «островок демократических прав и свобод». И многие народы планеты искренне верили в данную ложь.

Авторитаризм и его признаки

«Власть основателя» - так примерно можно перевести данный термин с латыни. При этом политическом режиме абсолютно вся полнота власти находится в руках у одного человека (или группы людей).

  • мощная централизация власти;
  • командно-плановый способ руководства страной;
  • строгий контроль различных сторон общественной жизни со стороны государства;
  • отсутствие реального на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

При этом режиме избирательные, они направлены против лишь самых активных противников власти. Плюрализм мысли, в целом, допускается, но только если он не наносит ощутимого вреда системе. Эти две черты отличают авторитаризм от тоталитаризма.

Тоталитаризм и его признаки

Мало кто знает, что данный термин ввел в обиход диктатор Муссолини в 1920 годах. Под тоталитаризмом подразумевается полный (тотальный) контроль государства всех сфер общественной жизни. Деспотия, тирания, репрессии и массовые доносы - все это типичные черты данного политического режима.

Общество в целом и каждый человек в отдельности при тоталитаризме всецело поглощены государством. Плюрализм мнений не допустим ни в одной из сфер жизни. Еще одна отличительная черта тоталитаризма - это жесткая вертикаль власти.

В мировой истории известны примеры как «левого», так и «правого» тоталитаризма. Первый был характерен для Советского Союза, второй - для фашистской Германии или диктаторского режима Б. Муссолини.

Демократия и её основные черты

Демократия - это (дословный перевод с древнегреческого языка). При таком режиме носителем власти в государстве выступает народ, а точнее, его большинство.

Следует отметить, что выдающийся мыслитель Платон демократию не любил. Он считал её одной из худших форм управления государством. А вот известный политический деятель Уинстон Черчилль однажды охарактеризовал её следующим образом: «Демократия - это наихудшая форма правления, не считая всех остальных, которые известны истории». Так британский премьер тонко подчеркнул безальтернативность данного политического режима.

Самые важные черты демократии - это:

  • всеобщее избирательное право, в результате которого и формируется власть;
  • признание верховной власти народа на юридическом уровне;
  • абсолютное равенство прав всех граждан, вне зависимости от пола, возраста или национальности;
  • подчиняемость меньшинства большинству;
  • контроль общественности за действиями исполнительной ветви власти.

Политическое устройство России

Современная Россия является федеративным государством. Это президентско-парламентская республика, в которой президент наделен довольно широкими полномочиями. Главные институты власти в стране сформировались еще в начале 1990 годов, сразу после распада СССР. В начале нынешнего столетия в их функционирование были внесены небольшие поправки.

Россия имеет сложное административно-территориальное устройство. В составе государства - 85 субъектов федерации, которые наделены равными правами и полномочиями. В каждом из них имеется свой законодательный орган, а также свое региональное правительство. Помимо этого, Россия разделена еще на девять федеральных округов.

Современное политическое устройство России имеет черты как территориальной, так и национальной федерации. Образования национального типа в РФ представлены республиками. Территориальные образования - это области, края, автономии, а также города федерального значения. Такой смешанный характер политического устройства нуждается в довольно гибкой и хорошо продуманной политике со стороны властей.

В заключение…

Под формой политического устройства государства подразумевается способ управления страной. В современной теории государства принято выделять три такие формы: это унитарное государство, федерация и конфедерация. Каждая из них отличается своими особенностями и признаками.

На политической карте планеты XXI века преобладают унитарные государства. Федераций значительно меньше, а вот конфедераций, по сути, и вовсе не осталось.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...