Рецензии на образовательную программу научно методическая деятельность. Рецензирование образовательной программы дополнительного образования детей

Рецензия

на дополнительную общеобразовательную программу

по английскому языку

«Школа общения»

(социально-педагогической направленности).

учитель английского языка высшей категории

МБОУ гимназии 184.

Программа построена на основе УМК « Matrix », издательство Oxford University Press с использованием стандартов второго поколения, что является актуальным в настоящее время, поскольку весь образовательный процесс переходит на новый уровень, меняет вектор. Предполагается не только формирование знаний, умений и навыков, но и всестороннее развитие учащихся. Как раз главный акцент в программе ставится на развитии личности, формировании тех навыков, которые пригодятся учащимся в любых сферах общения, поможет раскрыться каждому, максимально продуктивно используя дополнительное время, которого так не хватает в стандартном образовательном процессе. Данная программа поможет ликвидировать дефицит времени на продуктивную коммуникативную деятельность.

Цели и задачи программы соответствуют предмету и содержанию. Программа имеет научное обоснование, причем не только педагогическое, но и социально-психологическое. Использование проектной методики и активных методов обучения отвечает современным запросам образовательной системы, позволяет провести диагностику и контроль, активизируя личный потенциал каждого, не только интеллектуальный, но и творческий. Способствует формированию навыков самоанализа и самоконтроля, что тоже отвечает запросам современного общества. Психологическое обоснование программы раскрывает актуальность ее использования в определенном возрасте, что позволит качественно улучшить результаты. Структура программы отвечает основным направлениям в развитии коммуникативной компетенции средствами иностранного языка: развитие диалогической и монологической речи с параллельным формированием лексико-грамматических навыков. Учитывая специфику программы, оптимально распределяется учебное время между указанными направлениями.

Данная программа является инновационной, так как представляет не только проектную методику, но и активные методы обучения, что ново в образовательном процессе. Программа обеспечена не только методическим комплексом, а также имеет психологическое обеспечение. Раскрывает актуальность развития коммуникативных способностей и предлагает пути и способы реализации данных задач.

Подпись______________________________

ФИО _____________________________________________________________________

Должность___________________________________________________________________

Квалификация________________________________________________________________

Звания_______________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________________

Рецензия

Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну программы, которая заключается и использовании авторской системы самостоятельной работы обучающихся. Педагогическая целесообразность объясняется в формировании у детей навыков самоконтроля посредством ведения индивидуальных дневников. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности; дифференцированного подхода; создание ситуации успеха. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков, разновозрастный состав учебной группы объясняется наличием у обучающихся базовой подготовки. Сроки реализации программы распределены на этапы, каждый этап программы предполагает получение обучающимися спортивного разряда согласно Российской единой спортивной классификации. В пояснительной записке представлены методы и формы работы, а также методы контроля и управления образовательным процессом. Ожидаемые результаты образовательной программы основываются на результатах прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Образовательные цели и задачи представлены по этапам обучения, что определяет высокую технологичность данной программы.

Методическое обеспечение программы определяется перечнем необходимых условий и пособий для успешной реализации содержания программы. Наличествующая методическая база позволяет полностью реализовать данную образовательную программу, что подтверждается высокими результатами воспитанников данного объединения.

Список литературы состоит из 3-х разделов: основная литература, дополнительная литература и литература для обучающихся.

Вывод : дополнительная образовательная программа «Добро пожаловать в шахматное королевство» педагога дополнительного образования Мололкина Виктора Александровича составлена на высоком профессиональном уровне, прошла многолетнюю апробацию и подтверждена высокими результатами обучающихся. Данная программа может быть рекомендована для реализации в учреждениях дополнительного образования детей, в шахматных клубах.

Методист МОУ ДОД «Леинский ДЮЦ»______________И.Г.Паршева

Подпись методиста

Паршевой И.Г. заверяю _______________А.М.Захарова, директор МОУ ДОД

«Ленинский ДЮЦ»

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

В программе рассматриваются рассматриваются основные этапы шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Педагог решает сложные аспекты подготовки спортсменов по тактике и стратегии шахматной игры. Программа, рассчитанная на 4-х летний курс обучения, представляет несомненный интерес.

Данная программа актуальна, так как помогает в короткие сроки подготовить шахматистов-разрядников.

Мололкин В.А. использовал современные научно-методические разработки теоретиков шахмат, собственный многолетний опыт, советовался с ведущими специалистами города, области, страны.

Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в преподавании шахмат: комплектование групп на основе спортивной подготовки, а не возрастного критерия; углубленное изучение дебютных схем с помощью специальной картотеки, удачное применение концентрического метода в преподавании сложных разделов тактики и стратегии шахмат.

Основой своей авторской программы является система самостоятельной работы в изучении шахмат. Тренер, используя собственные приемы, решает свою главную задачу – привитие любви к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Благодаря изучению полного курса программы достигнуты высокие результаты- воспитанники Мололкина В.А. успешно выступают на первенство области и страны.

Председатель областной

Шахматной федерации / А.Худяков/

Предварительный просмотр:

Рецензия

На программу дополнительного образования детей

«Добро пожаловать в шахматное королевство»

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ленинский детско-юношеский центр»

Ленинского района Волгоградской области.

педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

Программа рассчитана на 4 года. При ее подготовке автор консультировался с ведущими тренерами города Волгограда и области. Пояснительная записка раскрывает новизну данной программы, которая заключается с использовании созданной автором системы самостоятельной работы обучающимися. Авторский метод преподавания прослеживается в использовании специальных дебютных картотек, с помощью которых подбирается и отрабатывается дебютный репертуар каждого юного шахматиста. В программе большое внимание уделено самостоятельной работе ребят с шахматной литературой, анализу сыгранных партий. Выделены типичные ошибки при анализе партий и даны рекомендации по их преодолению.

Данная программа предполагает прохождение обучающимися индивидуального образовательного маршрута согласно его возможностям и базовому уровню подготовки.

Большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности обучающихся, что имеет не только учебное, но и воспитательное значение.

Необходимо отметить высокий профессиональный уровень, последовательность и глубину образовательной программы. Автором предложен ряд оригинальных собственных решений в изучении таких сложных разделов, как «Стратегия» и «Эндшпиль».

Вывод: настоящая программа одна из лучших в Волгоградской области, в ней собраны все новейшие рекомендации за последние десятилетия. Программа опробована автором и позволила на практике достичь воспитанниками Мололкина В.А. высоких результатов.

Директор МОУ ДЮСШ № 20

г. Волгограда Н.П. Яхтенфельд


РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную образовательную Программу, по художественно-эстетическому направлению «Художественная лепка», представленную Борисовой Ю. В., педагогом дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр, Вилюйского улуса, Республики Саха (Якутия).

Программа «Художественная лепка», является программой для учащихся 6-18 лет, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы – 3 года.

Целью программы является развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.

Особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

Актуальность данной программы обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дополнительного образования. Данная деятельность организована на базе «Дома детского творчества», с учётом желания детей и согласия родителей и реализуется педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории – Борисовой Ю. В.

Программа «Художественная лепка» отличается грамотным оформлением, чёткостью структуры. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты программы, согласованы цели и способы их достижения. Программа содержит следующие разделы:

– «Пояснительная записка» – включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна программы; цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки. Обзорно раскрыто содержание программы.

– «Учебный план» включает последовательность изучаемых тематических блоков с указанием общего количества часов и количества часов на теоретические и практические занятия.

– «Методическое обеспечение» программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. В программе предполагается достижение определенного уровня овладения детьми художественной грамоты. Формой проведения итогов реализации программы является: выставки, конкурсы, фестивали, массовые мероприятия. Оценка результатов освоения материалов определяется уровнем знаний, умений и навыков, определенных в программе.

– «Литература». В программе представлен список литературы. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.

Программа дополнительного образования детей «Художественная лепка» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Всесторонний анализ программы показал, что она составлена в соответствии с ФГОС. Программа актуальна для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется распространению.

Зам. директора по УВР _____________ (Н. Б. Какадий)

К образовательной программе дополнительного образования детей должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

1. внутреннюю (её, как правило, пишет заместитель директора, курирующий дополнительное образование в образовательном учреждении);

2. внешнюю (её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе; необходима для авторских и экспериментальных программ).

Примерный план рецензии:

1. Заголовок рецензии.

Рецензия на программу «___________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;
  • вид детского объединения (студия, секция, клуб и др.), в рамках которого

реализуется рецензируемая программа;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
  • срок реализации, на который рассчитана программа;
  • есть ли подобная программа в образовательном учреждении (сравнить по
  • в чём заключается дополнительность рецензируемой программы;
  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и её новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно

раскрываются основные темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором

характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

  • оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

8. Язык и стиль изложения материалов (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
  • развитию его коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности обучающегося;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • творческому использованию жизненного опыта ребёнка;
  • профессиональному самоопределению обучающегося.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определённого статуса (модифицированная, авторская, экспериментальная).

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Литература

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Письмо Минобразования России от 18.06.03г. № 28-02-484/16 // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 49 – 50.

Материал подготовила Н.В. Марченко, методист МКОУДО « ИМЦ».

(Купинский Дом детского творчества)

В программе четко определена цель и задачи обучения на конкретных этапах единого цикла, описаны способы условия, формы организаций деятельности педагога и детей в процессе освоения изучаемого курса по годам обучения. Описаны приемы и методы формирования различных умений и навыков для овладения обучающимися предметной областью «искусство». Приемы и методы, используемые при реализации программы, способствуют формированию нравственных качеств личности, осуществлению умственного эстетического, художественного развития детей .

Программа предлагает детям свободный выбор развития, ее

самоорганизации, самовоспитания, самообразования в духе продуктивной творческой деятельности.

Используемые педагогические методики, технологии соответствуют целям и задачам программы.

Авторская образовательная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, способствует формированию активной, познавательной, творческой деятельности, приобретению навыков реалистического изображения действительности.

Атмосфера фантазии, эмоционального комфорта, поиска и мини ­открытий, создаваемые педагогом на занятиях, позволяют каждому обучающемуся реализовать свое творческое «Я», развивают умственные способности, удовлетворяют естественные потребности к изобразительной деятельности.

Совместная поисковая деятельность педагога и детей помогает формированию товарищеских взаимоотношений , формирует уверенность в себе.

Целесообразность выбранного режима работы обеспечивает психолого­эмоциональный комфорт общения, деятельности педагога, детей и всего коллектива .

Председатель экспертного совета

по экспертизе образовательных программ информационно-методического Центра И. B. Гейнрих

Пояснительная записка

Изобразительное искусство - наиболее применяемая область эмоциональной сферы ребенка. Он исследует, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Свободное владение художественными различными средствами позволяет ребенку самовыразиться.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Художественная деятельность, Т. е. создание графики, живописи связана с

процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственна ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности его интеллекта и характера.

Уже, в самой сути маленького человека заложено стремление, узнавать и создавать.

Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Художественный вкус - это вкус, относящийся К искусству, К деятельности в области искусства. Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше.

Чудодейственная сила искусства в том, что она влияет на чувства, через них прокладывает путь к разуму, пониманию, выводам. Надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать «прекрасное».

Бесспорно, учиться создавать прекрасное - отличная форма приобщения детей к искусству, эта школа воспитания художественных вкусов.

рассказывал: «Знаете, почему родилось искусство? Потому, что человек не может воспринимать мир одним лишь умом, ему необходимо воспринимать его сердцем, чувствами».

Все дети без исключения - художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое.

Дети искренни и непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка бьш наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Понимать художественную деятельность нужно достаточно широко - она включает в себя: занятия детей каким-либо видом искусства и познание про из ведений художников; и созерцание красоты природы; и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в школьном возрасте взаимосвязаны, переплетены.

Можно с уверенностью сказать, что те знания и переживания, которые ребенок «пропустиш> через активное действие закрепляются в его сознании намного надежнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительно, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

В большей или меньшей степени каждый ребенок способен к творчеству, которое является естественным постоянным спутником формирования личности.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постоянного перехода предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению.

Младший школьник всюду ищет опору на чувственный личный опыт, собственные впечатления, знания близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы проводить мысль ребенка к постижению

закономерных связей, вещей и явлений.

Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаюп,;я UT неинтересной для него работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной nривлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в тоже время все обучения строить на одном интересе, на переживании «приятного». Устойчивость внимания, способность к регулированию у детей своих действий в учебной деятельности придут к ним тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.

Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность. Нельзя просто запретить ребенку отвлекаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход.

Младший школьник не имеет сколько-нибудь значительного опыта коллективной работы. Отсюда жалобы, жадность, неумение подчинять свои желания общему делу. Совместный труд, совместные игры, развлечения, занятия постепенно формируют у детей навыки общественного поведения.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всех познавательных процессов, приобретаются качества свойственные взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность И устойчивость.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Свои наиболее совершенные черты внимания у детей обнаруживаются лишь тогда, когда предмет или явление, особенно интересны для ребенка.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти.

Учение здесь только начинается и совершенствуется в течение долгих лет жизни.

Основные составляющие этой деятельности: контроль и само регуляция.

Трудовая деятельность способствует закреплению теоретических знаний, воспитанию трудолюбия.

Общение с окружающими людьми, особенно со взрослыми, которые служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний, имеют большое значение для развития младшего школьника.

Важным мотивом в развитии личности младшего школьника является сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-то своими руками.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складьrnаются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их

зависимостью от взрослых. Необходимо сделать так, чтобы воспитание

самостоятельности и зависимости бьшо взаимно уравновешенным.

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое" выражение в изменении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

)(арактерной особенностыо подросткового возраста является готовность и способность по многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовое изменение и навыки), так в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

Сфера познавательных интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

обучающихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания , достигать поставленных целей.

Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения действительности. Данная про грамма построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Концепция программы з~ключается в строгой последовательности изучения традиционных композиционных базовых законов и правил, приобретении навыков и умений в освоении обучающимися новых принципов композиционного анализа, таких как: составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.

Необходимо постоянно учитывать два главных условия. Одно из них - то, что существуют развитые в традициях искусства средства и способы художественной деятельности. Другое - то, что ребенок обладает индивидуальным опытом переживаниЙ. Только при естественном слиянии этих двух условий и возможно полноценное эстетическое воспитание.

С рисунка начинается всякое изображение формы и плоскости. Великий художник эпохи Возрождения - Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи. Рисунок является основной дисциплиной в системе художественно­педагогического образования, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей обучающихся, для при обретения специальных умений и навыков реального изображения действительности. Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древ­него Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения. Умение рисовать является весьма полезным в жизни каждого человека, способствует лучшему овладению множеством профессиЙ. Обучение рисунку в объединении решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития обучающихся.

В живописи художник создает хУ.,дожественные образы красками, при этом он должен различать цвета, их тон и насыщенность. Эти умения необходимы людям почти всех профессиЙ. Так, например: маляр должен уметь подобрать нужный колер; полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и Т. д. Обучаясь живописи, ребенок учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в световоздушной среде), получает необходимые знания, навыки на практических занятиях изобразительным ис­кусством. Постоянная работа красками помогает развивать у детей цветоощущение, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего - мира.

Композиция в переводе с латинского языка обозначает «сочинение, составление, 5

расположение». Обучение воспитанников основам композиции в изобразительном искусстве, способствует развитию их творческих способностей, повышению познавательной активности в области изобразительного искусства.

Теоретическая часть предлагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

В течение всех лет обучения по данной программе обучающиеся осваивают и развивают умение раскрывать тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией.

Изучение истории искусства дает возможность обучающимся прикоснуться к шедеврам мировой и отечественной культуры, почувствовать свою сопричастность с историей человечества, эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства.

Необходимо добиваться того, чтобы каждое явление искусства рассматривалось обучающимися на широком культурно-историческом фоне, но важно, чтобы это не уводило от главного, а наоборот, способствовало раскрытию художественного образа произведения.

Идея программы_ - развитие творческой личности на основе мотивации к творчеству на занятиях по основам изобразительного искусства.

Цель программы:

Создание условий для самореализации личности. Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о «прекрасном», воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Задачи:

· формирование у детей духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитание уважительного отношения к труду художника;

· обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращая особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композици и;

· формирование нравственно- эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства;

· развитие у обучающихся эстетического восприятия мира, художественного вкуса, расширение представления о культуре прошлого и настоящего;

· ознакомление обучающихся с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно - прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;

· учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Программа обучения ориентирует на одновременное решение задач худо­жественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству, как комплексный процесс формирования у обучающихся

духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. В каждом из разделов программы присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по рисунку живописи и композиции.

Художественно-творческое развитие обучающихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития детей, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.

Про грамм а, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает беседы об искусстве и их показ (репродукции, слайды), закрепляя знания через уроки-соревнования «Знатоки искусства».

Художественная деятельность на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация слайдов, репродукций, фотографий, иллюстраций); наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Все виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны.

Срок реализации программы - 5 лет, возраст обучающихся (8-17 лет).

Режим работы:

· группа 1 года обучения - 4 час. в неделю (144 час. в год);

· группа 2 года обучения - 6час. в неделю (216 час. в год);

· группа 3года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 4 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год);

· группа 5 года обучения - 9 час. в неделю (324 час. в год).

Характеристика программы:

По виду деятельности - изобразительная деятельность ~ По образовательным областям - искусство.

По форме реализации - групповая, индивидуальная. ~ По способу реализации - эвристическая

По широте охвата содержания деятельности - профильная. ~ По возрасту детей - средний и старший возраст.

По половому признаку - для мальчиков, девочек.

По функциональному назначению - образовательная.

По уровню освоения - профессионально-ориентированный

Модель выпускника

Обучающийся должен Знать:

Рисунок как - основу всех видов изобразительного искусства; основные законы, правила, приемы и средства композиции; порядок и метод работы над композицией.

применять навыки рисунка и живописи в композиции; самостоятельно выбирать сюжет композиции;

применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы;

применять на практике основные законы и правила композиции;

отбирать существенное, важное; эстетически оценивать, находить образное выражение действительности;

владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом;

решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний;

добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях;

передавать форму, глубину, освещенность;

показать в работе освоение ремесленной стороны искусства - умение смешивать краски (добиться сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать;

грамотно пользоваться художественными материалами.

Качества личности выпускника

После прохождения программы обучающиеся обладают качествами: культурного общения между собой и уважения к собеседнику (культура языка);

любви и уважения к национальному искусству, бережному сохранению и продолжению традиций своего народа;

самостоятельности мышления, принятия собственного решения и отстаивания своего мнения;

заниматься самообразованием;

умением общаться с друзьями и родителями на уровне приобретенного опыта; оценивать свои творческие возможности, быть самокритичным;

оценивать свои профессиональные способности.

Наименование базовых

обучения

обучения

обучения

обучения

обучения

Введение в

образовательнYJQ

программу.

Живопись.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...