Цт по русскому подготовительный материал. Как самостоятельно подготовиться к цт по русскому языку

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку

Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :

1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;

2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;

3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:

  • Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
  • Изменение традиционных форм работы с учащимися
  • Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
  • Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
  • Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

№п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика

Лексикология. Лексикография

Морфология. Морфологические признаки частей речи

Состав слова. Словообразование

Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и

Орфография

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание окончаний существительных и глаголов

Правописание н и нн в различных частях речи

Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

Употребление э и е. Буквы ъ и ь.

Правописание числительных. Склонение числительных

Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография»

Словосочетание. Простое предложение

Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива

Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений

Тире в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений

Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения

Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Чужая речь и её виды

Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Жанры речи

Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические,

синтаксические и пунктуационные нормы

Повторение. Итоговые контрольные тесты


Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации

РУССКИЙ язык

ВАРИАНТЫ И ОТВЕТЫ централизованного тестирования

Пособие для подготовки к тестированию

ББК 74.202.5 УДК 37Л М20

Тесты, Русский язык И класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ,2003.

Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного тестирования 2003 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2003 году по русскому языку и русскому языку повышенной сложности. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Даны ответы для всех представленных тестов. Приведена структура тестов.

Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контролязнаний.

ISBN 5-94635-129-Х

© Центр тестирования МО РФ, 2003

Сдано в работу 28.08.03 г. Объем 7,75 п. л. Тираж 70000экз. Заказ 1370.

Отпечатано в ГП«Загорская типография» 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, пр.Красной Армии, 212Б

Тел. 547-60-60, 4-25-70, факс547-60-60

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать современные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, какправило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента выставления оценок (шкалирования результатов).

Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.

При оценке учебных достижений Центром тестирования используются достаточно сложные математические модели. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе Центра тестирования.

Тестируемый учащийся должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его тестовый балл. Трудности верно и неверно выполненных заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования.

Соответствие между количеством верно выполненных заданий и тестовым баллом представлено на диаграмме в конце сборника, которая получена в результате статистической обработки результатов централизованного тестирования в 2003 г. Средний балл по России принят равным 50.

Приводимые в сборнике тестовые материалы и результаты могут быть использованы как некоторые ориентиры для подготовки к централизованному тестированию 2004 г.

Практическое использование современных тестов учебных достижений дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Эта услуга пользуется возрастающим спросом. В 2003 г. около полутора миллионов выпускников участвовали в централизованном тестировании. Свыше половины государственных вузов России принимают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Десятки тысяч абитуриентов, представивших в приемные комиссий сертификаты централизованного тестирования, ежегодно зачисляются в государственные вузы России.

Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена вРоссии.

Структура теста по русскому языку Разработчики: Иссерс О.С., КузьминаНА., Ллыбина А.Т.

Редактор: методист Центра тестирования МО РФ по русскому языкуАнтонова О.Ю.

I. Орфография

1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся).

2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

3. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях,

4. Гласные -Е-/-И- в суффиксах и окончаниях прилагательных, глаголов.

5. Правописание безударных падежных окончаний существительных.

6. Правописание приставок пре-/при-.

7. Правописание -Ы- после приставок на согласную и после шипящих и-Ц-

8. -Н-и -НН-в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных.

9. Дифференциация написания -Н-и -НН-в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий.

10. Непроизносимые согласные.

11. Правописание звонких и глухих согласных.

12. Удвоенные согласные.

13. Правописание суффиксов причастий.

14. Правописание -НЕ-с различными частями речи.

15. Правописание -НЕ- и -НИ-на основе смыслового разграничения.

16. Дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

17. Слитное и раздельное написание прилагательных и наречий.

18. Правописание производных предлогов.

19. Разделительные -Ъ- и-Ь-.

20. -Ь-после шипящих.

II. Пунктуация

1. Тире в простом предложении.

2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении.

3. Знаки препинания при однородных членах предложения.

4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знакипрепинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

6. Знаки Препинанияпри союзе КАК.

7. Знаки препинания в сложносочиненном исложноподчиненном предложении.

8. Тире идвоеточие в бессоюзных исложных предложениях и при однородных членах с обобщающим словом.

9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений.

10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания припрямой речи и цитатах.

III. Культура речи и стилистика

1. Орфоэпические нормы.

2. Нормы лексической сочетаемости.

3. Значение слова.

4. Грамматические нормы.

1. Русский литературный язык и егостили. Языковые показатели стилей.

2. Типы текстов.

V. Общие сведения о языке. Система русского языка

1. Основные понятия морфологии.

2. Основные понятия синтаксиса.

Министерство образования Российской Федерации Центр тестирования

Тест порусскому языку №1

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

А1. -О- пишется

1) заг_релый

3) поглтить

А2. -А- пишется

1) обворжить

4) габ__рит

угрмбовывать

5) гравюра

компновать

A3. -Ё- пишется

разжг костёр

ц_кот (копыт)

А4. -И- пишется

1) вскаквать с места

дремлт кот

2) если вышлете...

3) кле_вший

А5. -Е- пишется в обоих случаях

1) в колючм плетени_ ветвей

2) в расцветающ_м весной саду; дляеё матер_

3) перед распустившейся розой; в колеблющмся вдали свете

4) онкатся; в белом сиянь_

5) онпродержатся; кусты вине_

А7. -Ы- пишется

1) небеззвестный

2) сверх_нтуиция

3) предюльский

4) цганский

А8. -Н- пишется в обоих случаях

1) кармаый; гружёный

2) ветряой;вареик

3) рассеяый; мороже_ое

4) традициоо; дружи ик

А9. -НН- пишется в обоих случаях

1) Показалась золочёная дуга и большие, бронзой кованые троечные дрожки гитарой.

2) Еще не кошеая трава стелется от полуде_рго зноя, невыносимого для живого существа.

3) Стремления лучших представителей совреме_рй молодежи всегда чисты и возвышеы.

4) Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, но когда глянула на необыкнове о прозрачный узорный ледок, то была зачароваа этой красотой: перед нейпереливался солнечными искрами застывший сад

цветов и деревьев.

А10. Согласная пропущена

гласность

4) че_ствовать

намесник

5) рен_геновский

дерма_тиновый

All. Буква, обозначающая глухой согласный, пишется

1) вкусная вечина

4) ре_ьба по дереву

сахар-рафина_

5) высокий прести_

мелкая рыбёка

А12. Удвоенная согласная пишется

гип отеза

4) кавалерия

вентилировать

5) симметрично

пасивный

А13. -У(-Ю)- пишется

грохочущий

4) самоклеящиеся (обои)

2) (собаки) ла т

5) неутихащий

3) борющийся

Каждый подросток рано или поздно начинает задумываться о поступлении и тестировании. Однако вопрос «Как успешно сдать ЦТ по русскому?» остается открытым. Представляем вашему вниманию проверенные способы подготовки к ЦТ и лучшие советы от студентов и преподавателей, которые помогут сдать русский на «отлично».

Начинай путь к успеху раньше остальных!

Придя в 10 класс, многие думают, что у них есть целый год на отдых. Но это не так. Давая себе фору, ты и не подозреваешь, как усложняешь следующий год, и как сильно будешь жалеть об утраченном времени после. Ведь за 10 класс ты не обязан (-а) проходить всю программу в режиме нон-стоп. Когда появляется свободная минута - трать ее с пользой. Просматривай правила, делай тесты, включай видеоуроки. Так, за первый год ты можешь повторить больший кусок программы, оставляя незначительную часть на выпускной класс. И пока твои одноклассники только начинают думать о репетиторах ты уже на шаг впереди! Ты уже идешь к своей цели!

Репетиции важнейшего события школьной жизни

А ходил (-а) ли ты когда-нибудь на репетиционное тестирование (РТ)? Не пошел (-ла), потому что боишься узнать свои результаты?! Очень зря! Чем раньше ты начнешь свои репетиции, тем лучше. Особая атмосфера РТ поможет лучше перенести волнение на ЦТ. Если же ты начнешь ходить на РТ с начала 10 класса, то существует вероятность, что на самом экзамене ты не запутаешься, а волнение может вообще сойти на «нет».

Способы успешного прохождения теста

Если брать вопрос масштабно, то можно выделить всего два способа подготовки к тестированию :

  • с репетитором;
  • без репетитора.

И в основном многие выбирают первый вариант, но обоснован ли он? Для самостоятельной подготовки нужно, прежде всего, терпение и усидчивость. Если ты счастливый (-ая) обладатель (-ца) этих двух качеств, то этот вариант для тебя!

Анастасия Караткевич, студентка Минского государственного лингвистического университета:

«Я готовилась к тестированию сама, ибо считаю это очень реальным. Просто нужен самоконтроль и всё ».

Материалы для подготовки к ЦТ

Самый главный помощник в подготовке - сборник тестов за прошлые годы . Когда готовишься, необходимо сделать как можно больше тестов. Однако не стоит решать их наобум или же, как все любят делать в школе, в уме. Необходимо прописывать каждое задание для лучшего усвоения, чтобы в конечном итоге не было проблем на главном событии всей школьной жизни.

Анна Тихонович, студентка Института журналистики БГУ:

«К ЦТ по русскому я не то что бы сильно готовилась, потому что с языком никогда проблем не было. Купила сборник заданий за 5 или 6 лет и прорешала весь от начала до конца. Непонятные задания потом разбирала ».

Галина Бородина, учитель русского языка и литературы:

«Можно найти много хороших интернет-порталов, на которых получишь консультацию и поработаешь на тематических тренажерах».

Мало тестов с прошлых лет и хочется готовиться еще? Посмотри в интернете! На просторах всемирной паутины можно найти тесты , которые будут сразу показывать, правильно ли ты ответил и объяснять все правилами.

А что же делать, если ты ярый (-ая) фанат (-ка) социальных сетей ? Ответ прост - вступить

Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.

Составь план

Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.

Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.


Современный абитуриент должен быть усидчивым. Прочитал правило — выполнил упражнения. Как в школе. Стоит начинать с материала пятого класса и двигаться вперёд по разделам.


Изучай теорию и закрепляй на практике

Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам . Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ подглядеть будет негде.

Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким тест будет выглядеть в 2019 году. Дистанционное РТ обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.

Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.


При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в


В продаже есть сборники тестов прошлых лет и специализированные пособия для подготовки

Проверяй себя

Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ.

Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.

В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.

При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.

Что такое «короткий срок» для подготовки к ЦТ по русскому?

Пособие, по которому я готовилась к ЦТ

Я решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.

В чем мне было проще, чем абитуриентам?

Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.

В чем мне было сложнее, чем абитуриентам?

Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.

У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.

Чем из моего опыта подготовки к ЦТ можно воспользоваться?

Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.

  1. Программа-максимум и программа-оптимум
    Для теста, результаты которого оцениваются в баллах, и свои задачи просто определить в тех же единицах. У меня было две планки. Я хотела взять максимальную: именно затем, чтобы рассказывать об этом результате в подтверждение возможностей рационального самообразования. Но цель «100 баллов и не меньше» считаю контрпродуктивной. В любом деле есть элемент случайности, так что, решила я, от меня зависит сдать тест не меньше, чем на 90 баллов. В этом случае я смогу делиться своим опытом. Если будет меньше – значит, тестирование останется моим личным экспериментом.Программа-максимум, пожалуй, для всех может быть одинаковой: если кто-то сдает ЦТ на 100, то и вы можете. Проблема с оптимумом. Абитуриенты его, как величины прагматически ценной, на знают, ведь конкурс в конкретный вуз заранее не предскажешь. Думаю, упражняться в прогнозах и не стоит. Оптимум – тот балл, который вы сами будете считать достижением: он просто должен быть выше вашего же «обычного уровня».
  2. Мотивация
    Меня мотивировало желание написать этот текст, а затем пригласить желающих на курс по самоорганизации в учебе. Ведь сделать это я разрешила себе только при успешной сдаче теста. Но кроме этой цели, связанной с повторением школьной программы лишь косвенно, от подготовки к ЦТ была и простая житейская выгода. Тексты на заказ я пишу постоянно, как и исправляю ошибки начинающих копирайтеров. И постоянно сверяться с учебниками в процессе работы – лишняя трата времени.Как я предполагаю, и абитуриенты хотят поступить очень сильно, и это желание может побуждать к усилиям по подготовке к ЦТ. Но ведь заранее нельзя предсказать, какого именно балла хватит для поступления, и это расхолаживает. Может быть, если четче связывать подготовку к тестам с обретением практической грамотности, желание разобраться в правилах будет выше? С какими житейскими задачами связать тест по математике или химии я, правда, не знаю, но предполагаю, что если заранее выяснить, как используется конкретная наука в конкретной будущей профессии, то и в составлении химических уравнений можно найти смысл.Среди факторов мотивации ученые выделяют и процессуально-содержательные, подчеркивая их важность. Иначе говоря, чтобы работать с энтузиазмом, надо вдохновляться не только будущими результатами, но и самим процессом работы. У меня с этим проблем не было: разбираться с тем, как устроен язык, мне интересно. Если такого любопытства нет, а времени на подготовку еще достаточно, можно попытаться пробудить в себе живой интерес к лингвистике. Не получилось – что ж, усиливайте внешние стимулы, придумывайте себе дополнительные награды за учебу.
  3. Сплошное поверхностное повторение и углубленное изучение трудных разделов
    Как я уже говорила, сначала я просто неспешно читала пособие по подготовке к ЦТ. И в процессе чтения отмечала, какие разделы мне кажутся запутанными и невнятно изложенными. Параллельно выполняя тесты, я замечала вопросы, на которые не удается отвечать уверенно. Первыми кандидатами на второе повторение и изучение дополнительных источников были темы, которые касались сложными и при ответах на вопросы, и по ходу чтения пособия. На втором месте – то, в чем было непросто разобраться при чтении. А вот раздел «фонетика» было достаточно перечитать (и выписать количество букв и звуков) один раз. Какой-то он самодостаточный, в нем и школьники делают меньше всего ошибок.
  4. Последовательность повторения
    Русский язык (и белорусский для тех, кто его регулярно использует) – пожалуй, самые практичные предметы школьной программы. Ведь какие-нибудь тексты все мы пишем, и писать их грамотно - простое правило приличия. Поэтому ценность разделов «орфография» и «пунктуация» видят все сознательные абитуриенты. А вот разделы «морфология», «словообразование» и «синтаксис» на первый взгляд далеки от задач ежедневной жизни. Но ведь от состава слова и от того, к какой части речи оно относится, напрямую зависит его написание, а от строения предложения – расстановка знаков препинания. Поэтому с «непрактичных» разделов как раз стоит начинать и в них разбираться с максимально возможной тщательностью. А правописание вырастет на базе этих знаний уже почти без усилий.
  5. Источники для повторения
    Пособие, которым я пользовалась, репетиторы считают одним из лучших, но единственным оно быть не может. Чтобы полностью разобраться в сложных темах, нужны альтернативные источники. В Интернете их множество, важно уметь выбирать надежные. А если не умеешь – научиться.
  6. Мнемоника
    В сети «ВКонтакте» есть популярная группа «Запоминалки русского языка». Одно-два таких дидактических произведения накрепко врезалось в память еще со школы: ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья…Кстати, а вы помните, что в этой рифмушке – далеко не все глаголы не на -ить, относящиеся ко второму спряжению? В нее не включены глаголы с ударным окончанием во множественном числе третьего лица, например, «гореть». Это я к тому, что не стоит заменять мнемоникой понимание вопроса. Хотя есть вещи, которые действительно нужно просто запомнить, и здесь мнемоника нам в помощь. Для самых запутанных правил я рисовала «карты правила» (по методике, изложенной в книге Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить»), для запоминания перечней (например, разрядов местоимений по значению) использовала технику «Локи» (привязку слова к знакомому месту). Словарные слова с двойными согласными выписала на несколько листов бумаги и повесила на дверь, трудные для произношения -записала на диктофон и слушала в транспорте. Для проверки запоминания несколько раз рекрутировала дочку, чтобы она провела со мной словарный диктант. Вроде и все.
  7. Самопроверка
    Заполняя «тренировочные» тесты, я, конечно, проверяла результат заполнения. Причем с ответами при первой проверке не сверяла. И почти всякий раз сама находила у себя 1-2 ошибки «по невнимательности».
    Почему-то думаю, что такие ошибки есть у большинства. Если бы у меня было больше времени на подготовку, то обязательно включила бы в программу отдельные упражнения на тренировку внимания. Но и простая самопроверка вполне действенна. Кстати, и в реальном своем экзаменационном тесте нашла у себя недостающую метку при самопроверке.
    Я очень удивлялась, наблюдая за коллегами по сдаче ЦТ: почти все, кто ушел до меня, свои работы вообще не перечитывали. Почему? Ведь точно сделанные исправления здесь гарантированно повышают балл!
  8. Стратегии для аудитории
    Приходить на тестирование просят за полчаса, но конверты с тестами вскрывают ровно в 11. Смысл получаса сидения за партой не очень ясен. Времени на тест достаточно даже в условиях экзаменационного стресса, и большая часть тестируемых ушла задолго до финального звонка. Телефоны действительно требуют сдавать в гардероб, все сумочки, бумажки и даже футляры для очков собирают и вообще бдят постоянно. Списать нельзя.
    Зато можно написать замечания к вопросам. Я писала сразу к двум из своего четвертого варианта теста. В формулировке одного из вопросов была грамматическая ошибка, второй (по анализу текста) был, на мой взгляд, некорректно сформулирован. Но учли ли мое последнее замечание или мои догадки в бланке теста просто совпали с тем, что имели в виду авторы, осталось для меня тайной. Одно очевидно: писать замечания к тестам безопасно, на выставляемый балл это не влияет. Скорее всего, эти замечания и с авторством бланка не соотносятся, потому что оформить свои соображения просили «покороче, чтобы включить в протокол» и подписи не требовали.
  9. После тестирования
    Я не хотела «сдать тест и забыть» и уже через несколько дней поняла необходимость регулярного повторения. Удачно выбранные клеточки в бланке тестирования - это еще не идеальная грамотность и не экспертные знания даже школьного курса.
    Прочно запомнились правила, которые используются почти в каждом тексте: пунктуация при однородных членах предложения, окончания глаголов и существительных, написание часто используемых словарных слов. Для остального приходится периодически обращаться к словарям и справочникам. Завела привычку уточнять сомнительные моменты правописания после завершения работы над каждой статьей, установила приложение для интервальных повторений в смартфон - поэтому листать словари приходится все же не слишком часто.
    Различия союзов и союзных слов, виды обстоятельств и разряды местоимений постепенно забываются. Но мои «карты правил» лежат в надежном месте, так что материал в памяти теперь можно возобновить не за полтора месяца, а за день. И это радует: мой опыт может еще не раз пригодиться другим.


Чем помогли самоорганизация и
learning skills?

В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.

Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.

  1. Планирование времени, составление расписания
    На последний день вся подготовка не осталась, и это хорошо. Запомнить большой объем информации за день при развитой оперативной памяти можно, а вот научиться применять правила – вряд ли.
  2. Планирование последовательности работы
    Разделы в учебниках идут не в самом удобном порядке. Но если уже пару раз составил диаграммы Ганта для толкового ремонта комнаты или наполнения сайта, то разобраться в нужной тебе лично последовательности тем для повторения проще.
  3. Критическое мышление
    Это тоже один из учебных навыков, который нужно применять как раз к выбору источников информации. В интернете есть как надежные ресурсы именно для самообучения, так и странички внешне вполне убедительные, но отражающие нужные данные только частично. Если не отличать первые от вторых, можно упустить важные моменты.
  4. Правильные процедуры самообучения
    На любом специализированном ресурсе по подготовке к ЦТ вы найдете много советов, смысл которых очевиден. Записывайте главное на бумаге, задействуйте разные органы чувств, больше читайте…Дьявол в деталях: как именно записывать это «главное», чтобы оно осталось не только на бумаге, что стоит проговаривать, а что лучше лишний раз потренировать на тестах, какие именно тексты полезно «больше читать», в решении каких задач это чтение может помочь. Ради этих процедур американцы и берут курсы learning skills.
  5. Процессы «периодического обслуживания»
    Стандартные процедуры, которые стоит выполнять, чтобы не растерять, в данном случае, добытые знания. Эти процедуры нужны и в процессе учебы, особенно растянутой на длительный срок. Ну а сейчас их еще нужно адаптировать к ситуации реального использования знаний.

Можно ли перенять мой опыт подготовки к ЦТ?

Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Маршрут похожий: выяснить, чего не знаешь, выбрать необходимый материал для повторения - и последовательно изучать. А вместе с правилами правописания осваивать и learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
7 февраля 2019 года я провожу бесплатный вебинар, где подробно расскажу, как выстроить свой путь к безупречному правописанию. !

Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...