Монтаж железобетонных колонн. Монтаж сборных фундаментов Монолитные железобетонные конструкции

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются на заводах и только после этого доставляются на стройплощадку. С одной стороны, за счёт масштабирования производства это позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции, с другой — конструктор должен задавать чёткие параметры будущего изделия.

Сборные железобетонные конструкции позволяют в кратчайшие сроки возводить целые здания, но возможность модификации изделий в процессе работы крайне ограничена и связана с немалыми финансовыми затратами.

Есть виды железобетонных конструкций, которые изготавливаются только на заводах. Как пример — предварительно напряжённые СЖК. Обычно на предприятиях изготавливают только типовую продукцию. Безусловно, есть возможность заказа индивидуальных параметров, но за уникальность приходится доплачивать. Условно все технологии производства можно поделить на три вида:

  • конвейерная технология,
  • поточно-агрегатная технология,
  • стендовая технология,

Для предварительно напряжённых сборных конструкций используют такие способы производства: натяжение на бетон и натяжение на опоры. Арматура натягивается электромеханическим и электротермическим методом.

Общие характеристики

Характеристики сборных железобетонных конструкций зависят от сорта бетона и типа арматуры, которая в них используется. Бетон обладает такими качественными параметрами:

  • морозоустойчивостью,
  • прочностью,
  • высокой плотностью,
  • огнестойкостью.

Единственный недостаток бетона — это плохое сопротивление растяжениям. Чтобы его нивелировать используется арматура. Она может быть сделана из композита или из стали. Форма может быть разной, но в большинстве случаев применяются ребристые стальные стержни с круглым сечением.

Процесс монтажа

В начале монтажа проверяют состояние уже установленных сборных железобетонных конструкций. Дальнейший алгоритм процесса напрямую зависит от типа СЖК и целей, которые преследуют строители. Тем не менее есть пункты, которые всегда присутствуют в работе:

  1. Осмотр сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке. Строители должны убедиться, что закладные детали расположены правильно и антикоррозийное покрытие не повреждено. Особое внимание уделяется арматуре, она не должна быть повреждена или деформирована.
  2. Проверяются проектные и монтажные отверстия. Их диаметр должен соответствовать показателям в проекте. Для замеров используется рулетка или метр.
  3. Сборные железобетонные конструкции исследуются на предмет трещин и раковин. Геометрическая форма изделия должна соответствовать проектной.
  4. После проверки все сборные железобетонные конструкции очищаются. Деформированные в процессе транспортировки детали выпрямляются. Удаляется наплыв бетона и счищается ржавчина (если такая была обнаружена).

Сборные железобетонные конструкции в процессе монтажа могут строповаться разными методами. Грузозахватные средства могут быть в виде траверсов, гибких строп или вакуумных захватов.

Совет ! Удобнее всего работать с грузоподъёмными устройствами, у которых есть отцепной дистанционный крюк.

СНиП 52-01-2003 под редакцией от 2012 года

СНиП — это свод правил, который включает в себе набор норм и рекомендаций относительно производства, проектировки, монтажа и транспортировки сборных железобетонных конструкций.

Сборные железобетонные конструкции, несмотря на высокую прочность, должны транспортироваться согласно установленным нормам. Когда проектируется СЖК, во внимание берётся воздействие усилий, которые возникают при подъёме, перевозке и монтаже. При этом нагрузка зависит от массы и рассчитывается при помощи таких коэффициентов:

  • 1,4 — для монтажа;
  • 1,6 — для перевозок;
  • 1,25 — коэффициент динамичности.

Последний показатель является иллюстрацией граничной цифры, ниже которой коэффициент при расчётах не может опускаться. В противном случае надёжность и долговечность сборной железобетонной конструкции станет сомнительной.

Особое место в процессе проектирования сборных железобетонных конструкций играют узловые и стыковые элементы. Именно от их качества зависят эксплуатационные характеристики всей сборной конструкции.

В сборных железобетонных конструкциях большую роль играют петли. При их создании согласно СНиПу 52-01-2003 принято применять горячекатаную арматурную сталь. При этом её класс должен быть не ниже А240.

Важно ! Во время создания петель для СЖК недопустимо использование стали марки Ст3пс.

Если вы когда-либо имели дело с монолитными железобетонными конструкциями, то отлично знаете, что их нельзя монтировать при минусовой температуре без специального оборудования. СЖК лишены подобного недостатка. Согласно СНиПу их можно монтировать, когда на улице -40. Это никоим образом не повлияет на их эксплуатационные качества.

Характеристики сборных железобетонных конструкций согласно СНиПам

Особую роль в характеристиках сборных железобетонных конструкций играет армирование. Для достижения оптимального результата необходимо точно подсчитать расстояние от стержня к стержню и диаметр самой арматуры. Очень важно, чтобы стальные элементы полностью скрывали бетон. Есть специальные параметры защитного слоя для каждого типа зданий:

  1. Уровень влажности средний или пониженный, тип помещения закрытый — защитный слой не менее 15 мм.
  2. При высокой влажности в закрытых помещениях — 20 мм.
  3. На открытом воздухе — 25 мм.
  4. В грунте и фундаменте — 35 мм.

Для достижения нужных качественных показателей необходимо, чтобы сборные железобетонные конструкции отвечали этим характеристикам. Уменьшение защитного слоя бетона возможно лишь при наличии дополнительных мер защиты.

Если сборная железобетонная конструкция не имеет надёжного защитного слоя для арматуры, то высока опасность того, что до сборной конструкции доберётся коррозия. Это ставит под угрозу прочность всего здания.

Требования к монтажу согласно СНиПам

При строительстве здания из СЖК роль конструктора возрастает многократно. Именно он должен при помощи специальных программ заранее просчитать параметры будущего строения. Согласно данным характеристикам на заводе будут изготовлены изделия нужной формы и размера.

Монтаж должен проходить строго согласно утверждённому плану. В этом документе предусматривается очерёдность работ и дополнительные мероприятия по обеспечению нужной прочности. Сборные железобетонные конструкции собираются прямо на объекте и устанавливаются на положенное им в проекте место.

Испытания характеристик СЖК по СНиПам.

Перед тем как направить изделие заказчику или поставить его на поток, проводится целый комплекс сложных испытаний. В процессе тестируются такие характеристики:

  • устойчивость против трещин;
  • эксплуатационная пригодность;
  • общая оценка пригодности.

Тестирование проходит посредством изменения нагрузки на сборную железобетонную конструкцию. В некоторых случаях блоки специально разрушаются, чтобы узнать предельные значения прочности.

Обычно из партии берётся несколько изделий, и они поддаются разного рода испытаниям. Выбор последних во многом зависит от предназначения сборных железобетонных конструкций. Оценка пригодности состоит из таких показателей, как:

  • толщина защитного слоя;
  • прочность сварных соединений;
  • геометрический размер сечений и расположения арматуры;
  • прочность сварных швов;
  • механические свойства арматуры;
  • размер изделий.

На основе данных показателей формируется оценка всей партии, и выносится решение относительно её пригодности.

Итоги

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются только на заводах. В своё время это дало значительный толчок общей индустриализации промышленности. СЖК можно монтировать в любую погоду, а их стоимость находится на доступном уровне.

→ Cтроительные работы


Монтаж железобетонных конструкций


Монтаж конструкций одноэтажных промышленных зданий. При монтаже одноэтажных промышленных зданий применяют метод продольного монтажа, когда сборка ведется отдельными пролетами, и метод поперечного или секционного монтажа, когда сборка ведется на отдельных секциях объекта.

В зависимости от ширины пролета здания, массы монтируемых элементов и грузоподъемности крана передвижение его при установке конструкций осуществляется по середине пролета или по его краям. При выборе движения крана необходимо стремиться к тому, чтобы протяженность путей для его передвижения и число стоянок были минимальными.

В отличие от металлических каркасов, собираемых попанельно (комплексно), здания из сборных железобетонных элементов монтируют раздельным способом, что обусловливается необходимостью за-моноличивания стыков конструций до установки на них последующих элементов. Монтаж конструкций покрытия можно начинать только после достижения бетоном замоноличивания стыков колонн с фундаментами 70%-ной прочности. Для сдачи здания под следующие работы отдельными частями весь объем работ разбивают на захватки, ограниченные пролетами, температурными швами или отдельными участками в зависимости от размеров цеха.

При одновременной работе нескольких монтажных механизмов монтаж ведут несколькими параллельными потоками.

Сборные конструкции одноэтажных промышленных зданий монтируют, как правило, стреловыми кранами в следующей последовательности: фундаментные блоки, колонны, фундаментные балки, подкрановые балки, стропильные фермы или балки и плиты покрытия.

В случае монтажа каркасов сборных железобетонных промышленных зданий приобъектные склады не организуют, что объясняется сравнительно близким расположением к монтажным площадкам заводов-изготовителей и возможностью подачи конструкций непосредственно к месту монтажа.

При организации подачи конструкций в требуемой последовательности и в установленные сроки монтаж осуществляется с транспортных средств (монтаж «с колес»). Если нет возможности организовать монтаж «с колес», конструкции подают автотранспортом в зону монтажного крана. Разгрузку конструкций выполняют более легким краном, или монтажным краном в третью смену, так как использовать для разгрузки и раскладки конструкций основной монтажный механизм в дневные смены нерационально. Чтобы обеспечить бесперебойный монтаж, запас конструкций должен быть не меньше чем на 5 дней.

На рис. 181 показана схема монтажа цеха с тремя пролетами по 24 м.

Монтаж конструкций многоэтажных промышленных зданий. При возведении многоэтажных промышленных зданий применяют горизонтальный (поэтажный) или вертикальный (по частям здания на всю высоту) способы монтажа. При этом конструкции обычно монтируют комплексным методом, обеспечивающим пространственную жесткость каждой отдельной части (ячейки) здания.

Рис. 181. Схема монтажа цеха: 1 - кран СКГ-30 со стрелой 25 м; 2 - полуфермы; 3 - стенд для укрупнения ферм; 4 - плиты покрытия

Монтаж сборных элементов подземной части производят при помощи стреловых или башенных кранов. Башенные краны в этом случае устанавливают с расчетом их использования для монтажа надземной части здания без перекладки подкрановых путей. Сборные конструкции надземной части монтируют с помощью башенных кранов, которые устанавливают с одной или с двух сторон (при многих пролетах) здания, или стреловых с башенно-стреловым оборудованием.

Порядок монтажа сборных железобетонных конструкций многоэтажных промышленных зданий зависит главным образом от конструктивной схемы этих зданий. Основным условием монтажа конструкций зданий любой конструктивной схемы является обеспечение устойчивости смонтированной части здания и его отдельных элементов. К монтажу конструкций последующего этажа (яруса) приступают только после проектного закрепления конструкций предыдущего этажа и достижения бетоном замоноличивания 70%-ной прочности. Эти условия возведения каркаса предъявляют определенные требования к выбору монтажного механизма и к его установке.

Монтажный механизм должен располагаться за пределами каркаса и передвигаться вдоль здания, перекрывая его своей стрелой. При большой ширине здания и невозможности охватить его полностью с одной стороны каркас монтируют двумя кранами, перемещающимися по двум сторонам здания.

Большая высота зданий и поэтажный метод монтажа требуют наличия большого подстрелового пространства, что можно обеспечить применением высокого башенного крана или стрелового крана с ба-шенно-стреловым оборудованием.

Для сокращения общих сроков строительства и возможности ускорения сдачи каркаса под смежные строительные работы здание разбивают на очереди. Разбивка на очереди определяется температурными швами. Каждый участок каркаса делят на захватки в пределах этажа. Число захваток на этаже не должно быть менее двух, с тем чтобы на первой из них выполнять работы по установке элементов каркаса, а на второй в это время производить проектное закрепление стыков и их выдержку, если это необходимо. Размер захваток определяют из условия равной продолжительности работ на каждой захватке, для того чтобы не было простоев крана.

Рис. 182. Схема монтажа многоэтажного промышленного здания: 1 - каркас; 2 - башенные краны БК.СМ-14

В отличие от одноэтажных зданий элементы в многоэтажных зданиях из сборных железобетонных конструкций монтируют комплексно. Сначала устанавливают четыре колонны одной ячейки, затем монтируют ригели в этой ячейке и укладывают в ней распорные плиты между колоннами. По окончании монтажа элементов одной ячейки производят в такой же последовательности монтаж элементов другой и т. д.

В процессе монтажа колонн их временно закрепляют и выверяют с помощью теодолита. Крепление осуществляют при помощи кондукторов, растяжек или подкосов с винтовыми муфтами, с закреплением их к строповочным петлям нижележащих плит и ригелей. Кондукторы применяют одиночные или групповые (на две или четыре колонны). Кондукторы переставляют с одного места на другое, а также на этажи возводимого здания монтажными кранами. После временного закрепления и выверки правильности установки колонн их окончательно закрепляют путем электросварки закладных деталей. Стыки колонн сваривают до установки остальных элементов каркаса. Крепление ригелей к колоннам и плит к ригелям производят также сваркой закладных стальных деталей.

На рис. 182 показана схема монтажа многоэтажного промышленного здания.

Монтаж опор линий электропередачи. При сооружении линий электропередачи (ЛЭП) наряду с металлическими и деревянными широко применяют также сборные железобетонные опоры. Опоры с завода доставляют к месту их установки с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. Причем оснащение опоры траверсами, наголовником и другими деталями выполняется до отправки ее на пикет. Погрузку, транспортирование и разгрузку железобетонных опор производят с особой осторожностью, так как они легко повреждаются. Погрузку длинных стоек осуществляют с применением монтажных траверс. При перевозке по железной дороге длинные стойки грузят на сцепы из трех платформ, причем жестко привязывают только к средней платформе; на крайних платформах стойки укладывают на деревянные подкладки без привязки, чтобы обеспечить возможность их скольжения на кривых участках пути. При перевозке на автомобилях с полуприцепами в качестве подкладок используют швеллеры.

Железобетонные стойки опор, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов, которые пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в стойку при ее изготволении. Крепление можно также осуществлять стальными хомутами, охватывающими стойку.

Рис. 183. Схема подъема железобетонной опоры ЛЭП

При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей стойками. Железобетонные опоры со стальными траверсами устанавливают на весу при помощи стреловых кранов. Подъем опор с более тяжелыми железобетонными траверсами производят трактором с падающей стрелой (рис. 183). В отличие от стальных опор концы подъемного троса при высоте железобетонной опоры 15 м и более закрепляют на стойке в двух местах - под верхней и нижней траверсами, чтобы уменьшить в ней монтажные усилия. В начале подъема низ опоры упирается в стенку котлована, благодаря чему не требуется нижний тормозной трос. Тормозные расчалки, необходимые в конце подъема при выходе стрелы из работы, крепят к стойке под средней траверсой.

Основной материал строительной индустрии - бетон. Из него производятся в заводских условиях, на полигонах, прямо на объектах строительства конструкции и их элементы различных типов, назначения, которые формируют несущую структуру и внешний облик сооружений. Нормативные документы устанавливают практические требования к процессу монтажа бетонных и железобетонных изделий.

Какие бывают железобетонные конструкции?

Изделия подразделяются на сборные, монолитные, сборно-монолитные. Первые - заводские образцы, которые объединяются в каркас или соединяются с ним сваркой и последующим бетонированием. Вторые - отливаются на объектах, каркасы которых будут принимать повышенные нагрузки (фундаментные плиты, самонесущие каркасы и пр.).

Последние - рациональным образом объединяют разнородные элементы первого и второго типов. Заводские конструкции оснащаются обычной и (увеличивает сопротивление нагрузкам, действующим на изгиб). Монолитные изделия содержат только обычный арматурный каркас.

СНиП 3.03.01-87, устанавливающий нормы для всех этапов установки железобетонных конструкций, технологии и материалы. ГОСТ 10922-90, устанавливающий общие условия формирования изделий из арматуры и их сварки в железобетонных конструкциях. ГОСТ 14098-91, стандартизирующий виды конструкционного исполнения, геометрические параметры соединений при сварке закладных деталей и арматуры. Требования перечисленных документов включаются в проект производства работ на объектах строительства (ППР).

Как происходит установка конструкций?

Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций включает:

  • промежуточное складирование и перемещение изделий;
  • установку железобетонной продукции из сборных элементов;
  • армирование в монолитных конструкциях;
  • заливку и уход за бетоном до набора прочности;
  • обработку бетона.

Складирование и перемещение

Размещение изделий на стройплощадке производится с учетом последовательности монтирования. Продукция укладывается в штабели (допустимое количество индивидуально для конкретного типа) на прокладки высотой около 3 см, располагаемые строго друг под другом, или в групповые кассеты. Компоненты каркаса размещаются в зоне монтажа (рабочий радиус досягаемости крана без изменения вылета его стрелы) крана. Изменение вылета стрелы допускается только для переноса плит перекрытия. Перемещение структурных компонентов производится только грузоподъемной техникой.

Стропы крепятся за монтажную арматуру в соответствии с чертежами. Допускается ручной перенос грузов весом до 50 кг (волоком - запрещается) на дальность до 30 м. Перед сборкой допускается раскладка на прокладки однотипных компонентов (колонны, балки и пр.) с целью осмотра состояния выпусков арматуры. Такие конструкционные выпуски защищаются от повреждений, крепить стропы к ним недопустимо.

Поднятие и опускание грузов осуществляется со статичным зависанием над точкой отрыва/установки на высоте 300 мм. Пространственное положение изделий при этом должно соответствовать проектному положению при установке в структуру здания (примеры - панели, колонны, лестничные марши и пр.). Для улучшения ориентации в воздухе пользуются одной-двумя оттяжками, прикрепленными к ним. Метизы на стройплощадке размещаются в рассортированном виде в специальном помещении.

Бетонные работы

Составляющие композиций бетона дозируются по массе. Объем воды в растворе - ориентир для объема модифицирующих добавок, которые изменяют свойства бетона (морозостойкость, пластичность, текучесть, гидрофобность и пр.). Пропорции составляющих определяются относительно всех партий (марок) цемента и заполнителей путем и . Не допускается повышать удобоукладываемость бетона добавлением воды в затворенную смесь. Требования, устанавливаемые СНиП 3.03.01-87 к формированию растворов, показаны в таблице 1.


Места укладки (формы), их швы и поверхности очищаются от сезонной осадочной влаги, грязи, мусора, пятен масла и жиров, цементной пылевой пленки, затем промываются под давлением и высушиваются. Размер фракций зерен заполнителя не должен быть больше 1/3 от размера сечения шва в самом узком месте, не должен превышать 3/4 минимальной дистанции между армирующими прутками. Бетон заливается послойно. Вибротрамбовка производится погружением инструмента на глубину 50 – 100 мм.

Его опора на закладные детали, опалубку и арматуру недопустима. Шаг перемещения по поверхности - 1,5 радиуса действия оборудования. Модели поверхностного действия переставляются с перекрытием участков трамбования на 100 мм. Последующие слои раствора заливаются после набора прочности предыдущим слоем 1,5 МПа.

Обработка бетона

После укрывается цементной стяжкой высотой 20 – 30 мм, которая покрывается гидроизолирующим составом. подвергается формированию технологических отверстий и проемов, антидеформационных швов (набор прочностных показателей от 50% и выше). Предпочтительно применение алмазных режущих инструментов (исключают вибрационные нагрузки) с принудительным отводом тепла с рабочего участка.

Армирование


Осуществляется установкой в опалубки заводских плоских армирующих сеток, имеющих продольные и поперечные компоненты. Такое армирование группирует длинные стержни и удерживает поперечные от деформирования. Объемное соединение слоев конструкционной арматуры внутри опалубки и рабочей арматуры разных изделий осуществляется вязальной проволокой, сваркой, винтовыми муфтами, обжимными гильзами и пр. Перед заливкой проверяется качество монтирования металла, форма освобождается от мусора, окалины.

Армирующая конструкция должна со всех сторон иметь высотой 20 – 30 мм. Заливка раствора сопровождается уплотнением штыкованием и вибротрамбовкой. (отношение суммы площадей сечения армирующего металла к площади сечения конструкции) нижних колонн здания устанавливается не меньше 2,01%, верхних - 0,79%. Бетонную конструкцию металл может наполнять не больше, чем на 0,1%.

Монтаж колонн . Железобетонные колонны в зависимости от их массы и длины, условий подачи, характеристики кранов поднимают поступательным перемещением колонны краном, поворотом колонны вокруг основания и поступательным движением крана, поворотом колонны и стрелы крана. Тяжелые и высокие колонны поднимают с перемещением нижнего конца на тележке либо поворотом вокруг основания на стальном башмаке.

Для монтажа легких колонн используют фрикционные захваты (рис. 6.15). После установки колонны захват под действием силы тяжести опускается вниз и размыкается.

Возможна также строповка колонны «в обхват» обычным универсальным стропом. Тяжелые колонны захватывают траверсами с двойным стропом, зацепленным за монтажные петли выше центра тяжести.

Типовые сборные железобетонные колонны одноэтажных производственных зданий массой 1,8. 26,4 т и высотой 3,8. 19,35 м, монтируются в фундаменты стаканного типа с помощью клиновых вкладышей ЦНИИОМТП (рис. 6.23, б).

До установки колонн в фундаменты необходимо: принять по акту (с приложением исполнительной схемы) фундаменты; закрыть стаканы фундаментов и засыпать пазухи фундаментов; доставить в зону монтажа необходимые монтажные средства, а также приспособления и инструмент, согласно нормокомплекта; нанести риски разбивочных осей на верхние грани фундаментов и боковые грани колонн.

Устраивается «монтажный горизонт». С помощью нивелира внутрь стаканов фундаментов выносится отметка «монтажного горизонта», т.е. низа устанавливаемой колонны. По этим отметкам выполняется подливка дна стакана фундамента (раствор марки М50, мелкозернистый бетон класса В7,5). Для тяжелых колонн «монтажный горизонт» устраивается из пакета армоцементных прокладок, т.к. такие колонны при установке «выдавливают» частично подливку, чем понижается проектная отметка колонны (рис. 6.25, а). Подкладки размером 100×100 мм, толщиной 10, 20, 30 мм из раствора марки 100 армированы сеткой с ячейками 10>;10 мм из стальной проволоки диаметром 1,0 мм.

Строповку колонн осуществляют за монтажные петли или специальный стержень, пропускаемый в отверстие колонны. При отсутствии монтажных петель или специальных отверстий колонны стропят фрикционным захватом или петлей-удавкой за места, обозначенные заводом-изготовителем. Для обеспечения сохранности каната под ребра колонн в местах примыкания каната устанавливаются стальные подкладки.

Временное крепление и выверка колонн выполняют деревянными или стальными клиньями, а также при помощи клиновых вкладышей. Они позволяют перемещать низ колонны «влево-вправо» и «вперед-назад». Вертикальность колонны регулируется стрелой монтажного крана за верх колонны.

Совмещение осей колонны и разбивочных осей на фундаменте контролируется по двум взаимно перпендикулярным осям. Вертикальность колонн проверяется с помощью двух теодолитов или теодолита и отвеса по двум разбивочным осям. При этом один теодолит должен быть установлен вдоль монтажной оси и установка колонн ведется в направлении «на себя» (на теодолит). Второй теодолит – поперечный и переставляется для каждой колонны. Отметки опорных площадок для подкрановых балок и стропильных конструкций, а также дна стаканов фундаментов контролируется методом геометрического нивелирования.

Расстроповка установленных колонн производится только после их закрепления в стаканах фундаментов деревянными или стальными клиньями с четырех сторон.

Колонны высотой более 12,0 м необходимо в плоскости меньшей жесткости дополнительно крепить расчалками из стальных канатов.

Выполнение рабочего стыка. Следует помнить, что проектные вертикальные усилия железобетонная колонна передает на фундамент, не только торцом (нижней поверхностью) «продавливая» фундамент, но и боковыми гранями, соединенными со стенками стакана фундамента монолитным бетоном класса В15. В20.

Полость стыка продувается сжатым воздухом от передвижного компрессора и смачивается (стенки стакана и нижняя часть колонны). Полость заполняется жесткой бетонной смесью и уплотняется щелевым вибратором (глубинный вибратор с насадкой из стального прутка диаметром 15. 20,0 мм). В течение трех часов не разрешается движение тяжелого транспорта (краны, тракторы, гружённые автомашины и т.п.) ближе 20,0 м от замоноличенных стыков.

В проектных местах (в середине температурного блока) для обеспечения продольной устойчивости здания между колоннами каркаса устанавливаются вертикальные связи. Вертикальные связи изготавливают из стального проката (уголков или швеллеров): крестовые, при шаге колонн 6,0 м: портальные, при шаге колонн 12,0 м. После из установки допускается монтаж следующих конструкций – подкрановых балок или ферм.

Монтаж подкрановых балок . Железобетонные подкрановые балки – это Т-образные элементы длиной 6,0 м при высоте 800 мм и массе до 3,0 т и длиной 12,0 м при высоте 1400 мм и массе до 8,0 т, которые опираются на консоли колонн.

На опорных консолях колонн наносятся риски разбивочных осей подкрановых балок. На самих балках наносятся центральные осевые риски на опорных частях. Балки стропят двухветвевым стропом «в обхват» (с подкладками под канат). Балки длиной 12,0 м поднимают при помощи траверсы (рис. 6.26).

«Монтажный горизонт» по опорным консолям колонн устраивается следующим образом. Определив по схеме наиболее высокую отметку, все остальные опорные точки, уровень которых отличается более чем на 2.0 мм, приподнимают при помощи пакета стальных прокладок толщиной 1.0 мм.

Установленные на консоли колонн балки временно закрепляют кондуктором, с помощью которого производится перемещение концов балки при выверке ее в плане. Выверка балок производится в пределах температурного блока или пролета при помощи геодезических инструментов: по высоте – методом геометрического нивелирования; в плане – методом бокового нивелирования с помощью теодолита или по отвесу со стальной проволокой, натянутой на 0,8-1,0 м выше уровня подкрановых балок по оси подкранового пути и закрепленной на приваренных к колонне кронштейнах.

Расстояния между осями установленных балок проверяют компарированной рулеткой с двукратным смещением мерного привода с поправкой на провес рулетки и температуру. Допустимая средняя погрешность при геодезическом контроле не должна превышать 20% допускаемого отклонения на контролируемый размер.

При монтаже балок с уже установленными на них крановыми рельсами замеряется расстояние между головками крановых рельсов.

Монтаж шатра . При монтаже одноэтажных промышленных зданий мобильными стреловыми кранами не удается на смонтированные по всему зданию фермы укладывать плиты покрытия при боковой проходке крана. Поэтому выполняется комплексный монтаж «шатра» на ячейку (шаг колонн): подстропильные фермы, стропильные фермы, фермы свето- аэрационных фонарей, плиты покрытия.

Поток «монтаж шатра» выполняется мобильным краном грузоподъемностью 25-63 т с соответствующим монтажным оснащением, идущим вдоль оси пролета и выполняющим монтаж «на себя». При шаге несущих колонн 6 м используют краны с обычными стрелами или стрелами с гуськом; при шаге колонн 12 м монтаж ведется стрелами с гуськом или башенно-стреловым оборудованием.

При монтаже шатра первая установленная в проектное положение ферма закрепляется тремя парами расчалок (в центре и но краям фермы), вторая и последующие фермы раскрепляются к предыдущей с помощью инвентарных распорок фиксированной длины (6 или 12 м) (рис. 6.25).

На оголовках колонн наносят риски проектных осей. Центральные риски наносятся на опорные части ферм. По верху фермы устраивается леерное ограждение. К концам фермы крепят оттяжки из пенькового каната необходимой длины для разворота и наведения опорных частей фермы на оголовок колонны. В центре верхнего пояса крепится монтажная распорка длиной 6,0 или 12,0 м (по шагу колонн).

«Монтажный горизонт» в данном случае не устраивается, т.к. накопление погрешностей по высоте прекратилось, и исправления погрешностей отметок верха колонн не требуется.

Балки покрытий и фермы пролетом более 12,0 м поднимают траверсами, длина которых зависит от длины поднимаемой конструкции.

Строповку стропильных ферм в зависимости от пролета производят за две, три или четыре точки. Ферму захватывают в узлах верхнего пояса.

Первая стропильная ферма (без распорки) поднимается траверсой соответствующей длины и наводится на оголовки колонн. Выверка опорных частей фермы (совмещение осевых рисок) производится «на весу». Исправление положения – подъем краном и повторное наведение.

Временное закрепление первой фермы осуществляется тремя парами расчалок из стальных канатов закрепленными на земле за якоря (анкера) (рис. 6.27). Выверка фермы по вертикали производится отвесом. На опорных частях выполняется сварной монтажный стык.

Вторая стропильная ферма и все последующие аналогичным образом ставятся на оголовки колонн и закрепляются монтажной распоркой к первой ферме (к предыдущей). Выполняются монтажные стыки на опорах.

Далее монтируются плиты покрытия на ячейку (установленные на колонны две фермы). Подъем плиты длиной 6,0 м производится четырех-ветвевым стропом, при длине 12,0 м используются различные траверсы. После установки плиты приваривают в трех точках (одна точка недоступна, рис. 6.27, г) сразу рабочим швом, т.к. точки соединения последовательно закрываются последующими плитами.

Монтаж наружных стеновых ограждений . После окончания монтажа каркаса здания или его части начинают монтировать стеновые панели. В большинстве случаев стеновое ограждение монтируется самостоятельным потоком после завершения монтажа каркаса здания и покрытия.

Проектные решения регламентируют компоновку наружных и торцовых стен, а также раскладку панелей в верхней части стен (при парапетах и карнизах). Способы крепления панелей к колоннам, а также заполнение швов между панелями представлены на рис. 6.25.

До начала монтажа должно быть выполнено складирование стеновых панелей у рабочих стоянок в зоне действия монтажного крана. При этом могут быть три варианта: для зданий небольшой высоты кассета располагается между монтажным краном и монтируемой стеной (объем кассеты обеспечивает достаточное число панелей для устройства стены на всю высоту здания); монтажный кран располагается между кассетой и монтируемой стеной (объем кассеты обеспечивает устройство стены на всю высоту здания); если устройство стены обеспечивается двумя кассетами, монтажный кран располагается между этими кассетами.

Если стена по высоте состоит более чем из 12 панелей, монтаж осуществляется за две проходки крана. При этом монтажники выверяют и крепят устанавливаемые панели с рабочих площадок, находящихся с внутренней стороны здания. При возможности проезда внутри здания в качестве рабочих мест монтажников целесообразно использовать два подъемника на базе автомобилей. При отсутствии подъемников в качестве рабочих площадок могут быть использованы различные подмости и самоподъемные люльки.

Прогрессивная технология монтажа наружных стен одноэтажных производственных зданий базируется на применении специализированного башенно-стрелового оборудования, разработанного применительно для стреловых кранов РДК-25; Э-10011Д; Э-1254, а также для башенных кранов типа БКСМ-3-5-8 (рис. 6.28).

Основными технологическими особенностями применения специализированного оборудования стреловых кранов являются: совмещение функций грузоподъемного крана с монтажной площадкой; возможность перемещения монтажной площадки вверх и вниз по башне, а также по горизонтали – от башни к стене и обратно; размещение стеновых панелей в кассетах, устанавливаемых между краном и монтируемой стеной; ширина монтажной зоны по периметру здания при работе крана со специализированным оборудованием составляет около 8,5 м.

Поворотная часть стреловых кранов может вращаться при нижнем положении монтажной площадки на минимальном вылете. При остальных положениях монтажной площадки поворотная часть крана автоматически блокируется.

Прогрессивная технология монтажа наружного стенового ограждения обеспечивает снижение затрат в 1,5-2 раза.

Стеновую панель поднимают краном при максимальном удалении монтажной площадки от стены. После подачи панели к месту установки монтажная площадка вместе с монтажниками подается вплотную к стене (подача прекращается автоматически после упора ограничителей в колонны).

Монтажники, находящиеся на площадке, обеспечивают наведение и установку панели в проектное положение, ее выверку, временное и окончательное крепление путем электросварки закладных деталей.

Заделка горизонтальных и вертикальных швов производится сразу, одновременно с монтажом. При установке стеновых панелей обычным стреловым краном без описанного спецоборудования заделка швов выделяется в отдельный поток и выполняется вместе с потоком «отделка». В этом случае работы ведутся с наружных переставных, передвижных и самоходных лесов; подвесных люлек.

Для инъецирования герметизирующих мастик и растворов в полость шва используются гидравлические, пневматические и механические нагнетатели, инъекторы, растворные шприцы.

Одновременно с установкой стеновых панелей устанавливают стальные элементы светопроемов (импосты, переплеты).

Монтаж железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий


Монтаж железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий Монтаж колонн. Железобетонные колонны в зависимости от их массы и длины, условий подачи, характеристики кранов поднимают

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение продолжительности строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организации ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Длина (пролет) здания - l=12,0 м;

Высота колонн - h=6,0 м;

Масса колонн - m=54 т.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений.

2.2. Работы по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений, входят следующие технологические операции:

Геодезическая разбивка местоположения колонн на фундаментах;

Подготовка фундаментов под монтаж колонн;

Временное (монтажное) обустройство колонн распорками, оттяжками, монтажными лестницами, подмостями и люльками;

Строповка, подъём (перемещение), наводка, ориентирование и установка готовых колонн на фундаменты в проектное положение с временным креплением;

Выверка, окончательное закрепление колон в проектном положении и снятие временных креплений.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-х фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (грузоподъемность Q=25,0 т); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, P=200 А, H=230 В, вес m=90 кг); автогидроподъемник АПТ-22 на базе автомобиля Урал-4320 (вылет стрелы l=9,0 м грузоподъемность Q=300 кг, высота подъема Hmax.=22,0 м); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (грузоподъемность Q=25,0 т).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Грузовые характеристики автогидроподъемника АПТ-22

Рис.3. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

Рис.4. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01

Рис.5. Электростанция Honda ET12000

Рис.6. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

2.5. Для монтажа применяются железобетонные колонны ; электроды 4,0 мм Э-42 по ГОСТ 9466-75 ; эмаль ПФ-133 по ГОСТ 926-82 *; грунтовка ГФ-021 по ГОСТ 25129-82 .

Рис.7. Железобетонные колонны

2.6. Работы по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- Пособие к СНиП 3.01.03-84 . Производство геодезических работ в строительстве;

- СНиП 3.03.01-87 . Несущие и ограждающие конструкции;

- СТО НОСТРОЙ 2.7.58-2011 . Колонны сборные железобетонные многоэтажных зданий. Технические требования к монтажу и контролю их выполнения;

СНиП II-90-81. Производственные здания промышленных предприятий;

- СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 . Сварочные работы. Правила и контроль монтажа, требования к результатам работ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 . Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 . Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- ПБ 10-14-92 . Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

- ВСН 274-88 Правила техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по монтажу железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

Разработать РТК или ППР на монтаж железобетонных колонн промышленных зданий и сооружений и согласовать со всеми субподрядными организациями и поставщиками;

Решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

Назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

Обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

Укомплектовать бригады монтажников железобетонных конструкций, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

Провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

Установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

Подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

Обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

Обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

Оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

Обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

Доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

Установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

Составить акт готовности объекта к производству работ;

Получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Колонны железобетонные - это один из видов ЖБИ, который служит для строительства каркасов зданий и помещений промышленного и административного, жилого и бытового назначения. При изготовлении данного вида ЖБИ проводят контроль на многих этапах и строго придерживаются требованиям указанным в ГОСТе.

3.3.2. Железобетонные колонны изготавливаются из тяжелого, прочного бетона и специально усиленной арматуры. Используются для опоры элементов при строительстве конструкций различных габаритов и сложностей. Основное применение колонн это сооружение каркасов для зданий вместе с прогонами, ригелями и другими элементами.

3.3.3. Чаще всего длину железобетонных колонн проектируют такой, чтобы она равнялась высоте двух этажей здания. Колонны могут изготавливаться высотой 5,7 м - 17 м.

3.3.4. Железобетонные колонны подразделяют на типы по использованию:

К - для зданий без мостовых опорных, подвесных кранов и зданий, оборудованных подвесными кранами;

КС - при покрытии строительных конструкций с провисающим нижним поясом;

ККП - для каркасов зданий, которые оснащены мостовыми электрическими опорными кранами;

КФ - для фахверков стеновых ограждений зданий (фахверковые колонны);

КД - для каркасов зданий, которые оборудованы электрическими опорными и подвесными кранами, и зданий без кранов;

КДП - для каркасов зданий, оборудованных мостовыми электрическими опорными кранами;

КК - для каркасов зданий, оснащенных мостовыми электрическими опорными кранами;

ККС - при строительных конструкциях покрытий с провисающим нижним поясом;

КР - для каркасов зданий, которые оборудованных мостовыми ручными опорными кранами.

3.3.5. Характеристики колонн:

Чтобы не ошибиться в выборе колонн нужно учитывать определенный ряд параметров здания: количество этажей, назначение здания, результаты геологоразведочных изысканий, условия климата в регионе, где будет происходить строительство здания или помещения и т.д.

3.3.6. Главными характеристиками колонн являются:

Устойчивость к воздействию со стороны различных агрессивных сред;

Устойчивость к сейсмической активности;

Несущая способность колонны;

Стойкость к морозам;

Влагостойкость.

3.3.7. Железобетонные колонны также разделяют по применению:

Верхние колонны - используются в постройке верхних этажей;

Средние колонны - применяются для средних этажей;

Нижние колонны - используются для нижних этажей;

Бесстыковые колонны - применяются по высоте всего сооружения.

3.3.8. Монтаж железобетонных колонн осуществляют в соответствии с требованиями СНиП, Рабочего проекта, утвержденного Проекта производства работ и инструкций заводов-изготовителей. Замена предусмотренных проектом ферм и материалов допускается только по согласованию с проектной организацией и заказчиком.

3.3.9. Монтаж колонн разрешается производить только после приемки опорных элементов, включающей геодезическую проверку соответствия их планового и высотного положения проектному с составлением геодезической исполнительной схемы.

3.3.10. Антикоррозийную защиту металлоконструкций выполняют двумя слоями эмали ПФ-133 по слою грунтовки ГФ-021. Антикоррозийное покрытие для закладных деталей выполняют из эмали ВЛ515 толщиной 80 мкм. Антикоррозийное покрытие металлоконструкций и закладных деталей после монтажа сваркой должно быть восстановлено.

3.3.11. В поперечных конструкциях одноэтажных зданий цехов с железобетонным каркасом применяют следующие типы колонн (см. рис.8).

Рис.8. Основные типы железобетонных колонн

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала монтажа колонн должны быть полностью закончены предусмотренные ТТК подготовительные работы, включающие следующие операции и процессы:

Проверка готовности наземного цикла к монтажу колонн;

Проверка соответствия устроенных фундаментов под колонны их проектному положению с помощью геодезических инструментов;

Устройство временных подъездных дорог для автотранспорта и подготовка площадок для работы крана и складирования колонн;

Отбор колонн, прошедших входной контроль;

Перевозка и складирование колонн на при объектном складе;

Проверка положения всех закладных деталей колонн;

Очистка закладных деталей и опорных зон;

Проверка наличия антикоррозионного покрытия закладных деталей;

Очистка опорных поверхностей мест опирания (фундаментов) и стыковки элементов ранее смонтированных конструкций (колонн);

Колонны оснащены необходимыми монтажными приспособлениями;

Нанесение на изделие монтажной разметки, определяющей проектное положение колонны в плане и по высоте. Места нанесения монтажной разметки (см. рис.10):

Посередине между двумя взаимно перпендикулярными боковыми гранями на уровне низа и верха колонны;

На двух боковых гранях консоли по оси подкрановой балки;

По середине верхней грани подкрановой консоли;

На боковых гранях колонн, на высоте 1,5 м над уровнем верха фундамента.

Доставлены в зону монтажа необходимые монтажные средства, приспособления и инструменты;

Установку на ранее смонтированные конструкции (колонну, перекрытие) одиночных (групповых) кондукторов или других устройств для последующей выверки колонн в проектное положение.

Сделаны расчеты выбора монтажного крана.

3.4.2. Готовность наземного цикла к монтажу колонн проверяется работниками монтажной организации в следующей последовательности:

Смонтированы фундаменты под монтаж колонн;

Засыпаны пазухи котлованов со смонтированными фундаментами;

Закрыты стаканы фундаментов щитами для предохранения от загрязнения;

Выполнена планировка грунта в пределах нулевого цикла.

Готовность принимается по Акту технической готовности наземного цикла к монтажу колонн. К акту должны быть приложены исполнительные геодезические схемы с нанесением положения опорных конструкций в плане и по высоте;

3.4.3. Колонны с завода-изготовителя доставляются на при объектный склад седельным тягачем КамАЗ-54115-15 с полуприцепом СЗАП-93271 .

3.4.4. Разгрузку и складирование колонн на при объектном складе производят автомобильным стреловым краном КС-45717 в зоне действия монтажного крана с помощью рабочих, входящих в состав бригады монтажников.

Запрещается сбрасывать колонны с транспортных средств или волочить их по любой поверхности. Во время погрузки следует применять стропы из мягкого материала. При отсутствии монтажных петель колонны стропят петлей-удавкой в местах, обозначенных на заводе-изготовителе. Канат при этом не должен иметь узлов и перекруток. Для предохранения каната от перегибов и перетирания под ребра колонн следует положить стальные подкладки.

При погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении железобетонные колонны необходимо оберегать от механических повреждений.

Складируют колонны на открытых, спланированных площадках с покрытием из щебня или песка (h=5…10 см) в штабелях, в горизонтальном положении, в три четыре ряда (см. рис.3). Колонны сложных сечений располагают в два-три яруса.

При хранении колонн на приобъектном складе высота штабеля должна быть не более 2 м и при этом не должна превышать ширину штабеля более, чем в 2 раза.

Зоны складирования разделяют сквозными проходами шириной не менее 1,0 м через каждые два штабеля в продольном направлении и через 25 м в поперечном. Для прохода к торцам изделий между штабелями устраивают разрывы, равные 0,7 м.

При транспортировании и хранении колонны должны укладываться на инвентарные подкладки из дерева. Размеры подбирают с таким расчётом, чтобы вышележащие колонны не опирались на выступающие части нижележащих колонн. Прокладки между колоннами укладываются одна над другой строго по вертикали. Ширина прокладки назначается с учетом прочности древесины на смятие. Толщина прокладки должна обеспечивать наличие зазора от верха монтажной петли не менее 20 мм и быть не менее 25 мм.

Необходимый запас конструкций определяют в зависимости от производственной потребности, дальности перевозки и условий поступления конструкций. В промышленном строительстве запас времени между поставкой и монтажом конструкций принимают до двух недель. При определении запаса конструкций учитывают также необходимость резерва на случай непредвиденных задержек в поставках и время, необходимое на комплектование конструкций.

Рис.9. Схема складирования железобетонных колонн

3.4.5. Риски установочных осей (монтажная разметка) наносятся на верхней грани фундаментов и боковые грани колонн карандашом или маркером.

Рис.10. Ориентиры для колонны

А - на фундаменте; б - на колонне.

1 - осевые риски; 2 - оси установки подкрановых балок; 3 - риски нулевого горизонта.

3.4.6. Главными требованиями к строповочным устройствам для монтажа колонн является необходимость автоматической или дистанционной расстроповки колонн с монтажного горизонта и обеспечение вертикального положения колонны при подъеме.

При наличии в колонне специальных строповочных отверстий используют унифицированные траверсы с пальцевым захватом и штырьевым замком с устройством для дистанционной расстроповки (см. рис.11), а также захваты с расстроповочным канатом (см. рис.12 и рис.13).

Для подъема колонн с консолями используют рамочные захваты различных конструкций. Рамочный захват с двумя рамками позволяет выполнить расстроповку с монтажного горизонта путем опускания нижней разъемной рамки после временного закрепления колонны. Рамочный П-образный захват с замыкающей планкой (см. рис.10) снабжен канатом для дистанционной расстроповки.

Рис.11. Унифицированная траверса для монтажа колонн

1 - строп, 2 - балка, 3 - подвеска, 4 - палец

Рис.12. Захват для монтажа прямоугольных колонн

1 - универсальная траверса; 2 - натяжная цепь; 3 - несущий канат; 4 - направляющий штырь; 5 - несущий палец; 6 - расстроповочный канат

Рис.13. Захват для монтажа прямоугольных колонн с расширенной головкой

1 - универсальная траверса, 2 - направляющий штырь, 3 - несущий палец, 4 - расстроповочный канат

Рис.14. Рамочный захват с замыкающей планкой для строповки колонн

1 - колонна, 2 - П-образная рама, 3 - строп, 4 - траверса, 5 - замыкающая планка 6 - трос дистанционной расстроповки

3.4.7. Комплект монтажного оснащения для установки колонн в стаканы фундаментов (см. рис.15) состоит из клиновых вкладышей, опорных балочек, анкерных устройств, хомутов и подкосов, балансирного и рамочного захватов. Телескопический подкос длиной 4,0 м с крюками на концах, фаркопфом и двумя зажимными патрубками для закрепления подкоса к петлям хомута и опорной балочке.

Рис.15. Комплект монтажного оснащения для установки многоэтажных колонн

1 - анкер с натяжным крюком, 2 - балка, 3 - упор, 4 - подкос, 5 - хомут, 6 - колонна, 7 - винт для крепления хомута к колонне, 8 - клиновой вкладыш, 9 - фундамент

3.4.8. Одиночный разъемный кондуктор со стяжными винтами (см. рис.16) состоит из двух Г-образных полурам, соединенных между собой по диагонали четырьмя парами стяжных винтов и защелки. С каждой стороны кондуктора имеется по четыре ряда винтов, из которых две нижние пары служат для закрепления его на оголовке нижестоящей колонны, а две верхние пары - для выверки и временного закрепления устанавливаемой колонны.

Рис.16. Одиночный разъемный кондуктор со стяжными винтами*

1 - винты для крепления кондуктора к оголовку колонны, 2 - стойки кондуктора, 3 - винты для выверки низа колонны, 4 - стяжные винты, 5 - винты для выверки верха колонны, 6 - направляющие, 7 - монтажные петли, 8 - секции кондуктора, 9 - защелка

3.4.9. Полуавтоматический одиночный кондуктор для монтажа каркасов (см. рис.17) состоит из двух секций-полурам, соединенных между собой с одной стороны шарниром, а с противоположной стороны замками.

На одной полураме укреплены прижимные подпружиненные рычаги и устройства для их запирания и включения.

На другой полураме закреплены упорные регулируемые ролики с приспособлениями для изменения их положения, а также неподвижные ролики.

Кондуктор с закрытыми замками подают краном на оголовок ранее смонтированной колонны.

Под действием массы кондуктора подпружиненные рычаги отжимаются, и кондуктор самоустанавливается, скользя по неподвижным упорным роликам и роликам подпружиненных рычагов.

После жесткого закрепления кондуктора в него устанавливают колонну, которая под действием подпружиненных рычагов в процессе опускания занимает положение, близкое к проектному.

С помощью регулировочных устройств колонна приводится в проектное положение.

Жесткое закрепление колонны производят путем запирания прижимных устройств.

Рис.17. Полуавтоматический кондуктор для монтажа каркасов

А - установка и закрепление кондуктора, б - установка колонны. 1 - оголовок колонны, 2 - кондуктор, 3 - винт, 4 - подпружиненный рычаг, 5 - неподвижный упор, 6 - направляющая, 7 - монтируемая колонна

3.4.10. Групповой кондуктор для монтажа колонн сечением 400600 мм и высотой до 17 м (см. рис.18) состоит из четырех стоек, связанных между собой в четырех уровнях поясами в виде ферм. Устойчивость кондуктора при монтаже обеспечивается за счет крепления его подкосами к монтажным петлям ригелей и плит перекрытия. По периметру в двух уровнях кондуктор оснащен подмостями и поворотными площадками, обеспечивающими безопасное ведение работ при укладке и сварке ригелей двух этажей яруса колонн. На стойках кондуктора укреплены два ряда хомутов для выверки и временного закрепления низа и верха устанавливаемой колонны.

Рис.18. Групповой кондуктор

1 - стойки, 2 - рамы, 3 - ограждение, 4 - вставка, 5 - площадка монтажная, 6 - подкос, 7 - лестница, 8 - подкладка, 9 - струбцины со стяжкой, 10 - хомут с регулировочными винтами, 11 - винт

3.4.11. Рамно-шарнирные индикаторы (РШИ) применяют для ограниченно свободного метода монтажа колонн. Как правило, применяют комплект монтажного оснащения, состоящий из четырех РШИ. Плавающие рамы РШИ выверяют с помощью теодолитов и системы парных продольных и поперечных связей. Последующая установка и временное закрепление конструкций осуществляется безвыверочно. Последовательность монтажа конструкций с применением РШИ показана на рис.19.

Рис.19. Последовательность монтажа каркаса с применением РШИ

А - установка колонн, б - укладка ригелей нижнего этажа, в - укладка плит нижнего этажа. 1 - РШИ, 2 - траверса, 3 - колонна, 4 - оголовок нижестоящей колонны, 5 - ригель, 6 - плита, 7 - подкладочный брус.

3.4.12. К монтажным приспособлениям, используемым при монтаже колонн относятся:

Армобетонные прокладки;

Инвентарный фиксатор;

Инвентарный клиновой вкладыш.

Армобетонные подкладки используют при выверке колонн, установленных в стаканы фундаментов. Применение таких подкладок исключает необходимость устройства выравнивающего слоя из бетонной или растворной смеси, упрощает выведение опорных площадок (верха колонны, консолей, подкрановых балок) на проектную отметку, облегчает выверку колонны по вертикали. Подкладки размерами 100100 мм, толщиной 20 и 30 мм из раствора марки 200 армируют сеткой с ячейками 1010 мм из стальной проволоки диаметром 1 мм. Пакет из армобетонных подкладок укладывают на дно стакана.

Инвентарный фиксатор предназначен для обеспечения проектного положения низа колонны в плане и фиксации ее при дальнейшей выверке по вертикали. Фиксатор состоит из стойки со шкалой-указателем, тяги с клином, упора, ручки-фиксатора, струбцины, съемной приставки и соединительной скобы. Тягу с клином устанавливают и фиксируют на высоте, соответствующей требуемому положению упора, которое контролируется расположением ручки-фиксатора на шкале стойки. После этого фиксатор подвигают вплотную к стенке на дне стакана фундамента и крепят струбциной. Цифра на шкале, против которой находится ручка-фиксатор, показывает расстояние между стенкой стакана и концом упора. Оно должно соответствовать требуемому зазору между гранью колонны и стенкой стакана. При зазорах менее 80 мм съемная приставка снимается.

Для удобства работы стойки фиксаторов скреплены попарно соединительными скобами.

При установке колонны в стакан ее торец скользит по упору. После закрепления колонны вкладышами ручку-фиксатор ослабляют, тягу опускают, ослабляют винт струбцины и фиксатор извлекают из стакана.

Инвентарный клиновой вкладыш состоит из корпуса с гайкой и ручкой, винта с бобышкой и клина, подвешенного на шарнире.

Клиновые вкладыши устанавливают в зазоры между гранями колонны и стенками стакана фундамента. При зазорах более 90 мм применяются дополнительные приставки.

Работает клиновой вкладыш следующим образом. При вращении винта ключом под действием бобышки клин перемещается в корпусе на шарнире. В результате создается усилие распора между клином и корпусом.

Прежде чем заделать стык между колонной и фундаментом бетонной смесью на клиновой вкладыш устанавливают ограждение, которое извлекают из стакана сразу же после уплотнения смеси (при жестких бетонных смесях) или после начала схватывания.

После набора бетоном замоноличивания 70% проектной прочности клиновой вкладыш вынимают за ручку, предварительно сняв распор вращением винта.

3.4.13. Эффективность монтажа колонн в значительной мере зависит от применяемых монтажных кранов. Исходными данными при выборе кранов являются габариты и объемно-планировочное решение здания, параметры и рабочее положение грузов, технология монтажа, условия производства работ, технических и эксплуатационных характеристик крана.

Выбору предшествует определение организационных методов монтажа, характеризующих направление и последовательность установки элементов, уясняются места расположения и схемы движения кранов.

3.4.14. Выбор башенного крана производят путем определения трех основных предельных технических параметров: грузоподъемности (монтажная масса колонны), высоты подъема крюка (монтажная высота), и вылета стрелы. Расчетная схема показана на рисунке 9.

Грузоподъемность , т, определяется по формуле

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...