Основные приемы создания творческих образов. Приемы создания образов активного воображения

Основные приемы создания творческих образов.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат . – склеивание) – прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого создания образов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей определенной социальной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабочих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали летать, но в их телесной организации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созданы летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный механизм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противоречащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения.

Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.

В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих последователей, своего бизнеса.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.

С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека.

В техническом, литературном, художественном творчестве наиболее распространены следующие приемы создания образов: агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, аналогия.

Агглютинация (склеивание) заключается в том, что новый образ получают путем соединения из двух или нескольких частей разных предметов. Примеры: кентавр, русалка.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета. Примеры: мальчик с пальчик, дракон с семью головами.

Заострение – подчеркивание в образе каких-либо признаков. Пример: карикатуры.

Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе. Пример: Евгений Онегин – типичный представитель своего времени.

Аналогия построение образа похожего на реально существующую вещь. Это способ создания механизмов на основе биологической модели. Пример: создание дельтапланов по аналогии с птеродактилями.

ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ.

Понятие и функции речи и языка.

Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь – процесс общения людей посредством языка; особый вид деятельности.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Функции речи:

1. Сигнификативная – способность слова обозначать, называть предмет.

2. Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

3. Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

4. Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Функции языка.

1. Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).



2. Общение (коммуникативная функция).

Структура речевой деятельности

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для регуляции и контроля собственной речи.

Структура речевой деятельности:

1. Мотивационный этап – наличие потребности в общении.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.

5. Реализация общения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7. Коррекция направления, стиля общения.

Виды речи.

В психологии речь разделяют на внешнюю – ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.

8.2.1. Внутренняя речь и ее особенности.

Внутренняя речь – это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации . Это разговор человека с самим собой, сопровождающий процессы мышления, осознание мотивов поведения, планирование и управление деятельностью.

Внутренняя речь в отличие от внешней обладает особым синтаксисом. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности, сокращенности. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Вторая особенность– предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без слов», о чем идет речь в их разговоре. Им нет нужды в каждой фразе называть предмет разговора, указывать подлежащее: оно им и так известно.

Третья особенность – своеобразный семантический строй внутренней речи:

а) преобладание смысла над значением . Смысл понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет данное слово. Значение – это часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания.

б) агглютинация – своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом.

в) смыслы слов имеют другие законы слияния и объединения, чем законы слияния значений . Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга. Во внутренней речи мы всегда можем выразить свои мысли и даже целые рассуждения одним названием.

8.2.2. Внешняя речь и ее виды.

Внешняя речь – это общение между людьми при помощи разговора или различных технических средств.

Устная речь . Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.

Диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог – это обмен репликами. Психологически диалог является более простой формой речи. Во-первых, диалог – речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему выразить свою мысль.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждается, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы знаний, мыслей одним лицом .

Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Основные требования к ней – последовательность и доказательность.

Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов.

Монолог предъявляет требования к темпу и звучанию речи. В монологе недопустимы скороговорки, невнятное произношение, монотонность. Выразительность в монологе должна создаваться за счет голоса. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов, чтобы не отвлекать внимание слушателей.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь характеризуется следующими особенностями: четким замыслом; сложной композиционно-структурной организацией; ограниченностью выразительных средств (курсив, абзац и др.). Письменная речь требует развернутого построения, систематического, логического, связного изложения. Письменная речь предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Письменная речь требует специального овладения.

1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.


6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).

7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.

Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?

4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

6. Какая информация передается в долговременную память?

7. Перечислите основные процессы памяти.

8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

13. В чем специфика словесно-логического мышления?

14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

15. В чем специфика творческого воображения?

16. Назовите виды воссоздающего воображения.

17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?

20. Каковы особенности памяти у детей.

21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.

· врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

· экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

· свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

· ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

· режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2

Как вы объясните описанные факты?

· Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.

Задание 3

· Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

· Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

· Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

· Художник разрабатывает проект оформления актового зала;

· г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4

Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

Задание 5

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.

Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.

Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.

Д. Собирание ребенком конструктора.

Е. Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6

Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?

· Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

· Составить предложение из данного набора слов.

· Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

· Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует ряд способов такого преобразования:

1.Создание образа о какой-либо части предмета , его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»).

2.Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах.

3.Миниатюризация (преуменьшение ) –способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет место сочетание миниатюризации и гиперболизации, когда в создании образа одновременно применяются приемы и увеличения, и уменьшения.

4.Акцентирования (заострение ) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, рекламе, имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем позволяет получить индивидуализацию образа, его незабываемость.

5.Агглютинация –способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).



6.Схематизация заключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах).

7.Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п. Его применяют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М. Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.)

Виды воображения

Как и всякий другой психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активноевоображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования результатов воображения, и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы ) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человекомкак нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные . Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного , но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: грезы возникают под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы появляются без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечты, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов . Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Подсновидением многие ученые понимаютобразы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня .По мнению З. Фрейда и его последователей, сновиденияэто символическое выражение бессознательного для сознания.Галлюцинации этопсихологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что в данную минуту он имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него данный предмет не действует. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры, недостатка кислорода и т.п.) и психогенный (состояние аффекта) характер.

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее и творческое. Особенностью активного воображения можно назвать тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение – такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения лежит в создании образа, максимально приближенного к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу последних относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по содержательности образов, их жизненному значению для теоретической и практической деятельности, перспективной целеустремленности образов, их новизне, оригинальности и др.

Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие. Мечта отличается от творческого воображения следующим: 1) представляет собой создание образов желаемого будущего самого человека; 2) не включена в творческую деятельность, т.е. не дает немедленный и непосредственно объективный продукт в виде научного изобретения, художественного произведения, технического изобретения и т.п.

Воображение и личность

Между воображением и личностными особенностями человека существует взаимная связь. У разных людей в зависимости от склада их личности образы воображения отличаются яркостью, степенью соотнесенности с реальностью, жизненностью и правдивостью этих образов. Умение подчинять воображение поставленной задаче определяет организованность или неорганизованность процесса воображения.

Одновременно из особенностей воображения вытекают, формируясь на их основе, различные черты характера человека. Отсутствие возвышенной мечты связано с прозаичностью . Недостаточное соотнесение образов воображения с реальностью ведет к развитию фантазерства. Грезы могут служить основой мечтательности. Творческое воображение неразрывно с одухотворенностью , которая, в свою очередь, проявляется либо в поэтичности человеческой натуры, либо в романтичности.

Предполагается, что воображение принимает участие в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия « представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Классификация и виды представлений

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели

Операции представлений

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...