Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях. Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях

СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (действующая редакция с изменениями на 15 марта 2010 года )

3.1.5.
...В учреждениях дошкольного , школьного и профессионально-технического образования, а также следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.


Отсюда следует что в указанных учреждениях светодиодных источников света в общем случае быть не должно

3.1.9. Замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований (таблицы 1 и 2)


Отсюда следует, что в разрешенных случаях (разрешенных данным или иными документами, но в области действия данного документа, т.е. там, где светодиодные светильники и КЛЛ не запрещаются; например - в бане) помещениях в существующих светильниках с ЛН можно установить СД или КЛЛ при выполнении норм таблиц 1, 2. Этот пункт (3.1.9) юридически не разрешает нарушать пункт 3.1.5, он только дополняет требования норм (для сведения - оба уточнения вводились одним изменением)

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.


Этот документ на общеобразовательные учереждения имеет дату введения позже при равной иерархии, а значит в соответствии с общими положениями законодательства и положениями права в области его действия прямой нерешаемой коллизии нет, и его действие имеет большую силу (точнее, "новым" документом следует руководствоваться при коллизии). Иначе говоря, здесь светодиоды разрешили.

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

7.18...В учреждениях дошкольного , школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания...


Видим тот же запрет, что в общем "старом" СанПин. Эти документы разных ведомств и являются инструментами выполнения разных законов. Поэтому, теоретически, существует юридическая коллизия, позволяющая оспорить разрешение "нового" общеобразовательного СанПин. Но это вопрос не нашего уровня (да и, скорее всего, оспаривание обозначенного положения "нового" СанПин - бесперспективное занятие по причине иерархического главенствования над подзаконным документом СП 52.1330 статьи 11 нормативно-правового акта "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании") . Однако, можно однозначно заключить, что в дошкольных общеобразовательных учереждениях и в в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений применять светодиоды никто (совсем никто и нигде) юридически не разрешал .
Проверим, лечебные учреждения - перечислять все санпины и своды правил не буду (их немало), но нигде так же не находим разрешения применять светодиоды в вышеуказанных помещениях.
Таким образом, в случае нарушения рассматриваемых требований имеем нарушения статьи 28

Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей. Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения. Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады.

В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.

Роль подсветки дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

  • безопасность комнат;
  • гигиеничность помещений;
  • соответствие строительным нормам;
  • качественное освещение.

Освещение в группе садика

Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).

Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

  • ухудшение зрения;
  • появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
  • снижение активности;
  • ухудшение общего состояния здоровья;
  • повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.

Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.

Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

  • СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;

Нормы СНиП для сада

Нормы СанПин (пример)

  • СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила». Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий.

Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.

Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

Требования к освещению в дошкольных учреждениях

Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения.
Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.

Визуальная демонстрация люкса

Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).

Подсветка детского сада в ночное время

Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.

Обратите внимание! Каждое помещение детского садика имеет свои нормы. Они разнятся для комнат, залов, лестничной клетки, детских площадок и т.д.

Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.

Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание.
Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

  • пасмурный день;
  • наличие густой растительности вблизи окон первого этажа;
  • короткий световой день (зима, ранняя весна/поздняя осень);
  • особенности проектирования комнаты, когда оконные проемы не могут дать необходимый уровень света.

В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

  • все детские зоны (игровые, спальни и т.п.) должны иметь максимально возможную естественную подсветку;

Естественное освещение групп

  • ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.

  • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
  • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

  • регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
  • тканевыми шторами. Что важно — светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

  • для потолка он будет в диапазоне 0,7 - 0,8;
  • для пола - 0,3 - 0,5;
  • для стен - 0,5 - 0,6.

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

  • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
  • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
  • для дверей и оконных рам следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
  • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.

При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:

  • показатель дискомфорта;
  • коэффициент пульсации освещенности.

Люминесцентная лампа ЛЕЦ

Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:

  • ЛБ – источник белого света;
  • ЛХБ – источник холодного светового потока (белого);
  • ЛЕЦ – источник естественного света, имеющий улучшенную цветопередачу.

По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.

Обратите внимание! Не стоит в одной комнате устанавливать люминесцентные лампочки и лампы накаливания.

На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.

Светодиодная подсветка в садике

Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).

Обратите внимание! Допускается применение осветительных приборов иных типов, но они должны иметь аналогичные с люминесцентными светильниками светотехнические характеристики и схожее конструкционное исполнение.

Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.

Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

  • иметь небольшие габариты;
  • создавать качественный световой поток, который дает способность четко различать даже малые объекты. В такой ситуации глаза детей будут пребывать в комфортном для них освещении;
  • давать равномерно распределенный свет, который способен защитить глаза детей от сильной яркости лампочки;

Подсветка в группе сада

  • наличие хорошей защиты осветительных приборов от механических повреждений, которые могут нанести дети во время игры.

Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока.
Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории.
Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

  • создание равномерного освещения, которое способно осветить всю территорию игоревой площадки;
  • наличие высокого класса влагозащищенности (не ниже 54 IP);
  • повышенная защита грязевых и пылевых наслоений;
  • дополнительная защита от повреждений механического плана, которые могут нанести как дети, так и погодные условия (сильный ветер, град, снег, паление обломанных ветвей и т.п.).

Наружное освещение садика

Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

  • естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

Обратите внимание! Для защиты от ультрафиолета дети должны на прогулку надевать головной убор. Также около каждой площадки имеется аналог беседки с лавочками.

Игровая площадка в саду

  • искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

  • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
  • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Заключение

Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно. Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении.

Какие светодиодные светильники для школ и дошкольных общеобразовательных учреждений.

Требования к светильникам для школы, особенности кратко:

светильники :

  • цветовая температуры не более 4000 кельвин
  • рассеиватели, снижающие габаритную яркость до 5000 кд/м2
  • Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт

освещенность:

  • норма освещенности Е для учебных классов 500 люкс
  • коэффициент цветопередачи CRI не менее 80
  • равномерность освещенности U не менее 0,60
  • дискомфорт блескости UGR не более 40
  • коэффициент пульсации не более 10%

подробнее:

"Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации,
на железнодорожном
транспорте

Исх. № 01/11157-12-32 от 01.10.2012

Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих
источников света

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на
территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания
мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в
целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки
электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут
быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях
рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные
лампы.

На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ)
более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам,
формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в
Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.

В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе
светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические
нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в
детских оздоровительных организациях.

Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации
и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути,
находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное
обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы
высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.

В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением
технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или
парообразном состоянии), а в виде амальгамы — химического раствора ртути в другом металле,
т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 0С и выше пары ртути
высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение
исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении
целостности стеклянной колбы.

Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы.
Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении,
ограничивает распространение ртути.
Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется
использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.

Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской
Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд
преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем
у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных
лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить
до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане
загрязнения окружающей среды.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных
светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ
«Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический
центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной
физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования
психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на
организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и
светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации,
юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские
оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности
обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях
начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические
требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных
зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в
детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и
осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.

При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в
учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и
количественных показателей освещения.

1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° . Указанный параметр
предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для
ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.

2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что
габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с
открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура
должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до
вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.

3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна
составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение
максимально измеренной яркости к минимальной.

4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать
4000°К . Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе
или упаковке лампы.
Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его
излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет
цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками
пространства.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего
и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования,
должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по
выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и
достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований,
предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.

Многие задают вопрос – можно ли применять светодиодные светильники в школах?


Ученые, работающие в сфере гигиены, провели исследование, которое позволило ответить на этот вопрос.
В исследовании принимали участие взрослые и дети, а в его основе лежала сравнительная оценка условий работы в свете традиционных люминесцентных светильников и набирающих обороты светодиодных энергосберегающих светильников - рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Любовь Текшева.


Как известно, искусственное освещение нормируется СНиПом и Санпином, одним из них является СНиП 23-05-2010, согласно которому освещенность на рабочей поверхности стола должна составлять не менее 400 Лк, уровень дискомфорта – менее 15%, коэффициент пульсаций – менее 10%.


В ходе исследования снимались показания со зрительного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы, показатели умственной работоспособности, а так же реакцию организма на воздействие света.


Результатом стала реакция организма ученика одной из московских школ на различные источники света: светодиодный офисный светильник и люминесцентный ламповый. Результат несколько удивил ученых, т.к. неожиданно для них все показатели свидетельствовали в пользу светодиодного светильника. Эксперимент, поставленный на учениках с 4-го по 11 класс показал, что к концу дня все школьники показывали выраженное утомление в свете люминесцентного освещения. При светодиодном освещение дети тоже уставали, но не так сильно. Глазная система, по мнению ученых, чувствует себя комфортнее в свете светодиодных потолочных светильников, число жалоб на невозможность сосредоточится становиться меньше. Не было зафиксировано и ни одного ухудшения зрения.


Возникает вопрос – чем объяснить подобную разницу в реакции организма? Во-первых, это спектральный состав светодиодного светильника. Спектр света светодиодного светильника приближен к естественному свету, во-вторых, снижен уровень пульсаций светового потока, который так же влияет на мозговую деятельность. В-третьих, можно выделить такой показатель как цветовую температуру 5000К, которая как раз соответствует уровню Солнца в полдень: то самое время, когда вся живая природа максимально активна, в т. ч. и человек, в-четвертых, это уровень шума от пуско-регулирующей арматуры. Как известно, ПРА люминесцентных светильников издают неприятный шум, который влияет на работоспособность. Светодиодные светильники абсолютно бесшумный. Все это в совокупности позволяет ребенку успешнее осваивать школьный материал.


В итоге, ученые пришли к выводу, что светодиодное освещение в школах имеет право на жизнь , необходимо лишь внести изменения в соответствующие законы и нормативные документы. Уже подготовлен проект по внесению изменений в СанПиН «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Будут сняты ограничения на использование светодиодного освещения в школах и профтехучилищах.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...