Что входит в обязанности смотрителя музея. Должностная инструкция музейного смотрителя

Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?

Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.

Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.

На часах ровно десять.

Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.

Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.

Она ведет меня по залам музея, периодически повторяя: «Вот тут ничего нельзя трогать, а то сработает сигнализация. Здесь лучше свет выключать, пока нет посетителей. Тут не вздумайте оставлять вещи, а то вдруг украдут. Ну и не забывайте убирать телефон в сумку, пока посетители в зале, а то это опасно».

Особо не понимая в чем опасность моего телефона, я следую за смотрителем в последний зал музея, где мне предстоит наблюдать за посетителями в течение всего дня, и, отложив в сторону свои вещи, медленно начинают осматривать экспонаты зала.

Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).

Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.

Правда, любое, даже минимальное изменение в музее, вроде ремонта или установления новых стеллажей, невозможно осуществить без денег, которые сложно получить.

Проходит час.

В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.

Тишина музейных залов и бесшумное перемещение посетителей потихоньку вгоняет меня в дремоту. На несколько секунд я прикрываю глаза, но вскоре вздрагиваю от строгого голоса одной из смотрительниц: «Чтобы не спать, лучше наблюдайте за посетителями».

Немного недоумевая, я отвечаю: «А что может случиться с экспонатами, ведь они находятся под стеллажами?». «Ну как же, вдруг посетители пронесут в музей бомбу. У нас ведь нет металлоискателей, поэтому мы, смотрители, должны быть максимально внимательны» — отвечает женщина, а я тем временем понимаю, что все мои идеи о том, что экспозиции музея должны быть обновлены современными технологиями, кажутся смешными, ведь здесь местных работников, скромно перемещающихся по залу и шепотом делающих замечания посетителям, просят предотвращать теракты.

Проходит еще несколько часов.

Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.

На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Забавно наблюдать за тем, как экскурсоводы и научные сотрудники музея ковыляют в пышных платьях, а затем неуклюже начинают танцевать мазурку.

Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.

Скажу сразу: об экспонатах в музее знают экскурсоводы и научные сотрудники, а мы даже не имеем права экскурсию слушать. Поэтому, если вы думаете, что мы здесь все уму-разуму набираемся, вы ошибаетесь, наша единственная задача - за посетителями следить. Да, экскурсоводы каждый день проводят рядом с нами экскурсии, но нам не разрешено слушать. Тут везде «глаза» стоят, посмотрите, вон видеокамеры. Если к какой-то экскурсии слишком близко подойдёшь, то выговор, наверное, не сделают, но на вид могут поставить.

Но вообще это от человека, конечно, зависит. Некоторые сами не интересуются, а некоторые практически второе образование получают. Я до этого музея работала в Пушкинском, там освоила всё западноевропейское искусство. Глазами-то я за посетителями смотрю, а ушами экскурсовода слушаю. Некоторые громко говорят, а некоторые очень тихо. А подойти и попросить говорить погромче не положено.

Кстати, разговаривать с посетителями мы тоже не имеем права. Иногда очень хочется что-то рассказать, но мне запрещают. Потому что считают, что смотритель отвлекается, может что-то просмотреть: уведут картину, а я всё в экстазе разговариваю с кем-то. Плюс мы же не имеем специального образования, поэтому считается, что мы можем дезориентировать посетителей. Но когда ко мне кто-то подходит, я стараюсь ответить.

В мои обязанности входит следить за посетителями, чтобы не было никаких нарушений: экспонаты не трогали, не шумели, не говорили по мобильному телефону - это же музей. Иногда смотришь сквозь пальцы: если никого нет, можно и разрешить сделать звонок. А когда народу много, то не разрешаем, потому что это других отвлекает.

О нарушениях

Украсть - такого у нас не было на моём веку, но вот трогают экспонаты постоянно, пальцы свои оставляют везде. Это же экспонат, его музейные работники берут в белых перчаточках, когда куда-то переносят! А мы жирными руками ляпаем: и дети, и взрослые есть такие любопытные.

Тут в четырнадцатом зале иконы висят, и вот одна посетительница там стояла, молилась-молилась, потом мне говорит: «Можно я приложусь?» Я ей отвечаю, что это же не церковь, а музей, тут всё под сигнализацией - нельзя! Но я отвернулась - она приложилась, сигнализация сработала.

Или ещё в Пушкинском стояла женщина интеллигентнейшая, а я отвернулась ненадолго, поворачиваюсь, а она гладит голову лошади. Я прямо остолбенела, думаю - такая интеллигентная! Подошла к ней и говорю: «Что вы делаете? Руками ни в коем случае нельзя!» Она: «Извините-извините», отошла от меня и от лошади, но я чувствую, её какая-то мысль мучает. Девушка вернулась и говорит: «Вы извините, но вот я была в Лувре, и нам экскурсовод говорит: „Погладьте руками, потрогайте, почувствуйте теплоту мрамора“». Но одно дело мрамор, а другое - слепок, который недолговечный, который больше 70 лет не может существовать. Поэтому часто приходится говорить «не трогайте».

На Волхонке в основном слепки, но и мрамор тоже нельзя трогать, и бронзу нельзя. Ничего не разрешают трогать. Может, что-то надо и разрешить, но это вопрос спорный. Вот говорят, сейчас какой-то еврейский музей открылся, где всё можно трогать. Я там ещё не была - надо посмотреть.

О посетителях

К посетителям отношусь по-разному. Но мне скучно стоять, когда нет народу, меня посетители чаще радуют, а кого-то и раздражают: конечно, если он идёт в пальто, с зонтом, с мобильником и не обращает внимания на тебя. Или докучные посетители, которые с глупыми вопросами подходят, меня раздражают. Спрашивают в основном, где туалет, но это ещё нормально. А так... Ну вот сегодня меня спросили, как при царе освещался музей. Я говорю: я не знаю, как он освещался, я в то время не жила, и нам не объясняли.

Молодёжь в основном невоспитанная сейчас идёт и такая... своенравная, что ли. Замечание делаешь - как стенке говоришь, не реагируют. Грубо не отвечают, потому что на мою седину смотрят, наверное. Но отойдут и как нарушали, так и продолжают нарушать правила.

Иностранцы часто сюда приходят, но они не понимают по-русски, а мы по-иностранному. Если нужно раздеться, покажешь, где гардероб. Какие-то отдельные слова они тоже знают, как и мы. А так разговорной речи у нас нет. Руками объяснишь замечания. Они как-то понятливее, чем русские.

Самый большой наплыв у нас в субботу и воскресенье. В каникулы детей много идёт. Когда много народу, сложно работать: нужно постоянно ходить по залу, смотреть, чтобы ничего не произошло. Когда детские экскурсии, тут шумно. Они же бегают, носятся. Хорошие детки, но если лоб разобьют - кому отвечать? У нас тут всё под стеклом, а он бежит, стекло не увидел, врезался, потом ревёт.

Но вообще при мне такого не было, чтобы дети лоб разбивали. Им сделаешь замечание - они отошли и дальше побежали. А там - уже не моя территория. И ничего украсть при мне не пытались или испортить. Хорошие мне попадались.

О карьере

Я, когда ушла на пенсию, долго не работала, с внуками сидела. Потом чисто случайно пришла на Поклонку со своими сёстрами, и мы зашли в музей Великой Отечественной войны. А там меня стали уговаривать на работу устроиться - я устроилась, вот и всё. У меня там знакомых никаких не было, ко мне просто работники музея подошли: им нужны были сотрудники, ведь музейных смотрителей всегда не хватает, потому что платят нам всего ничего.

Никакого обучения профессии, конечно, нет, есть только должностная инструкция, я уже не помню, что там написано. Но наши обязанности - ходить и глядеть. Если какие неполадки - сообщаем хранителям. Если человеку плохо, мы можем позвонить - у администратора есть аптечка. Если какое хулиганство или попытка воровства, у нас есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем милицию. Вот они - раз, нажал на кнопочку - милиция прибежала.


В общем, график мне здесь очень нравится: один день работаешь, один отдыхаешь, перерыв на обед - 50 минут, ещё есть полчаса на чай. А когда музей закрывают, по всем комнатам проходит комиссия, и всех работников выпроваживают, никто здесь ночью не гуляет. Комиссия состоит из хранителя, милиционера, пожарника, электрика. Они проверяют, всё ли в порядке в залах, на месте ли экспонаты, работает ли сигнализация. Это бывает каждый день.

О коллегах

У нас есть и молодые девушки, которым около 40, хотя, наверное, это уже не девушки - женщины, есть люди за 50 и вплоть до 80. В основном, конечно, пенсионеры работают, что уж говорить.

Нам интересно здесь работать: все новые выставки мы бегаем смотрим, обсуждаем между собой. Контингент разный. Есть совсем малограмотные, но это в основном молодые. Потому что, я считаю, в смотрители идут те, у кого не задалась жизнь - из молодых-то. Но есть и очень интеллигентные старушки, мы всё обсуждаем: и выставки, и семью - у кого что наболело.

Многие путешествуют, практически все по два раза в год за границу ездят и в музеи там тоже ходят. Мне не довелось никуда съездить, у меня двое внуков, и я на них трачу все свои деньги.

У нас есть своя комната, мы там и переодеваемся, и обедаем. И у экскурсоводов в музее - своя комната, у хранителей - своя. Они там и обедают, и чай пьют, мы с ними пересекаемся только в залах.

Карьерный рост. (Смеётся.) Нет, такого не бывает. Я могу стать только старшим смотрителем, но это дело неинтересное и хлопотное, потому что там ты имеешь дело не с экспонатами, а со смотрителями как администратор.

О любимом экспонате

Любимого экспоната у меня нет, но мне нравится, например, вот это царское место. Оно стояло в Успенском соборе, Иван Грозный там Богу молился, только это копия, а не подлинник. А вот мои дети сюда приходили, и им не понравился наш музей. Они быстро прошли по всем залам, посмотрели. Зять сказал, что здесь надо очень долго ходить и очень много читать. Дочери просто сказали, что неинтересно, что тут много старых вещей: они у меня историю не любят. Но как я могу обидеться? У каждого свои вкусы.

Каждый день они приходят в одни и те же музейные залы, занимают свое место и ненавязчиво наблюдают за посетителями. Без них никто не пустит на выставку гостей. Смотрители следят, чтобы никто из пришедших насладиться искусством не нарушал музейные правила. Какие ошибки часто совершают на выставках томичи, что еще, кроме наблюдения, входит в обязанности смотрителя, какие картины производят на гостей особое впечатление? Все подробности нам рассказала Екатерина Михайлова, смотритель двух залов постоянной экспозиции Томского областного художественного музея.

Когда посетители появляются в соседнем музейном зале, то Екатерина Михайлова зажигает свет и ждет, когда гости придут осматривать экспонаты, представленные в ее «владениях»:

Посетители заходят в «мой» зал - я встаю и встречаю их, здороваюсь, большинство тоже меня приветствуют, - поясняет Екатерина Ивановна. - Затем я тихо и внимательно за ними наблюдаю, не зря же мы называемся смотрителями. Многие задевают картины руками или так наклоняются, что касаются работ головой, это запрещено, поскольку вредно для картин. Тогда я делаю замечания, вежливо говорю: «Извините, пожалуйста, нельзя ничего трогать». По правилам расстояние от человека до картины должно быть 40 см. О наших правилах мы стараемся напоминать вежливо, чтобы не испортить гостям настроение. Обязанность делать замечание для меня самое трудное в нашей работе. Я понимаю: человек пришел отдохнуть, посмотреть выставку, и тут к нему подходят, начинают что-то запрещать. Важно не обидеть человека, быть доброжелательной, но при этом достаточно строгой.

Правда, большинство гостей к таким замечаниям относятся с пониманием. Конфликты возникают редко. Хотя иногда люди начинают возмущаться, говорят, мол, вот за рубежом в музеях разрешают трогать экспонаты руками. Тогда таким гостям напоминают, что на постоянной экспозиции представлены шедевры, это подлинники, действительно старинные работы, созданные в XVII, XVIII, XIX веке. Если каждый желающий будет их трогать, то долго они не сохранятся.

Другие нарушения, которые допускают посетители - это появление в музейных залах с большими сумками и в верхней одежде. Таких гостей в залы не пустят, а вежливо отправят в гардероб. Верхняя одежда в залах нежелательна из-за обилия уличной пыли и бактерий, которые очень вредны для картин. А большие сумки - это вопрос безопасности.

Инструкций по технике безопасности у музейных смотрителей много. Со всеми правилами сотрудников залов знакомит главный хранитель художественного музея Ольга Комарова. Но все пункты вполне выполнимы:
- Все требования доступны для человека нашего возраста, - считает Екатерина Ивановна. - Надо быть честным, ответственным, наблюдательным, обладать хорошим слухом и зрением.

На работу смотрителей принимают после собеседования с главным хранителем и администратором. Смотрят в трудовую книжку. Обычно стремятся найти людей по рекомендации - ведь ответственность здесь высокая, а зарплата напротив. Работать приходится с 10 до 18 часов практически без перерыва. Можно уйти разве что на 15 минут на обед когда нет посетителей и непременно попросить смотрителя из соседних залов понаблюдать. Еду обычно приносят из дома с собой. Иногда можно пойти попить чаю за ширмой в одном из залов, но тоже не дольше, чем на 10 минут, и предупредив соседку.

Екатерина Михайлова работает в музее уже 17 лет. Сначала пришла на должность смотрителя, а затем стала администратором. Но 2 года назад вернулась в музейные залы, почувствовала, что хочется более спокойного дела:

У администратора работа сложная, - поясняет Екатерина Ивановна. - У него в подчинении все смотрители, много других обязанностей, надо знать все, что происходит в музее и следить, чтобы везде был порядок.

Хотя музейному смотрителю тоже не приходится скучать. Кроме непосредственного наблюдения у него хватает и других дел. Незаметно включить свет перед появлением гостей, чтобы не щелкать при них выключателем. Надо следить и за специальной подсветкой:

С нею работы хорошо смотрятся, - уверена Екатерина Ивановна. - Подсветку установили недавно, уже при нашем директоре Ирине Викторовне Ярославцевой. Еще при ней появились витрины под названием «стакан», благодаря этому мы можем представлять те экспонаты, которые прежде хранились в запасниках. Например, в моем зале в такой витрине стоит красивая, расписанная золотом ваза. Она создана на императорском стеклянном заводе еще в середине XIX века. В витрине она в безопасности, ее не повредят случайно. А подсветка позволяет вазе предстать перед посетителями во всей красе, без нее золотого узора не было бы так заметно.

Также недавно в залах появились мягкие удобные скамейки, на которых посетители могут отдохнуть, ведь постоянная экспозиция музея велика, десять залов расположено на втором этаже, еще четыре на третьем. Особенно популярны лавочки у детей. В выходные в музей приходят семьями, и ребятишки устают, иногда малыши даже могут прилечь на мягкие скамейки. Ценят возможности отдыха и пожилые посетители, которые тоже нередко бывают на постоянной экспозиции.

Кроме, собственно, наблюдения, у смотрителя есть и другие обязанности:
- Когда нет посетителей, то мы обеспыливаем оборудование в зале, - рассказывает Екатерина Ивановна. У каждого смотрителя есть свое ведерочко, влажной тряпкой мы два раза в неделю протираем стекло витрин, подоконники. Картины, конечно, не трогаем, их можно обеспыливать только научным сотрудникам. Я наблюдала, как они ухаживают за работами - надевают специальную мягкую варежку и аккуратно водят ею по экспонату.

Иногда смотрителям задают вопросы - не все заказывают экскурсию, некоторые смотрят выставку самостоятельно, таким посетителям часто хочется что-то уточнить, и они обращаются к сотруднику, которого видят в зале.

Мы не обладаем такими глубокими знаниями, как экскурсоводы, по своим должностным обязанностям мы и не должны рассказывать о картинах, - поясняет Екатерина Ивановна. - Но если можем, то отвечаем на вопросы посетителей. Больше всего гостей интересует: «У вас копии или оригиналы?». Мы отвечаем, что в основном в наших залах представлены подлинники, даже рамки у картин оригинальные. Многие спрашивают об императрице Марии Александровне, чей огромный парадный портрет можно увидеть в зале, где я работаю. Уточняют чья она была жена, я рассказываю, что Александра II.

К царской семье музейные смотрители неравнодушны, практический каждый может многое рассказать о династии Романовых. В музее много читают: когда на выставках нет посетителей, то смотрителям разрешены книжки небольшого (чтобы они не мешали вовремя замечать гостей) формата. Екатерина Михайлова предпочитает исторические романы, любит произведения Эдварда Радзинского. А интерес к династии Романовых возник отчасти благодаря представленному на выставке портрету императрицы:

Эта работа меня сразу заинтересовала, - отмечает Екатерина Ивановна. - Также у нас в музее есть интересный портрет Николай I, написанный еще до того, как он принял престол. Под впечатлением от работ я взяла в библиотеке книги о династии Романовых, с увлечением их прочла, потом поделилась с коллегами.

По наблюдению Екатерины Михайловой, посетители ее залов чаще всего надолго замирают возле портрета императрицы и возле картины, где изображена испуганная крестьянская девочка (ее особенно любят рассматривать дети):

Еще многим нравятся две работы художника Плешанова - его автопортрет и изображение девушки, они очень хороши собой, но, на мой взгляд, это слишком идеализированная красота, - делится впечатлениями Екатерина Ивановна. - У нас есть очень характерные работы, например, «Голова старика», портрет, созданный неизвестным автором, где мы видим необычное, выразительное, вероятно, когда-то красивое лицо старого мужчины.

В одних и тех же двух залах Екатерина Михайлова проводит свой рабочий день уже два года. И говорит, что они ей абсолютно не приедаются:
- Как же можно устать от таких шедевров?! - удивляется смотритель. - Очень люблю и представленные в залах картины, и всю нашу постоянную выставку, гожусь, что такое собрание работ есть в Томске, считаю, это бренд нашего города.

Единственное, что огорчает смотрителя это слишком сдержанное отношение к уникальной коллекции самих томичей. Они не очень часто выбираются в музей, а гости города приходят от собрания в восторг и даже избалованные музеями москвичи и петербуржцы восхищаются, встретив в Томске подлинные работы известных мастеров. Екатерине Михайловой хотелось бы, чтобы горожане больше ценили свою уникальную возможность наслаждаться шедеврами.

Текст: Мария Аникина

УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (фамилия, инициалы)

(дата)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
____________ № ____

(дата)
Место издания
технику-смотрителю

1. Общие положения

1.1. Техник-смотритель относится к категории специалистов.

1.2. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

техника-смотрителя II категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя не менее 2 лет;

техника-смотрителя I категории - лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-смотрителя II категории не менее 2 лет.

1.3. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом в установленном порядке.

1.4. В своей деятельности техник-смотритель руководствуется:

1.4.1. нормативными правовыми актами, другими нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

1.4.2. приказами и распоряжениями руководителя организации;

1.4.3. уставом организации;

1.4.4. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.4.5. настоящей должностной инструкцией;

1.5. Техник-смотритель должен знать:

1.5.1. нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы, касающиеся деятельности жилищных организаций;

1.5.2. правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;

1.5.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта жилищного фонда;

1.5.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства Республики Беларусь;

1.5.5. правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

1.5.6. __________________________________________________________.

1.6. Техник-смотритель подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения, в состав которого он входит (иному должностному лицу).

1.7. В случае временного отсутствия техника-смотрителя (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Техник-смотритель осуществляет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации жилищного фонда, санитарного содержания домовладений, своевременное и качественное обслуживание по заявкам жильцов, текущий ремонт закрепленных за ним домов, строений и территорий усадеб;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли, карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т.д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации жилищного фонда;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок жильцов на выполнение необходимого ремонта;

2.6. обеспечивает на вверенном ему участке сбор пищевых отходов и металлолома;

2.7. требует от жильцов и арендаторов нежилых помещений соблюдения договорных обязательств;

2.8. проводит в установленные часы прием населения;

2.9. ___________________________________________________________.

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности организации (ее структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению;

3.4. запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений организации информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.5. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.6. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав;

3.7.___________________________________________________________.

4. Оценка работы и ответственность

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

Руководитель структурного

подразделения

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

С инструкцией ознакомлен __________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

(дата)
_________________________ УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации) ________________________________

(руководитель организации или иное

должностное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)
__________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

И кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского исследования компании Hays, в следующем году 46% работодателей планируют увеличить штат сотрудников. 45% говорят о том, что увеличивать штат не планируют, а будут заниматься только...

Рассказывает руководитель направления Solutions Architecture в AWS EMEA Emerging Markets Александр Ложечкин на своей странице в Facebook. Редакция vc.ru публикует текст с разрешения автора. Успешно пройти собеседование в Amazon очень сложно. Работать, правда, ещё...

Рагхав Харан, работавший в крупных компаниях, в том числе Shutterstock и фонде TrueVentures, написал о том, как можно получить работу, которую хочется, даже если не хватает дипломов и сертификатов, которые требуются от соискателя. Редакция vc.ru подготовила перевод...

Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы Нельзя просто так стать востребованным на рынке специалистом, хотя,...

Мнения работодателей: от каких сотрудников нужно избавляться в первую очередь Объясняют представители Mail.Ru Group, Aviasales, Sports.ru и других компаний. Анна Артамонова, вице-президент Mail.Ru Group В первую очередь нужно избавляться от токсичных сотрудников....

Менеджер по подбору персонала Amazon Селеста Джой Диаз рассказала о самых больших ошибках, которые допускают соискатели Amazon. Лучшие рекрутеры Google согласны с ней. Они выделили 3 типа резюме и посоветовали, какой лучше. 1. Резюме с должностями. В таком резюме...

Музейная безопасность главная проблема музейного дела, специально для смотрителей разработана подробная инструкция, которая представляет редкую возможность получить ответы на многие практические вопросы, возникающие в прцессе обеспечения деятельности музея.

Данная инструкция составлена на основе «Пособия для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей», издание Национальных комитетов ИКОМ Бельгии и Швейцарии, выпущено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Международного совета музеев, Государственного Эрмитажа.

МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Смотрители музеев находятся на переднем крае, напрямую сталкиваясь с проблемами безопасности. Им надлежит постоянно, приветливо и по возможности корректно заставлять соблюдать предписания, которые затрагивают интересы посетителей, то есть клиентов, которые заплатили за вход и поэтому ждут представления услуги.

Любое замечание смотрителя может вызвать неудовольствие посетителя, поскольку даже терпения и дипломатичности не всегда достаточно, чтобы добиться его понимания.

Смотритель обязан быть гостеприимным по отношению к публике, и в то же время он должен заботиться о целостности экспонатов, находящихся под его присмотром.

Музейный смотритель является также и специалистом в области общения. От приема, который он оказывает посетителям, от его способности быть их собеседником во время посещения и в то же время побудить гостей соблюдать определенные правила, во многом будет зависеть доброе имя музея.

Смотритель может быть ценным помощником администрации, имея острое зрение, хорошую память и добросовестно сообщая о нарушениях, о которых вам стало известно в ходе исполнения служебных обязанностей.

Даже после окончания работы, вы призваны хранить от посторонних известные вам секреты музея, какими бы они ни были, как относящиеся к сохранности экспонатов, так и касающиеся посетителей.

Кроме того, знайте, что вы несете гражданскую ответственность за незаконный ущерб, который нанесете либо намеренно, либо по небрежности.

Вам необходимо знать:

1.Внутренние рабочие правила: расписание, перерывы, рабочая одежда, запрещенные действия /прием пищи, курение, использование личного мобильного телефона и т.д./.

2. Правила регулирующие доступ посетителей:

В экспозиционные залы (сдача вещей в гардероб и т.д.);

В такие подразделения как, научный отдел, администрация и т.д.;

Условия прохода представителей обслуживающих фирм, гостей,

3. Правила, касающиеся безопасности:

План музея, план расположения противопожарных средств (огнетушители, шланги, гидранты и т.д.);

Номера телефонов, по которым нужно звонить в данном случае;

Меры по эвакуации посетителей и экспонатов.

Средства подачи сигналов тревоги;

4. Правила для посетителей.

Посетители должны быть четко проинформированы о правилах посещения музеев комплекса.

Перечень запретов, например, курение, прием пищи и напитков, на использование мобильных телефонов и фотоаппаратов и т.д. должен быть вывешен при входе в музей. Таким образом, делая замечание посетителю, вы ссылаетесь на правила.

Опасности, связанные с инфраструктурой

Музейный экспонат должен храниться в условиях, отвечающих специальным нормам в следующих областях:

Температурного и влажностного режимов:

Изменения уровня относительной влажности наносят ущерб дереву, холсту, росписям. Отсюда необходимость следить за тем, чтобы относительная влажность оставалась постоянной, избегать открытия дверей и окон, обеспечивать нормальное функционирование увлажнителей, быть внимательным к показаниям термогигрометров. Экспонат должен быть недосягаем для пыли и табачного дыма. В силу этого, а также из-за опасности пожара, курение в музее должно быть строго запрещено как для персонала, так и для посетителей.

Манипуляции с экспонатами всегда вредны. Они должны проводиться сотрудниками. Необходимо знать, что на нашей коже есть жир и влага, которые могут остаться на экспонате и повредить его поверхность, и что простое прикосновение может также повлечь ее медленное разрушение.

При этом необходимо иметь в виду, что посетитель часто стремится потрогать экспонат. Поэтому в музее должно быть, строго запрещено касаться экспонатов. Необходимо позаботиться о том, чтобы никакое дополнительное освещение не воздействовало на экспонаты.

Постоянные опасности. Как предупреждать?

Обеспечение профилактических мер должны взять на себя ваши коллеги-техники. Однако, вас могут позвать на помощь, чтобы воспользоваться вашими знаниями мест размещения оборудования. При обнаружении неисправности вы должны незамедлительно предупредить компетентност.

Как действовать?

При обнаружении утечки воды или затопления вы должны:

Попытаться выяснить источник аварии;

Незамедлительно поставить в известность компетентных лиц;

Закрыть вентили и краны;

Переместить или защитить экспонаты;

Прекратить доступ посетителей;

Как можно быстрее удалить воду;

Не касаться электрооборудования;

В случае слишком длительного пребывания экспонатов на свету, следует снизить освещенность, задвинуть шторы, запретить использование фотовспышек и т.д.

Попытка потрогать экспонаты

Необходимо запретить прикасаться к музейным предметам, поскольку все они представляют ценность.

Запрещайте посетителям опираться на витрины. Никогда не делайте этого сами!

Не позволяйте детям бегать по залам – они могут натолкнуться на экспонаты или упасть на них.

Пепельница и корзина для мусора должны находиться у входа в музей. Жизнь жвачки должна заканчиваться в урне, иначе мы можем увидеть ее приклеенной к мебели, витрине или к табличке.

Следите за соблюдением правил поведения посетителей. Правила должны находиться на видном месте при входе в музей – вы можете сослаться на них, если посетитель оспаривает ваше замечание.

Всегда будьте примером. Никогда не делайте того, что вы запрещаете другим.

Умышленный ущерб, или вандализм

Посетитель может умышленно оставить в туалете открытый кран, чтобы вызвать затопление.

Как поступать при акте вандализма

Дать сигнал тревоги.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам. Можно одновременно с подачей сигнала тревоги закрыть двери музея, чтобы никто не смог его покинуть до поимки вандала или вора.

Записать приметы правонарушителя.

Попросить возможных свидетелей остаться.

Изолировать зал, где случилось происшествие.

Ждать прибытия милиции, которую вызвало ваше руководство, чтобы передать вандала или вора в ее распоряжение.

Кража

Особо следите за техниками, уборщиками, фотографами, грузчиками, посторонними приглашенными реставраторами... Сколько краж было совершено людьми, выдававшими себя за перечисленных работников! Не поддавайтесь впечатлениям.

Отнеситесь с подозрением к стулу, сдвинутому в сторону висящей картины, или неожиданно открытому окну.

Регулярно проверяйте витрины и замки. Воры часто ведут поэтапную подготовку. Предварительно они могут вывернуть шурупы из дверных петель, засунуть кусок дерева

между стеклами, сломать стойку или спрятать в зале свой инструмент.

Не позволяйте посетителю отвлекать вас – это может быть сообщник вора. Отвлекая ваше внимание, он дает ему время совершить преступление. Не позволяйте увести себя из зоны, которая находится под вашим наблюдением.

Все посетители в ваших глазах должны заслуживать равной бдительности. Не доверяйте рафинированной элегантности молодой дамы, ученому виду господина, спокойному виду юной пары. Камеры наблюдения часто показывают, что музейные воры на самом деле имели подобный облик.

Часто приходящий посетитель может быть потенциальным вором: детально изучая обстановку, он старается примелькаться и надеется таким образом усыпить вашу бдительность.

Как действовать?

Дать сигнал тревоги.

Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.

Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам.

Для облегчения и повышения эффективности работы

сотрудников охраны :

При изъятии какого-либо экспоната со своего места его должен заместить соответствующий документ, подписанный хранителем.

Следует запретить, посетителям вносить в выставочные залы сумки больших размеров, чемоданы, пальто, плащи, …, то есть предметы, которые могут помочь вору спрятать добычу.

Помнить, что детские коляски и переносные колыбели могут служить местом укрытия украденной вещи.

Предупреждение о соответствующих запретах должно содержаться в правилах размещенных при входе в музей на видном месте.

Двери, отделяющие экспозиционные залы от помещений, в которые доступ публике запрещен, должны быть закрыты на ключ.

Пожар

Основным средством борьбы является профилактика, или комплекс мер, которые необходимо предусмотреть, чтобы избежать возникновения огня. Являясь основой противопожарной безопасности, профилактика должна быть постоянной, строгой и обязательной.

Как предупредить?

Хорошо изучите топографию мест, расположение телефонов и кнопок подачи сигнала тревоги, вентилей и т.д.

Заставляйте посетителей соблюдать запрет на курение. Этот запрет действует во время вернисажей, монтажа выставок, концертов и приемов. Сами вы, естественно, курите лишь во время перерывов и в специально отведенном месте.

Следите, чтобы коридоры, проходы, запасные выходы не были загромождены.

Следите за уборкой мусора любого вида. Необходимо избегать также складирования воспламеняющихся материалов.

Сообщайте обо всех повреждениях электрооборудования. Оно должно обязательно соответствовать официальным требованиям.

После ухода персонала организуйте обход, чтобы закрыть двери между помещениями, проверить обесточены ли электроаппараты.

Стресс, спешка, самоуспокоенность – причины недосмотров.

Как поступать при возникновении пожара?

Предписания на случай пожара должны быть включены в текст внутреннего распорядка музея. Все смотрители должны его знать.

Подайте сигнал тревоги, который служит сигналом к эвакуации всех находящихся в здании, как сотрудников, так и посетителей.

Направляйте посетителей к запасным выходам.

Встречайте пожарных и ведите их к месту пожара (вы знаете план музея).

В случае необходимости осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Знайте, что посетители надеются на то, что вы обеспечите их безопасность и выведите из опасного места. Сохраняйте самообладание и спокойствие. Ваша уверенность перейдет к посетителям и поможет избежать паники. На пожарах иногда больше гибнут от давки, чем от огня. Учения по эвакуации должны проводиться регулярно, чтобы вы смогли наработать необходимый автоматизм, избежать стресса и паники при реальном происшествии.

Будьте особенно внимательны к детям и инвалидам.

Убедитесь в том, что никто не остался в помещениях для отдыха, туалетах, технических помещениях и т.д.

Необходимо быть особенно бдительным:

Во время работ, производимых в помещениях;

В ходе подготовки к открытию выставок;

Во время приемов.

Необходимо мобилизовать все органы чувств:

Обоняние – чтобы почувствовать запах дыма,

Зрение – чтобы заметить пламя или дым;

Осязание – чтобы ощутить нагрев поверхностей;

Слух – чтобы услышать треск, сопровождающий горение.

Как бороться с пожаром?

Существует множество видов огня, и для борьбы с каждым из них необходимо соответствующее средство. Вы, знаете, что, плеснув воду на горящий жир, лишь увеличивает силу огня, но не тушат его. А мокрое покрывало, наброшенное на жир, потушит огонь.

Борьба с огнем требует специальных знаний – это настоящая профессия. Вы смотритель, а не пожарный. Тем не менее, до прибытия специалистов вы можете предпринять ряд действий, чтобы избежать расширения очага возгорания. Вы должны уметь пользоваться огнетушителем.

Причины пожара

Причины пожара многообразны

Огонь от непосредственного контакта с нагревательным и кухонным оборудованием, от электрической дуги, от искры при сварке, от дежурного освещения, при сжигании отходов и т.д.

Аварии электросети, вызванные перегрузкой, плохой вентиляцией, короткими замыканиями вследствие плохого состояния изоляции, неправильным обслуживанием, использованием негерметичных материалов в местах с повышенной влажностью, статическим электричеством и т.д.

Небрежность и халатность в поведении, непотушенные сигареты, несоблюдение запрета на курение, оставленные зажженными паяльные лампы или газовый резак и т.д.

Преступное поведение по различным мотивам: пиромания, вандализм, агрессивность, месть, уничтожение следов взлома и т.д.

Атмосферные явления: перегрев на солнце, молния, а также испарение горючих жидкостей, которое может привести к образованию взрывчатой смеси.

Высокая температура, а в частности, дымоходов, паро- и водопроводов, нагревающих окружающую среду.

Происшествия при работе с горючими веществами.

Самовозгорание масел, остатков краски, промасленных тряпок.

Ферментация продуктов растительного происхождения (зерно, хлопок, уголь, пенька, мука…), которая может вызвать цепную реакцию, приводящую порой к самовозгоранию.

Самоокисление металлов в виде опилок и порошка (магний, алюминий, цинк).

Борьба с опасность ю

Тушащие агенты:

Песок и сухая земля, вода, сухие порошки, двуокись углерода, пена, покрывало.

Взрыв или угроза взрыва бомбы

Нельзя легковесно относиться к любому сообщению о бомбе. Обычно, это телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве, которое взорвется в такое-то время.

Знайте, что побудительные мотивы могут быть двух видов:

Кто-то хочет выразить свой протест, пытаясь нанести ущерб имуществу;

Воры хотят вызвать панику для облегчения совершения преступления.

Как воспринимать телефонную угрозу?

Не волнуйтесь.

Будьте внимательны к любым деталям: типу: типу голоса, акценту, шумам на заднем плане и т.д. Это сможет помочь следствию.

Постарайтесь узнать:

где находится взрывное устройство;

на что оно похоже;

время взрыва;

почему преступление совершено.

Как распознать подозрительный пакет?

Внимательно осматривая посетителей, вы можете заметить того, кто «забыл» или тайком положил необычный пакет (сверток).

Если вы работаете в гардеробе, будьте вдвойне бдительны, особенно если услышите подозрительные звуки, исходящие из багажа.

Как реагировать?

Дайте сигнал тревоги в милицию (или попросите это сделать ваше руководство). Сообщение должно быть как можно более точным, чтобы соответствующие службы смогли подготовить необходимое оборудование и максимально приблизиться к месту:

название музея

точный адрес

положение с людьми (закрыт или открыт музей для посетителей)

положение с коллекцией.

По указанию милиции или вашего руководства дайте сигнал об эвакуации всех находящихся в здании (как персонала, так и посетителей).

Эвакуируйте посетителей через запасные выходы. Не теряйте времени и идите к месту сбора, который вам должен быть сообщен заранее.

Встречайте прибывших спасателей и ведите к месту угрозы, поскольку вам хорошо известно месторасположение помещений.

Если требуется, осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Естественные опасности

Гроза, ураган, даже сильный ливень могут иметь серьезные последствия для коллекции. В этих случаях необходимо знать, где вы можете найти ведра, брезент, шпагат, чтобы как можно быстрее защитить экспонаты.

В периоды таяния снега ваша бдительность должна быть удвоена.

Именно вы заботитесь о безопасности коллекций и посетителей. Вы здесь для того,

чтобы не произошло ничего плохого.

Ваши главные качества: наблюдательность и бдительность.

Азбука предупреждения

1. Вы прекрасно знаете

Месторасположение объектов.

План помещений музея и, особенно, сектор вашей ответственности (двери, окна, лестницы, запасные выходы). Если необходимо эвакуировать посетителей, поведете их вы – помните об этом!

Способы использования радио- и телефонной связи.

Расположение телефонных аппаратов. Вы должны помнить номера основных телефонов (вашего руководителя, технических служб и т.д.).

Расположение кнопок сигнализации.

Подача сигнала тревоги не должна вызвать у вас затруднений.

Расположение огнетушителей, их особенности и правила пользования.

Расположение и состояние предметов, состоящих под вашей охраной. Регулярно их проверяйте, особенно при закрытии музея. Если что-то отсутствует, если вы заметили что-то необычное – немедленно сообщите руководству. Это относится как к экспонатам, расположенным в витринах, так и к предметам, не находящимся под специальной охраной.

2.Вы не покидаете ваш пост, пока не подменят

Если подмена невозможна и если оставление поста абсолютно необходимо, либо закройте зал, либо попросите инструкции у руководства.

3.Обо всех аномалиях вы немедленно сообщаете руководству

Предмет был, передвинут или снят; отклеилась этикетка; не горит лампа; неполадки с замками и т.д.

4.Ваша бдительность удваивается при наличии необычных посетителей.

Посетитель, представляющийся как гость хранителя, фотограф, срочно вызванный слесарь, носильщик, которому поручено забрать экспонат для выставки… Проконтролируйте основания их визита. Никому не доверяйте заранее.

Музей на службе общества

Одна из ваших задач – дать почувствовать посетителю, что он не ошибся в выборе. Своей приветливостьюи гостеприимством вы должны дать понять посетителю, что он желанный гость, и пригласить его спокойно осмотреть музей.

Не обсуждайте с коллегами не совсем обычное поведение или манеру одеваться. Если среди посетителей вы увидите знаменитого человека, не оповещайте коллег, не будьте назойливы.

Станьте для хранителя помощником, на которого он может рассчитывать и который знает свое дело.

Вы должны быть осведомлены о:

Расписании работы музея;

Стоимости входных билетов;

Представленных коллекциях;

Расположении помещений;

Вспомогательных службах;

Мероприятиях для публики;

Видах общественного транспорта, которыми можно добраться до музея;

Списках сотрудников;

Правила хорошего приема

Хорошо принять – это и себе доставить удовольствие

Посетитель сразу ощущает хороший прием. Если он чувствует себя ожидаемым, желанным и уважаемым гостем, он сразу же ответит вам добрым отношением.

Улыбаясь, посетителю показывают, что его заметили, что его ждали. Обмен улыбками облегчает контакт, разряжает атмосферу, порождает уважение и доброе отношение.

Ваша вежливость вызывает вежливость и уважение других. Ваши отношения с посетителями особенны: вы должны присматривать за ними, будучи в то же время сдержанными и внимательными.

Необходимо соблюдать расписание работы. Разместите его на входной двери. Посетитель, пришедший в нерабочий день, поймет, почему двери музея закрыты.

Поздоровайтесь, прежде чем обратиться к кому – либо. Не ждите, что посетитель поздоровается первым. Вы принимаете его, вам первому и здороваться.

Если к вам обратились, чтобы задать вопрос или сделать замечание, начните с приветствия или скажите «слушаю вас» и ждите вопроса. После того, как посетитель выслушал ваш ответ и сказал «спасибо» или «хорошо», можете ответить «пожалуйста» и отойти.

Не говорите... Постарайтесь говорит ь так...

Нет К сожалению, это невозможно.

Я ничего не понял (а) Извините, но,я не расслышала.

Повторите Не могли бы Вы уточнить.

Вы должны Извините, не могли бы Вы…

Я не знаю Я сейчас уточню.

Встаньте в очередь Здесь люди, которые ждут...

Кто Вы? Ваша фамилия? Как Вас представить? С кем имею честь..

Я здесь не для этого. В мои обязанности входит прием, а не это

Форма одежды

Посетитель сначала обращает внимание на ваш внешний вид. Если последний оставляет желать лучшего, у посетителя может сложиться негативное мнение не только о вас, но и о музее. Вы символ музея, его фирменная марка. Подумайте об этом, когда одеваетесь утром.

Ответы на вопросы

Имидж музея, в создании которого вы участвуете, зависит также и оттого, что вы говорите посетителю. Одним замечанием, часто банальным, вы можете создать у него неблагоприятное впечатление.

Никогда не давайте неточной информации – это хуже, чем не дать ответа. Вам приходится тысячу раз отвечать одно и тоже. Делайте это любезно: для посетителя, задающего вопрос, это всегда впервые.

Умейте слушать. Слушать – это внушить посетителю чувство доверия. Будьте точны и лаконичны в своих ответах.

Как делать замечания

Не забывайте основные правила вежливости и гостеприимства, они вам нужны, как никогда. Говорите ясно, убедительно, без стеснения, смотрите на собеседника. В ваши обязанности входит следить за соблюдением правил посетителями, и они знают об этом. Если требование высказано вежливо, с улыбкой, но уверенно, посетитель подчинится.

Вы не должны оправдываться. Если посетитель требует объяснения, дайте ему их коротко.

Урегулирование конфликтов

В музее у посетителя имеется множество причин быть недовольным. Вы не несете за это ответственности, однако, находясь на переднем крае, вынуждены принимать на себя все критические высказывания.

Вначале позвольте собеседнику высказаться. Не перебивайте его – в большинстве случаев напряжение спадает. Учитывайте справедливые замечания.

Лучший способ урегулировать конфликт – постарайтесь не допустить его.

Избегайте: - поддаваться гневу;

Раздраженно реагировать на неприятные замечания;

Нервничать вместе с нервным посетителем;

Показывать ваше плохое настроение, усталость;

Правило: Умейте говорить и слушать – в пятидесяти процентах случаев проблема разрешится сама собой.

Школьные группы

Группа школьников – весьма специфическая публика. Преподаватели и ученики часто считают посещение музея отдыхом и не очень строго относятся к вопросам дисциплины.

Если вам нужно сделать замечание, в первую очередь обратитесь к преподавателю, ответственному за группу.

Если группу ведет сотрудник музея, учтите, что задача гида – давать объяснения. Он не может следить за всеми учениками. Вы должны его страховать. Если возникают проблемы, прежде чем вмешиваться, незаметно проинформируйте гида

В общении с детьми дружелюбие и улыбка дают зачастую лучший результат, чем командирский тон.

Поведение смотрителя в залах

Вам необходимо удалить из поведения все, относящееся к вашей личной жизни, вкусам и привычкам. Избегайте носить с собой чашку кофе, бутылку воды, не читайте газету, не причесывайтесь.

Недопустимы длительные разговоры с коллегами и бесконечная болтовня по телефону. Это не только отвлекает вас от исполнения ваших обязанностей, но и производит крайне негативное впечатление на посетителей. Они могут подумать, что мешают вам, хотя вы в музее для того, чтобы принимать их.

Следите за чистотой и порядком, где вы работаете. Наводите порядок сами, не ждите, когда вам предложат это сделать.

Помните о негативном влиянии «бытового» поведения. Беспорядок в любом виде плохо воспринимается посетителем, не вешайте вашу одежду на стул. Стулья, находящиеся в вашем распоряжении, всегда должны быть на своих местах. Не оставляйте их в беспорядке.

Не берите вашу сумку в зал – с ней вы будете иметь вид посетителя, а не служащего.

Е.Ю. Карпеева
заместитель директора по учету и хранению

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...